<< Предыдущая

стр. 14
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

заявок на участие в конкурсе, со заказа (ч. 4 и 5 ст. 57 Закона о раз- ме, в том числе в форме электронного
дня проведения аукциона или со дня мещении заказов). Так, если наруше- документа или посредством исполь-
рассмотрения и оценки котировочных ния предполагаются при размещении зования факсимильной связи. Копия
заявок. По истечении указанного заказа для муниципальных нужд, жалобы обязательно направляется
срока обжалование таких действий жалобы участников рассматриваются заказчику, в уполномоченный орган,
(бездействия) осуществляется только местным органом, уполномоченным специализированную организацию,
в судебном порядке. на осуществление контроля в сфере конкурсную, аукционную или котиро-
размещения заказов, и аналогичным вочную комиссию, действия (бездейст-
На практике нередко возникают ситуа-
федеральным органом исполнитель- вие) которых обжалуются (ч. 6 ст. 57
ции, когда участникам размещения
ной власти. Жалобы участников Закона о размещении заказов).
заказов становится известно о нару-
в рамках размещения заказа для
шении их прав и законных интересов В практике нередки ситуации, когда
государственных нужд субъекта РФ
участник размещения заказа, подавая
уже по прошествии десятидневного подаются в орган исполнительной
жалобу, не имеет четкого представле-
срока в силу того, что участники на власти субъекта РФ, уполномочен-
ния о том, чьи действия он обжалует,
итоговых процедурах не присутствуют, ный на осуществление контроля
и указывает в жалобе субъектов, при-
а заказчики и уполномоченные органы в сфере размещения заказов, или
частных к размещению заказа, но не
несвоевременно публикуют и разме- аналогичный федеральный орган
имеющих отношения к обжалуемым
щают на сайтах итоговые протоколы. исполнительной власти. Действия
действиям. Например, когда обжалу-
Указанное препятствует обращению (бездействие) заказчика, уполномо-
ются действия конкурсной комиссии,
в административный орган с жалобой ченного органа, специализированной
а аргументы участника по содержанию
в установленный срок, а этот срок по организации, конкурсной, аукционной
касаются конкурсной документации,
смыслу закона является пресекатель- или котировочной комиссии в рамках
с разработкой и утверждением кото-
ным и не подлежит восстановлению. размещения заказа для федеральных
рой конкурсная комиссия в силу ука-
Данный вывод следует из системного нужд обжалуются исключительно
зания закона никак не связана.
в федеральный орган исполнительной
анализа положений ч. 2 ст. 57 и ч. 1
власти, уполномоченный на осущест- К сожалению, закон не регламентирует
ст. 59 Закона о размещении заказов.
вление контроля в сфере размещения порядок действий административного
Ими определяется, что за предела-
заказов. органа для случая, когда в рамках
ми означенного срока обжалование
рассмотрения жалобы выявлен факт
действий (бездействия) заказчика, Соблюдение требований о подве-
привлечения к данной процедуре
уполномоченного органа, специали- домственности жалоб тому или иному
ненадлежащего лица. И админист-
зированной организации, конкурсной, органу имеет особое значение в силу
ративная практика по этому вопросу
аукционной или котировочной комис- пресекательности упомянутого выше
развивается в двух направлениях.
сии производится только в судебном десятидневного срока, который не
порядке, а жалоба, поданная по приостанавливается, если участник 1. Административный орган, обна-
истечении названного срока в орган, размещения заказа обратился с жало- ружив при рассмотрении жалобы
уполномоченный на осуществление бой в ненадлежащий орган, и который упомянутый факт, прекращает
контроля в сфере размещения заказов может быть пропущен в процессе производство в связи с необосно-
для государственных и муниципаль- повторной подачи жалобы в другой ванностью жалобы, поскольку субъ-
орган. Обязанность административно- ект, действия которого обжалуются,
ных нужд, подлежит возврату.



32
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №8 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


их не совершал. Следует признать онной или котировочной комиссии, Приведенный перечень оснований
является исчерпывающим и не может
формальность такого подхода, действия (бездействие) которых
расширяться или сужаться по усмот-
однако с точки зрения закона все обжалуются;
рению административного органа.
достаточно обоснованно.
• наименование, сведения о месте Необходимо также отметить, что при
2. Административная практика бази- нахождения (для юридического выявлении случая, предусмотренного
руется на аналогии закона, в част- лица), фамилию, имя, отчество, означенной нормой, административ-
ности, с процессуальными нормами сведения о месте жительства (для ному органу вменяется в обязанность
других законов о возможности физического лица) участника раз- возвратить жалобу, а не предостав-
замены ненадлежащего лица, при- мещения заказа, подавшего жало- ляется право сделать это по своему
влекаемого в качестве ответчика. бу, его почтовый адрес, адрес элек- желанию.
Например, ст. 47 АПК РФ пре- тронной почты, номера контактного
дусматривает, что в случае, если телефона, факса;
Процедура
при подготовке дела к судебному
• указание на размещаемый заказ; рассмотрения жалобы
разбирательству или во время су-
дебного разбирательства в суде • указание на обжалуемые действия Процедура рассмотрения жалоб участ-
первой инстанции будет установ- (бездействие) заказчика, уполно- ников размещения заказов законом
лено, что иск предъявлен не к тому моченного органа, специализиро- практически не регламентируется, что
лицу, которое должно отвечать по ванной организации, конкурсной, является одной из наиболее сущест-
иску, арбитражный суд может по аукционной или котировочной ко- венных недоработок законодателя.
ходатайству или с согласия истца миссии, доводы жалобы.
допустить замену ненадлежащего Во-первых, отсутствие унифицирован-
К жалобе должны быть приложены
ответчика надлежащим. Исходя из ных процедур рассмотрения жалоб
док ументы, подтверждающие ее
этого, административный орган, административными органами всех
обоснованность, и доверенность на
заручившись согласием заявителя, трех уровней позволяет на каждом
право подачи и подписания жалобы,
осуществляет рассмотрение дела уровне и в каждом органе (количест-
если она подписывается представи-
уже в отношении субъекта, допус- во которых с учетом числа субъектов
телем. Административный орган, по- РФ и муниципальных образований
тившего обжалуемое действие (без-
лучив жалобу, обязан в течение двух на территории России значительно
действие), а не того лица, которое
рабочих дней ее оценить с позиции превышает тысячу единиц) применять
было первоначально указано в жа-
присутствия в ней всех необходимых свою собственную процедуру, право-
лобе. Подобный подход позволяет
мерность использования которой не
сведений, предусмотренных зако-
более эффективно защищать права
подкреплена какими-либо норматив-
ном, и решить, принимается жалоба
и интересы участников размеще-
ными актами.
к производству либо возвращается
ния заказов в административном
заявителю. Основания для возврата
порядке, избегать формальности
Во-вторых, при рассмотрении жалоб
и устранять пробелы законодатель- указаны в ч. 1 ст. 59 Закона о разме- абсолютно неясными остаются: после-
ства. Однако при его реализации щении заказов. В частности, жалоба довательность действий администра-
административный орган выходит на действия (бездействие) заказчика, тивного органа; права и обязанности
за рамки своих прямо прописанных уполномоченного органа, специализи- лиц, привлеченных к участию в данной
в законе полномочий, что может рованной организации, конкурсной, процедуре; коллегиальность или едино-
быть неоднозначно воспринято аукционной или котировочной комис- личность ее проведения; возможность
судебными органами. сии возвращается участнику разме- привлечения экспертов и специалистов
щения заказа в случае, если: со стороны (поскольку размещение
На наш взгляд, до внесения соответст-
заказов может касаться сложных
вующих изменений в Закон о разме- • жалоба не содержит сведений,
вопросов, требующих специальных
щении заказов в части полномочий предусмотренных ч. 1 ст. 58 Закона
познаний); необходимость выполне-
административного органа следует о размещении заказов;
ния отдельных процедурных действий
придерживаться первого направления,
• жалоба не подписана или подписа- (например, составления протокола за-
поскольку это способствует дисципли-
седания, ведения записи в заседании,
на лицом, полномочия которого не
нированию участников размещения
рассмотрения ходатайств и т.п.).
подтверждены документами;
заказов, стимулирует их к изучению
законодательства и надлежащему
Представляется, что дополнение зако-
• жалоба подана по истечении сро-
оформлению жалоб. А для защиты
на нормами, регулирующими проце-
ка, указанного в ч. 2 ст. 57 Закона
прав и интересов у участника разме-
дуру рассмотрения жалоб, – одна из
о размещении заказов;
щения заказа всегда остается возмож-
первоочередных задач при доработке
ность обратиться в судебные органы. • жалоба на те же действия (бездейст- Закона о размещении заказов.
вие) заказчика, уполномоченного
Как отмечалось выше, жалоба пода-
После получения жалобы и принятия
органа, специализированной орга-
ется в письменной форме. При этом,
ее к рассмотрению уполномоченный
низации, конкурсной, аукционной
согласно ст. 58 Закона о размещении
на осуществление контроля в сфере
или котировочной комиссии при-
заказов, жалоба обязательно должна
размещения заказов орган уведом-
нята судом к рассмотрению или по
содержать следующие сведения:
ляет всех заинтересованных лиц о со-
ней принято решение суда;
• наименование, место нахождения, держании жалобы, а также сообщает
• жалоба подана с нарушением им о месте и времени рассмотрения
почтовый адрес, номер контактного
требований Закона о размещении жалобы. При этом административный
телефона заказчика, уполномочен-
заказов о подведомственности орган вправе направить заказчику,
ного органа, специализированной
при рассмотрении жалоб (ч. 4 и 5 в уполномоченный орган, специали-
организации, фамилии, имена,
зированную организацию, конкурс-
отчества членов конкурсной, аукци- ст. 57).



33
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №8 • 2007 | РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ


ную, аукционную или котировочную уровня данного органа. Так, местный власти, уполномоченный на осущест-
комиссию, участнику размещения вление контроля в сфере размещения
орган, уполномоченный на осущест-
заказа, подавшему жалобу, запрос о заказов, и в правоохранительные
вление контроля в сфере размеще-
представлении сведений и докумен- органы.
ния заказов, в силу ч. 6 ст. 60 и ч. 8
тов, необходимых для рассмотрения ст. 17 Закона о размещении заказов
Полномочия и обязанности админист-
жалобы (ч. 3 ст. 60 Закона о разме- вправе:
ративного органа субъекта РФ, упол-
щении заказов).
номоченного на осуществление конт-
• направить заказчику, являющемуся
Важно, что на данной стадии адми- роля, аналогичны указанным выше с
органом местного самоуправления,
нистративный орган имеет право на той лишь поправкой, что предложения
уполномоченному органу, в ре-
любом этапе приостановить размеще- и предписания направляются в адрес
зультате действий (бездействия)
ние заказа до рассмотрения жалобы заказчиков, уполномоченных органов,
которых были нарушены права
по существу, направив надлежащему конкурсных, аукционных и котировоч-
и законные интересы участников
лицу в письменной форме соответст- ных комиссий регионального уровня.
размещения заказа, предложение
вующее требование, которое явля-
об устранении таких нарушений Федеральный орган исполнительной
ется обязательным для исполнения
в соответствии с законодательст- власти, уполномоченный на осущест-
(ч. 4 ст. 60 Закона о размещении
вом РФ; вление контроля в сфере размещения
заказов).
заказов, вправе выдавать предписа-
• направить заказчику, являющемуся
Следует отметить возникающее на ния лицам, принимающим участие
органом местного самоуправления,
практике непонимание соотношения в размещении заказа (т.е. заказчи-
уполномоченному органу предло-
между этим правом административ-
кам, уполномоченным органам и т.п.)
жение о замене члена конкурсной,
ного органа и обязанностью заказчика
местного и регионального уровня
аукционной или котировочной ко-
приостановить процесс заключения
и заказчикам, которые не являются
миссии, допустившей нарушение
государственного или муниципального
органами государственной власти
законодательства РФ и (или) иных
контракта до рассмотрения жалобы.
федерального уровня. Заказчику, яв-
нормативных правовых актов РФ
Согласно ч. 5 ст. 60 Закона о разме-
ляющемуся органом государственной
о размещении заказов;
щении заказа, заказчик не вправе
власти РФ, и федеральному органу
заключить государственный или муни-
• выдать заказчику, не являющемуся исполнительной власти, уполномо-
ципальный контракт до рассмотрения
органом местного самоуправления, ченному на осуществление функций
жалобы на действия (бездействие)
или специализированной организа- по размещению заказов для госу-
заказчика, уполномоченного органа,
ции либо конкурсной, котировочной дарственных заказчиков, в результате
специализированной организации,
или аукционной комиссии, в ре- действий (бездействия) которых были

<< Предыдущая

стр. 14
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>