<< Предыдущая

стр. 21
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

законами субъектов РФ, а для земель недвижимого имущества (земельно-
рублей за каждый включенный в до-
поселений – нормативными актами го участка), включенного в договор.
говор земельный участок (что делает
муниципальных образований. Ставки В п. 15 Инструкции «О порядке госу-
бессмысленным включение в договор
арендной платы за земельные участ- дарственной регистрации договоров
аренды нескольких земельных участ-
ки разнятся, но в среднем по стране аренды недвижимого имущества»,
ков), обосновывая свою позицию
(кроме Москвы и Санкт-Петербурга) утвержденной Приказом Минюста РФ
тем, что регистрируются ограничения
не превышают 25 руб./кв. м в год, от 6 августа 2004 г. № 135, разъясня-
(обременения) на каждый земельный
в зависимости от кадастровой стои- ется, что в Единый государственный
участок. В НК РФ не закреплен поря-
мости объекта. реестр прав вносятся записи: в под-
док уплаты государственной пошлины
раздел III-4 – о договоре аренды и под
для таких случаев.
По гражданскому законодательству
тем же регистрационным номером
договор аренды на срок более года,
в подраздел III-1 – об ограничении
В соответствии с Земельным кодек-
а если хотя бы одной из сторон
(обременении) вещного права арендой
сом РФ, права на земельные участки
договора является юридическое
(п. 44 Правил ведения ЕГРП).
подлежат государственной регистрации
лицо, независимо от срока, должен
на основании Федерального закона от
быть заключен в письменной форме Таким образом, представляется це-
21 июля 1997 г. «О государственной
и подлежит государственной регист- лесообразным уплачивать государст-
регистрации прав на недвижимое иму-
рации. Государственная регистра- венную пошлину за регистрацию до-
щество и сделок с ним» (далее – Закон
ция осуществляется Федеральной говора аренды однократно в размере
о государственной регистрации).
регистрационной службой РФ (да- 7 500 руб. вне зависимости от того,
лее – ФРС). Согласно действующему сколько земельных участков включено
В ст. 4 Закона о государственной
налоговому законодательству, опла- регистрации: «Наряду с государ- в договор.



48
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №6 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ




ЗАЩИТА ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ
НАИМЕНОВАНИЕ И ТОРГОВЫЙ ЗНАК
В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ГЕРМАНИИ
В статье анализируется немецкая судебная практика в области
разрешения споров о доменах, а также рассматриваются риски, которые
следует учитывать российским предпринимателям при выходе на рынок
Германии



(ст. 1542). Подобное определение
Основные понятия
Татьяна Грейлих
ранее было выработано российской
юрист*
арбитражной практикой.
В судебной практике Германии (и в
этом она не отличается от российской)
Так, основная функция доменного
под доменным именем понимается
имени, принимаемая во внимание су-
однозначный уникальный адрес в сети
дами, выражается в преобразовании
Одна из основных задач компании при
Интернет, который присвоен физи-
IP адреса, имеющего цифровое вы-
выходе на новый рынок – верно оце- ческому или виртуальному серверу
ражение, в буквенное наименование
нить риски и перспективы продвиже- интернет-страницы1.
сайта. Такая трансформация призвана
ния своего фирменного наименования
облегчить процесс поиска и идентифи-
Как известно, буквенное выражение
или бренда. Нередко стоимость брен-
кации владельца информационного
названия интернет-страницы (Domain
да входит в число крупных активов
ресурса2.
Name System, DNS) используется
компании.
лишь для удобства пользователя и
Продолжая терминологический экс-
Достаточно вспомнить, какая борьба скрывает под собой Internet-Protocol
курс, рассмотрим составные части
развернулась между ведущими торго- (IP). При этом нумерическая система
доменного имени, которые являются
выми компаниями за фирменные цве- IP трансформируется в буквенно-
предметом споров и соответствующей
та и стиль рекламы в связи с появле- нумерическую (Uniform Ressource
правовой защиты.
нием на российском рынке одного из Locator, URL). Не вызывает сомнения,
участников группы Metro – компании что эти технические детали известны Доменное имя обычно состоит из
MediaMarkt. Невозможность использо- читателю, однако упомянуть о них двух частей: 1) Top-Level Domain (обоз-
вания своего фирменного стиля или стоит, ибо на рассуждении о правовых начение страны регистрации домен-
наименования, в рекламу и извест- основаниях распространения норм о ного имени или группы, например de,
защите промышленной собственно-
ность которого подчас инвестированы ru, net, com) и 2) Second-Level Domain
сти на цифровые коды IP базируется
многие миллионы евро, не только (само имя домена, например yahoo,
защита доменных имен в германской ebay, google). Каждый Second-Level
порождает значительные затраты на
судебной практике. Об этом и пойдет Domain может быть зарегистрирован
новую рекламу и продвижение, но и
речь в настоящей статье. только один единственный раз в соче-
ведет к задержке всей кампании по
тании с отдельным Top-Level Domain.
выходу на рынок. Российский законодатель пытался
Это обстоятельство играет решающую
дать нормативное определение домен-
И здесь не последнюю роль играет роль при возникновении конкуренции
ного имени в одном из проектов чет-
использование сети Интернет, в том и споров в отношении обладания
вертой части ГК РФ, где под доменом
числе посредством развития собс- востребованным доменным именем
предлагалось понимать «символьное
твенных интернет-страниц под домен- в определенном сегменте.
обозначение, предназначенное для
ными именами, аналогичными или
идентификации информационных ре- Регистрация доменного имени в Гер-
ассоциирующимися с наименованием
сурсов и адресации запросов в сети мании происходит через негосударст-
компании-владельца и ее продуктом.
Интернет и зарегистрированное в ре-
Законодательство и судебная практи- естре доменных имен в соответствии *
В данный момент автор проходит юридическую прак-
ка Германии предлагают любопытные с общепринятым порядком и обычая- тику при суде г. Траунштайн, Германия.
1
примеры регулирования разногласий в ми делового оборота». Регистрация См., например: Weinknecht, http://www.weinknecht.
de/ojr/index.html?/ojr/1996/2.htm
борьбе за доменные имена и способы при этом подразумевала возникнове- 2
См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января
их разрешения. ние исключительного права на домен 2001 г. № 1192/00.




49
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №6 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


венную организацию (Deutscher своих товаров или услуг и их отграни- 1) созвучность доменного имени
Network Information Center, далее – чения от товаров и услуг других пред- защищенной марке (товарному
DENIC). В России функцию регист- принимателей (§ 3 MarkenG). Иными знаку) или фирменному наиме-
ратора выполняет РосНИИРОС. Ос- словами, товарный знак служит иден- нованию;
новное правило регистрации домена тифицирующим инструментом, приме-
2) степень схожести тех товаров,
в Германии – «первый обратившийся няемым в рыночной конкуренции5.
работ, услуг или сферы деятель-
регистрирует первым». Это означает,
ности, которые связаны с домен-
что процедура закрепления доменного
Объем защиты марки ным именем, с теми, которые
имени за заявителем не только пре-
при использовании ее
дельно упрощена в целях ускорения «охватываются» защищенной
в качестве домена
процесса, но и может не сопровож- маркой;
даться тщательной проверкой при-
3) степень известности защищен-
Посредством признания права на то-
оритетности прав заявителя на регис-
ной марки: насколько она из-
варный знак в качестве абсолютного
трируемое наименование3. Контроль
вестна и оттого насколько од-
права (§ 14 абз. I MarkenG) доменное
ограничивается наиболее очевидными
имя получило аналогичный объем нозначно объекты гражданского
случаями злоупотребления правом.
Именно поэтому по общему правилу
и DENIC, и российский регистратор
Использование доменного имени рассматрива-
РосНИИРОС, как правило, не высту-
ется как имеющее прямое отношение к предмету
пают стороной в спорах о правах на
домены. защиты права на знак обслуживания, товарный
Однако такая оперативность и «де- знак, фирменное наименование, обозначение
мократичность» при регистрации
происхождения продукта.
доменов приводит к тому, что право
на марку, фирменное наименование
и знак обслуживания являются цен-
правовой защиты (§ 14 абз. II Nr. 1–3 оборота ассоциируются с ней
тральными вопросами в спорах об
MarkenG и ст. 9 п. a–c Gemeinschafts у потребителя.
интернет-адресах.
markenverordnung, GMV).
3. З а щ и т а известности
Практика Германии исходит из того,
Объем защиты включает следующие (Bekanntheitsschutz) – § 14 абз. II
что рядовой пользователь сети Интер-
элементы: Nr. 3 MarkenG и ст. 9 п. с GMV. Этот
нет, прибегая в поиске информации к
вид правовой охраны распростра-
доменным именам, ассоциирует их с 1. З а щ и т а и д е н т и ч н о с т и
няется на случаи извлечения пре-
наименованием конкретных товаров (Indentitatsschutz) – § 14 II Nr.1
имуществ от использования чужой
или продавца товаров, работ, услуг. MarkenG и ст. 9 п. a GMV. Пред-
репутации. В качестве оснований
В связи с этим использование домен- ставляет собой абсолютное право
возникновения правовой защиты в
ного имени рассматривается как име- защиты от использования обозна-
практике выделяются следующие
чений происхождения товаров и
ющее прямое отношение к предмету
элементы юридического состава:
услуг, идентичных охраняемым6.
защиты права на знак обслуживания,
товарный знак, фирменное наимено-
1) речь идет об известной марке (что
2. З а щ и т а о т с м е ш е н и я
вание, обозначение происхождения
(Verwechslungsschutz) – § 14 абз. II определяется статистически: не
продукта (далее – марка).
Nr. 2 MarkenG и ст. 9 абз. I п. b GMV. менее 30% опрошенных респон-
Этот вид правовой охраны является дентов из соответствующего
Аналогичной позиции по данной
относительным правом защиты,
категории споров придерживаются круга потребителей должны
призванным предотвратить заблуж-
и российские суды, основываясь связывать конкретное наимено-
дение пользователя относительно
на запретах использования чужого вание с определенными товара-
происхождения либо идентичности
фирменного наименования и товар- ми, работами или услугами либо
товарного знака или наименова-
ного знака, закрепленных в п. 2 ст. 4 предпринимателем). Степень
ния, сходного с доменным именем,
Закона «О товарных знаках, знаках известности товарного знака
с которым ассоциируются товары,
обслуживания и наименованиях мест устанавливается посредством
работы или услуги определенного
происхождения товаров»; п. 4 ст. 54 экспертизы, представляющей
предпринимателя. При этом защита
и ст. 138 ГК РФ; ст. 6 и 8 Парижской собой квалифицированное соци-
распространяется на представления
конвенции по охране промышленной ологическое исследование;
публики о связи между доменным
собственности.
именем и маркой. В этом случае
В соответствии с предл. 1 абз. 2 3
практика исходит из необходимости BGH, BGHZ 148, 13, 18 – ambiente.de.
4
§ 5 Закона о марках (Markengesetz, LG Hamburg, NJW-RR 625 (626) – emergency.de.
точного установления опасности 5
Eisenmann/Jautz, Grundriss Gewerblicher Rechtschutz
далее – MarkenG) в Германии для и вероятности смешения и заблуж- und Urheberrecht, 6. Aufl. (2006), Rn. 231.
возникновения права на защиту доста- дения потребителя относительно 6
Fezer, MarkenR, 3. Aufl. (2001), § 14 Rdnr. 74;
точно, чтобы доменное имя выполняло Ingerl/Rohnke, MarkenG, 2. Aufl. (2003), § 14 Rdnr.
происхождения объектов граж-
215.
функцию адресации или идентифика- данского оборота, ассоциируемых 7
Fezer, MarkenR, § 14 Rdnr. 78; Ingerl/Rohnke, MarkenG,

<< Предыдущая

стр. 21
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>