<< Предыдущая

стр. 8
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

что проведение конференции на тему
преимущества. Кроме того, расшире-
банковских продуктов, что повлекло
управления юридической службой
ние специализации позволяет решать
формирование следующих струк-
также могло бы стать полезным для
те же задачи в более короткие сроки
турных подразделений означенного
руководителей соответствующих
и меньшим количеством сотрудников
департамента:
подразделений. В рамках такого фо-
за счет обеспечения взаимозаменяе-
рума можно было бы непосредственно 1. Управление правового обеспечения мости сотрудников.
обсудить особенности становления корпоративного развития
и развития юридической службы, пути Безусловно, структура департамента
2. Управление правового обеспечения
преодоления трудностей, обменять- не может быть застывшим образова-
бизнеса
ся опытом по вопросам мотивации нием, она должна меняться вместе
юристов, создания эффективной с развитием организации и самого
3. Судебный отдел, не входящий в со-
структуры, дополнительного обучения подразделения; постоянная работа
став управлений
и повышения квалификации. над созданием наиболее эффектив-
В тот же период в управлениях были ной структуры, отвечающей текущим
упразднены отделы. Работа в управ- задачам организации, – одно из при-
Юридическая служба
лениях стала строиться по проектному оритетных направлений деятельности
ОАО «БИНБАНК» принципу, приоритет был отдан взаи- руководителя юридической службы.
мозаменяемости и командному подхо- В настоящий момент мы обсуждаем
Юридическая служба ОАО «БИН-
ду к решению вопросов. Произошло вариант возврата на новом витке
БАНК» состоит из Юридического
частичное обновление коллектива развития к структуре, состоящей из
департамента центрального офиса
с сохранением преемственности луч- отделов, которые при этом по функци-
и юридических отделов филиалов бан-
ших традиций. В настоящий момент ям будут скорее похожи на проектные
ка. На настоящий момент в юридиче-
в департаменте поощряется творчес- группы, включающие юристов центра и
ской службе БИНБАНКа 75 юристов,
кий дух профессиональных дискуссий, филиалов и направленные на решение
из них 16 человек работают в Юри-
поиска разных вариантов решения определенных стратегических задач.
дическом департаменте центрального
сложных правовых проблем, посто-
При этом решение текущих вопросов
офиса, остальные – в юридических
янного повышения профессиональной
деятельности организации, так же как
отделах филиалов, представительств
квалификации и участия сотрудников
и в настоящий момент, будет делиться
и кредитно-кассовых офисах банка
в научной работе.
по трем основным направлениям: кор-
в 38 регионах России. По филиальной
поративного развития, обеспечения
сети БИНБАНК – один из крупнейших Упразднение отделов проводилось
бизнеса и ведения судебной работы,
российских банков. За прошлый год в целях отхода от узкой специализации
открыты 22 точки продаж в регионах, сотрудников, которая требовала боль- и внутри этих подразделений сотруд-



17
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №8 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ


ники смогут оперативно заменять формулируя собственное мнение. ции документов, создания развитой
друг друга, поскольку обязаны быть Поэтому на такой стадии задержи- системы типовых договоров и системы
в курсе задач и тем, анализируемых ваться долго нельзя. По моим наблю- контроля выполнения корпоративных
их коллегами. дениям, такой «детской болезнью», стандартов. Здесь необходима также
страдают многие крупные компании; постоянная забота со стороны руко-
Поскольку основу БИНБАНКа состав-
нередко это свойственно компаниям водства юридической службы о стан-
ляют его точки продаж, работающие
со 100%-ным иностранным капиталом, дартизации, т.е. выработке и распро-
в разных регионах, то основу юриди-
в которых тотальному контролю со странении единого подхода к решению
ческой службы составляют юристы
стороны штаб-квартиры подвергаются задач юристами различных филиалов,
филиалов. Качество работы службы
все сотрудники на местах, что сильно организация совместных обсуждений
определяется именно качеством
тормозит, а иногда делает невозмож- стоящих перед подразделением пра-
юридической поддержки на местах.
ным развитие юристов филиалов. вовых проблем и, безусловно, провер-
Юристы в каждой точке продаж
Именно из-за распространенности ка знаний сотрудников, осуществляе-
функционально и методологически
такого подхода часто возникает мне- мая в регулярном режиме. Основным
подчиняются директору Юридическо-
ние, что работа юриста филиала критерием, показывающим переход
го департамента банка. Продвинутая
менее почетна, менее интересна и не организации на второй период разви-
структура типовых договоров с из-
так перспективна, как работа юриста тия, является создание продвинутой
меняемыми полями и действующий
в штаб-квартире. системы типовых договоров с изме-
в Банке механизм делегирования
полномочий позволяют юристам фи-
лиалов самостоятельно принимать
Структура департамента не может быть застыв-
многие решения, а предусмотренная
для них система обучения, тестирова- шим образованием, она должна меняться вместе
ния и вовлечения в общебанковские
с развитием организации и самого подразделе-
проекты помогает профессионально
ния; постоянная работа над созданием наиболее
расти и ощущать себя частью команды
большого, динамично развивающего- эффективной структуры, отвечающей текущим
ся банка.
задачам организации, – одно из приоритетных
Стадии развития направлений деятельности руководителя юриди-
юридических подразделений ческой службы.
многофилиальных организаций
Второй этап развития юридической няемыми полями, которые позволяют
Много лет наблюдая развитие юри-
службы заключается в создании сис- адаптировать утвержденную типовую
дических подразделений различных
темы делегирования полномочий от форму документа к реальным требо-
крупных компаний, имеющих юристов
центра на места: юристы филиалов ваниям ситуации, местным особенно-
в филиалах, я заметила, что они, так
могут и обязаны сами решать текущие стям менталитета и делового оборота,
же как любой живой организм, про-
вопросы деятельности филиала, ви- а также вносить изменения коммер-
ходят через разные стадии «взросле-
зировать договоры по хозяйственной ческого характера без согласования
ния», я условно выделила три этапа
деятельности и давать разъяснения с центром. При этом, безусловно,
становления юридической службы
внутренним подразделениям само- рамки как коммерческих условий, так
многофилиальной организации.
стоятельно. А в случае необходимости и возможных юридических решений
Так, первый этап в моей класси- получения разъяснений от централь- определяются внутренними норматив-
фикации характеризуется полным ного офиса местные юристы должны ными документами организации. Воз-
подчинением юристов филиала голов- представить и обосновать свою точку можность принимать самостоятельные
ному офису, согласованием каждого зрения по рассматриваемому вопросу. решения даже в ограниченном поле
договора и документа, тотальной Этот этап предполагает развитие сис- либо по ограниченному кругу сделок,
проверкой деятельности юриста фи-
темы делегирования полномочий не способствует развитию инициативы
лиала и выдачей прямых инструктив-
только юристам на места, но и испол- и позволяет бизнесу оперативно ре-
ных указаний, как и в каком случае
нителям – сотрудникам других подраз- агировать на меняющуюся ситуацию
поступать. В момент открытия первых
делений. Делегирование предполагает в каждой точке продаж, что в свою
филиалов головной офис зачастую
описание (алгоритмизацию) процессов очередь дает организации конкурен-
выстраивает свои взаимоотношения с
для обеспечения принятия решений тные преимущества на рынке.
ними именно так. Это полезно с точки
в типовых ситуациях, что позволяет
На финальной стадии этого этапа раз-
зрения внедрения корпоративной куль-
юристами обучить сотрудников других
вития юридической службы юристы
туры, внутренних критериев качества
подразделений выполнению типовых
передают часть своих функций другим
и распространения передового опыта.
функций и заполнению типовых до-
подразделениям, т.е. формируется
Однако задержка на этом этапе раз-
говоров. Дальнейшим развитием этого
система полномочий, позволяющая,
вития влечет полную потерю инициа-
этапа становится исключение участия
с одной стороны, делегировать при-
тивы юристами филиалов, неумение
юридической службы из типовых биз-
нятие решений максимально вниз,
принимать решения и брать на себя
нес-процессов, что позволяет снизить
а с другой – проверить соблюдение
ответственность, а также снижение
конечную стоимость продукта и напра-
алгоритма принятия решения пос-
квалификации кадрового состава.
вить усилия юридической службы на
редством специальных документов.
В таких условиях даже думающие
решение нестандартных задач.
Примером такого документа в БИН-
юристы начинают с каждым нетипо-
Этот этап требует от организации БАНКе является решение о выходе
вым вопросом звонить в центр и ждать
установления порядка стандартиза- на сделку, которое может заполняться
готовых рецептов, нередко даже не



18
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №8 • 2007 | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ | ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕПАРТАМЕНТЫ


сотрудниками подразделений, про- няется право запросить консультации задачам организации, организация
водящими сделку и прошедшими корпоративных процедур;
юристов при наличии сомнений.
соответствующее обучение. По этому Таким образом, около 20% наиболее
– совершенствование системы рас-
документу, который хранится в деле, сложных вопросов по проверке полно-
пределения и контроля полномо-
виден сам процесс принятия реше- мочий и правоспособности попадают
чий;
ния. Документ построен по принципу в Юридический департамент, и имен-
теста: при простейших ответах «да» но на их примере Юрдепартамент – развитие системы внутренних нор-
или «нет» движение происходит по обучает сотрудников других подраз- мативных документов;
соответствующим направлениям до делений и способствует повышению
– контроль соблюдения стандартов
завершающих указаний в отношении их квалификации. Ведь не секрет, что
качества юридической поддержки
разрешения или запрета на сделку работа сотрудника бэк-офиса счита-
и единого подхода в разных точках
и рекомендаций, которые необходимо ется непрестижной из-за отсутствия
продаж, повышение квалификации
выполнить при выходе на сделку. При возможности принимать решения,
сотрудников;
этом вопросы поставлены так, что влиять на процесс, развиваться
ответить на них, глядя в документы, в рамках выполнения своих функций. – функция информационного центра:
может сотрудник, не являющийся И наши документы по стандартиза- распространение передового опыта
юристом, а, как это принято называть, ции и передаче в бэк-офис функций, путем рассылки информационных
«ответственный исполнитель» – со- требующих большей квалификации, писем, обобщение практики пра-
трудник бизнес-подразделения. Таким дополнительно помогают этому под- воприменения различными фи-
образом, решаются три задачи: разделению удерживать наиболее лиалами, активное вовлечение
квалифицированные кадры, которые сотрудников в профессиональные
1) сокращается время и затраты по
готовы расти профессионально. дискуссии, способствующие ак-
совершению типовой бизнес-опе-
туализации юридических знаний
рации; Естественно, переход на такой этап
и опыта решения конкретных за-
требует долгой предварительной
2) повышается ответственность со- дач;
подготовки, причем не только по раз-
трудников бизнес-подразделений:
работке алгоритмов, т.е. разделения – подбор кадров (согласование при
они в таких условиях не могут
функций на простейшие составля- приеме на работу, проверка ква-
переложить свои недоработки на
ющие, но еще требует проведения лификации), организация обучения,
юристов, «затягивающих процесс»,
активной просветительской работы аттестация и создание системы
им самим приходится более четко
в других подразделениях организа- мотивации юристов.
выполнять свои функции, поскольку
ции. Как показывает опыт, даже в том
они осознают, что проверяющего Самой распространенной ошибкой
случае, когда руководство организа-
каждую строчку юриста за ними является задержка на предыдущем
ции готово к таким преобразованиям
не стоит и ответственность за этапе, неготовность руководства
и понимает, какой экономический
соответствие документов требо- службы дать больше свободы фи-
эффект принесет создание алгоритма
ваниям организации и внутренним лиалам и сократить собственные
выпуска типовых документов и совер-
нормативным документам ложится контрольные функции. Я называю
шения типовых сделок без участия
на них; это «болезнью потери значимости».
юридической службы, не готовы
На самом деле происходит просто
3) квалифицированные юристы не бывают исполнители, руководители
увеличение масштаба задач, так на-
используются для выполнения ти- смежных подразделений, которым
зываемый переход количественных

<< Предыдущая

стр. 8
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>