<< Предыдущая

стр. 4
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ибо я един со всем Человечеством,
А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе.*
Джон Донн**

______________
* Перевод Н.Волжиной и Е.Калашниковой. Это эпиграф к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» — Прим. перев.
** Донн Джон (1572—1631) — английский поэт. Его религиозно-мистические поэмы «Путь души» (1601) и «Анатомия мира» (1611) положили начало метафизической школе Цитата взята из сборника «Молитвы на неожиданные случаи, Медитация 17» (1624). — Прим. перев.


Сострадание означает выражение сочувствия и обеспокоенности другими людьми — как в мыслях, так и на деле. Оно есть обращение к окружающим в духе любви и уважения. Человеку, наделенному развитым духовным Интеллектом и состраданием, одновременно будут свойственны и ощущение долга перед другими людьми, и готовность брать на себя ответственность за оказание им всяческой помощи.
Хорошая новость (а для некоторых — и наиболее трудная задача) заключается в том, что первый человек, к которому вы должны проявлять сострадание, это вы сами! Вам необходимо уважать себя, заботиться о себе, быть пре данным себе и помогать себе реально стать тем, кем вы мо жете быть.

Центральная проблема при объединении дуалистических энергий наших взаимоотношений состоит в необходимости научиться, каким образом почитать друг друга. Ведь на деле весьма многое из тех путей и способов, какими мы реагируем на различные внешние вызовы, определяется тем, как мы реагируем на самих себя. В дополнение ко всем многообразным отношениям, которые мы поддерживаем с другими людьми, нам необходимо также постоянно формировать здоровые и любящие отношения с самими собою...
Каролина Мысс

Только в том случае, если вы питаете сострадание к самому себе, если вы взрастили и культивировали в себе это чувство, вы можете расширить зону действия своего сострадания таким образом, чтобы она включала и охватывала других людей.
Далай-лама* сказал, что в некотором смысле можно было бы дать состраданию следующее определение:

Это чувство невозможности выносить страдания других людей, страдания других разумных существ. Чтобы такое чувство возникло, нужно сначала в должной мере оценить степень серьезности или интенсивности страданий другого человека. Чем полнее кто—то понимает страдание вообще, а также его различные виды, которым мы подвержены, тем глубже будет его уровень сострадания.

Поэтому человек с высокоразвитым духовным Интеллектом будет гораздо лучше понимать других людей, а также причины и значимость действий, противодействий и иных реакций у окружающих. Человек, в полной мере развивший в себе способность сострадать другим людям, более склонен прощать ближних, проявит к ним больше терпимости и позволит окружающим существовать, как они сами того хотят, не позволяя себе излишнего вмешательства в чужую жизнь без крайней на то необходимости.
___________
* Далай-лама (от монт. далай море (мудрости) и лама — буддистский монах) — с ХVI в. титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. — Прим. перев.


Как сказала Элеонора Рузвельт*, «Понимание — это улица с двухсторонним движением».
О сострадании следует думать как об «искусстве быть счастливым». На самом деле это искусство преобразования боли и страданий в счастье и радость.
А разве вы могли бы иметь в жизни какую-то лучшую цель?
________________
* Рузвельт (Анна) Элеонора (1884—1962) — с 1905 г. жена будущего президента США Фраиклина Делано Рузвельта (1882—1945; президент США в 1933—1945). Сыграла значительную роль в политической карьере мужа, особенно после 1921 г., когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Являлась либеральной общественной деятельницей, публицистом, лектором, а также представителем США в ООН (1945—1953). — Прим. перев.

Овладев этим искусством, вы, естественно, и сами станете более счастливым и радостным человеком! В процессе постижения всех тайн сострадания вы также станете менее предубежденньтм и научитесь устанавливать с людьми более глубокие дружеские отношения, основанные на взаимном понимании и уважении. Владея пониманием как своих собственных, так и чужих страданий, вы гораздо глубже станете разбираться и в своем состоянии, и в чувствах других людей. Короче говоря, ваша жизнь обретет глубину, смысл, высокую цель и радость.
Истории о сострадании
Чтобы лучше продемонстрировать природу сострадания и способы его практического проявления, предлагаю вам несколько правдивых историй о сострадании.

История тибетского монаха
Далай—лама рассказывает следующую историю про одного пожилого монаха из монастыря Намгьял. Заняв Тибет*, оккупационные китайские войска арестовали его и на протяжении 20 лет держали в качестве политзаключенного в исправительных лагерях принудительного труда, где ему довелось испытывать жестокие побои и пытки, невыносимую боль, всевозможные трудности и страдания.
Молодой Далай—лама однажды спросил своего друга, какую ситуацию из тех, которым ему пришлось противостоять за время пребывания в тюрьме, он сам считает наиболее трудной.
Ответ оказался никак не связанным ни с его собственными физическими или психическими страданиями, ни со страданиями других заключенных, множество которых были убиты.
Монах сказал, что самую большую угрозу для себя, с какой ему доводилось сталкиваться за годы мучений, он почувствовал после того, как утратил сострадание к своим китайским мучителям!

______________
* Тибет с 1914 г. по соглашению между британскими, китайскими и тибетскими представителями стал самостоятельным государством. В 1950 г. войска китайских коммунистов захватили Тибет и присоединили его к Китаю. Далай-ламе как духовному лидеру тибетского буддизма вначале позволили выполнять роль внутренней власти, но в 1959 г. он был вынужден бежать в Индию, после того как в Лхасе, столице Тибета, было подавлено вспыхнувшее там восстание против коммунистического режима. Активные выступления против китайского правления имели место также в 1987 и 1993 гг. — Прим. перев.

Мухаммед Али * и бродяга
Однажды Мухаммед Али, находясь на вершине славы и могущества, шел по бедному району Нью—Йорка под названием Гарлем, сопровождаемый, как обычно, толпой репортеров. Размашисто шагая по одной из улиц, заваленных мусором, он заметил всклокоченного и неопрятного бродягу, лежащего в какой—то сточной канаве.
Жестами показывая журналистам и операторам теле камер, чтобы те отошли и не мешали ему, Али присел на корточки и завел разговор с этим человеком. После того как знаменитый боксер попрощался и двинулся дальше, один репортер спросил бродягу, что тот думает о «самом великом».
«Он действительно самый великий», — сказал бродяга.
«Почему вы так думаете?» — уточнил репортер.
Бродяга ответил, что Али спросил у него, как он дошел до жизни в грязной канаве. После этого бедняга стал, по его словам, рассказывать знаменитости грустную историю собственной жизни, но не выдержал и очень скоро залился слезами.
А теперь подошел черед назвать причину, по которой он посчитал Али самым великим. Вот как сказал бродяга: «Я плакал перед ним. А он в ответ плакал передо мной».

______________
* Мухаммед Али (собственно, Кассиус Клей) (род. в 1942 г.) — американский боксер. Чемпион Олимпийских игр (1960) в полутяжелом весе. Трехкратньгй чемпион мира среди профессионалов (1964—1978) в тяжелом весе. Именовал себя «самым великим». На пике успеха перешел в ислам и поменял имя. Отказался воевать во Вьетнаме. Сейчас тяжело болен. — Прим. перев.


История про двух президентов
Рассказывая о самых ярких моментах своего пребывания на посту президента, Билл Клинтон заметил, что особенно выделялось среди других событий его общение с Нельсоном Манделой*. Ко времени их встречи Клинтон столкнулся с множеством разнообразных трудностей: Америка была вовлечена в несколько вооруженных конфликтов, в полном раз—

__________________
* Мандела Нельсон Ролихлахла (род. в 1918 г.) — южноафриканский государственный деятель, президент ЮАР (1994—1999). Родился в се мье вождя, в 1942 г. закончил колледж и университет, получив специальность правоведа. В 1990 г. в условиях кризиса системы апартеида Манделу освободили из тюрьмы (он был приговорен к пожизненному заключению), и в 1991 г. возглавил Африканский национальный конгресс. В 1993 г. Мандела и президент ЮАР Ф. де Клерк были удостоены Нобелевской премии мира за их усилия положить конец апартеиду. В 1994 г. в Южной Африке были проведены первые общенациональные выборы с участием африканского большинства, в результате которых Мандела стал первым темнокожим президентом ЮАР, а страна встала на путь демократии. На следующих выборах не выставил свою кандидатуру и сейчас отошел от большой политики. — Прим. перев.
гаре были слушания по делу о возбуждении против него процедуры отрешения от должности, или импичмента, и в результате сильно пострадала его уверенность в себе.
Мандела считал для себя обязанным сделать шаг навстречу Клинтону и предложил ему помощь, указав американскому президенту, что ошибки делает каждый, и важны не столько сами ошибки, сколько то, каким образом действует человек, которому нужно преодолевать их последствия.
Клинтон спросил у Манделы, как тому удается быть настолько спокойным, уравновешенным и невозмутимым, особенно после всего того, что он перенес за свои почти 30 лет, проведенных в тюрьме. Ведь, по убеждению Клинтона, Мандела, разумеется, должен был по—прежнему испытывать гнев по отношению к своим мучителям и чувствовать желание отомстить.
Мандела объяснил, что, коль ему довелось долго страдать за собственные принципы, то теперь нужно блюсти их, а в таком случае о мести не может быть и речи.
Подобно тому тибетскому монаху, Мандела сосредоточился на боли и страданиях тех, кто заставлял его страдать; он простил их, а потом двинулся дальше, стремясь приложить свою неисчерпаемую энергию к реализации с таких проектов в сфере образования и социального развития, которые помогут изменить мир к лучшему, вместо того чтобы затаить в сердце обиду и тратить ту же самую энергию впустую — на мысли или действия, связанные с мстительностью.

Дополнительное подтверждение полезности сострадания
В замечательном эксперименте, целью которого было показать физическое воздействие сострадания на организм, доктор Дэвид Мак-Клеланд, известный психолог из Гарвардского университета, продемонстрировал группе студентов кинофильм об одной из подлинных героинь книги «Могущество Духовного Интеллекта» — матери Терезе из Калькутты*. Картина показывала мать Терезу работающей среди бедняков Калькутгы — больных и лишенньтх надежды. Студенты, смотревшие фильм, сообщили, что она заставила их почувствовать сострадание к этим несчастным.
Вскоре после показа студентам данного фильма доктор Мак-Клеланд провел анализ их слюны и нашел там увеличенное количество особых антител, которые помогают человеку бороться с инфекционными заболеваниями дыхательных путей, — они называются иммуноглобулином А. Таким образом, чувство сострадания при наблюдении за работой матери Терезы стимулировало организмы студентов вырабатывать увеличенное количество этих антител.
В ходе дальнейшего изучения эффектов, порождаемых состраданием, доктор Джеймс Хауз из исследовательского

______________
* Мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу (1910—1997) — албанка, учредительница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В разных странах основывала школы, медпункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира (1979). Церковь вскоре намеревается причислить ее к лику святых. — Прим. перев.
центра Мичиганского университета изучал последствия регулярного участия в добровольной деятельности по оказанию помощи, к примеру, больным и бездомным. Работа таких волонтеров обязывала их проявлять к другим людям теплоту и сострадание, причем действовать в таком духе на протяжении многих месяцев и даже лет.
Результаты исследований доктора Хауза показали, что выполнение такой работы, требующей высокоразвитого чувства сострадания, способствовало росту жизненной энергии добровольцев и резко увеличило ожидаемую продолжительность их жизни.
Сострадание спасает жизнь не только тем, к кому вы его проявляете, — оно позволяет жить дольше и вам!
Теперь, когда вы хорошо знаете природу сострадания и располагаете доказательствами его эффективности, а также примерами того, каким образом оно поддерживает вас, вы полностью готовы к своей очередной Духовной Разминке.


Духовная разминка
1. Показывайте свое сострадание

И когда к вам обращаются с приветствием,
отвечайте еще более любезными знаками внимания
или, по крайней мере, не меньшими.
Мухаммед

Способность вживаться в чужую ситуацию и проявлять сострадание к другому человеку — это один из тех элементов, которые могут сделать вашу жизнь радостной или, напротив, превратить ее в непрерывную конфронтацию с миром. Каждое взаимодействие с любым другим человеком предоставляет вам возможность покинуть его с улыбкой и сделать так, чтобы вы оба испытали душевный подъем. Возможен, увы, и альтернативный вариант, при котором у вас есть возможность вызвать — и испытать самому — гнев и негодование. Какой из них наиболее благоприятно скажется на вашей жизни, а также на росте вашего физического и умственного состояния? Одна лишь постановка перед собой указанного вопроса, не говоря уже о его рассмотрении, поведет ваше духовное развитие в правильном направлении.
2. Упражнение на развитие чувства уникальности
Чуть ниже вас ждет слово «понимание», размещенное прямо в центре сердца. От этого сердца в радиальных направлениях отходят десять искривленных ответвлений, выглядящих вполне естественно и органично, во многом напоминая ветви дерева. Предлагаемая игра состоит в следующем: на центральных ответвлениях напишите первые попавшиеся десять слов, которые приходят вам в голову, когда вы начинаете размышлять над таким понятием, как «понимание».
Выполняя данное упражнение, позвольте своим мыслям течь свободно, а затем напишите те первые десять слов, которые всплывут в вашей памяти, - независимо от того, насколько «далекими от темы» или даже смешными они могли бы показаться вам самому или окружающим. Проделав это задание, можете читать дальше.
А теперь, когда вы закончили данное упражнение, сравните свои ответы с теми, которые пришли в голову другим людям. Ниже приводятся те ассоциации двух редакторов данной книги, которые делали указанное упражнение:
Умение слушать
Готовность видеть точку зрения другого
Знание
Чувствительность
Терпимость
Сочувствие
Непредубежденность ума
Теплые чувства к другим
Внимательность к другим
Сострадание
Эмпатия*
Сочувствие
Терпимость
Правдивость
Готовность прощать
Добросердечность
Просвещенность
Наблюдательность
Откровенность

Удивительное открытие, которое я сделал, проводя указанное упражнение во всем мире на протяжении 30 лет, состоит в том, что между людьми наблюдается очень немного общего, зато проявляется куда больше индивидуального, чем вы могли бы ожидать!
Это означает, что вы, как это уже было ранее установлено во второй главе, являетесь редкой драгоценностью, уникальным индивидуумом. Кроме того, отсюда также вытекает, что данный факт — уникальность — имеет место и для каждого другого человека. Наконец, из этого также следует, что восприятие или, если хотите, понимание разных явлений и событий с точки зрения других людей носит более сложный характер, требует от нас более углубленного подхода, порождает больше эмоций и представляет собой более полезный опыт, чем мы думали ранее.
______________
* Эмпатия — эмоциональное отождествленне себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает; в упрощенной трактовке — сочувствие, жалость, сострадание. — Прим. перев.


Рекомендуется поиграть в игру под названием «Понимание» с разными другими терминами или понятиями на ваш выбор. Особенно интересно, играя в нее с друзьями, родственниками или коллегами, строить указанную игру вокруг тех концепций, которые важны для всех вас, концепций, по поводу которых у вас существуют разногласия, или тех концепций, которые для нескольких участников игры представляют собой их общие цели.
3. Имейте сострадание к вашим собратьям
Во всех ситуациях пытайтесь анализировать, почему окружающие вас люди действуют так, а не иначе. Пытайтесь всегда, особенно в трудных ситуациях, ставить себя на место другого человека, или, как утверждает одна старая поговорка коренных жителей Америки, «Никогда не судите человека, пока вы не походили в его мокасинах». Обращайтесь с другими так, как вам бы хотелось, чтобы обращались с вами. Это поможет вам увидеть вещи и явления глазами другого человека (который, со своей точки зрения, всегда прав) и проявлять по отношению к каждому из ближних больше понимания и сострадания. В свою очередь, это сделает вашу жизнь намного легче, а духовное состояние — более спокойным и счастливым.

И чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
Деяния апостолов, 15:20

4. Действуйте просто ради того, чтобы действовать
Давая кому-либо высокую оценку или проявляя сострадание, не ожидайте никакого ответа или ответной реакции. Отдавая, не думайте о собственной выгоде или пользе. Будь те готовы к тому, что человек, которому вы помогаете, может отреагировать на ваши действия позитивно, но может и никак не откликнуться, — при иных ожиданиях вы оба можете быть разочарованы. Не исключено, что вы вообще никогда не узнаете, какой сильный эффект может иметь или действительно имел ваш поступок. Для вас должно быть достаточно знать, что вы, предприняв некоторое позитивное усилие, сами стали немного счастливее, и то же самое может на каком-то уровне произойти с теми людьми, к которым вы проявили сострадание. А поэтому улыбайтесь, будьте счастливы и не ожидайте ничего взамен.
Фактически умение отключаться от будущих результатов и связанных с ними ожиданий — одна из наиболее трудных сторон сострадания, но именно она в конечном итоге и приносит самое большое вознаграждение. Кроме того, данное умение защищает вас от всех головных и сердечных болей, которыми часто сопровождаются ожидания такого рода.
5. Принимайте участие в «случайных актах доброты»
Вливайтесь в постоянно растущие ряды людей, практикующих «случайные акты доброты» в рамках движения, которое началось в Америке, а сейчас распространяется и в Других странах. Эти случайные акты осуществляются анонимно и могут представлять собой нечто столь же простое, как, скажем, готовность подсунуть нуждающемуся немного денег под дверь или уплатить дорожный сбор за проезд по мосту или особому участку автострады за тот автомобиль, который стоит позади вас и выглядит потрепанным.
6. Сотрудничайте с другими!
Сострадание выходит на более высокий уровень благодаря психологической установке на сотрудничество. Осознавая это, ищите такие пути, которые позволят вам эффективно работать с теми, кто вас окружает. Быстро протягивайте руку помощи всем, кому только можете, и изыскивайте способы, которыми можно организовать совместную работу с похожими на вас людьми ради достижения каких- то общих целей. Действуя подобным образом, вы, весьма вероятно, достигнете указанных целей быстрее и одновременно накопите богатый опыт, которым можно будет потом поделиться. Когда вы работаете с окружающими именно таким образом, наблюдается следующий позитивный эффект: итоговое усилие всех участников общего дела не является простой суммой индивидуальной энергии и энтузиазма каждого, кто к нему примкнул. Любой из вас умножает энергию и силу всех других, создавая в результате такое целое, которое больше, нежели простая сумма составляющих его частей.
7. Уважайте других людей
Каждый из нас — самое настоящее чудо. Царит всеобщее мнение, что история жизни любого человека может послужить основой для написания бестселлера, и ваша жизнь в этом смысле не является исключением! Задумайтесь об этом... Вместо того чтобы строить разнообразные предположения по поводу биографии окружающих, попробуйте вести себя как сочувствующий журналист и попросите ближних рассказать вам про наиболее интересные и значимые события в их жизни. Обращайте внимание на все: и на величайшие испытания, через которые они прошли, и на самые дорогие для них воспоминания, и т.д., — а также выясняйте их жизненные цели и убеждения. Безотносительно к текущим обстоятельствам каждый человек носит с собой все, что он когда-либо сделал и кем ему когда-то довелось быть, — наподобие Линуса*, который вечно всюду таскает свое одеяло. Выясняйте, восхищайтесь, уважайте и наслаждайтесь!
8. Ваша «темная сторона»
Вот непростое упражнение и своеобразный вызов — попытаться посмотреть на себя со стороны, когда чувствуешь себя в порядке!

______________
* Линус — персонаж серии комиксов (начали публиковаться в 1950 г.), а затем — и мультсериала «Земляные орешки» (1952), которые придумал и нарисовал американский художник Чарлз Шульц (род. в 1922 г.). Кроме него, там действуют Чарли Браун, Салли, излишне любопытная собачка Снупи, Люси, Мятный Пирожок и прочие. — Прим. перев.


Предположите на мгновение, что вам специально пришел помочь в занятиях по овладению непростым умением сострадать кто-то из тех людей, с кем вам бывает особенно трудно, неприятно или даже противно! А теперь сделайте еще одно предположение, что этот человек является зеркалом, в котором отражается ваша собственная темная сторона, скрытая от вашего взора, и постарайтесь извлечь уроки из этого мысленного эксперимента. Помните:
Человеку свойственно ошибаться. А прощать свойственно божеству.
Александр Поп*
9. Игра в смешение
Вообразите, что люди, которые так или иначе близки к вам, с которыми вы боретесь или которых любите, на самом деле не являются отдельными, самостоятельными индивидами. Они — это часть вас, а вы являете собой сочетание вас и их. Другими словами, вы — это некое более крупное «я».
А теперь, взирая на мир с этой новой для вас перспективы, оцените, каким образом она изменила бы ваши восприятие, чувства и действия. Особенно интересно опробовать эту игру применительно к отношениям «любовь—ненависть», «студент—преподаватель», «хозяин—работник» и т. д.


___________
* Поп Александр (1688—1744) — английский поэт. Его стихотворный трактат «Опыт о критике» (1711), откуда и взята данная цитата, — манифест английского просветительского классицизма. В 1732— 1734 гг. написал философско-дидактическую поэму «Опыт о человеке». Переводил поэмы Гомера. — Прим. перев.


10. Доверяйте другим людям
Доверять людям намного более приятно, нежели не доверять им. Многие из тех людей, кого обидели или кому причинили боль, после этого эмоционально закрываются, что бы снова не стать объектом какой-то душевной травмы. Двигаясь по этому пути, они фактически прекращают нормально жить и чувствовать, а в конечном счете страдают намного сильнее. Составьте каждому, кто встречается на вашем жизненном пути, первоначальную оценку «отлично» а со временем либо прибавляйте баллы, либо отнимайте их. Кроме того, решайте, есть ли у вас желание проводить с данным человеком больше времени. В этой связи интересно также отметить следующее. Если вы в своих контактах с людьми ожидаете лучшего и от них самих, и от своих отношений с ними — а я имею в виду очень широкий круг лиц: от продавщицы, которая обслужявает вас в магазине, до вашего лучшего друга, — то вы со стопроцентной вероятностью также получите от них оценку «отлично»!

Доверяйте людям — и они всегда будут честны с вами;
обращайтесь с ними прекрасно — и они прекрасно себя зарекомендуют.
Ралф Уолдо Эмерсон

Если вы начнете реально применять принципы сострадания, изученные в данной главе, то сможете внести существенные изменения в деятельность многих различных сообществ, частью которых вы являетесь, особенно в жизнь делового сообщества и достаточно широко понимаемого политического класса, которые весьма нуждаются в такой помощи!
Если вы, будучи бизнесменом, научитесь подлинно сострадать людям, то сможете поспособствовать долгожданному изменению традиционной ориентации всей динамики бизнеса с прибылью, которая произведена благодаря обслуживанию других людей, на обслуживание других людей, которое становится возможным благодаря получению прибыли. В политике необходима точно такая же динамика развития, и было бы особенно важно заменить концепцию внешней власти, используемой, чтобы управлять другими людьми, на такой подход, который, произрастая из внутреннего сострадания, распространялся бы на все другие области жизни.


Духовные ускорители:
Я с каждым днем обретаю все больше сострадания и понимания.
Я проявляю сострадание к самому себе, сосредотачиваясь на развитии своего духовного Интеллекта.
Поскольку я все лучше понимаю других людей, я более склонен к прощению и терпимости.
Углубляющееся понимание того, каким чудом являются другие люди и насколько они сложны, позволяет моему разуму становиться все более непредвзятым и гибким.
Я всегда стремлюсь делать другим то, что хотел бы видеть от них по отношению к себе.

Давайте и получайте!
Милосердие и благодарность
ГЛАВА 5

Будьте живым выражением... доброты —
доброты в вашем лице,
доброты в ваших глазах,
доброты в вашей улыбке,
доброты в вашем теплом приветствии.
Мать Тереза из Калькутты

Среди духовных граций есть два близнеца — милосердие и благодарность, — являющихся зеркальньтм отображением друг друга. Милосердие заключается в оказании помощи тем, кто в ней нуждается, а также в умении проявлять терпимость в оценке их нужд. В английском языке это слово (charity) происходит от латинского carus, означающего «ценимый», «любимый». К тем, кто нам дорог и любим, мы подходим с распростертыми объятиями, с распахнутыми сердцами, полные великодушия и альтруизма. В этом и состоит милосердие.
Благодарность представляет собой противоположную грацию. Она появляется там, где вы с признательностью воспринимаете чьи-то действия, полные милосердия, понимания и самоотверженности, и открыто демонстрируете, сколь высоко вы цените ту доброту, которая была проявлена по отношению к вам.
И милосердие, и благодарность рождены состраданием, которое мы всесторонне рассмотрели в предыдущей главе.
Эти два действия могут рассматриваться в совокупности как своего рода духовное дыхание, две стороны которого взаимно дополняются: благодарность имеет место там, где вы «вдыхаете и тем самым получаете живительную энергию; милосердие — там, где вы «выдыхаете» ранее полученное и возвращаете его своему окружению.
Если вам присущи и милосердие, и благодарность, вы значительно расширяете могущество своего духовного Интеллекта. Вы учитесь ритмично «вдыхать» и «выдыхать», стараясь не задерживать свое дыхание. Это поможет вам чувствовать себя более непринужденно, счастливо и в гармонии со всем миром.
Если вы станете проявлять к своим ближним милосердие, то у вас будет больше друзей, вы станете более здоровым и богатым — только в отношении богатства не забывайте, что разменной монетой в этой валюте служит не рубль и не евро, а улыбка! Конечно же, милосердие принесет неизмеримую пользу не только вам, но и окружающим, и всему миру в целом.


Воистину велик тот, в ком велико милосердие.
Томас а-Кемпис*

Следующие истории предназначены не только для того, чтобы развлечь и проинформировать, но и чтобы тронуть и воодушевить вас.
Кампания Тревора
В 1983 году молодой паренек, фактически еще мальчик, Тревор Феррелл, увидел бездомного мужчину, жившего на одной из улиц Филадельфии. Немного погодя Тревор спросил у родителей, почему этот человек спит на холодной улице, а когда узнал, что так происходит, поскольку у этого бедолаги ни дома, ни семьи, которая бы о нем позаботилась, мальчик попросил родителей отвезти его на машине в город, чтобы он смог отдать этому несчастному человеку собственные подушку и желтое одеяло. Так они и сделали.
От этого единственного акта сострадания, родившегося в чистом сердце 13-летнего мальчика, и взяла свое начало известная кампания Тревора. С тех пор каждую ночь добровольцы — взрослые и дети — ездят по улицам Филадельфии, наделяя бездомных горячей пищей, одеялами, одеждой, а главное — заботой и любовью. Со временем эта кампания получила широкое распространение, и теперь тому примеру заботливости, который подал Тревор, подражают дети и взрослые в больших и маленьких городах всего мира, где влачат свое существование голодные бездомные люди.

_______________
* А-Кемпис Томас (1380—1471) — немецкий священнослужитель и религиозный писатель, являющийся наиболее вероятным автором из вестного средневекового сочинения «Имитация Христа» (1426). — Прим. перев.


Тревор не раз рассказывал про свою кампанию в школах, в государственных учреждениях, церквях и на общегородских собраниях. Когда его спрашивали, удивлен ли он ростом кампании, получившей его имя, он ответил: «Я никогда не ожидал, что для оказания помощи бездомным может найтись 1100 добровольцев, три фургона и специальный приют. Единственное, что я хотел, — помогать отдельным из этих несчастных людей и делать это каждый день».
Его психологическая установка — такая же, как у матери Терезы (с которой Тревор некоторое время работал в Индии). У этой святой женщины спрашивали, почему она продолжает свою тяжкую работу, день за днем подбирая на улицах умирающих и спасал детей от смерти, если проблемы все равно остаются, а добрые дела, которые она творит, — это в любом случае всего лишь капля в море по сравнению со многими тысячами и миллионами нуждающихся бедняков. На этот вопрос она отвечала так: «Да, это правда. Действительно, моя работа — это всего лишь маленькая капля в море, но благодаря ей необъятное море добра становится немного полнее».

Занятия по жонглированию
В процессе занятий на тему «Учитесь учиться и укреплять силу своего ума», проводимых мною во всем мире, одна из игр, в которую мы играем, называется «Учимся жонглировать». Она основана на методе жонглирования как метафоре обучения, который разработал Майк Гелб*. Действительно, жонглирование - почти идеальный инструмент для исследования путей обучения и овладения сложными навыками, потому что оно позволяет увидеть, как в зеркале, при чем увидеть немедленно, тот способ, который использует наш мозг при подходе к любой новой задаче обучения. Кроме того, ему присуща масса немедленной, почти мгновенной обратной связи — все брошенное вверх тут же возвращается обратно!
Единственный печальный для меня аспект этих занятий, которые во всем прочем следует признать забавными и веселыми, связан с реакций слушателей на мои комплименты, которые сопровождают и оценивают их постепенное продвижение вперед в деле освоения непростого искусства жонглирования. Независимо от того, проделали ли они минуту назад свои первые манипуляции с тремя шарами или же завершили сложный и продвинутый трюк, их реакции на мои воодушевляющие призывы и выкрики типа «Здорово сделано!» всегда идут в следующем порядке:

_______________
* Гелб Майк — современный американский психолог и специалист по обучению, автор многих популярных книг. — Прим. перев.


«Нет, нет и нет! Я всего лишь пробую перейти к следующей стадии».
«Это никуда не годится, я здесь намертво увяз!»
«Так уж хорошо оно не было».
«Никогда у меня не получится по-настоящему хорошо».
«Оно могло быть куда лучше».
Есть ли во всех этих ответах нечто общее?
Отрицание самого себя!

Занятная особенность такого рода ответных реакций состоит в том, что на самом деле не имеет значения, насколько доброкачественно выполнено задание, — человек всегда отрицает, что он смог все проделать превосходно.
Если бы кто-то жонглировал семью шарами, одной бензопилой и живым цыпленком, а я воскликнул: «Ничего себе! Это просто немыслимо!» - мне бы, пожалуй, ответили что- нибудь вроде: «Ну все-таки не совсем — я-то, собственно говоря, старался держать в воздухе восемь шаров, две бензопилы, цыпленка и еще индейку».
Если в молодые годы нас постоянно критиковали и наказывали за любые неудачи, а затем стали называть высоко мерными наглецами, если мы бывали довольны собственными успехами, то тем самым нас учили и приучили наказывать себя почти независимо от того, что и как мы делаем. Мы напрочь отвергаем и отрицаем похвалу в свой адрес.

В признании хорошего поступка проявляется столько же величия ума, как и в совершении его.
Сенека*

Думая, будто проявляем скромность, мы в то же самое время незаметно для себя и, возможно, невольно оскорбляем человека, который хвалит нас. Те слушатели, которые отбивались от моих похвал за высокие достижения в жонглировании, фактически как бы говорили мне: «Тони, ты абсолютно неправ! Ты законченный придурок! Как ты вообще можешь думать, что у меня есть какие-то успехи, когда я отлично знаю, что их нет и в помине».
Надо сказать, довольно-таки оскорбительное поведение по отношению к тому, кто пытается проявлять кротость, умеренность и смирение.
Мораль этой истории заключается в том, что похвалу и выражения признательности нужно принимать с благодарностью, и, поступал таким образом, принимать подарки, которые вам преподносят другие; кроме того, необходимо и самому, в свою очередь, признавать достоинства других людей, ободрять и вселять в них надежду.

_______________
* Сенека Луций Анней (4 г. до н. э. — 65 н. э.) римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Обвиненный в заговоре, покончил жизнь самоубийством по приказу императора Нерона, чьим воспитателем был в свое время. Для философско-этических сочинений, трактатов и трагедий Сенеки характерны презрение к смерти и проповедь свободы от страстей. — Прим. перев.


Благодарность — это сами небеса.
Уильям Блейк

Бедный мальчик и образование во всем мире
В середине XIX века 12-летний шотландский мальчик по имени Эндрю Карнеги эмигрировал в Питсбург, штат Пенсильвания. Родившись в бедной семье, он в совсем юном возрасте был вынужден начать работать: сначала на хлопкопрядильной фабрике, затем на телеграфе в качестве мальчика посыльного, потом клерком на железной дороге, а после этого стал трудиться в области производства стали.
Молодой Карнеги обладал огромной верой в себя. Он упорно трудился, учился на собственных ошибках и быстро поднялся к самым вершинам своей профессии. В конечном счете Карнеги создал сталелитейную корпорацию «US Steel» которая стала самой крупной компанией в мире, а он сам, возможно, богатейшим в то время человеком на Земле.
Поскольку мы занимаемся поиском новых путей повышения Духовного Интеллекта, нам в истории Карнеги особенно интересны два момента.
Во-первых, сам Карнеги считал, что достигнутыми успехами он обязан в первую очередь постоянной учебе и применению к каждой проблеме своего мозга и его экстраординарных возможностей в сфере Творческого и Духовного Интеллекта. Он комментировал эту сторону собственных достижений следующим образом:
«Человек со всей присущей ему похвальбой своей культурой и образованностью обладает очень небольшим или вообще нулевым пониманием неосязаемой силы мысли (этого величейшего из всех нематериельных ресурсов!). Пока он знает лишь весьма немногое об устройстве физического мозга и обо всей его обширной сети нервов или том мысловатом механизме, посредством которого могущество мысли трансформируется в свой материальный эквивалент; но теперь человек вступает в эпоху, которая наконец просветит его в данном вопросе».
Карнеги настоятельно рекомендовал, чтобы каждый человек везде и всюду занимался изучением мозга и присущих этому органу многообразных видов интеллекта!
Во-вторых, когда в 1901 году в возрасте 66 лет Карнеги ушел на покой, он задумался о том, что же ему делать с тем огромным богатством, которое он смог накопить благодаря напряженному труду, огромному уму и невероятной проницательности.
И знаете, каково было его решение?
Раздать все, что он имел!
И на какие же цели?
На обучение и образование.
Оперируя сегодняшними цифрами, Карнеги распределил по сотне миллионов долларов на нужды глобального образования, публичных библиотек, шотландских и американских университетов, раздал огромные деньги музеям, художественным галереям и церквям по всей Америке и Европе, а также учредил собственный Фонд Карнеги, занимающийся ежегодным распределением миллионов долларов на цели культуры и просвещения.
Из самого успешного промышленника в мире Эндрю Карнеги превратился в самого щедрого благотворителя в сфере образования и просвещения. Он отдал, вероятно, самое значительное состояние в истории с целью поднять стандарты образования и предоставить людям как можно большие возможности*.
Она несла свет в тьму ада
С Флоренс Найтингейл связывают превращение профессии медсестры в очень уважаемое занятие. Эта замечательная женщина воодушевила миллионы других последовать ее примеру.
Она работала непрестанно, проявляя непревзойденную преданность делу и абсолютное самопожертвование, спасая жизни, облегчая боль и страдания раненых в страшных условиях Крымской войны.
_________________
* Карнеги Эндрю (1835—1919) — американский сталепромышленник и щедрый филантроп. В 1899 г. контролировал примерно 25% производства стали в США. В 1901 г. продал свою компанию за 250 миллионов долларов и отошел от дел. За свою жизнь передал больше 350 миллионов долларов (в нынешних ценах это десятки миллиардов) различным образовательным, культурным и миротворческим организациям, многие из которых носят его имя. Не следует путать его с Дейлом Карнеги, автором знаменитого бестселлера «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» — Прим. перев.


Для всех солдат, которым приходилось выносить ветер, дождь, снег и полуголодное существование, а также в антисанитарных условиях страдать от ужасных гноящихся ран, Флоренс Найтингейл, чья фамилия по—английски значит «соловей» была самым настоящем светочем надежды, а ее милосердные и вместе с тем глубоко практичные действия несли с собой веру и душевный подъем тем, кто пребывал в отчаянии.
После этой войны Флоренс Найтингейл продолжала отдавать всю свою энергию помощи людям и заботе о них. Она произвела подлинную революцию в деле ухода за больными и в работе больниц, именно ей мы обязаны проектированием больниц и госпиталей с хорошо освещенными и проветриваемыми палатами. Знаменитая лондонская больница святого Фомы лишь один из примеров ее блестящей работы. *

____________
* Найтингейл Флоренс (1820—1910) — английская медсестра. Организатор и руководитель отряда санитарок во время Крымской (Восточной) войны 1853—1856 гг. Создала систему подготовки кадров среднего и младшего медперсонала в Великобритании. Красный Крест учредил медаль имени Найтингейл (1912). Знаменитый американский поэт Генри Лонгфелло посвятил ей поэму «Святая Филомена» — Прим. перев.


Именно деятельность таких наделенных высокоразвитым Духовным Интеллектом личностей, как Эндрю Карнеги и Флоренс Найтингейл, заложила основы современной сфокусированности на различных благотворительных акциях и учреждениях. Сейчас, в начале ХХ столетия, существуют тысячи организаций, собирающих каждый год по всему миру большие суммы на филантропические и благотворительные цели, причем все они преданы делу улучшения тех трудных условий, в которых влачат свою жизнь отдельные люди и целые народы.
Однако важны не только крупные акции в сфере благотворительности — столь же существенны и кажущиеся кому-то мелочью индивидуальные акты милосердия, проявляющиеся в дарении небольших сумм денег, конкретных проявлениях доброты и предоставлении своего времени (которое кажется особенно важным в современном динамичном мире), — а их все мы можем себе в какой-то степени позволить.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>