<< Предыдущая

стр. 5
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



10
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


компенсационное расследование. отраслях составляет от 15 до 20 лет, концепции. Согласно первой, субсидии
причем в законах многих государств
Процедура его проведения во многом выделяются определенному юриди-
положение о длительных последстви-
идентична процедуре антидемпингово- ческому лицу, а поскольку после при-
ях субсидирования носит характер
го расследования. ватизации фактически появляется но-
презумпции. вое юридическое лицо (post-privatized
Для того чтобы в отношении субси-
enterprise), то ранее предоставленные
Правило о сроке действия послед-
дированного импорта были введены
субсидии прекращают свое действие.
ствий субсидирования представляется
компенсационные меры, необходимо
По другой концепции, субсидии пре-
справедливым. Ведь если на субси-
доказать наличие субсидирования,
доставляются не юридическому лицу,
дированные средства приобретено
материального ущерба либо угрозы
а промышленному комплексу, пред-
оборудование, то продукция, которая
его нанесения производителям ана-
приятию как таковому, приватизация
на нем производится, естественно,
логичного товара страны-импортера,
которого не приводит к прекращению
пользуется недобросовестными конку-
а также существование причинно-
действия субсидий. Вместе с тем
рентными преимуществами в течение
следственной связи между субсиди-
переход ранее полученных субсидий
длительного периода времени. При
рованием и ущербом.
к приватизированному по рыночной
этом совсем не обязательно, чтобы
Субсидии могут предоставляться как цене предприятию не носит характера
стоимость единицы соответствующего
de jure, так и de facto. В связи с тем, презумпции, и такой факт необходимо
товара была ниже стоимости анало-
что большинство правовых актов под- доказывать путем соответствующих
гичной продукции на внутреннем рын-
лежит обязательной публикации, обна- ке страны-производителя либо ниже расчетов.
ружить первую категорию субсидий не
составит труда. Для этого нужно лишь
проводить регулярный мониторинг В случае если субсидированный импорт оказывает
законодательства и прессы той или
негативное воздействие на финансово-произ-
иной страны, а также отраслевых ана-
литических отчетов международных водственные показатели отрасли по производст-
организаций. Что касается субсидий,
ву аналогичного товара государства-импортера,
которые предоставляются de facto, то
в отношении такого импорта по инициативе оте-
для их выявления порой необходимы
навыки, применяемые в разведыва-
чественных производителей может быть иниции-
тельной деятельности.
ровано компенсационное расследование.
По общему правилу, компенсационные
пошлины устанавливаются не более
чем на пятилетний срок. Они не могут стоимости продукции производителей Вопрос перехода ранее полученных
вводиться в размере, превышающем страны-импортера. Даже факт поддер- субсидий к приватизированному
размер субсидирования на единицу жания цен на относительно высоком предприятию анализировался в деле
произведенного и экспортированно- уровне может являться результатом Компенсационные меры в отношении
го товара. Компенсационные меры субсидирования, при отсутствии кото- некоторых товаров из ЕС2. Настоя-
применяются в целях выравнивания рого, что очевидно, стоимость товара щее дело связано с законодательной
условий конкуренции и нейтрализа- была бы еще выше. нормой США, которая гласит: «Смена
ции неблагоприятных последствий собственности в отношении всего
субсидирования путем повышения
Переход субсидии или части иностранного предпри-
экспортной цены товара. ятия или производственных активов
к приватизированному
иностранного предприятия не требует
Альтернативой введению компенса- предприятию сама по себе принятия решения …
ционных пошлин является принятие
о том, что наказуемая субсидия, по-
обязательства субсидирующим госу- Приватизация предприятий по неры-
лученная предприятием в прошлом,
дарством (о прекращении субсиди- ночной цене и (или) на нерыночных
перестает быть таковой, даже если
рования либо о принятии других мер условиях является формой субси-
смена собственности осуществляется
в отношении последствий субсидиро- дирования, так как занижение цены
посредством совершения сделки на
вания) или иностранным экспортером в данном случае указывает на добро-
рыночных условиях». Европейские
(о пересмотре цен с целью устранения вольный отказ государства от причи-
Сообщества оспорили основанную
последствия субсидирования). тающихся ему средств. В связи с этим
на этой норме методологию Министер-
в отношении экспорта продукции таких
ства торговли США. Они утверждали,
предприятий существуют высокие рис-
Долгосрочные риски, что в 12 расследованиях в отношении
ки инициирования компенсационных
связанные продукции из стали происхождением
расследований с последующим вве-
с получением субсидий из ЕС, каждое из которых касалось
дением компенсационных мер. Риск
продукции бывших государственных
введения компенсационных мер может
Риск продления компенсационной предприятий, приватизированных по
быть минимизирован только путем
пошлины по результатам пересмотра рыночной цене, введение или сохра-
возврата предприятием государству
по истечении срока ее действия гораз- нение компенсационной пошлины
суммы недополученных доходов от
до выше, чем риск продления анти- базировалось на доприватизационных
приватизации, включая накопленные
демпинговой пошлины. Это связано с субсидиях.
проценты.
тем, что последствия субсидирования
действуют в течение срока полезной Относительно перехода ранее полу- 2
United States – Countervailing Measures Concerning
эксплуатации активов в соответству- ченных субсидий к приватизирован- Certain Products from the European Communities, WT/
ющей отрасли, который в отдельных ному предприятию существует две DS212/AB/R.




11
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


В числе европейских компаний, на Вопрос «сквозного эффекта» субсиди- ведено ни одного компенсационного
продукцию которых в США был про- рования рассматривался в деле Уста- расследования. Это связано с тем, что
длен срок действия компенсационных новление окончательной компенсаци- по общему правилу компенсационные
пошлин, можно назвать British Steel онной пошлины в отношении некото- расследования инициируются только
Corporation, в настоящее время из- рых видов древесины хвойных пород в отношении товаров происхождени-
вестную как Corus Group. British Steel из Канады3. Предметом данного спора ем из стран с рыночной экономикой.
Corporation. Она является, пожалуй, было введение США компенсационных В течение последних нескольких лет
одной из самых субсидированных пошлин на некоторые виды древеси- рыночный статус российской экономи-
сталелитейных компаний в мире: на ны хвойных пород, которые прошли ки признан многими странами мира,
протяжении нескольких лет лейбо- через переработку на независимых включая США и ЕС.
ристское правительство Великобри-
лесопилках и лесообрабатывающих
Что касается российской практики
тании с целью поддержания занятости
предприятиях – организациях, которые
и обеспечения конкурентоспособности в области введения компенсационных
не получали непосредственных выгод
национальной сталелитейной про- мер, то в настоящее время в РФ дейст-
от субсидий, без какого-либо анали-
мышленности вливало в тогда еще вует только одна мера – компенсаци-
за того, в какой степени субсидии
государственную компанию порядка онная пошлина на импорт прутков для
предоставляли льготы независимым
двух миллиардов фунтов стерлингов армирования железобетонных конст-
лесопилкам и лесопереработчикам.
ежегодно. Ситуация изменилась, ког- рукций происхождением из Украины4.
да к власти пришли консерваторы во При рассмотрении вопроса о право- Столь скромная статистика связана
главе с М. Тэтчер: в 1988 г. компания мерности применения такой методо- отнюдь не с тем, что на отечествен-
была приватизирована и субсидиро-
вание прекратилось.
Компенсационные меры применяются в целях вы-
При рассмотрении данного спора Тре-
тейская группа Органа по разрешению равнивания условий конкуренции и нейтрализа-
споров ВТО (далее – Группа) заклю-
ции неблагоприятных последствий субсидирова-
чила, что приватизация на рыночных
ния путем повышения экспортной цены товара.
условиях и по рыночной цене всегда
и обязательно (выдел. авт.) погашает
оставшуюся часть выгоды, существо-
логии, исходя из практики ГАТТ/ВТО, ный рынок поступают исключительно
вавшей ранее для государственного
товары, производство, экспорт либо
Апелляционный орган отметил, что,
предприятия. Этот вывод был оспорен
транспортировка которых не субси-
когда компенсационные пошлины
США с опорой на утверждение, что
дируются. Причина существующего
вводятся на конечный товар в целях
смена собственности, независимо от
положения дел кроется в том, что
компенсации неблагоприятного воз-
цены сделки, никогда (выдел. авт.)
российские товаропроизводители
действия субсидий, предоставленных
не погашает выгоды, в случае если
недостаточно ознакомлены с возмож-
производителям сырья, и когда про-
государственная и новая приватизи-
ностью защиты своих экономических
изводители сырья и готовых товаров
рованная компании являются одним
интересов от субсидированного им-
осуществляют деятельность на ры-
и тем же юридическим лицом (п. 95
порта и, следовательно, не проводят
ночных условиях, орган, проводящий
Доклада Апелляционного органа).
работу по своевременному выявлению
расследование, должен установить,
Апелляционный орган пришел к за- иностранных субсидий и подготовке
в каком именно размере льгота в виде
ключению, что существуют факторы документов, необходимых для иници-
финансового содействия производите-
несовершенства рынка, в том числе ирования процедуры компенсацион-
лям сырья перешла к производителям
и вызванные действиями правитель- ного расследования. Несмотря на то
конечного товара. Таким образом,
ства, в результате которых цена, что компетентные органы государст-
Апелляционный орган согласился
основанная на рыночной оценке, ва ex officio вправе инициировать
с выводом Группы о том, что если
не отражает полной экономической компенсационные расследования,
переход льготы от получателя субси-
стоимости предприятия, включая стои- подобная практика не получила рас-
дии к производителю либо экспортеру
мость ранее полученных субсидий. пространения ни в одной стране мира.
товара не подтвержден, то в таком
Таким образом, Апелляционный орган В подавляющем большинстве случа-
случае нельзя говорить о субсиди-
отклонил вывод Группы о том, что при- ев расследования инициируются на
ровании в отношении этого вида
ватизация предприятия по рыночной основе мотивированных обращений
товара в смысле ст. 10 Соглашения
цене всегда свидетельствует о том, представителей национальной про-
по субсидиям и компенсационным
что приватизированный производи- мышленности. Таким образом, защита
мерам и ст. VI:3 ГАТТ (п. 7.91 Доклада
тель заплатил все, что было ранее российского рынка от недобросовест-
Группы).
получено в качестве субсидий (п. 127 ной иностранной конкуренции в форме
Доклада Апелляционного органа). поставок субсидированного импорта
Практика введения во многом зависит от готовности
Риски, связанные российских товаропроизводителей
компенсационных мер
прилагать усилия в данном направ-
с косвенным субсидированием
Чаще всего объектами компенсаци- лении.
онных расследований являются дре-
Существуют риски введения компен-
весина, изделия из стали, продукция
сационных пошлин на продукцию, 3
United States – Final Countervailing Duty Determination
пищевой промышленности, судострое-
изготовленную из сырья, производ- with Respect to Certain Softwood Lumber from Canada,
WT/DS257/AB/R.
ния и др. В отношении экспорта из РФ
ство либо экспорт которого субсиди- 4
Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 г.
руется. до настоящего времени не было про- № 791.




12
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №7 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ




МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ:
ГИБКОСТЬ ЗАКОНА КАК ЗАЛОГ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ*
В рамках Концепции развития корпоративного законодательства на
период до 2008 г. разработан проект федерального закона «О внесении

<< Предыдущая

стр. 5
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>