<< Предыдущая

стр. 4
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

о заключении такого соглашения. Как сделка согласована с антимонополь-
ваться с антимонопольным ведомст-
правило, взамен данные лица осво- ным ведомством России, совсем не
вом и выяснить, не возникнут ли
бождаются от какого-либо наказания означает, что такая сделка окажется
проблемы, не будет ли нарушено кон-
или им может быть выплачено возна- приемлемой с точки зрения конку-
курентное законодательство. В этом
граждение. Подобные программы за рентного законодательства других
отношении мы открыты и настроены
последние несколько лет получили стран. И это необходимо понимать.
на сотрудничество и диалог с компа-
широкое распространение во мно- Ну и, конечно, надо посещать между-
ниями. Прежде всего, мы стараемся
гих странах. Одна из актуальных народные конференции, организуемые
предостеречь компании от соверше-
проблем, с которой мы постоянно Международной конкурентной сетью,
ния правонарушений, а потом уже
сталкиваемся: как быть при расследо-
чтобы быть в курсе особенностей ре-
наказать. Безусловно, юристов всех
вании международного картельного
гулирования отношений конкуренции
компаний у себя в Канаде мы просим
сговора, когда одна страна признает
в различных странах.
ознакомиться с упомянутым ранее
иммунитет таких свидетелей, а другая
руководством по проведению сделок
нет, хотя фактически показания уже
были получены. При расследовании по слияниям и поглощениям. Интервью провела И. Красикова




Шишкин С.Н.
Государственное регулирование экономики:
предпринимательско правовой аспект

В книге рассматриваются формы и методы государственного регулирования
экономики и предпринимательской деятельности. Анализируется государст
венное регулирование отдельных областей (инвестиционной, инновацион
ной, аудиторской деятельности, регулирование рынков ценных бумаг,
банковских и страховых услуг), в том числе в регионах. Отдельная глава
посвящена государственной поддержке предпринимательской деятельности.
Предназначена для юристов, занятых в сфере предпринимательства.

Информация об этой книге: http://shop.wolters kluwer.ru/?book=339




ISBN 978 5 466 00297 3
2007 г. • 256 с.
Обложка
Цена: 300,00 руб.


ЗАКАЗ КНИГ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ВОЛТЕРС КЛУВЕР»
? 8 800 200 6789 • (495) 789 3275
sales@wolters kluwer.ru • e shop.wolters kluwer.ru


8
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ




ЭКСПОРТНЫЕ РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ
Как защитить экономические интересы компании от субсидированного
импорта? В каких случаях инициируются компенсационные
расследования? С какой целью вводятся компенсационные
пошлины?



торое было подписано по результатам
Анна Смбатян Кредиты
Уругвайского раунда многосторонних
кандидат юридических наук, При предоставлении государством
торговых переговоров. Данный ме-
преподаватель кафедры (либо подконтрольным государству
ханизм включен в законодательство
публичного права банком) кредита размер субсидии
большинства государств как членов,
Всероссийской Академии будет равен разнице между средней
так и не членов ВТО, включая РФ1.
внешней торговли процентной ставкой по коммерческим
кредитам, которые выдаются на со-
Виды субсидий поставимых условиях, и процентной
ставкой государственного кредита,
Субсидией является выгода в форме
если последняя ниже.
Субсидирование промышленного финансового содействия, оказывае-
производства является формой под- мого органами государственной вла- Государственные гарантии
держки национальных товаропро- сти всех уровней, иными публичными
по кредитам
изводителей. Субсидии могут быть органами, а также любыми третьими
направлены на развитие новых от- лицами от имени либо по поручению Если программа гарантирования кре-
раслей промышленности, создание государства. Приведем иллюстратив- дита функционирует на нерыночных
и развитие промышленности в от- ный перечень субсидий. условиях, то размер субсидии рас-
дельных регионах страны, оказание считывается либо как разница между
помощи товаропроизводителям по Освобождение от обязательных фактическими платежами за гарантию
развитию экспорта, привлечение платежей в бюджет и размерами платежей, достаточных
и поддержку инвестиций. По сути, для того, чтобы гарантия предостав-
Субсидией являются денежные
субсидирование представляет собой лялась на рыночных условиях, либо
сред ства, которые в соответствии
форму вмешательства государства как разница между фактическими
с действующим законодательством
в условия рыночной конкуренции, платежами за гарантию и платежами,
в обычных условиях были бы уплаче-
в результате чего определенные ком- которые компания платила бы в слу-
ны лицом, которому предоставлено
пании и (или) отрасли получают от чае получения сопоставимого ком-
освобождение от уплаты налогов,
государства те или иные конкурентные мерческого кредита при отсутствии
таможенных платежей и любых других
преимущества. государственной гарантии. Если же
обязательных сборов и платежей.
гарантия дается на рыночных услови-
Субсидирование может приводить
ях, то ее финансирование компанией
Льготы в отношении обязательных
к вытеснению с внутреннего рынка
фактически устраняет полученные
платежей в бюджет
товаров отечественного производства
преимущества от более низкой про-
или к аннулированию или сокращению В данном случае размер субсидии центной ставки.
преимуществ, достигнутых в резуль- определяется исходя из разницы меж-
тате согласования тарифных уступок ду теми финансовыми средствами, Предоставление товаров
между членами ВТО. В таком случае которые должны были быть уплачены и услуг государством
государства, чьи интересы оказались плательщиком при отсутствии льготы,
В этом случае размер субсидии рас-
затронуты поставками субсидиро- и теми, которые фактически были
считывается как разница между ценой,
ванного импорта, вправе применять уплачены после ее предоставления.
уплачиваемой государству компания-
в отношении такой продукции контр-
ми-получателями за товар или услугу,
меры. Прямое перечисление
и адекватным вознаграждением за
денежных средств
Многосторонние правила в области данный товар или услугу (если упла-
противодействия субсидированному Этот вид субсидирования встречается
импорту регламентированы в Согла- довольно редко, так как представляет 1
Федеральный закон от 08.12.2003 г. «О специальных
шении по субсидиям и компенсацион- собой прямое отчуждение публичных защитных, антидемпинговых и компенсационных
ным мерам (далее – Соглашение), ко- средств. мерах при импорте товаров».




9
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


чиваемая цена меньше). Адекватное К запрещенным относятся: а) экс- в отношении субсидированного им-
порта компенсационные меры.
портные субсидии, т.е. субсидии,
вознаграждение обычно определяется
увязанные по закону или фактически
с учетом преобладающих условий на
Надо иметь в виду, что в качестве
в качестве единственного или одного
внутреннем рынке. специфических субсидий не могут
из нескольких условий с результатами
рассматриваться:
Закупка товаров государством экспорта; б) субсидии, увязанные по
• изменение на всех уровнях уни-
закону или фактически в качестве
Если частные компании и государст-
единственного или одного из не- версально применяемых ставок
венные органы закупают одни и те же
скольких условий с использованием налогов либо иных обязательных
товары, то размер субсидии рассчи- платежей;
местных товаров вместо импортных.
тывается как разница между ценой, Соглашение не разрешает членам
• существование в разных странах
по которой осуществляется государст- ВТО предоставлять или сохранять
различных систем налогообложе-
венная закупка, и наивысшей ценой, запрещенные субсидии вне зависи-
ния;
предлагаемой частными компаниями мости от наличия либо отсутствия
за аналогичный товар. • относительно низкий уровень за-
искажающего воздействия, которое
оказывает субсидированный экспорт работной платы и затрат в области
Списание долга, на условия международной торговли охраны окружающей среды в отде-
принадлежащего государству соответствующим видом товара. льных странах;
Списание долга, принадлежащего
государству, государственным бан-
Субсидирование может приводить к вытеснению
кам и иным государственным орга-
с внутреннего рынка товаров отечественного
низациям, освобождает компании
от обязательств по возврату долга,
производства или к аннулированию или сокра-
вследствие чего является субсидией,
щению преимуществ, достигнутых в результате
размер которой равен размеру списы-
ваемого долга, включая накопленные согласования тарифных уступок между членами
проценты.
ВТО. В таком случае государства, чьи интересы ока-
Преференциальные тарифы зались затронуты поставками субсидированного
на перевозку
импорта, вправе применять в отношении такой
Предоставление более низких та-
продукции контрмеры.
рифов на перевозку определенных
видов продукции рассматривается
как субсидирование транспортировки • относительно невысокая стоимость
Наказуемыми являются субсидии,
товара. энергоносителей, сырья и другие
которые предоставлены: а) одному
естественные конкурентные пре-
предприятию либо группе предпри-
Предоставление государством имущества.
ятий; б) промышленному сектору либо
акционерного капитала группе секторов или в) предприятиям, Следует отметить, что многие раз-
расположенным в определенном гео-
Критерием для определения наличия витые страны не готовы мириться
графическом регионе. Таким обра-
субсидии является оценка того, вло- с повышением конкурентоспособности
зом, специфическими являются все
жил бы частный инвестор капитал экспорта таких стран, как Россия, Ки-
субсидии, которые носят адресный,
(принимая во внимание рискованность тай, Индия и др. Они регулярно высту-
избирательный характер.
вложений) в данную компанию в усло- пают с предложениями о расширении
виях, при которых инвестиция была понятия субсидий, подпадающих под
Субсидия не является специфиче-
осуществлена государством. действие Соглашения, с тем чтобы
ской, если субсидирующим органом
получить более широкие возможности
либо законодательством установлены
Предоставление любых по введению ограничений в отноше-
объективные критерии и условия,
преференциальных прав нии импорта. Остается надеяться, что
определяющие право на получение
в области производства, экспорта поскольку большинство членов ВТО
субсидий и их размер, причем данное
составляют именно развивающиеся
либо транспортировки товара право должно быть автоматическим,
страны, то нежелательные, в том чис-
а критерии и условия должны строго
Предоставление преференциальных ле и для нас, изменения правил ВТО
соблюдаться. Критерии и условия не-
прав рассматривается в качестве не будут одобрены.
обходимо четко оговорить в законе,
субсидирования, если в результате
инструкции, акте или других офици-
адресат получает выгоду.
Процедура компенсационного
альных документах таким образом,
расследования
чтобы их можно было проверить
Понятие (п. «b» ст. 2.1 Соглашения).
специфических субсидий В случае если субсидированный им-
Применение наказуемых субсидий не порт оказывает негативное воздейст-
Под действие Соглашения подпада- запрещено правилами Соглашения, вие на финансово-производственные
ют так называемые специфические но если такие субсидии оказывают показатели отрасли по производству
субсидии, которые подразделяются искажающее воздействие на ход аналогичного товара государства-им-
на две категории: запрещенные и на- международной торговли товарами портера, в отношении такого импорта
казуемые (т.е. дающие основания для и нарушают интересы других членов по инициативе отечественных произ-
принятия компенсационных мер). ВТО, то последние вправе принять водителей может быть инициировано

<< Предыдущая

стр. 4
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>