<< Предыдущая

стр. 12
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Закона о СРП), т.е. вытекающие из
Поэтому в отношениях в рамках СРП
С одной стороны, соглашение о разде-
договора частноправовые отношения
присутствует также публично-право-
ле продукции является не чем иным,
обязывают государство со вершить
вой элемент, хотя по своей сути этот
как гражданско-правовым договором.
институт является частноправовым.
В соответствии со ст. 2 Закона СРП
3
Таким образом, с юридической точки
представляет собой договор, по кото- См.: Эксперт Online. 20.09.2006 г.
4
См.: Немченко С. Б. Соглашение о разделе продук-
зрения соглашение о разделе про-
рому РФ предоставляет инвестору на ции как гражданско-правовой договор//Юрист. 2006.
возмездной основе и на определенный дукции можно охарактеризовать как № 12.




26
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №9 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА


административно-властный акт. Ли- ответствии с законодательством РФ. транспортировки и переработки
цензия при этом является органиче- полезных ископаемых технологи-
Таким образом, заранее урегулирован
ской частью договора. С юридической ческого оборудования, технических
вопрос о выборе права (допустимо
точки зрения, это парадокс. средств и материалов российского
применение только российского пра-
происхождения в объеме не менее
ва), который может возникнуть, если
Интересна и сущность лицензии как
70% общей стоимости приобре-
инвестором является иностранный
части СРП. Является ли она правона-
тенных (в том числе по договорам
предприниматель. Соглашение заклю-
деляющим или лишь правоподтверж-
аренды, лизинга и по иным основа-
чается государством с победителем
дающим документом? Другими сло-
ниям) в каждом календарном году
конкурса или аукциона. В отдельных
вами, возникает ли право инвестора
для выполнения работ по согла-
на разработку месторождения только случаях по совместному решению шению оборудования, технических
лишь после выдачи ему государством Правительства РФ и уполномоченного средств и материалов, затраты
лицензии или в силу самого согла- органа государственной власти СРП на приобретение и использование
шения, а лицензия при этом только могут заключаться и без проведения которых возмещаются инвестору
подтверждает наличие у инвестора конкурса, но должны утверждаться компенсационной продукцией. При
такого права? Поскольку в первом
соответствующим федеральным за- этом оборудование, технические
случае теряется сам смысл договор-
коном. средства и материалы считаются
ного механизма недропользования,
можно предположить, что лицензия
как часть механизма СРП является
При заключении СРП, являющегося гражданско-
правоподтверждающим документом.
правовым договором, у государства возникает
Характерная черта СРП: об ответст-
обязанность предоставить инвестору права на
венности инвестора сказано самым
общим образом, а обязательства го-
разработку месторождения и выдать соответст-
сударства перед контрагентом пропи-
вующую лицензию, т.е. вытекающие из договора
саны гораздо более развернуто. Этот
перекос усиливается в контексте п. 7
частноправовые отношения обязывают госу-
ст. 2 Закона о СРП, где устанавливает-
дарство совершить административно-властный
ся принцип: положения Закона приме-
няются к соглашениям, заключенным
акт. Лицензия при этом является органической
до его вступления в силу, лишь в той
частью договора. С юридической точки зрения,
мере, в какой это не противоречит
условиям таких соглашений и не
это парадокс.
ограничивает права, приобретенные
и осуществляемые в соответствии с
данными соглашениями. Фактически российского происхождения при
Согласно п. 2 ст. 7 Закона о СРП,
это означает, что инвестор наде- условии, что они изготовлены рос-
работы по соглашению выполняются
ляется пра вами иммунитета перед сийскими юридическими лицами
при соблюдении требований законо-
действием тех норм Закона о СРП, и (или) гражданами РФ на террито-
дательства РФ, а также при соблю-
которые должны были бы применять-
рии РФ из узлов, деталей, конструк-
дении утвержденных в установленном
ся к его отношениям с российским
ций и комплектующих, не менее чем
порядке стандартов (норм, правил) по
государством (если эти нормы под
на 50% в стоимостном выражении
безопасному ведению работ, охране
давлением инвестора будут сочтены
произведенных на территории РФ
недр, окружающей природной среды
не отвечающими его интересам). Ни
российскими юридическими лицами
и здоровья населения. При этом в
о каких интересах государства при
и (или) гражданами РФ;
соглашении предусматриваются сле-
таких условиях не может быть и речи.
дующие обязательства инвестора: • осуществление мер, направленных
В октябре 2003 г. данная норма даже
оспаривалась в КС РФ на предмет • предоставление российским юриди- на предотвращение вредного влия-
соответствия Конституции РФ, однако ния работ на окружающую природ-
ческим лицам преимущественного
запрос был отклонен по формальным ную среду, а также по ликвидации
права на участие в работах по со-
основаниям5. последствий такого влияния;
глашению в качестве подрядчиков,
поставщиков, перевозчиков или в • страхование ответственности по
Государство приобретает права на
ином качестве на основании до-
часть прибыльной продукции, до- возмещению ущерба в случае
говоров с инвестором;
бываемой инвестором, и получает аварий, повлекших за собой вред-
право участвовать в координационной ное воздействие на окружающую
• количество работников – граждан
деятельности по выполнению работ среду;
России должно составлять не менее
по СРП посредством вхождения в
80% состава всех привлеченных • ликвидация всех соору жений,
управляющий комитет, состоящий из
работников, привлечение иност- установок и иного имущества по
представителей обеих сторон согла-
ранных специалистов может осу- завершении работ по соглашению,
шения.
ществляться только на начальных а также очистка от загрязнения тер-
этапах работ по соглашению или ритории, на которой проводились
Процедура заключения при отсутствии рабочих и специа- работы.
и порядок исполнения СРП листов – граждан РФ соответст-
вующих квалификаций; 5
Процедура и порядок заключения СРП Определение КС РФ от 04.03.2004 г. № 90-О по
• приобретение необходимых для запросу группы депутатов Государственной Думы о
регламентированы в ст. 6 Закона, где проверке конституционности п. 7 ст. 2 Федерального
указано, что СРП заключаются в со- геологического изучения, добычи, закона «О соглашениях о разделе продукции».




27
КОРПОРАТИВНЫЙ ЮРИСТ • №9 • 2007 | СОПРОВОЖДЕНИЕ СДЕЛОК | ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА


• земельного налога;
Мягкость формулировки об обязатель- выполнения работ по соглашению
ствах инвестора очевидна: подобные коренным малочисленным народам
• акциза, за исключением акциза на
установки должны носить императив- России в местах их традиционного
подакцизное минеральное сырье.
ный характер и вытекать непосредст- проживания и хозяйственной деятель-
венно из положений Закона. Кроме ности. Суммы указанных платежей, а Если же компенсационная продукция
того, в Законе отсутствует какой-либо также сроки их уплаты определяются не выделяется, заменяются следую-
механизм контроля за выполнением условиями соглашения. щие налоги и сборы:
инвестором этих обязательств, а так-
• единый социальный налог;
же не прописаны конкретные условия
Налогообложение
ответственности инвестора за их не- • государственная пошлина;
выполнение. Порядок налогообложения при вы-
• таможенные сборы;
полнении СРП определяется гл. 26.4
Механизм раздела продукции. • налог на добавленную стоимость;
НК РФ. Специальный налоговый
Платежи инвестора по СРП режим СРП предполагает замену
• плата за негативное воздействие
уплаты совокупности налогов и сборов,
на окружающую среду.
Инвестор при заключении СРП полу- установленных законодательством РФ
чает право на возмещение всех своих о налогах и сборах, разделом произ- При исполнении соглашения инвестор
затрат, понесенных при промыш- веденной продукции в соответствии с на весь срок его действия освобожда-
ленной разработке месторождения.
Возмещение осуществляется за счет
так называемой компенсационной Процедура и порядок заключения соглашений
продукции (ст. 8, 9, 11 Закона о СРП).
о разделе продукции регламентированы в ст. 6
Кроме этого, инвестор имеет право
Закона, где указано, что СРП заключаются в соот-
на получение прибыли в виде части
произведенной им продукции.
ветствии с законодательством РФ. Таким образом,
Законом предусмотрен и другой ме-
заранее урегулирован вопрос о выборе права (до-
ханизм раздела продукции, который
пустимо применение только российского права),
может применяться в отдельных
случаях, – без выделения компенса-
который может возникнуть, если инвестором яв-
ционной продукции. Произведенный
ляется иностранный предприниматель.
объем сразу распределяется между
сторонами в следующих пропорциях:
доля инвестора – не более 68%, а
условиями соглашения, за исключени- ется от указанных налогов и сборов.
доля государства – не менее 32% (п. 2
Их взимание заменяется разделом
ем налогов и сборов, уплата которых
ст. 8). Данный механизм, пожалуй, ме-
продукции на условиях СРП (п. 1 ст. 13
предусмотрена указанной главой
нее грабительский, чем первый, и не
Закона). Единственным налогом, ко-
НК РФ. При этом совокупность таких
создает такой благодатной почвы для
торый фактически платит инвестор,
налогов и сборов зависит от приме-
злоупотреблений инвестора. Однако,
является налог на прибыль6.
няемого к конкретному соглашению
согласно Закону, он может применять-
механизма раздела продукции (ст. 8 Компенсационная продукция переда-
ся только в «отдельных случаях» и
Закона о СРП) – с выделением или без ется в собственность инвестора для
соответственно рассматривается как
выделения компенсационной продук- возмещения его затрат на выполне-
второстепенный.
ции (п. 7, 8 ст. 346.35 НК РФ). Так, если ние работ по соглашению. Порядок
Сырье, поступающее по условиям со- при разделе выделяется компенсаци- определения состава возмещаемых
глашения в собственность инвестора, онная продукция, происходит замена затрат предусмотрен нормами гл. 26.4
он вправе вывезти с территории РФ следующих налогов и сборов: НК РФ.
без количественных ограничений (п. 2
• налога на добавленную с тои-
ст. 9 Закона о СРП).
За что отвечает инвестор?
мость;
При выполнении СРП инвестор уплачи-
• единого социального налога; В Законе о СРП никак не урегулирова-
вает разовые платежи за пользование
ны условия ответственности инвесто-
недрами при наступлении событий, • налога на добычу полезных ископа-
ра за ущерб, нанесенный окружающей
определенных в соглашении и лицен- емых;
природе при разработке месторож-
зии (бонусы); плату за геологическую
• платежей за пользование при- дения и добыче ресурсов, а также
информацию о недрах; ежегодные
родными ресурсами (не путать с в случаях нарушения требований к
платежи за договорную акваторию и
безопасному ведению работ, причи-
роялти, которые являются предме-
участки морского дна, уплачиваемые в
нения вреда здоровью населения,
том соглашения сторон и соответ-
порядке, установленном соглашением
несоблюдения императивных норм,
ственно находятся в частноправо-
в соответствии с законодательством
обеспечивающих государственную
вой плоскости);
России на дату подписания согла-
безопасность России.
шения; сбор за участие в конкурсе • платы за негативное воздействие
(аукционе); сбор за выдачу лицензии; В апреле 2006 г. Минприроды и
на окружающую среду;
регулярные платежи за пользование Росприроднадзор предлагали пере-
• водного налога;
недрами (роялти); компенсацию расхо-

<< Предыдущая

стр. 12
(из 27 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>