<< Предыдущая

стр. 2
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

тия финансового рынка России связа-
рынке ценных бумаг, утвержденного
ценных бумаг2.
ны с несовершенством его правового
Приказом ФСФР России от 6 марта
регулирования. Мы неоднократно Действие Федерального закона от 2007 г. № 07-21/пз-н (далее – Поря-
указывали на недостаточную реали- 8 августа 2001 г. «О лицензировании
док).
зацию в текущем законодательстве отдельных видов деятельности» (да-
конституционного принципа свободно- лее – Закон о лицензировании) в силу
Срок действия лицензии
го перемещения финансовых средств, ст. 2 не распространяется на такие
ограничение которого возможно ис- виды деятельности, как:
Согласно ранее действовавшему
ключительно на уровне законов, но
• деятельность кредитных организа- порядку (утвержден Приказом ФСФР
не подзаконных актов1.
ций; России от 16 марта 2005 г. № 05-
Конституционная норма о допустимо-
• страховая деятельность, за исклю- 3/пз-н), при первичном обращении
сти ограничения прав (например, пра- за получением лицензии соискателю
чением пенсионного страхования,
ва на предпринимательскую и иную выдавалась лицензия со сроком дейст-
осуществляемого негосударствен-
экономическую деятельность – ст. 34) ными пенсионными фондами; вия 3 года (п. 1.6), а лицензия без
только федеральным законом (ч. 3
ограничения срока действия выдава-
• деятельность профессиональных
ст. 55), по сути, не позволяет регули-
лась только на тот вид профессио-
участников рынка ценных бумаг.
ровать на уровне подзаконных актов
нальной деятельности на рынке цен-
вопросы лицензирования различных Между тем, согласно ст. 3 Закона ных бумаг, на осуществление которого
видов профессиональной деятельно- о лицензировании, основными принци- у соискателя уже имелась лицензия
сти на рынке ценных бумаг и саморе- пами осуществления лицензирования сроком действия 3 года. В соответст-
гулируемых организаций професси- являются: вии с новым Порядком (п. 1.6) соис-
ональных участников рынка. Однако
• обеспечение единства экономиче- кателю сразу выдается лицензия без
в настоящее время такая возможность
ограничения срока действия.
ского пространства на террито-
предусмотрена п. 6 ст. 42 Федераль-
рии РФ;
ного закона от 22 апреля 1996 г.
1
• установление единого перечня ли- См., например: Ефремов А. А. Конституция и финансо-
«О рынке ценных бумаг» (далее – За- вый рынок: краеугольные камни регулирования//Вест-
кон о рынке ценных бумаг). цензируемых видов деятельности ник НАУФОР. 2005. № 10. С. 24–29; Ефремов А. А.
Размещение средств институциональных инвесторов:
и единого порядка лицензирования конституционные основы и действующее регулирова-
Согласно данной норме, федеральный
на территории РФ. ние//Вестник НАУФОР. 2007. № 3. С. 7–12.
орган исполнительной власти по рын- 2
См.: Шаповалова Н. Ю. Конституционные ограничения
прав и свобод участников фондового рынка в условиях
Очевидно, что второй из приведен-
ку ценных бумаг устанавливает поря- административной реформы//Правовая наука и рефор-
ных принципов собственно и служит
док и осуществляет лицензирование ма юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып.
16: Административная реформа в России: Политико-
обеспечению единства экономи-
различных видов профессиональной правовое и управленческое измерение. Воронеж, 2004.
деятельности на рынке ценных бумаг, ческого пространства как конститу- С. 292–300.




3
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


щий орган не ранее чем за 60 рабочих
Документы, предоставляемые Судебная практика
дней до даты окончания срока дейст-
для получения лицензии по делам об аннулировании
вия имеющейся лицензии.
и приостановлении
Новый Порядок изменил ряд требова- В соответствии с п. 2.16 нового По-
действия лицензий
ний к таким документам. Если ранее рядка при наличии лицензии сроком
соискатель лицензии, созданный по-
действия 3 года документы представ- Данный вопрос является весьма
сле последней отчетной даты, должен
ляются в лицензирующий орган не актуальным для юристов профессио-
был предъявить только бухгалтерский
ранее чем за 30 рабочих дней до даты нальных участников рынка ценных
баланс, составленный на промежуточ-
окончания указанного срока действия. бумаг. Анализ судебной практики
ную дату без отметки налогового ор-
В этом случае лицензирующий орган позволяет выявить ряд важных аспек-
гана, то по новому Порядку (п. 2.1.7),
рассматривает полученные бумаги тов регулирования указанной сферы
представляется также справка об
и принимает решение в срок, не пре-
уплате уставного капитала. отношений:
вышающий 15 рабочих дней со дня их
• аннулирование лицензии является
Новеллой является также необходи- представления (п .2.16, 4.1).
мость представления документов о на- крайней мерой, поэтому ФСФР Рос-
личии у единоличного исполнительно- сии при издании приказа об аннули-
Переоформление
го органа соискателя лицензии опыта ровании должна мотивировать свои
бланков лицензий
работы в должности руководителя от- выводы достаточным образом3;
дела или иного структурного подразде-
В соответствии с п. 5.4 Порядка в те- • несоблюдение нормативов собст-
ления организаций, осуществляющих
чение 5 рабочих дней с даты принятия венных денежных средств и не-
профессиональную деятельность на
решения о переоформлении бланка исполнение предписания следует
рынке ценных бумаг или деятельность
лицензии либо решения о выдаче
по управлению инвестиционными или квалифицировать как неоднократ-
дубликата действующей лицензии
негосударственными пенсионными ное нарушение в течение года про-
лицензирующий орган раскрывает
фондами, саморегулируемых органи- фессиональным участником рынка
информацию об указанном решении
заций профессиональных участников ценных бумаг законодательства
на сайте ФСФР России в Интернете.
рынка или управляющих компаний ин- РФ о ценных бумагах, что служит
Ранее этот срок составлял 3 дня.
вестиционных или негосударственных основанием для принятия решения
пенсионных фондов, в должностные об аннулировании лицензии на
обязанности которого входило приня- Аннулирование лицензии осуществление профессиональной
тие (подготовка) решений по вопросам
деятельности на рынке ценных бу-
в области финансового рынка, или Порядок содержит ряд новелл, свя- маг4;
федерального органа исполнительной занных с процедурой аннулирования
• противодействие органам, проводя-
власти по рынку ценных бумаг не ме- лицензии по инициативе лицензиата
нее 1 года (п. 2.1.15). щим проверку, в качестве основа-
(п. 6.11). Решение об аннулировании
ния для аннулирования лицензии на
лицензии по инициативе лицензиата
Данное требование об опыте работы
не может быть принято: осуществление профессиональной
является также одним из лицензион-
деятельности на рынке ценных
ных требований и условий (п. 3.1.6), • в период проведения лицензирую-
бумаг в п. 4 ст. 44 Закона о рын-
которые лицензиат обязан соблюдать щим органом (его территориальным
ке ценных бумаг, а также в иных
(п. 1.10). органом) выездной проверки, кото-
нормативных правовых актах не
рая не завершена либо по итогам
указано5.
Процедура рассмотрения проведения которой лицензирую-
щим органом или его территориаль-
Важной новеллой является изменение 3
ным органом не принято решение; П о с т а н о в л е н и е ФАС М о с ко в с ко г о о к р у г а о т
сроков представления документов 27.07.2005 г. по делу № КА-А40/6697-05.
• в случае приостановления действия
4
П о с т а н о в л е н и е ФАС М о с ко в с ко г о о к р у г а о т
на выдачу лицензии при ее наличии.
13.05.2005 г. по делу № КА-А40/3660-05-П.
соответствующей лицензии лицен-
Ранее соискатели лицензии должны 5
П о с т а н о в л е н и е ФАС М о с ко в с ко г о о к р у г а о т
были подать документы в лицензирую- зиата. 06.09.2004 г. по делу № КА-А40/7565-040.




Библиотека журнала «Корпоративный юрист»
«Эффективный юридический департамент»
сборник статей
http://www.clj.ru/career/28885/



4
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ




«НАША ЦЕЛЬ – ЕДИНЫЕ ПРИНЦИПЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
ВО ВСЕМ МИРЕ»
В этом номере мы публикуем интервью с председателем Международной
конкурентной сети, главой канадского Бюро по вопросам конкуренции
Шеридан Скотт, которая, несмотря на плотный график пребывания
в Москве, любезно согласилась ответить на вопросы журнала
«Корпоративный юрист»


– Какое место в системе органов полагать, что ее заключение несет правонарушения, а картельные сго-
угрозу конкуренции в том или ином
государственной власти Канады за- воры – уголовные. Когда речь захо-
сегменте рынка. Мы также имеем
нимает возглавляемое вами Бюро? дит об уголовном преступлении, мы
дело со злоупотреблениями в ходе
Каковы его основные полномочия, обращаемся к главе Министерства
проведения публичных тендеров,
принципы работы, структура? юстиции – генеральному прокурору.
с ценовыми сговорами, со случаями Он принимает решение о достаточно-
– Канадское Бюро по вопросам кон-
раздела рынка по территориальному сти оснований для подобной квалифи-
куренции – это совершенно независи-
принципу и другими видами картель- кации нарушения.
мый правоприменительный орган. За
ных сговоров.
результаты своей деятельности мы на- Наша работа основывается на пяти
Еще одна функция Бюро – это надзор
прямую отвечаем перед Парламентом, базовых принципах: это честность,
за тем, чтобы компании не злоупо-
но по ряду организационных вопросов открытость и прозрачность, предска-
требляли своим доминирующим поло-
(получение денежных средств, состав- зуемость, оперативность и конфиден-
жением на рынке в ущерб конкурен-
ление ежегодного отчета перед Пала- циальность. Структура Бюро отражает
ции. Кроме того, в компетенцию Бюро
той общин) отчитываемся также перед возложенные на него функции и вклю-
входит предотвращение и расследо-
конкретными министрами. Однако это чает следующие подразделения:
вание случаев обмана потребителей,
не мешает нам с уверенностью гово- картельное, слияний и поглощений,
предоставления им недостоверной
рить о собственной независимости. злоупотребления доминирующим по-
информации о товарах и услугах на ложением, введения в заблуждение
В компетенцию Бюро, прежде всего, рынке. По закону мы вправе также потребителей, а также вспомогатель-
входит расследование дел о наруше- выступать в качестве адвокатов, дейст- ное подразделение. У нас есть отдел,
нии законодательства о конкуренции. вующих в интересах конкуренции, который занимается взаимоотношени-
Однако мы не вправе принимать как в государственных органах, так ями Бюро с аналогичными структура-
самостоятельно никаких окончатель- и в судах. Естественно, наше мнение ми в других государствах и со средст-
ных решений, имеющих юридическую при этом не является обязательным, вами массовой информации, а также
силу, – это прерогатива судебных но оно учитывается при принятии ре- проводит определенную работу среди
органов. Мы можем лишь заключить шений. Вот, пожалуй, и все наиболее потребителей и бизнеса, разъясняя им
мировое соглашение со стороной, важные функции, которые возложены принципы нашей деятельности.
нарушившей антимонопольное за- на Бюро.
конодательство, но это соглашение – Что вы можете рассказать о про-
Для осуществления перечислен-
в дальнейшем должно быть утвержде- грамме, которая позволяет потре-
ных полномочий нам предоставлены
но в суде – именно тогда оно обретет бителям оповещать Бюро о наруше-
определенные права. Например, при
силу судебного решения. ниях конкурентного законодательст-
проведении расследования мы можем ва? Насколько она успешна?
Наша организация также осущест- вызывать руководителей компаний
вляет контроль за слияниями и по- – Такая программа (six-resident com-
и иных лиц для дачи свидетельских
глощениями. Компании, которые хотят plaint) действительно существует,
показаний, а также запрашивать
совершить подобную сделку, должны причем не только в Канаде, но и в Ве-
всю необходимую бизнес-инфор-
сообщить о ней Бюро, если стоимость ликобритании. Поскольку канадское
мацию. Нарушения конкурентного
сделки составляет более 50 млн ка- законодательство не признает за
законодательства в Канаде могут
надских долларов, а совокупный доход потребителями права инициировать
преследоваться не только нормами
объединяющихся компаний будет пре- разбирательство в отношении анти-
гражданского, но и уголовного права.
вышать 400 млн долларов. При этом конкурентных действий – такое право
Так, злоупотребление доминирующим
за Бюро остается право расследовать есть только у Бюро, необходимо было
положением, введение в заблужде-
ние потребителей – это гражданские
любую сделку, если есть основания закрепить механизм, позволяющий



5
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВОМ


– Какие задачи стояли перед кон-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>