<< Предыдущая

стр. 3
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Касания души, толчки с ее стороны также становятся довольно распространенным явлением, отсюда необходимость для меня заложить основание дальнейшего знания, объясняющего еще более высокие касания Духовной Триады и открывающего области взаимодействия, известные до сих пор только Иерархии. Я имею в виду данное через группу моих учеников учение об Антахкаране*. Все такие расширяющиеся касания вызывают состояния, описываемые двумя словами: контакт и толчок.

__________Образование в Новом Веке; Трактат о Семи Лучах, V.


. Контакт может быть определен (в нашем контексте) как осознание окружения, сферы, до сих пор неизвестной; того, что каким-то образом принуждается откликнуться; чего-то иного, являющего свое присутствие. Это иное, не то, что воспринимающий обычно ранее ощущал, становится теоретическое возможностью, позднее призывается направленным сознательным вниманием того, кто ощутил его присутствие, и, наконец, устанавливается контакт.

. Толчок - это нечто большее, чем простая регистрация контакта. Он переходит в сознательное взаимодействие; с ним передается дальнейшая информация; он - раскрывающий по своей природе, и на начальных этапах может быть определен как гарантия для того, кто на него отзывается, существования новой сферы исследования и духовного предприятия, как показатель наличия той обширной области, в которой сознание может все больше расширяться и глубже воспринимать божественную цель, ожидающую своего все более исчерпывающего познания.


Итак, ученик переходит из распространенной сферы того, что можно назвать обыденным телепатическим восприятием (оно сейчас начинает признаваться наукой), через медленно осваиваемый процесс призыва и отклика, к состоянию сознания, характеризующемуся развитой чувствительностью. Он нарабатывает в себе духовное распознавание, контролируемое, сознательное и направленное к полезным иерархическим целям. В этих словах имеем простейшее определение процесса, технически именуемого Наукой Передачи Впечатлений.

Также нужно запомнить, что эта наука есть базовая Наука Чувствительности, искусство отзывчивости на любые явления, определяющее реакции на все явления космического физического плана, их осознание, регистрацию и отзывчивость на них. Именно на этом плане вся наша тройственная планетарная Жизнь находит свое выражение, мы его разделяем (для ясности) на семь планов (так называемых) нашей солнечной системы - от низшего физического до высшего логоического. На начальных стадиях отзывчивости на обе фазы контакта и толчка первая задача заключается в развитии необходимого аппарата контакта, средства обучения, механизма регистрации, и в его конструктивном познавательном использовании. Эта работа продолжается цикл за циклом на начальных стадиях, когда у развивающейся единицы жизни нет никакого сознательного намерения; одна область сознания за другой медленно осваиваются, уровень за уровнем окружающих физического, ментального и духовного миров входят в сферу восприятия, берутся во владение и ставятся под контроль; наконец единица жизни (не знаю, как еще ее называть) превращается в человеческое существо, самостоятельного индивидуума. В конечном счете человек становится Учителем, контролирующим и направляющим в пределах Своей широкой осведомленности в согласии с божественными Умом и Планом.

Но - сейчас я попытаюсь заложить в вас впечатление - человечество, подверженное непрерывному процессу расширения с момента возникновения четвертого, человеческого, царства природы, достигло уже стадии, когда ему пора начинать выходить из-под контроля так называемого Закона Тройного Отклика в новую фазу раскрытия, на которой преобладает осознанная двойственность. Вот важнейшее заявление. Я хочу выразить его следующим образом, - рекомендую досконально продумать мои слова. Информация дана в виде коротких сведенных в таблицу предложений:


. Продвинутый человек в трех мирах осознает две троичности:

а. Низший человек . . . . Физическое тело. Астральная природа. Ум.

б. Три периодических проводника . . . . . Монада. Душа. Личность.


. Душа и личность вошли в контакт. В настоящее время последняя - технически говоря - насыщена душой. Два периодических проводника объединились. Три низших проводника и душа находятся в процессе соединения.

. Эфирное тело обретает большое могущество. Оно сейчас может сознательно использоваться как передатчик:

а. Сознательно направляемых энергий и сил.

б. Толчков от наивысшего из периодических проводников, действующего через свой инструмент, Духовную Триаду.

. Поэтому эфирное тело является сознательно направляемым агентом быстро интегрирующегося духовного единства. Оно способно передавать в мозг необходимые энергии и оккультную информацию, вместе делающие человека Учителем Мудрости и в конце концов Христом - всеобъемлющим по СВОЕМУ развитому притягательному и магнетическому могуществу. (Примечание: См. диаграмму Состав человека)


В другом месте я сделал следующее заявление, в нем, как вы убедитесь после его изучения, подытожен приведенный подробный анализ. Я определил впечатление, как то, что содействует формированию амагнетической ауры, способной принимать наивысшие впечатления. Так же можно определить и искусство призыва и отклика. По мере того как человек (а мы будем обсуждать эту науку применительно к нему, чтобы не выходить за рамки нашего анализа) становится чувствительным к своему окружению, по мере того как силы эволюции воздействуют на него, ведя его от одного этапа к другому, от одного состояния к другому, с одного плана на другой, от одной вершины к другой, он утончается и становится магнетическим. По мере возрастания этой притягательной, или магнетической, силы человек сам становится призывным; его требование, исходящее от наработанной им ауры, приносит ему расширяющееся откровение. Последнее же, в свой черед, обогащает магнетическое поле его ауры, так что он становится центром, несущим откровение тем, кто, обладая меньшими опытом и аурой, нуждается в практической помощи.

Наконец надо сказать, что все человеческое царство станет в конечном счете главным магнетическим центром на планете, призывным по отношению ко всем высшим царствам на бесформенных планах и откликающимся на все низшие, или дочеловеческие, царства на планах формы. Придет время, когда две трети человеческого семейства будут чувствительны к толчкам от Ума Бога, исполняющего свои намерения и проводящего свои цели в пределах нашего планетарного не-преступи-кольца. В свою очередь, человечество олицетворит собой сферу ума, чье не-преступи-кольцо явится для дочеловеческих царств тем соответствием Универсального Ума, в котором они нуждаются для своего раскрытия; человек, как хорошо известно, - это макрокосм для микрокосма низших царств природы. Таков финал всякого человеческого служения.

Если соотнести то, что я сообщил о Науке Передачи Впечатлений, с учением о Точках Откровения*, это внесет больше ясности. Однако необходимо и глубокое размышление. Наука Передачи Впечатлений может считаться, в конце концов, фундаментальной наукой о самом сознании, поскольку контакты и толчки приводят к пробуждению, раскрытию сознания и той возрастающей осведомленности, что характеризует любую форму во всем явленном мире. Каждая форма обладает собственной сферой осведомленности, и эволюция - это процесс, в ходе которого формы учатся отзываться на контакты, реагировать на толчки и становятся более развитыми, полезными и эффективными. Закон Эволюции и Наука Передачи Впечатлений объясняют раскрытие сознания и совершенствуют приспособляемость к имманентной душе. Современная наука благодаря работам в областях психологии и медицины (если упомянуть только две) и экспериментам с формами, позволившим установить способы зарождения, возникновения многообразных механизмов контакта в разных царствах природы, разобралась в эволюционном развитии экзотерического аппарата отклика. Такого рода информацию мы опустим, - она более или менее верная. Мы ограничимся обсуждением контактов и толчков, которые получают в сегодняшнем мире ученики и посвященные, работающие в Иерархии, Ашраме; их путь подобен сияющему свету, все более яркому, пока не достигается всецелая просвещенность.

___________Ученичество в Новом Веке, II, раздел 3.



. Последовательное углубление взаимоотношений
Вернемся к странице 55, где я обрисовал удивительную науку, являющуюся - по своей природе - свидетельством эволюции, сущностной двойственности манифестации и неизменным, неопровержимым доказательством раскрытия сознания. В то же время она основана на той базовой предпосылке, что различные фазы сознания, неуклонно последовательно раскрывающиеся во времени и пространстве, являются (с точки зрения Вечного Настоящего) совокупностью состояний сознания Того, Кем мы живем и движемся и существуем. Все эти фазы сознательного принятия существующих явлений и реакций на них являются для Саната Кумары тем, чем являются повседневные опыт и реакции, или текущие жизненные переживания, для познающего человека, - только гораздо более объемлющими и включающими.

Некоторые положения я еще не обсуждал, а разберу сейчас для большей ясности и понимания. Я назвал науку сопряженности и реакции Верховной Наукой Контакта. Это то, чем она, по сути, является. Реакция на контакт, космический ли - для Саната Кумары, планетарный ли - для Членов Иерархии, все равно ограниченная и односторонняя (с точки зрения сведущего стремящегося), создает Карму, или приводит в действие причины, которые неизменно должны рождать следствия; последние сводятся на нет, изживаются (или обезвреживаются, если вы предпочитаете это слово), если соответствующая сущность развивает в своих обстоятельствах необходимые способность к познанию, мудрость, интуицию или волю. Поразмыслите над этим. Сознание присуще всем формам жизни. Это оккультная банальность. Оно - та врожденная мощь, что всегда сопровождает жизнь в манифестации. Эти два, связанные через манифестацию, являют собой в действительности атма-буддхи, дух-разум; им предопределено одновременно функционировать в течение творческого периода. И первый результат их связи - это явление того, что позволит Господу Мира выразить Свою Собственную неведомую, непостижимую цель.

Во время цикла манифестации комбинация жизнь-осведомленность, дух-разум, атма-буддхи является продуктом множества в единстве, - мы о нем весьма наслышаны, - демонстрирующимся как активность, качество, идеология, рациональность, взаимоотношения, единство и многие иные выражения божественной природы. В первой части Трактата о Семи Лучах я говорил о жизни, качестве и явлении, главной троичности, которая может быть и уже является для человека доказанным, очевидным фактом. Качество было обозначено как второй аспект не потому, что это верно на всех планах и во все времена, но потому, что на нынешнем этапе человеческой эволюции качество плюс активность явлены как два низших аспекта божественной манифестации. Однако два других уже вытесняют их в сознании мыслящих людей - это взаимоотношения и идеи. И прочие будут быстро добавляться по мере развития человеческого сознания.

Наука Контакта не только открывает качество, но открывает и направления взаимоотношений, лежащих в основе всякой манифестации и символом которых является эфирное тело. Она также делает человека чувствительным к идеям, насколько это позволяет его развивающийся интеллект. Реакция людей на оба откровения (приходящие - если бы вы только могли это уразуметь - как следствие, награда в результате контакта, толчка, который жизнь-разум дает извечно сущей, хотя и не сознававшейся манифестации) приводит к громадным изменениям и более объемлющим результатам, чем таковые его реакции на качество. Любопытно, что открытие качества, как второго аспекта манифестации (он позднее должен быть вытеснен), содействовало появлению у человека способности к критике; последняя (столь истребительная в настоящее время) будет правильно использоваться, когда природа взаимоотношений будет лучше понята и истинная функция идей должным образом осмыслена.

Верховная Наука Контакта определяет всевозможные реакции на толчки, от космических реакций Саната Кумары до едва различимых реакций (почти невидимых даже для глаз видящего) бесконечно малого атома. Для ясности я разделил эту науку на три больших раздела о реакциях трех главных планетарных центров на свое окружение. Имейте это в виду. Я мог бы написать более пространный трактат, чем этот, посвященный только созданию аппарата отклика, который каждый из трех центров божественной жизни-разума должен был сформировать для того, чтобы установить необходимый контакт и верно его интерпретировать. Много парадоксов в том, что я здесь сообщаю, и очевидны некоторые противоречия с ортодоксальным оккультизмом, но так всегда бывает, когда учение расширяется и первоначальные всеобъемлющие факты начинают видеться как малые аспекты более включающих фактов. Отсюда значение и важность приведенного в Тайной Доктрине изречения о том, что все члены Иерархии и Совещательной Палаты Саната Кумары (или Шамбалы) обязательно прошли через человеческую эволюцию, так как только человеческие существа способны в совершенстве сочетать и выражать жизнь-разум, только человеческий интеллект может сознательно создавать все потребное для того, чтобы обеспечить становление необходимых этапов явленной жизни.

Вот и еще в чем немаловажность центра, что родом зовем мы человеческим, - на плечах человечества лежит невероятная ответственность. Поэтому, имеем ли мы дело с простой телепатией, или с призывом и откликом, или со впечатлениями, мы в действительности оцениваем действие жизни-разума, проявляющейся в своей подходящей окружающей среде. Отметьте эту фразу. Все сущее происходит через посредство людей, находящихся в процессе совершенствования; людей, достигших относительного совершенства; людей, в большинстве случаев достигших совершенства в иных - не в нынешнем - явленных циклах. Вы видите, какова потенция, заложенная даже в самом низшем представителе человеческого семейства, какое чудесное и деятельное будущее предназначено всем и каждому в должное время и после его должного усилия.

Технически говоря, Иерархия получает впечатления от Шамбалы, а с Человечеством работает Иерархия посредством метода призыва и отклика. У человеческого же семейства нарабатываются две способности в результате осознаваемого действия Науки Контакта.

. Устанавливаются телепатические взаимоотношения. Они, брат мой, всегда практиковались членами человеческого семейства и бывают, как объяснялось выше, двух видов. Это телепатия солнечного сплетения, инстинктивная, неуправляемая, широко распространенная и ответственная за многие поразительные действия иных - не человеческих - форм жизни, например, за свойственный голубям инстинкт возвращения домой или за то, каким образом кошки, собаки и лошади находят дорогу в свой дом, будучи от него очень далеко. Телепатическое взаимодействие между матерью и ребенком - инстинктивное, заложенное в животной природе. В настоящее время получает признание и изучается ментальная телепатия. Эта активность и сопряженность устанавливается между умами; она также включает телепатический отклик на мыслеформы и наличествующие в сегодняшнем мире ментальные состояния. Интерес к ней уже очень велик.

. В возрастающей степени начинает проявляться интуитивная телепатия у продвинутых человеческих существ во всех странах и во всех расах. Она свидетельствует о касаниях души и пробуждении группового сознания, так как чувствительность к интуитивным впечатлениям проявляется только в связи с группой.

Наука Контакта определяет отношения внутри нашей планетарной жизни в целом и включает, например, отношения между человечеством и домашними животными. Последние являются для своего собственного царства тем же, чем является Новая Группа Мировых Служителей для человечества. Новая Группа Мировых Служителей - это связующий мост, средство сообщения между Иерархией (пятым царством) и Человечеством (четвертым царством) согласно нынешнему божественному Плану; домашние животные осуществляют, стало быть, аналогичную функцию между Человечеством (четвертым царством) и животным царством (третьим). Такие аналогии зачастую являются плодотворными для просветления.

Что касается Шамбалы, то принимаемые ею впечатления не являются результатом призыва, вызывающим в свое время внепланетарный отклик, как это происходит между Иерархией и Шамбалой и Иерархией и Человечеством, с определенными изменениями в процессе спуска, или нисхождения. То, что впечатляет Шамбалу и воспринимается Великим Советом Господа Мира, приходит через Саната Кумару, поскольку ОН находится в тесном контакте с другими планетарными Логосами, или группой планетарных Логосов, обладающих единой фокусированной познавательной Волей. Задание Саната Кумары и состоит в том, чтобы впечатлять Жизни, периодически собирающиеся в Совещательной Палате, открывая Им следующую фазу раскрывающейся Цели. Цель затем оккультно занижается, или спускается вниз, и оформляется как иерархический План. План исходит из неизбежности осуществления и задействует атмическое разумение и чистый разум, как Иерархия именует эти три аспекта реакции на приходящие от Шамбалы впечатления. Позвольте внести ясность. Иерархия - не группа мистических работников; только те аспекты божественной Цели, что могут быть немедленно уловлены и развиты, и явно полезные для человечества - будучи правильно представлены Иерархией - регистрируются ее Членами. Они знают, что нужно сознательно отторгать, как это оккультно называется, и действия Их всегда являются откликом на Закон Неизбежности Осуществления, или оккультного предвидения, почти нераспознаваемого и неопределимого продвинутыми людьми. Слова атмическое разумение представляют большой интерес, поскольку отражают качество и объем волевой энергии, которые может задействовать преданная соединенная Иерархия для осуществления ближайшего Плана. Никогда не забывайте, что, обсуждая Шамбалу и План, мы размышляем исключительно под углом ВОЛЕВОГО аспекта Господа Мира, а это - кроме как для продвинутых посвященных - почти невозможно. Данный фактор следует признавать теоретически, пусть пока и не понимая.

К обоим этим неизменным требованиям Иерархия добавляет наличие чистого разума, посредством которого Иерархия управляет и который активизирует качество, ошибочно именуемое человечеством любовью. Это название подчеркивает сентиментальный аспект и означает для огромного большинства всего лишь сентименты, эмоциональный аспект, основанный исключительно на астральной природе. Чистый разум, являющийся высшей характеристикой Членов Иерархии, всегда выражает себя в правильном действии и правильных человеческих отношениях, которые и показывают - если они есть - что такое настоящая любовь. Чистая любовь - это качество, или результат, чистого разума.

Чистый разум при иерархическом отклике нужен для улавливания и постижения Цели, проводящейся через План, исполняемый в любое время Иерархией, а качество чистой любви нужно ожидающему человечеству и призывается им (хотя бы и неосознанно).

Такие впечатления исходят от Шамбалы в виде фокусированного излучения и задействуют высший аспект антахкараны, как своего канала контакта. Я говорю не о нити, выстроенной учеником между ментальной единицей и абстрактным умом. Я говорю об ее продолжении через буддхический и атмический уровни сознания в область магнетизированного сознания (я использую данное слово, так как у нас нет никакого другого для того, чтобы выразить точную природу этой высшей осведомленности, а термин отождествление не очень подходит), окружающую и защищающую истинный центр, Шамбалу. Вам важно знать, что, как масса людей не знает, не осознает и не откликается на Иерархию, так и - в самой Иерархии - есть группа, аналогичная массе людей. Существует множество малых членов Иерархии и много, очень много учеников, не знающих, не осознающих и еще не откликающихся на влияние, или мощь, Шамбалы.

Внутри Иерархии Наука Передачи Впечатлений обусловливает отношения между старшими и младшими членами различных Ашрамов. Все откликаются по-разному, поскольку высшие аспекты этой науки находятся пока в процессе освоения. Чтобы вам было понятнее, скажем, что впечатлениями руководятся те члены Иерархии, у кого высоко развит абстрактный ум. Он еще не вполне развит у многих учеников Ашрама, поэтому только некоторым Членам Иерархии (Учителям, Адептам и Посвященным третьей степени) разрешено знать детали Плана; их защищает эта самая Наука Передачи Впечатлений. Остальные члены Иерархии получают задания от своих старших.

Прошу помнить о том, что на нашей планете акцент всего эволюционного процесса делается на УМЕ и различных аспектах ума: познании, ментальной восприимчивости, Сыне Ума, низшем уме, абстрактном уме, уме как воле, Универсальном Уме. Три, имеющие главное значение и образующие эзотерический треугольник, вершины которого должны установить между собой жизненные взаимоотношения, - это Сын Ума, абстрактный ум и Универсальный Ум. Они, будучи полностью взаимосвязанными и активными, являются теми факторами, что разрабатывают божественную цель и спускают ее вниз в форме, именуемой нами иерархическим Планом, в соответствии с которой мы можем действовать. Только когда посвященный благодаря монадическим касаниям достигает контакта с Универсальным Умом, он может чувствовать Цель; для этого необходимо также развитие абстрактного ума плюс наличие ментальной восприимчивости, оставленной ему Сыном Ума (душой); благодаря такому раскрытию он может присоединиться к группе Тех, Кто Формулирует План. Мы рассматриваем донельзя трудновместимые и сложные процессы, происходящие в сознании посвященного, для них у нас еще нет точной терминологии. Так же и средний стремящийся не имеет представления о природе осведомленности или реакциях на контакты Тех, Кто прошел третье посвящение; такую ограниченность среднего учащегося нужно постоянно иметь в виду.

Наука Призыва и Отклика - воплощающая технику взаимодействия внутри самой Иерархии, в определенной степени между Шамбалой и Иерархией и в возрастающем объеме между Человечеством и Иерархией - основана исключительно на чувстве связи. Поэтому только сознательные Жизни определенного уровня способны призывать Шамбалу и получать отклик, и это потому, что сами они развили в себе некоторые аспекты того вида ментального понимания, что является иерархическим выражением Универсального Ума. Легковесные, поверхностные суждения некоторых писателей и мыслителей о космическом сознании, бойкое употребление таких фраз, как настроиться на Бесконечное или словить Универсальный Ум, показывают лишь, как мало в действительности известно об откликах и реакциях посвященных высокого ранга, тех, кто находится на высших уровнях иерархической жизни.

Настоящий навык призывать и получать отклик (на уровнях посвященных) определяется мистериальным развитием - невозможным до третьего посвящения - эзотерического чутья. Активное использование эзотерического чутья в оккультном тренинге, предлагаемом стремящимся, ученикам и посвященным начальных степеней, вызывает определенные изменения в мозге и соответствующие изменения в буддхическом проводнике; они позволяют по своей воле (после третьего Посвящения Преображения) соприкасаться с Бытием, Жизнью, или монадической ТОЧКОЙ контакта, связь с Которой все возрастает, или с Членом Иерархии, с Которым можно консультироваться. Речь, слова при этом не нужны; это всего лишь технический метод, посредством которого посвященный в составе Иерархии, или сопряженный с Шамбалой, может заявлять о себе и представлять определенные идеи. Об этом я распространяться не буду.

Для средних людей интуиции является низшим соответствием такого эзотерического чутья, используемого посвященными высокой степени, или такого восприятия, как оно иногда называется. В Ашрамах продвинутые ученики обучаются тому, как открывать в себе и использовать эту новую способность, и тем самым развивают необходимый механизм. Они могут одновременно послать запрос и получить ответ, отклик, на свой призыв. Все ученики, получившие третье посвящение, владеют умением призывать и получать отклик, поэтому эта техника недоступна тем, у кого более низкий статус. Для нее нужен высокоразвитый навык различения. В действительности она представляет собой дальнейшее развитие техники, с помощью которой ученику - на начальных стадиях - позволяется привлекать внимание Учителя. Само его настойчивое желание делает контакт возможным; позднее, обретая знание, он начинает издавать, что называется, контролируемый зов. Тогда его зов меньше контролируется желанием, а больше - волей.

Я обсуждаю не призыв и отклик, имеющие место между Человечеством и Иерархией. Я многое о них сообщил, когда обнародовал различные Призывы, пытаясь с их помощью заменить практики эгоистической молитвы и средней ограниченной медитации - практикой призыва. Это медленный процесс, позволяющий овладеть данным методом взаимодействия, и никакой учебник, никакая информация тут не помогут. Я не собираюсь обсуждать и обычную, человеческую, телепатию, свойственную очень многим, поскольку уже разбирал ее выше в этой книге. Но я хочу подчеркнуть то, что присуще каждому человеческому существу. Когда животный человек прошел через дверь индивидуализации и стал человеческим существом, он получил способность зрения; эоны он видел в трех мирах, а многие в течение ряда жизней стремились и к видению, стабилизирующему стремящегося на Пути. Пройдя через дверь посвящения и стяжав мистическое видение, каждый стремящийся получает осведомленность о том внутри себя, что делает возможным столь включающее духовное восприятие, что он впервые удостаивается мимолетного реального прозрения божественного Плана; с этого момента вся его жизнь изменяется. Позднее (я не рассчитываю на то, что учащийся меня поймет; если он думает, что понимает, значит, слова вводят его в заблуждение) он проходит через дверь отождествления. Эта фраза совершенно бессмысленна, поскольку ее значение тщательнейшим образом скрывается. Выражаясь символически, дабы внедрить представление об этой двери в умы людей, скажу, что на настоящие эзотерические встречи проходят после произнесения пароля. Только СЛОВО способно входить через эту дверь - высочайшую и широчайшую из всех. Как только Посвященный проходит через эту дверь, как только он допускается в Совещательную Палату Великого Господа, он понимает, что такое передача монадических впечатлений. Это не передача некоей Монадой (бессмысленный термин) впечатлений в мозг человека, выстроившего антахкарану и прошедшего четвертое посвящение. Это внутренняя отзывчивость на Цель Универсального Ума Того, Кем мы живем и движемся и существуем.



. Результаты контакта и восприятия
Я не буду рассказывать, как индивидуум может овладеть способностью к телепатии. Все подобные способности в русле расширяющихся контактов полезны и по-настоящему применимы только если развиваются нормально, естественно, а не в результате преждевременного раскрытия. Если же развитие преждевременное, всегда остается опасность неверных, ошибочных, центрирующих на себе интерпретаций. Телепатическая информация может быть чисто эгоистической, или личной, такой вид телепатии не имеет ничего общего с тем, о чем я пытаюсь рассказать. Люди в наше время часто проявляют тенденцию или навык к телепатии. Они настраиваются (это выражение считается ими более благозвучным, чем слова телепатическая сопряженность) на что-то или кого-то, хотя и не знают, на что именно. Все, что они, якобы, регистрируют, считается чрезвычайно важным; информация, как правило, касается их самих и не соответствует высокому духовному раскрытию, - явное свидетельство того, что их таинственные духовные вести обычно в высшей степени незначительны и банальны. Имеется уйма источников подобных вестей, целесообразно упомянуть некоторые из них; все, что я скажу, пойдет на пользу интересующейся оккультизмом широкой публике.

. Вести, приходящие от сравнительно тонкой, высокоразвитой подсознательной природы приемника. Они поднимаются из подсознания, но приемник считает их приходящими из внешнего источника. Интроспективные люди зачастую проникают в слой подсознательных воспоминаний, совершенно того не сознавая. Ведь их интерес к себе так велик! Не подозревая о том, что делают, они все, что там обнаруживают, считают необычным, прекрасным и важным, и формулируют послания в уверенности, что друзья и широкая публика воспримут их как духовные. Такие послания, как правило, безвредны, иногда красочны, поскольку являют собой смесь вычитанного и узнанного из мистических писаний, услышанного из христианских источников и Библии. В действительности они отражают содержание правильного мышления людей о духовных предметах и неспособны никому причинить вреда, однако не имеют и какого бы то ни было значения. Именно они составляют восемьдесят пять процентов (85%) столь распространенных в наши дни так называемых телепатических, или богодухновенных, писаний.

. Впечатления от души, они переводятся в концепции и записываются личностью; приемника глубоко впечатляет сопровождающая их сравнительно высокая вибрация; при этом он забывает, что вибрация души - это вибрация Учителя, так как душа есть Учитель на своем собственном плане. Это действительно душевные впечатления, однако, как правило, не несущие в себе ничего нового и не имеющие особого значения; они также являются результатом истекших веков душевного развития (если говорить о личности); поэтому они суммируют в себе все благое, истинное и прекрасное, чем пробужденная личность обогатила душу, плюс то, что вошло в сознание личности благодаря касаниям души. Они составляют восемь процентов (8%) писаний и сообщений, предоставляемых сегодняшними стремящимися на суд публики.

. Учения, которые старший, или более продвинутый, ученик на внутренних планах дает ученику, подвергающемуся тренингу или только что допущенному в Ашрам. Такие учения несут на себе отпечаток и передают концепции старшего ученика и зачастую являются ценными; они могут содержать - и нередко содержат - информацию, о которой приемник не имеет никакого представления. Критерий состоит в том, что она никак (буквально никак) не касается приемника, ни духовно, ни ментально, ни как-либо еще не связана с его личностью и не содержит банальностей его религиозного багажа. Она образует пять процентов (5%) распространяемых во всем мире учений, каковой процент не исходит от какой-либо одной оккультной группы, конкретного религиозного вероучения или отдельной нации. Чрезвычайно важно это осознать.

. Сообщения Учителя Своему ученику. Они составляют два процента (2%) всего объема телепатической информации, воспринимаемой человечеством в целом, во всем мире. Западным учащимся полезно иметь в виду, что субъективный восточный учащийся гораздо способней к телепатической восприимчивости, чем его западный брат; вышеприведенную классификацию следует осмысливать именно с этой, несколько унизительной для западного мистика и учащегося оккультизма точки зрения. Мировые Писания исходят из другого отдела, отдела второлучевых учений. Это утверждение не относится к Ветхому Завету, за исключением таких отрывков, как двадцать третий псалом* и некоторых извлечений из Пророков, особенно из Исайи. Мировые Писания писались для мистиков, нуждающихся в красоте, утешении и поощрении; они писались не для оккультистов. Обращаю на это ваше внимание.

___________Двадцать второй псалом русского синодального издания Библии - прим. пер.

В данном разделе учения я рассматриваю природу и результаты контактов, восприятия. Я не даю правил индивидуального развития, и не дал бы, даже если бы мог. Человечество сегодня являет собой приемники всевозможных концепций, и самый примитивный приемник -людские массы, представляющие самые разные типы лучевого восприятия, на которые через демагогов, газеты, радио, книги и лекции влияют множество умов. По мере того, как возрастает истинное познание и любовь начинает определять человеческое мышление, указанные факторы теряют свою привлекательность. Это происходит, когда душа обретает большее жизненное значение (если позволительна подобная фраза), а человеческие идеи становятся менее значимыми. В действительности нет никаких человеческих идей. Есть лишь идеи, воспринимаемые интеллигенцией, потом занижаемые из-за постоянной приверженности людей наваждениям, эмоциональным, или астральным, суждениям и эгоистическим интерпретациям.

Следует помнить: активность всех этих впечатляющих агентов в самом широком и общем смысле чувствуется на всей планете, во всей планетарной ауре. Их толчки ощущаются в любом царстве природы, - именно так исполняется цель Господа Мира. Бытие, Связность и Активность сплавляются, тем самым, в одно сотворенное творческое целое; жизнь, качество и явление совместно отзываются на тяготеющее намерение планетарного Логоса, оставаясь в то же время творчески свободными в своей реакции на воспринимаемые впечатления; реакция необходимо зависит от типа и качества регистрирующего впечатления механизма. Последний развивается жизнью внутри формы в течение всего творческого периода, причем внутренняя сущность в любой форме любого царства природы остается свободной и реакция на впечатления бывает быстрой или медленной согласно воле контролирующей жизни. В минеральном царстве эта реакция очень медленна из-за инерции, или тамаса, контролирующего духовную жизнь внутри минеральной формы; в растительном царстве она убыстряется, и призывный зов жизней этого царства пробуждает дэва мир, который очень помогает и ускоряет раскрытие растительного сознания; в этом одна из причин его относительной безгрешности и исключительной чистоты.

Основные впечатления, регистрируемые вторым царством природы, приходят от ангельских миров и дэва иерархии. Ангелы и дэвы являются для растительного царства тем же, чем является духовная Иерархия для человечества. Это тайна, которая, конечно, вас не касается. Но прием впечатлений и реакции свойственны обоим царствам, и от отзывчивости зависит эволюция внутреннего сознания.

Животное царство особенным образом связано с четвертым царством природы, и животное сознание раскрывается параллельно сознанию человеческого существа, - хотя и по-другому, - начинающему отзываться на царство душ, пятое царство. В этом карма и судьба четвертого царства - быть впечатляющим агентом третьего; проблема, однако, осложняется тем, что животное царство возникло раньше человеческого и потому накопило определенную карму - как благую, так и злую - к появлению рода человеческого. Осуществляемый человечеством процесс передачи впечатлений тормозится, а подчас и сводится на нет двумя факторами:


. Человеческими невежеством и эгоизмом плюс неспособностью работать сознательно, познавая, с зачаточными умами внутри животных форм; это верно за исключением немногих (очень немногих) примеров общения с домашними животными. Когда продвинется само человечество, его познавательное влияние на сознание животного царства будет производить следствия в масштабе планеты. В настоящее время это не так. Это осуществится только когда животное царство (вследствие человеческого понимания) станет призывным.

. Накопленной животным царством кармой, в значительной степени отработанной в наше время в связи с родом человеческим. Кармическая сущность - контролируя третье царство - ляется частью планетарного Обитателя Порога.


Таким образом, можно отметить чудесный планетарный процесс передачи впечатлений: все они приходят из наивысших возможных источников, хотя и спускаются до уровней воспринимающих факторов; все более или менее (сообразно качеству механизма приема) отражают волю и цель Саната Кумары; все после эонов своего действия оказывают групповой эффект и воспринимаются с большой готовностью.

Главное, что мешает абсолютно беспрепятственной передаче впечатлений от Шамбалы прямо в минеральное царство через все остальные царства, - это фактор свободной воли, определяющий кармическую ответственность. Карма может быть как благой, так и злой. Небезынтересно отметить, что и благая, и злая карма создают состояния, не только долженствующие быть отработанными, но и отсрочивающими то, что мы - со своей ограниченной точки зрения - должны считать освобождением планеты. Накопленная благая карма требует изживания таких состояний, когда на всем (для человека или для любой иной формы с ее ограниченностью) лежит печать добра, счастья, благополучия и пользы. Злая же карма, порождаемая любым царством под влиянием сферы, где обитает планетарный Обитатель Порога, стоит между космической Дверью Посвящения и нашим планетарным Логосом. Этот Житель олицетворяет Собой все ошибки и заблуждения, обусловленные неверными реакциями, неосознанными контактами, намеренными выборами низкой альтернативы, массовыми движениями и действиями, не прогрессивными в данное время и в данном месте. Что касается приложения указанных фактов к дочеловеческим царствам природы, я сознаю, что оно остается для вас загадкой, но это не меняет закона или процессов, не имеющих никакого касательства к человеческой эволюции. Относительно планетарного Логоса хочу добавить, что в великой планетарной борьбе и Его последующем посвящении задействованы мы все - от атома субстанции до Жизней в составе Совещательной Палаты Господа Мира включительно; именно это титаническое усилие совершают все жизни и сущности, составляющие манифестацию Саната Кумары, ответственную за творческие эволюционные процессы; она отвечает и за то, что мы называем временем, со всем что входит в это понятие: событиями, возможностями, прошлым, настоящим и будущим, добром и злом.

Передача динамических впечатлений от Шамбалы осуществляется большими циклами, циклическими волнами; последние инициируются внепланетарными источниками по запросу, или призыву, Господа Мира и Его Помощников; они приходят после провозглашения воли Саната Кумары в Совещательной Палате.

Эти высокие духовные первичные впечатления приходят с семью лучами, являя собой семь потоков духовной энергии, наделенных качеством шамбалических впечатлений, окрашенных ими; процесс повторяется при наличии эффективного и стабильного иерархического призыва.

Он снова повторяется между Иерархией и Человечеством в ответ на человеческий призыв; последний становится все более познавательным, могучим и достойным отклика.

Однако проблема человеческого царства очень велика. Человечество воспринимает так много толчков, так много впечатлений, так много телепатических и ментальных потоков, так много качественных вибрационных впечатлений от всех семи царств природы, что истекли эоны, прежде чем развилась адекватная различающая чувствительность и эволюция достигла точки, когда сознательный призыв должен исходить и отклик-впечатление должен регистрироваться. Бессознательный призыв наличествует постоянно; будучи сознательным, он становится исключительно могущественным.

Все человеческое семейство являет собой сегодня чудесный приемник впечатлений, состоящий из мириадов чувствительных механизмов. Эти впечатлительные инструменты способны регистрировать тамасические впечатления, приходящие от дочеловеческих царств, особенно из третьего и первого; они фиксируют раджасические впечатления от всевозможных ментальных источников; они также - гораздо слабее - откликаются на саттвические, или ритмические, впечатления. Впрочем, их отзывчивость на эти высокие впечатления и регистрация ими истины, света и качества, исходящих из наивысших источников, возрастают.

Именно поэтому человеческое царство (великое среднее царство, чья функция заключается в посредничестве между высшим и низшим) является объектом передачи множества божественных впечатлений, доносящих Цель Саната Кумары. Это вы знаете. Я многое рассказал об этом в Трактате о Семи Лучах, а также в более раннем Трактате о Космическом Огне. В данных инструкциях я описываю групповые возможности, группы, которые можно обучать регистрировать, получать впечатления от Иерархии. Такие группы могут стать способны призывать Иерархию своим могуществом, если они того захотят. Опять-таки, я рассказываю все это вам, как стремящимся и ученикам, но под иным углом, чем в своих предыдущих писаниях. Ответственность за впечатлительность, телепатическую регистрацию и призывный зов очень велика; этим объясняется содержание изложенного.



. Связь человеческого центра с иерархическим
Настоящая телепатическая сопряженность есть часть Верховной Науки Контакта и имеет особое конкретное отношение к человечеству. Множество разных терминов могут употребляться в попытке объяснить этот тонкий, субъективный, способ взаимоотношений; я использовал, среди прочих, следующие:


. Наука Контакта.
. Наука Передачи Впечатлений.
. Наука Призыва и Отклика.
. Наука Взаимоотношений.
. Наука Чувствительности.
Все эти термины отражают разные аспекты реакции формы или форм на контакты, впечатления, толчки, окружение, мысленные излучения разных умов, восходящие и нисходящие энергии, призывы агентов и отклики на них. Вся планетарная система в действительности представляет собой гигантскую взаимодействующую, взаимозависимую и взаимосвязанную совокупность проводников, сообщающихся между собой.

С того момента, когда эта взаимосвязанная и сообщающаяся система начинает изучаться под углом взаимоотношений, процессы эволюции и цель духа человека (то есть, на самом деле, Дух планетарного Логоса) обретают жизненно важное, верховное значение, но в то же время наиболее трудны для постижения. Тема эта настолько необъятна, что все, что нам доступно, - это рассмотреть два фактора:

. Науку Передачи Впечатлений применительно к роду человеческому.
. Впечатляющие Центры, дающие представление о взаимоотношениях.

Многообразные способы контакта между множеством дочеловеческих и сверхчеловеческих форм, группировок и царств слишком сложны по своей природе, чтобы учащиеся могли их осмыслить в настоящее время, да и - что важнее - эта информация для них бесполезна. Поэтому мы ограничимся Наукой Передачи Впечатлений и Наукой Призыва и Отклика, и лишь в той мере, в какой они имеют отношение к человечеству. Они - под углом человека - описывают восприятие впечатлений и идей и выражение чувствительности в настоящее время и в данном конкретном цикле.

Следовательно, мы рассмотрим связь человеческого центра с иерархическим центром и возрастающую отзывчивость человечества на Центр, где Воля Бога известна. Как я упоминал, в мои намерения не входит изложение правил, определяющих телепатическое общение. Последнее имеет место между людьми и между группами. Подобные взаимоотношения развиваются медленно и естественно, их не нужно форсировать. Они развиваются после того, как развились остальные чувства человека и его аппарат восприятия. Однако человечество демонстрирует ускоренное телепатическое развитие в виде быстрой отзывчивости целых групп, масс человеческих существ на групповое воздействие, групповую передачу идей. Стремительный отклик групп и наций на массовые идеологии является как неожиданным, так и трудно поддающимся мудрому и конструктивному управлению. Ни Шамбала, ни Иерархия не ожидали, что массовая впечатлительность будет усиливаться быстрее, чем индивидуальная чувствительность, но дело обстоит именно так. Индивидуум в группе, работающий в составе группы, намного чувствительнее, чем человек, самостоятельно старающийся сделать себя чувствительным к впечатлениям.

Один из факторов, препятствующих личному телепатическому развитию, заключается в том, что нынешнее быстрое, могучее восхождение духа в человеке - в целом - зачастую сводит на нет личностные реакции, а телепатия - это личностная наработка, определяющаяся контактами между умами. Однако в тот момент, когда человек старается стать телепатически восприимчивым, он немедленно вовлекается в водоворот абстрактных энергий, делающих его гораздо более способным к приему духовных впечатлений, чем к личным телепатическим взаимоотношениям.

Этот поразительный феномен заставил надзирающих Учителей пересмотреть некоторые Свои планы, прекратить тренинг индивидуальных учеников по установлению телепатической сопряженности и осознать возможность тренировать и развивать призывные группы. Вместо работы в низшей ментальной субстанции с избранными стремящимися Они перешли к контакту с душой и инициировали относительно новую Науку Призыва и Отклика. Низший ум стал простым интерпретатором впечатлений, а акцент стал делаться на групповом уме, групповой цели и групповой воле. Система обучения людей призыву делает ум позитивным, активным фактором и искореняет всякую тенденцию к негативности.

Такое иерархическое решение необходимо инициировало процессы группового посвящения, подняв на высшие уровни весь процесс тренинга, обучения и подготовки к посвящению. Был предпринят и успешно проходит эксперимент по ознакомлению рода человеческого с Великим Призывом, хотя многое еще остается сделать.

Поэтому надо сказать, что четырьмя необходимыми условиями, позволяющими ученику соответствовать требованиям посвятительного процесса, являются готовность получать впечатления, умение точно регистрировать впечатления, способность запоминать то, что дается, и облекать его в словесные формы в сознании ума. Задействуя принятую информацию, ученик должен затем правильно призывать необходимые энергии и учиться, набирая опыт, добиваться отклика. Мои напечатанные несколькими страницами выше слова подводят к этой теме, поэтому я их повторю:


Все человеческое семейство являет собой сегодня чудесный приемник впечатлений, состоящий из мириадов чувствительных механизмов...Именно поэтому человеческое царство (великое среднее царство, чья функция заключается в посредничестве между высшим и низшим) является объектом передачи множества божественных впечатлений, доносящих Цель Саната Кумары... В данных инструкциях я описываю групповые возможности, группы, которые можно обучать регистрировать, получать впечатления от Иерархии. Такие группы могут стать способны призывать Иерархию своим могуществом, если они того захотят. Опять-таки, я рассказываю все это вам, как стремящимся и ученикам, но под иным углом, чем в своих предыдущих писаниях. Ответственность за впечатлительность, телепатическую регистрацию и призывный зов очень велика.


К стремящемуся и особенно к сознательному ученику впечатления приходят из четырех источников:

. От собственной души ученика.
. Он Ашрама, к которому он должен быть причастен.
. Непосредственно от Учителя.
. От Духовной Триады через Антахкарану.

Первые две стадии охватывают период первых двух посвящений; третья предшествует третьему посвящению и длится до тех пор, пока ученик сам не станет Учителем; четвертый вид приема впечатлений-информации может регистрироваться после третьего посвящения и практиковаться учеником в Ашраме; тогда его задание состоит в том, чтобы самому впечатлять свой ум тем, что ему говорят и что он узнает в Ашраме; наконец, как Учитель Ашрама, он берется за одну из главных иерархических задач, пытаясь овладеть Наукой Передачи Впечатлений. Итак, существуют два аспекта работы, связанной со впечатлениями: один - способность получать впечатления; другой - способность быть впечатляющим агентом. Ученику не разрешается практиковать искусство передачи впечатлений, пока он не станет одним из тех, кто принимает впечатления от Триады, следовательно, впечатления от Шамбалы, будучи в защитной зоне, или ауре, Ашрама, к которому он причастен. Помните о том, что Наука Передачи Впечатлений является, на деле, наукой строительства мыслеформ, оживления мыслеформ и направления мыслеформ; только ученику, прошедшему через процессы Преображения и не являющемуся больше жертвой собственной личности, может быть разрешено вступить в столь опасный цикл обретения могущества. Пока остается малейшее стремление к эгоистическому могуществу, к недуховному контролю, к влиянию на умы других человеческих существ или на группы, ученику - по иерархическим правилам - нельзя доверять сознательное создание мыслеформ с тем, чтобы направлять их на людей и группы для достижения определенных результатов. После же того, как он прошел испытания Посвящения Преображения, ему позволительно этим заниматься.

Наука Передачи Впечатлений составляет подоснову, или фундамент, для практики телепатии. Если бы была проведена проверка во всемирном масштабе, те, кто восприимчив к впечатлениям, распались бы на две группы:


. Те, кто обладает бессознательной восприимчивостью к телепатическим впечатлениям. Они в настоящее время образуют большинство и воспринимают впечатления через солнечное сплетение; при этом мыслеформы исходят из горлового центра впечатляющего агента.

. Те, кто развивает или развил сознательную восприимчивость, когда впечатления воспринимаются прежде всего умом, затем передаются в мозг и регистрируются им. Впечатляющий агент в этом случае работает через центр между бровями, центр аджна.


Первая группа принимающих ориентирована, или фокусирована, на чисто личностном плане. В некоторых случаях люди лишь физически осведомлены о жизненных процессах и некоторых контактах, остающихся для них неосознанными, непроверенными и совершенно неконтролируемыми. Поэтому к этой группе мы должны относить любые медиумические явления, даже наивысшей астральной или духовной природы, плюс сообщения, поступающие, как правило, из прекрасного подсознания среднего человека на Пути Импытания. Вести от собственной души ученика занимают промежуточное положение между медиумическими и чисто ментальными по своей природе проявлениями.

К последнему упомянутому виду общения добавляются определенные вести, или впечатления, из Ашрама, которые ученик склонен принимать за групповую телепатию, за сообщения души и за непосредственную связь с Учителем - на данной стадии не существующую. Это не страшно, потому что, когда ученик начинает уразумевать определенные различия, новый тип регистрации пробуждает и направляет его сознание.

Этот этап, охватывающий второй вид приема впечатлений, его самую начальную фазу, может длиться довольно долго, поскольку включает вполне конкретный период перехода с астрального плана на ментальный. Уравнение времени различается в соответствии с лучом и возрастом души. Люди шестого луча, например, очень медленно совершают этот переход из-за резко выраженного фактора наваждения; люди первого и второго лучей - относительно быстрые. Люди третьего луча тоже медлительны, поскольку запутываются в нитях собственных, нагнетающих наваждение, манипуляций и своего хитроумного мышления, с трудом различая, где начинается истина и кончается заблуждение; иллюзия, составляющая проблему для ментальных типов людей на всех лучах, гораздо менее длительна, чем заблуждение.

Когда же ученик в определенной мере уясняет существенную разницу между сообщениями, приходящими из собственного подсознания или из подсознания других людей, с которыми он может быть связан, и вестями, приходящими от своей души, его жизнь становится более контролируемой и организованной, более плодотворной под углом служения и потому полезной для Иерархии. Он учится отличать вести, приходящие от собственной души, от иерархических; его жизнь получает более четкую направленность; позднее он точно отмечает вести, приходящие к нему из Ашрама и высылающиеся с тем, чтобы впечатлять умы стремящихся и учеников всех степеней и всех лучевых типов. Когда же он умеет различать эти разнообразные сообщения, тогда и только тогда третий тип сообщений становится возможным: прямые сообщения в результате личного контакта с Учителем его Ашрама. К этому времени ученик обладает тем, что называется свободой Ашрама и ключами к царству Божьему; ему можно доверять распоряжаться частью направляющей мощи самого Ашрама. Его мышление воздействует на других. Его эффективность быстро возрастает, когда он знакомится с четвертым типом приема впечатлений: теми, что приходят от Духовной Триады, следовательно, от Монады и Шамбалы. Итак, существуют (до этой заключительной стадии приема впечатлений) три менее значительные состояния, характеризующие расширение сферы служения и связанные с последними тремя посвящениями из общего числа возможных для развивающегося человечества девяти посвящений. Шестое посвящение, в котором только Учителя могут принимать участие, отмечает переход от первых трех стадий восприимчивости, обязательных для учеников и предваряющих пятое посвящение - то есть предваряющих третье, четвертое и пятое, - к трем стадиям общения с Триадой, соотносящимся с седьмым, восьмым и девятым посвящениями.

Никогда эта геометрическая структура, эта числовая последовательность, или Закон Соответствий, не нарушается при исполнении цели и планов планетарного Логоса - установленных до сотворения миров и имеющих свои прототипы на космических ментальных планах. Эти факты людям особенно трудно в себя вместить в наше время, когда их состояние сознания сильно индивидуализировано.

Тем не менее, человек проявляет неуклонно возрастающую отзывчивость на расширяющиеся внешние контакты, - примером служит осознание человеком различия между национализмом и интернационализмом. Эта отзывчивость естественно определяется человеческой свободной волей, чья эффективность со временем возрастает. Человек может учиться быстро или идти медленно, но его состояние сознания являет собой все более чувствительную, регистрируемую его сознанием реакцию на свое окружение, в которое он (стадия за стадией) интегрируется. Его интеграция в свое окружение, усвоение атмосферы этого окружения и мощь последнего - все обусловлено тем, что он создан для восприятия впечатлений и обладает механизмом отклика на все грани божественного выражения. Вот почему об истинно просветленных людях и всех, кто получил три наивысших посвящения, всегда говорят как об алмазных душах; они в своей совокупности составляют драгоценность в лотосе - том двенадцатилепестковом лотосе, что является символом и выражением могущества планетарного Логоса.

Отсюда видно, что тема откровения проходит через весь эволюционный процесс; никогда не забывайте: шаг за шагом, стадия за стадией, расширение за расширением, посвящение за посвящением человек уразумевает божественное ЦЕЛОЕ. Метод заключается в приеме впечатлений от прежде не осознаваемого окружения; он стал возможным в его нынешнем виде лишь после того, как Сыны Ума, то есть Сыны Бога, чья природа едина с Его природой, стали ходить по Земле. Наука Передачи Впечатлений является в действительности техникой, посредством которой Человечество обучается Духовной Иерархией с момента своего первого появления на Земле; технику эту все ученики обязаны освоить (вне зависимости от того, какой из Семи Путей они в конце изберут); ее же, как возвышенное искусство, практикует и Учитель, вдохновленный Шамбалой; эта техника осуществляется Волей, а результат ее заключается в том, что малые воли людей интегрируются в божественную Цель; она характеризует согласие с их стороны проводить эту Цель путем передачи правильных впечатлений всем формам жизни на всех точках эволюции. Ученики тогда становятся агентами божественной воли, им доверяется направлять энергии, доверяются план, тайны и вдохновение, скрытые в Уме Бога.

К данному знанию - зародившемуся и накопленному в предыдущей солнечной системе - они добавляют то, что должно появиться и расцвести в нынешней солнечной системе: магнетическую притягательность второго Луча Любви-Мудрости в одной из трех своих главных форм, или на одном из Лучей Аспекта, дополняемых четырьмя Лучами Атрибута. Способность использовать лучевые энергии для того, чтобы притягивать и внедрять непрерывно расширяющееся откровение, является ключом к любой работе в наши дни, и эту активность мы называем Наукой Передачи Впечатлений. Она подразумевает постоянное познание нового окружения - окружения на всех ступенях существования, от наинизшей ступени ежедневной жизни наименее развитого человеческого существа до той ступени лестницы эволюции, на которой стремящийся становится сознательно восприимчивым к так называемым духовным впечатлениям. На ней он способен стать более чувствительным к высшей гамме впечатлений и - в то же время - сам начинает овладевать искусством передачи впечатлений умам других, осваивать уровень, с какого он работает как впечатляющий агент, и узнавать, кого из сынов человеческих он может впечатлять. Ему приходится осваивать и вторичный урок приспособления своего окружения таким образом, чтобы он умел впечатлять других и при этом окружающая среда не препятствовала тому, чтобы эти впечатления воспринимались теми, как правило, невнимательными умами, за которые он чувствует ответственность.

Он этого добивается благодаря возрастающему знанию себя и обучению искусству регистрации. Чем яснее и глубже он постигает регистрируемые впечатления, для которых он открыт и к которым он чувствителен, тем легче ему воздействовать на тех, кому он обязан помочь обрести более широкое и включающее прозрение. Регистрация собственного расширяющегося окружения - с возникающими новым видением, новой целью и более объемлющим полем служения - приводит к тому, что приходящие (на крыльях вдохновения) энергии слагаются в резервуар мыслительной субстанции, черпать из которого должно превратиться у него в привычку.

Теперь первый шаг заключается в том, чтобы запоминать и переводить в правильные доходчивые концепции, идеи и мыслеформы то, что регистрируется. Это первый этап его настоящего оккультного служения, и этому новому типу служения он все полнее отдается. Черпая из резервуара мыслительной субстанции, он учится создавать формы, магнетические идеи, притягивающие внимание тех, кому он пытается помочь; это называется этапом призыва. Именно призывное действие, призывный способ существования утверждаются в умах людей и вызывают, или инициируют, у них отклик и расширение сознания; тем самым стимулируется прием духовных впечатлений. В то же время этим призывом ученик демонстрирует свою готовность принимать следующие, более включающие впечатления и вдохновение с тем, чтобы возрастала его способность к служению.



. Телепатическая чувствительность, естественное развитие
Вы заметили, что я не дал никаких инструкций об искусстве развития телепатической чувствительности. Дело в том, что, как говорилось выше, эта чувствительность должна развиваться и всегда развивается естественно, когда ученик верно ориентирован, безоговорочно предан и перестает центрироваться на себе. Если же этот процесс форсируется, такая чувствительность неестественна и чревата большими трудностями и грядущими опасностями. Что касается ученика, то избавление от вечной озабоченности личными обстоятельствами и проблемами неизбежно приводит к ментальному освобождению; в результате появляются области свободного ментального восприятия, делающие высшую чувствительность возможной. Постепенно по мере того, как ученик достигает истинной свободы мышления и способности воспринимать впечатления, приходящие от абстрактного ума, он создает для себя резервуар мыслей, к которому можно прибегать для помощи другим и удовлетворения потребностей своего возрастающего мирового служения. Позднее он становится чувствительным к впечатлениям, приходящим от Иерархии. Последние являются поначалу чисто ашрамными, но со временем, когда ученик становится Учителем, трансформируются во всеиерархические; План становится тогда динамической субстанцией, образующей содержимое резервуара мыслей, из которого он может черпать. Это заявление имеет уникальное, необычайное значение. Еще позже он обретает чувствительность к впечатлениям, поступающим от Шамбалы, и качество Воли, осуществляющей планетарную Цель, добавляется к имеющемуся в его распоряжении знанию. Что я хочу здесь подчеркнуть, так это наличие прирастающего резервуара мыслей, выстраиваемого учеником в ответ на множество различных впечатлений, к которым он становится все более чувствительным; приходящие к нему идеи, концепции и духовные замыслы непрерывно рождают в нем мысли и соответствующие мыслеформы, которые он учится формулировать, стараясь помогать своим собратьям. Он обнаруживает себя обладателем определенного резервуара, или объема, мыслительной субстанции, образовавшегося в результате его собственной ментальной активности, его врожденной чувствительности, и являющегося тем источником знания, материала для усвоения, к которому он может припадать, неся помощь другим.

Что надо уразуметь, так это то, что восприимчивость к впечатлениям развивается нормально и естественно параллельно духовному раскрытию. Я дал ключ ко всему данному процессу, когда заявил, что

Чувствительность к впечатлениям содействует формированию магнетической ауры, способной принимать наивысшие впечатления.

Хотелось бы, чтобы вы с самым пристальным вниманием отнеслись к этим словам. По мере того как ученик начинает демонстрировать качества души и второй божественный аспект в нем преобладает, контролируя и окрашивая всю его жизнь, автоматически развивается и высшая чувствительность; он становится магнитом для духовных идей и концепций; он притягивает в свое поле сознания контуры, затем и детали иерархического Плана; он в конце концов получает осведомленность о планетарной Цели; при этом он не должен жаждать всех этих впечатлений, старательно учиться их улавливать, удерживать и осмысливать. Они попадают в область его сознания, потому что он создал магнетическую ауру, которая их призывает и вводит в его ум. Магнетическая аура начинает формироваться, как только он устанавливает контакт с душой; она усиливается и возрастает по мере учащения этих контактов и в конце концов становится привычным состоянием сознания; отныне он по своей воле в любое время устанавливает сопряженность со своей душой, вторым божественным аспектом.

Именно эта аура является, на самом деле, резервуаром мыслительной субстанции, являющейся его духовной опорой. Его фокус - на ментальном плане. Он больше не контролируется астральной природой; он успешно выстраивает антахкарану, по которой могут поступать высшие впечатления; он учится не рассеивать их поток, но аккумулировать в ауре (которой он себя окружил) знание и мудрость, требующиеся, как он понимает, для служения своим собратьям. Ученик является магнетическим центром света и знания постольку, поскольку его магнетическая аура поддерживается им в состоянии восприимчивости. Тогда она непрерывно притягивает высшие впечатления; то, что ниже и требует помощи, может инициировать ее отклик и распределяющую активность. Поэтому ученик в свое время становится крошечным соответствием Иерархии - призывным по отношению к Шамбале, но быстро откликающимся на человеческую нужду. Эти факты требуют всестороннего осмысления. Сначала возникают точки напряжения, потом они расширяются и переходят в магнетические ауры, или области, способные к призыву и отклику.

Области чувствительности проходят три стадии, о них я распространяться не буду:


. Чувствительность к впечатлениям от других человеческих существ. Эта чувствительность начинает привлекаться для служения, когда необходимая магнетическая аура создана и подчинена научному контролю.

. Чувствительность к групповым впечатлениям - обмену идеями между группами. Ученик может стать принимающим агентом в любой группе, частью которой он является, и эта способность показывает его прогресс.

. Чувствительность к иерархическим впечатлениям, поступающим к ученику через антахкарану и - позднее - от Иерархии в целом, после того как он принимает некоторые высшие посвящения. Она показывает способность регистрировать впечатления от Шамбалы.


Полезно обсудить три пункта, касающиеся чувствительности к впечатлениям, построения резервуара мыслей и отзывчивости на призывы. Пункты следующие:

. Процессы Приема.
. Процессы Регистрации и Интерпретации.
. Процессы Последующего Отклика на Призыв.

Напоминаю, что аура, которую каждый из вас создает вокруг центрального ядра своего воплощенного я, или души, является частью осеняющей души, приведшей вас к манифестации. Эта аура (как вы хорошо знаете) составлена из излучений эфирного тела, а последнее, в свою очередь, воплощает три типа энергий, за которые вы индивидуально ответственны. Этими тремя типами (не считая энергии праны, составляющей эфирный проводник) являются:


. Аура здоровья. Она, по существу, физическая.

. Астральная аура, обычно являющаяся самым доминирующим, влиятельным и управляющим фактором.

. Ментальная аура, в большинстве случаев относительно небольшая, но быстро развивающаяся, как только ученик сознательно берется за свое развитие или поляризация личности переходит на ментальный план. Со временем ментальная аура стирает (если я вправе использовать столь неадекватный термин) эмоциональную, или астральную, ауру и душевное качество любви приходит ей на смену, так что необходимая чувствительность не исчезает, а становится более высокой и намного более тонкой.


В такой тройственной ауре (или, вернее, четверичной, если считать эфирный проводник) каждый индивидуум живет и движется и существует; именно эта живая, жизненная аура является регистрирующим агентом любых впечатлений, как объективных, так и субъективных. Именно этого агента чувствительного отклика внутреннее я обязано взять под контроль и использовать для приема впечатлений или для прямой передачи эфирных или ментальных впечатлений вовне, в мир людей. Астральные впечатления - чисто эгоистические и индивидуальные, они, хотя и могут влиять на окружение человека, не обладают прямым действием, как остальные принимаемые энергии. Именно аура человека оказывает основное действие на окружающих и вызывает реакции, а не его слова; хотя обычно полагают, что последние воплощают его реакции и его мышление, они вообще-то выражают его эмоциональные желания.

Следовательно, вокруг всех нас существует субъективный механизм, являющийся истинным и совершенным олицетворением нашей конкретной точки эволюции. Это аура, за которой наблюдает Учитель; она является главным фактором в жизни ученика. Свет души в ауре и состояния различных аспектов ауры показывают, приближается ли ученик к Пути Ученичества. По мере того как эмоциональные реакции ослабляются и ментальный аппарат совершенствуется, прогресс стремящегося может четко отмечаться. Прошу вас точно различать астральное тело и ментальное и то, что они излучают. Тела (так называемые) - субстанциальны по своей природе, аура же, по сути, лучится, исходит из каждого субстанциального проводника во всех направлениях. Это надо самым четким образом уяснить.

Задача стремящегося, рождающего свою магнетическую ауру, состоит в том, чтобы удаляться самому, тем самым уменьшая объем и могущество астральной ауры и расширяя и усиливая ментальную ауру. Надлежит помнить: подавляющее большинство стремящихся поляризованы в астральной природе, потому их задача - добиться другой поляризации и фокусироваться на ментальном плане. Это требует времени и огромных усилий. В конечном итоге - как отмечалось выше - излучение души заменяет дотоле господствовавшую эмоциональную активность стремящегося; на самомо деле, оно является излучением из лепестков любви эгоического лотоса.

Когда стремящийся начинает сознательно работать над собственным раскрытием, исследовать и использовать ауру, которой он оснащен, он проходит через три стадии на Пути Возвращения:


. Стадия, на которой он обнаруживает мощь и качество своей астральной ауры. Поскольку последняя олицетворяет (в нашей второй солнечной системе) качество любви и его искажение астральной природой, эмоциональная чувствительность развита особенно, почти неестественно, сильно. Она сильнее, чем ментальное тело и ментальное управление им.

. Стадия, на которой ментальный проводник возрастает в своей мощи и в конце концов рождает ментальное излучение, столь сильное, что оно подавляет астральную ауру, берет ее под контроль.

. Стадия, на которой душа выражает свою сущностную природу любви и начинает посылать свое излучение в астральную ауру через астральное тело. В конце концов чувствительность любви вытесняет эмоциональную чувствительность и желания.


Стремящимся присущи все три стадии чувствительности. Во время второго посвящения наступает момент, когда душа посвященного активизируется и фундаментальная сила (если я вправе употребить этот термин) подавляет астральную природу, оживляя и вдохновляя астральное тело, временно изменяя качество астральной ауры и устанавливая контроль, способствующий под конец упомянутому вытеснению. Этот аспект истины лежит в основе доктрины искупления чужой вины - доктрины, вопиюще искаженной христианской теологией.

Теперь рассмотрим Процессы Приема, Регистрации и Интерпретации и Последующего Отклика на Призыв. Всегда следует помнить, что я излагаю общие правила и не обсуждаю ни идеалы, ни то, что нежелательно; источники впечатлений меняются по мере прогресса ученика, хотя всегда больший источник включает все меньшие источники.

То, что человек чувствителен к иерархическим впечатлениям, поступающим в его ментальную ауру, не мешает тому, что он чувствителен по своей астральной природе к призывам, эмоциональным зовам человеческих существ. Наличие вместе обоих видов чувствительности весьма полезно, если ученик следит за тем, чтобы они были взаимосвязаны. Не забывайте этого, брат мой. Способность интерпретировать принимаемые впечатления нарабатывается так же, как ментальная аура развивается под действием ума, устойчиво удерживаемого в свете души; ученик усваивает, что все воспринимаемые истины могут интерпретироваться по-разному, каковой факт раскрывается все яснее по мере того, как он принимает одно посвящение за другим, развивая сознательную отзывчивость. Способность призывать усиливается от жизни к жизни и означает получение сознательного отклика со стороны анима мунди, или подсознательной души всего, так же как и человеческого сознания и мира сверхсознательного контакта.

Эта способность неуклонно развивается по мере того как стремящийся протаптывает Путь Ученичества; на ранних стадиях ей часто предшествуют крупные недоразумения, сильный астральный психизм и ошибочные интерпретации. Однако нет оснований отчаиваться, поскольку все, что нужно, - это опыт, а опыт накапливается в процессе эксперимента в ежедневной жизни. Ни к чему трюизм о том, что на испытаниях и ошибках учатся, не подходит лучше, чем к жизни и опыту принимаемого ученика. Когда же он становится принятым учеником, ошибок меньше, хотя испытания (или экспериментальное использование множества разнообразных энергий) усложняются и, стало быть, требуют намного более широкого спектра активности.

Процессы Приема основаны на выявлении того, что можно назвать призывами в отличие от множества иных возможных способов контакта. Ученик должен научиться распознавать многочисленные толчки, воспринимаемые его чувствительной аурой. На ранних стадиях большинство их принимаются бессознательно, хотя точно и правильно; однако цель состоит в сознательном приеме; последний осуществляется благодаря непрерывному устойчивому сохранению позиции Наблюдателя. Такая позиция нарабатывается при помощи отрешенности - отрешенности Наблюдателя от всяких желаний и влечений отдельного я. Очевидно, смысл слова наблюдатель включает понятие двойственности, стало быть, разделения. Однако в этом случае мотив наблюдения определяется не своекорыстием, но решимостью очистить ауру, чтобы она могла принимать только то, что просветляет и связано с божественным Планом, что несет благо человечеству и способствует появлению нового служителя в Ашрамах Иерархии.

Предлагаемое некоторыми психологами разделение человеческого сознания на подсознательное, сознательное, или самосознательное, и сверхсознательное несет в себе большую долю истины. Следует, однако, помнить, что ученик прежде всего становится по-настоящему сознательной единицей человечества и так развивает истинное самосознание. Он его достигает посредством различения между низшим я и высшим я, делая, тем самым, свою магнетическую ауру чувствительной к тому аспекту себя, который до сих пор не был контролирующим фактором. На этом наработанном уровне он начинает принимать все более ясные и точные впечатления. Обычно на ранних стадиях единственное желание ученика - принимать впечатления от Иерархии; оно влечет его гораздо больше, чем идея принимать впечатления от собственной души или от окружающих человеческих факторов: своих собратьев, окружения и создаваемых ими обстоятельств. Он жаждет того, что может быть названо вертикальным впечатлением. Этот мотив, сильно центрируя ученика на себе, делает его интроспективным, и именно на этой стадии многие стремящиеся становятся в астральном отношении узниками, поскольку принимают множество астрально мотивированных мыслеформ, предположительно передающих, как они верят и надеются, вертикальные впечатления. Они легко соприкасаются с астральными составляющими высших миров, отражающимися (и, потому, искажающимися) на астральном плане; мир, ими воспринимаемый, пресыщен наваждениями ошибочных и эгоистических желаний, мышлением в угоду хотению исполненных благих намерений энтузиастов. Об этом нет необходимости распространяться. Всем ученикам - на том или ином этапе тренинга - приходится проходить через наваждения; при этом они очищают и усиливают магнетическую ауру, одновременно очищая окружающий астральный мир, с которым соприкасаются. Они усваивают также, что стремление принимать впечатления от Иерархии должно уступить место решимости предоставить свою ауру в распоряжение человечества; тогда они учатся воспринимать человеческие нужды и улавливать, когда можно оказать помощь и послужить своим собратьям. Благодаря сознательному приему призывов, доносящихся из мира горизонтальных контактов, магнетическая аура ученика очищается от мешающих, отягощающих мыслеформ, от сильных желаний и влечений, дотоле препятствовавших правильному приему. И ученик перестает их проявлять, а те, что были, умирают, или атрофируются, из-за отсутствия внимания.

Позднее, когда принимаемый ученик становится принятым учеником и ему разрешается участвовать в ашрамной деятельности, он нарабатывает способность принимать иерархические впечатления; однако это возможно лишь после того, как он научился принимать впечатления, приходящие к нему от собственной души (вертикальные впечатления) и от окружающего мира людей (горизонтальные впечатления). После же принятия определенных важных посвящений его магнетическая аура способна принимать впечатления от дочеловеческих царств природы. Еще позднее, когда он является Учителем Мудрости, стало быть, полноправным членом пятого царства природы, мир иерархической жизни и активности становится тем миром, горизонтальные впечатления от которого приходят в его магнетическую ауру, вертикальные же впечатления приходят с высших уровней Духовной Триады и - со временем - от Шамбалы. Тогда мир человечества становится для него тем, чем были дочеловеческие царства, когда четвертое, человеческое, царство было полем принимаемых им горизонтальных впечатлений. Вот когда открывается истинное значение Креста человечества.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>