<< Предыдущая

стр. 6
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Учащимся давно пора обратить внимание на аспект служения центров, на фокусировку и использование энергий для служения. Вот когда нужно знать число формирующих центр лепестков, ибо оно показывает число пригодных для служения энергий: например, две энергии, двенадцать, шестнадцать и так далее. Никакого внимания до сих пор не обращалось на это важное обстоятельство, а между тем оно характеризует практическое значение нового оккультизма в грядущем Новом Веке. Восточный символизм, часто присутствующий на изображениях центров, должен быть опущен как не имеющий реального значения для западного ума.

. Сфера Излучения. Очевидно, имеется в виду радиус влияния, или вибрационного действия, центров, медленно, постепенно активизирующихся. На самом деле именно центры, их вибрации, образуют, рождают так называемую ауру человеческого существа, хотя ее часто путают с аурой здоровья. А вместо слова часто лучше было бы сказать обычно, - так точнее. Именно эфирное тело определяет ауру; считается, что последняя характеризует эмоциональное и ментальное состояние личности и (иногда) контроль души. Это не ложное предположение, и мне бы хотелось, чтобы вы это отметили. Однако это лишь малая доля истины, потому что аура вообще-то характеризует центры субъекта. Исследование ауры дает представление о том:


а. Осуществляется ли развитие над или под диафрагмой.

б. Являются ли центры недоразвитыми или развитыми.

в. Каковы управляющие лучи.

г. Подавлены ли точка в центре и лепестки лотоса или же нарабатывается равновесие.

д. Является ли личность активной, стало быть, полной жизни, или же имеет место удаление из-за интроспекции или центрирования на себе, а то и медленного приближения смерти.

е. Находятся ли бразды правления у личности или у души, то есть имеет ли место борьба между ними.


Отсюда видно, сколь многое может сообщить аура индивидууму, умеющему точно ее читать, и как благодарны должны вы быть за то, что такая способность встречается сравнительно редко, что ею владеет Посвященный или Учитель, чья природа - ЛЮБОВЬ.


Сфера излучения - это могучий инструмент служения, давший обет ученик должен ее расширять и очищать. Есть настоящее оккультное наставление в упоминании в Новом Завете о том, что тень проходящего Петра исцеляла. Его аура была такова, что оказывала благодатное действие на окружающих, где бы и когда бы они с ней ни соприкасались. Христос настолько владел Своей аурой, что знал, когда от Него исходила сила, то есть Он знал, что целительные энергии истекают из какого-то Его центра к нуждающемуся человеку или группе людей. Именно аура, ее притягательная мощь и устойчивость, объединяет группу, заставляет аудиторию слушать и делает индивидуума в определенном отношении полезным для своих собратьев. Сфера излучения легко определяется теми, кто ее исследует и наблюдает действие излучения на людей в обществе. Один чрезмерно эмоциональный человек, действующий через переразвитый неконтролируемый центр солнечного сплетения, способен развалить дом или общественный институт. Это иллюстрация. Одна лучистая творческая жизнь, сознательно задействующая сердечный или горловой центр, может принести вдохновение сотням людей. Эти соображения нужно тщательно обдумать. Следует, однако, иметь в виду, что центры активизируются благодаря культивированию некоторых основных добродетелей, а не в результате медитации или концентрации на центрах. Они автоматически приходят в необходимое состояние излучения благодаря правильной жизни, правильному мышлению и любвеобильному действию. Данные добродетели могут казаться скучными и неинтересными, но они самые избыточные и в научном отношении самые эффективные для того, чтобы вызвать желаемое излучение центров. Когда дело сделано и все центры являют собой живые лучистые сферы, последние сплавляются вместе и посвященный становится центром живого света, а не совокупностью семи излучающих центров. Подумайте об этом.

. Центральный Треугольник Энергий. Этот центральный треугольник безошибочно характеризует три луча, определяющие, по выражению Е. П. Б., периодические проводники человека. Это монадический луч, душевный луч и личностный луч. Для бдительного бодрствующего Учителя также очевидно, какой луч является контролирующим; никому ниже степени Учителя такое не под силу. Ученикам и прочим наблюдателям приходится основывать свои выводы на природе сферы излучения. Поэтому в них может вкрасться ошибка, для Учителя же она исключена. Однако надлежит помнить: до шестого Посвящения Решения Монада хранит две тайны, но теряет три, когда получает власть и душа угасает. Объясниться я не вправе.

Я представил в какой-то мере новую иллюстрацию, или картину, центров. Она очень полезна для учащихся, если бы они могли это осознать, поскольку идет вразрез с информацией, излагаемой в оккультных книгах. Понимание изложенного побудит серьезного учащегося более практически относиться к центрам и поведет к решимости сделать свою сферу излучения более действенной для своих собратьев. Его новое отношение будет выражать качество субъективного духа, а не качество - до сих пор господствовавшее - объективной материи. Не забывайте, что эфирное тело - это материальное субстанциальное тело и потому - составная часть физического плана; не забывайте: оно предназначено прежде всего для освоения энергий эмоционального и ментального планов на бессознательном экспериментальном этапе воплощения; оно предназначено для освоения троичных энергий души на этапе сознательного накопления опыта; а после выстраивания антахкараны оно предназначено для освоения энергий Монады на этапе сознательного выражения божества. Открылась ли вам теперь красота духовного процесса и планомерная помощь, предоставляемая сынам человеческим на всех этапах их возвращения в центр, из которого они пришли?



. Природа пространства
Повторим некоторые широкие обобщения об эфирном теле. Существование эфирного тела, неотъемлемого от любых осязаемых экзотерических форм, признается сегодня многими научными школами; тем не менее, первоначальное учение было переиначено с тем, чтобы подогнать его к бытующим теориям об энергии и формах ее выражения. Ныне мыслители признают фактическую природу энергии (я вполне намеренно употребляю слово фактический); энергия сейчас рассматривается как все, что ЕСТЬ; манифестация - это манифестация океана энергий, из них одни выстроены в формы, другие составляют среду, в которой эти формы живут и движутся и существуют, а третьи оживляют как формы, так и их окружающую субстанциальную среду. Еще следует помнить, что формы наличествуют внутри форм; этот факт лежит в основе символизма затейливо вырезанных китайскими мастерами шаров из слоновой кости: шары заключены один в другой, все они филигранной резки, все свободные, но в то же время заключенные. Вы - сидя в комнате - представляете собой форму внутри формы; комната сама является формой внутри дома, а дом (тоже форма) есть, вероятно, один из множества похожих друг на друга домов, стоящих бок о бок и вместе образующих еще большую форму. Однако все эти многообразные формы состоят из осязаемой субстанции, она - будучи координированной и собранной вместе согласно замыслу, или идее, в уме некоего мыслителя - являет собой материальную форму. Эта осязаемая субстанция составлена из живых энергий, взаимосвязанно вибрирующих, но обладающих собственным качеством и собственной, наделенной качеством, жизнью. Я много говорил об этом в Трактате о Космическом Огне, вам полезно это перечитать. Повторяться не буду, поскольку мой теперешний подход несколько иной.

Подчеркиваю: вся вселенная является по своей природе эфирной и полна жизни, размеры же ее не поддаются анализу и величайшего ума нашей эпохи, исчисляясь более чем астрономическими цифрами - если такое заявление вообще что-нибудь говорит вашему уму. Ее размеры не могут быть вычислены даже в световых годах; эта космическая эфирная протяженность есть поле действия бесчисленных энергий и основа всех астрологических расчетов; это игралище любых исторических циклов - космических, системных и планетарных, - соотнесенная с созвездиями, мирами солнц, самыми отдаленными звездами и многочисленными выявленными вселенными, как и с нашей собственной солнечной системой, уймой планет, включая ту, на которой и в которой мы живем и движемся и существуем, как и с мельчайшей формой жизни, известной науке и, возможно, охватываемой бессмысленным термином атом. Все существует в Пространстве, а Пространство эфирно по своей природе; Пространство - как гласит оккультная наука - это Сущность. Величие человека в том, что он видит пространство, может представить себе это пространство как поле живой божественной деятельности, наполненное активными познающими формами, из которых каждая существует в эфирном теле этой неведомой Сущности, каждая связана с любой иной формой силой, не только обеспечивающей их бытие, но и сохраняющей их относительный статус; однако любая из дифференцированных форм обладает собственной дифференцированной жизнью, собственным уникальным качеством, или окраской, и собственной, особой и своеобразной формой сознания.

Тем не менее это эфирное тело - какими бы исполинскими и неведомыми ни были его размеры - ограниченное по своей природе и статическое (сравнительно говоря) по своему действию; оно сохраняет установленную форму, о каковой форме нам абсолютно ничего не известно, кроме того, что она является эфирной формой Неведомой Сущности. Названную форму эзотерическая наука именует ПРОСТРАНСТВОМ; это конкретная протяженность, в которой любая форма, от вселенной до атома, имеет свое место.

Мы порой говорим о расширяющейся вселенной; что мы действительно имеем в виду, так это расширяющееся сознание, ибо эфирное тело Сущности, Пространства, является приемником многочисленных насыщающих и проникающих энергий, а также полем познавательной активности Жизней Вселенной, множества созвездий, отдаленных звезд, нашей солнечной системы, планет системы и всей совокупности отдельных живых форм. Что их связывает, так это сознание и ничего больше, а поле сознательной осведомленности создается взаимодействием всех живых познающих форм в пределах эфирного тела великой Жизни под названием ПРОСТРАНСТВО.

Всякая форма внутри эфирного тела подобна центру планеты или человеческого существа; данное сходство - если исходить из того, что здесь сообщено о человеческих центрах - неоспоримо и очевидно.

Любая форма (образуя совокупность субстанциальных жизней, или атомов) является центром эфирного тела формы, в которую она входит составной частью. В основе ее существования лежит живая динамическая точка, интегрирующая форму и поддерживающая ее сущностное бытие. Форма или центр - большой или малый, человек или атом субстанции - связан со всеми остальными формами и реагирует на энергии окружающего пространства, автоматически воспринимая одни и отвергая другие из-за отсутствия распознавания; он игнорирует или передает энергии, излучающиеся из других форм, тем самым становясь, в свой черед, впечатляющим агентом. Вот когда разнообразные истины смыкаются, сопрягаются между собой, заставляя нас употреблять близкие терминологии с тем, чтобы выражать одни и те же фактические истины, или идеи.

Опять-таки, каждая точка жизни в составе центра имеет собственную сферу излучения, или собственное поле влияния; последнее необходимо определяется типом, природой внутреннего Сознания. Именно магнетическое взаимодействие между множеством гигантских центров энергии в пространстве лежит в основе любых установленных в астрономии связей: между вселенными, солнечными системами и планетами. Имейте, однако, в виду, что именно аспект СОЗНАНИЯ делает форму магнетической, восприимчивой, отвергающей или передающей; сознание варьируется сообразно природе сущности, насыщающей, или работающей через большой или малый центр. Имейте также в виду, что жизнь, протекающая через все центры и оживляющая все пространство в целом, есть жизнь сущности; стало быть, это одна и та же жизнь во всех формах, ограниченная во времени и пространстве намерением, желанием, формой и качеством внутреннего сознания; существуют много разных типов сознания, но жизнь всегда едина и неделима, потому что она - ЕДИНАЯ ЖИЗНЬ.

Сфера излучения всегда определяется точкой эволюции жизни в форме; коррелятивный, интегрирующий фактор, связующий один центр с другим - это сама жизнь; жизнь устанавливает контакт; жизненность - вот базис любого взаимоотношения, даже если это не очевидно для вас; сознание придает контакту качество и окрашивает излучение. Тем самым мы снова возвращаемся к фундаментальной троичности, я назвал ее в предыдущей книге Жизнью, Качеством и Явлением*. Поэтому форма - это центр жизни в составе какого-либо аспекта эфирного тела Сущности, Пространства, если речь идет о живом, одушевленном существовании, таком как планета. То же верно и для всех меньших форм в составе планов.

___________Трактат о Семи Лучах, I.

Внутри этого центра есть точка жизни; центр связан со всеми окружающими энергиями и обладает собственной сферой излучения, или влияния, определяющейся природой, или силой, сознания и динамическим фактором мыслительной жизни одушевляющей сущности. Все данные факты требуют вашего самого пристального внимания. Наконец, в каждом центре имеется центральный треугольник энергий; одна из этих энергий выражает одушевляющую жизнь формы; другая выражает качество ее сознания, тогда как третья - динамическая интегрирующая жизнь, сплачивающая форму и сознание в едином жизненном выражении - определяет излучение формы, степень ее отзывчивости на окружающие энергии и общую природу насыщающей жизни, плюс ее творческую способность.

Многое изложенное на этих страницах поможет прояснить то, что я писал на тему эзотерической астрологии*; оно дает ключ к науке взаимоотношений, то есть, по сути, ключ к астрологии, а также к науке Лайя Йоги. Последняя (к счастью для арийской расы) пользуется дурной славой со времен поздней Атлантиды; однако она будет возрождена, ею будут пользоваться на высшем витке спирали в следующие пятьсот лет. Правильно восстановленная, она будет акцентировать не природу любого центра, а качество сознания, характеризующего и необходимо определяющего его сферу излучения. По великому Закону Соответствий все, что я сообщил или показал, может прилагаться учащимся к любым формам жизни: вселенной, солнечной системе, планете, человеческому существу, любой дочеловеческой форме и самому крошечному атому субстанции (что бы вы ни подразумевали под этим последним термином!).

___________Трактат о Семи Лучах, III; Судьба Наций.



. Планетарная жизнь как один из центров солнечной системы
Сейчас попытаемся дать более или менее доступные для вашего нынешнего понимания сведения о планетарной Жизни, выражающей себя как один из центров солнечной системы. Мы также исследуем ее вторичное выражение через посредство трех главных центров: Шамбалы, Иерархии и Человечества.

Фундаментальная концепция гилозоизма проходит через все эзотерическое учение о явленной жизни. Любая форма состоит из множества форм, любая форма - сложная или простая - есть выражение сущей внутри, или одушевляющей, жизни. Слияние жизни с живой субстанцией рождает другой аспект проявления: аспект сознания. Сознание варьируется сообразно природной восприимчивости формы, ее точке эволюции, а также положению в великой цепи Иерархии.

Между тем одна концепция превышает все прочие - это концепция самой жизни. Имеется - насколько нам вообще разрешено это знать - только одна Жизнь, выражающая себя как Бытие, как отзывчивое сознание и как материальное явление. Эта Единая Жизнь знает себя (если подобные термины допустимы) как волю-быть, волю-к-добру и волю-знать. Очевидно, данные термины, или обозначения, служат лишь для того, чтобы дать более полную картину, чем раньше.

Это также краткая преамбула к другому заявлению, могущему быть сформулированным следующим образом: Планетарный Логос, Кем мы живем и движемся и существуем, есть насыщающая, одушевляющая жизнь нашей планеты Земли; это Его жизнь интегрирует планету, как целое; это Его жизнь, протекая через все формы - большие и малые - образует их совокупность, планетарную форму. Поэтому напрягите воображение, присущее всем людям, привлеките свой врожденный дар создавать символы, и представьте себе нашу планету в виде огромного лотоса из множества переплетенных энергий, расположенного внутри большей формы солнечной системы, которая, как известно, эзотерически изображается в виде двенадцатилепесткового лотоса. Этот лотос, Земля, отзывается на множество приходящих энергий, в какой-то мере разобранных в книге Эзотерическая Астрология*.

___________Трактат о Семи Лучах, III.

В сердце огромного океана энергий находится космическое Сознание, величаемое нами Санатом Кумарой, Господом Мира, Ветхим Днями. Это Его Воля-Быть превратила Его явленную форму в вещественную арену жизни; это Его Воля-к-Добру приводит в действие Закон Эволюции и ведет Его форму вместе с мириадами малых составляющих ее форм к той конечной славе, которую Он один провидит и знает. Это Его сознание, Его чувствительный отклик на все формы, всякие состояния бытия, всевозможные толчки и контакты гарантирует развитие сознания всего множества жизней на нашей Земле.

Этот великий Центр Существования работает через треугольник энергий, или через малые центры, из них каждый приводится в активное проявление одним из трех главных Лучей, или Энергий. Центр, созданный Лучом Воли, или Могущества, называется Шамбалой, его основная деятельность заключается в доведении базового принципа самой жизни до любой формы внутри планетарного не-преступи-кольца планетарной Жизни, или Логоса, в распределении и обеспечении циркуляции данного принципа. Эта энергия есть динамическое побуждение в сердце каждой формы и твердое выражение намерения Саната Кумары - намерения, исполняющегося как планетарная Цель, известная только Ему.

Второй Центр образован Лучом Любви-Мудрости; это базовая энергия, приведшая к бытию всю явленную вселенную, так как это энергия Аспекта Строителя. Его мы именуем - по отношению к человечеству - Иерархией, ибо он доминирующий фактор в великой цепи Иерархии. Главная деятельность этого Центра направлена на раскрытие сознания планеты, а потому, всех форм жизни внутри нее или на ней; она никак не связана с аспектом жизни.

Задача единиц Энергии в составе этого Центра заключается в пробуждении, активизации чувства осведомленности и сознания как отклика на жизнь внутри всех форм. Как базовый способ активности в Шамбале можно назвать Наукой Жизни, или динамической жизненности, так базовую науку работы Иерархии можно назвать Наукой Взаимоотношений. Сознание есть не только чувство подлинности, или осведомленности о себе, но и ощущение связи этого осознанного я со всеми остальными я. Сознание развивается последовательно, и перед Членами второго Центра, Иерархии, стоит в нынешнем солнечном системном цикле важная, первостепенная задача привести все единицы всех царств природы к пониманию своего места, положения, ответственности и взаимоотношений. Наверно это звучит абсолютно бессмысленно по отношению к состояниям, в которых пребывают единицы жизни, например, растительного или животного царств, но проблеск понимания может мелькнуть, если вспомнить, что семена, или потенции, всех состояний сознания заложены в каждой форме, - главным залогом тому инстинкты продолжения рода и спаривания.

Третий Центр - это Человеческое Царство, появившееся благодаря энергии третьего Луча Активного Познания. Его главная функция - созидание как познание, но ему свойственна и вторичная активность по соединению между собой второго и третьего Центров, достижению все большего контроля над дочеловеческими царствами и соотнесению их друг с другом. Вторичная функция только сейчас начинает заявлять о себе и осознаваться.

Каждый из трех Центров имеет собственный управляющий, контролирующий Треугольник, или центральный Треугольник Энергий. У Шамбалы Треугольник состоит из трех Будд Действия, представляющих сознательную познавательную жизнь, сознательную познавательную активную мудрость и сознательное познавательное активное созидание.

У Иерархии центральный Треугольник состоит из Ману, представляющего любвеобильную познавательную жизнь, Христа, представляющего любвеносное познавательное сознание, и Махачохана, представляющего любвеобильную познавательную активность; Они, стало быть, представляют любую фазу групповой жизненности, группового выражения и группового действия; эти качества фокусируются в Махачохане, главным образом потому что Он - Владыка Цивилизации, а цивилизация человечества являет собой последовательный рост и раскрытие.

Только в последней коренной расе людей на нашей планете возникнет сущностный центральный Треугольник и будет открыто функционировать в третьем планетарном Центре, Человечестве. Люди пока к нему не готовы, но области сознательной творческой активности, которые сформируют этот треугольник функциональных воплощенных энергий, уже существуют. Одна из вершин будущего треугольника обозначится в сфере действия мировых правительств, политики и искусства управления государством, другая - в сфере мировых религий и третья - в сфере общей мировой экономики и финансов. Сегодня на Земле нет людей, обладающих духовной волей, духовной любовью и духовным познанием; даже если бы они и появились в этих трех областях выражения, они бы не принесли много добра, потому что чувства распознавания и ответственности еще не развиты в должной мере; позднее они появятся и открыто соотнесут отдел Ману с отделом мирового управления, отдел Христа - с отделом мировых религий, а отдел Владыки Цивилизации - с отделом социального и финансового порядка. Такое время неизбежно придет, но придет после экстернализации Иерархии, когда она будет открыто функционировать на физическом плане. Тогда из каждого иерархического отдела выдвинутся несколько старших учеников и предпримут эксперимент по централизации и воплощению трех качеств центрального Треугольника. Они на практике выяснят, готово ли человечество или когда оно будет готово к эксперименту по установлению прямого контроля, наработало ли оно потребное чувство ответственности - той, что сделает возможным сотрудничество.


[Рисунок к стр. 186 - равносторонний треугольник, вписанный в круг. В центре - точка.]
Итак, эти три Центра можно изобразить следующим образом: окружность, олицетворяющая совокупную энергетическую форму, центральный треугольник энергий, отражающий качества трех главных лучей, и точка в центре, символизирующая динамическую воплощенную Жизнь. Применительно к Шамбале эта точка есть Сам Санат Кумара; когда придет время (этот час еще не пробил) Он назначит Своих Представителей в качестве центральных точек в Иерархии и Человечестве. Возможность этого сравнительно отдаленного события приближает доктрина, теория, Аватаров, или Посредников, побуждая людей мыслить широко и включающе. Даже для Иерархии время еще не настало учредить должность божественного Представителя. Ежегодно приходит Будда, принося силу Саната Кумары Иерархии, но - Он не может остаться. Единицы энергии, Члены Иерархии, неспособны долго выдерживать мощь приходящих вибраций, кроме как после должной подготовки и в группе, и то лишь несколько быстротечных минут; тем не менее, период динамической мощи удлиняется в нашем столетии от одного дня до пяти; в следующем столетии период регистрации еще увеличится.

В конце эпохи три главных Центра полностью синхронно активизируются, Санат Кумара в Шамбале будет осенять и насыщать своих представителей в иерархическом и человеческом Центрах; тогда центральный Треугольник в каждом Центре станет не только активно функционировать, но они будут работать вместе в теснейшей связи, символически образуя вечно вращающуюся Звезду о девяти концах; тогда множество энергий трех главных Центров возьмут в свое владение остальные четыре центра, контролируя Жизненное Выражение во всех царствах природы.

Приступая к обсуждению сферы излучения трех главных Центров, интересно отметить, что в наше время, в нынешнем мировом цикле, самое мощное излучение и самое обширное поле влияния принадлежат Иерархии. За исключением того, что Шамбала дает жизнь всем формам на планете и внутри нее, ее влияние, или излучение, сознательно сдерживается до того времени, когда Иерархия и Человечество смогут на него конструктивно отзываться. Безусловно, оно присутствует и вызывает отклик от тех, кто способен включаться в эту сферу излучения; однако чувствуется, что еще слишком много форм выражения неспособны правильно реагировать на работу Истребителя формы - этот самый могучий аспект перволучевого центра, проявляющийся первым, поскольку его работа должна завершиться прежде, чем оба остальных его аспекта смогут функционировать правильно. У центра под названием человечество излучение пока неадекватное из-за его - в настоящее время - неадекватного развития; его сфера влияния относительно ограничена, хотя люди начинают действовать вовне, в направлении дочеловеческих царств, и сильнее, чем раньше, притягивать царство душ. Что касается Иерархии, то у нее нет внутренних ограничений, таких, какие сознательно, намеренно налагает на себя Шамбала или бессознательно налагает на себя человечество; всякая блокировка иерархического излучения (если я вправе употребить данный термин) осуществляется формами, на которые оно воздействует, однако само исходящее влияние центрального Треугольника Иерархии уникально и всеобъемлюще.

Все, что мы обсуждаем, происходит в эфирном теле планеты, так как все эти центры - эфирные, и только эфирные, безотносительно к тому, что единицы энергии Шамбалы или Иерархии способны функционировать и в физических проводниках. Некоторые в них функционируют, некоторые - нет. Обусловливающие Жизни в обоих Центрах работают исключительно через эфиры, владея энергиями и направляя их; Человеческий Центр, его единицы энергии, действуют в настоящее время большей частью на чисто физических уровнях, или посредством так называемой материальной субстанции; люди работают с внешними формами, с осязаемыми элементами и материальными факторами. Единицы остальных Центров работают с субстанцией, а не с материей. Таково интересное сущностное различие. Иерархия существует на буддхическом плане, на первом космическом эфире, и работает на нем, впечатляя ментальную материю. Шамбала работает на уровнях трех наивысших эфиров, тогда как Человечество действует главным образом в трех мирах плотного космического физического плана. Новая Группа Мировых Служителей имеет в своем составе единицы энергии, способные работать как с материей, так и с субстанцией.

Здесь выявляется самое интересное, редко улавливаемое различие. В эзотерическом смысле словом материя, или материал, обозначаются все формы трех миров. Хотя среднему человеческому существу трудно постичь, что среда, в которой происходят ментальные процессы и из которой состоят все мыслеформы, есть, с духовной точки зрения, материя, однако это так; субстанция, в техническом эзотерическом смысле, - это в действительности космическая эфирная материя, или то, из чего состоят четыре высших из наших семи планов. Под человеческим углом способность работать с космической эфирной субстанцией и в ней демонстрируется, прежде всего, когда пробуждается абстрактный ум и начинает впечатлять конкретный ум; интуитивный проблеск - это идея, облеченная в эфирную субстанцию, и с момента, когда человек становится восприимчивым к этим идеям, он может осваивать техники эфирного контроля. Все это - аспект великого творческого процесса; идеи, исходящие с буддхических уровней бытия (с первого, или низшего, космического эфира), должны быть облечены в материю абстрактных уровней ментального плана; затем они должны быть облечены в материю конкретного ментального плана; позднее - в материю желания и, наконец (если они еще жизнеспособны), они принимают физическую форму. Идея, приходящая с интуитивных уровней божественного сознания, - верная идея. Она воспринимается, или постигается, человеком, чья оснащенность содержит субстанцию того же качества - так как именно магнетическая связь между человеком и идеей делает ее постижение возможным. Посредством большого творческого процесса он должен придать форму идее, если он на это способен, - так появляется творческий художник, или творческий гуманитарий, исполняющий божественное творческое намерение. Однако идеи могут быть мертворожденными, неудавшимися, то есть не доходить до манифестации.

Учащийся хорошо понимает, что три главных Центра имеют свои соответствия в человеческом эфирном теле, а каждое из последних соотнесено со своим высшим аналогом и может, следовательно, впечатляться, или задействоваться и пробуждаться, под влиянием своего высшего агента. Необходимо констатировать:


. Энергия планетарного центра Шамбала задействует головной центр, тысячелепестковый лотос, если человек достаточно развит. Этот центр является агентом божественной воли в жизни духовного человека, работающего через Духовную Триаду. Он может активно использоваться только когда антахкарана выстроена или в процессе выстраивания.

. Энергия планетарного центра Иерархия задействует сердечный центр. Этот центр является агентом божественной любви (выражающей, по сути, волю-к-добру), действующей через душу индивидуального стремящегося или ученика; это становится возможным, когда контакт с душой в какой-то мере наработан и стремящийся на пути к тому, чтобы стать насыщенной душой личностью.

. Энергия третьего планетарного центра, Человечества, задействует горловой центр, работающий через интегрированную личность, а стало быть, только после достижения относительно высокой степени эволюционного раскрытия. Горловой центр становится творчески и духовно активным, только когда низшая природа в определенной мере подчинена идеалистическому устремлению; последнее не обязательно должно быть тем, что религиозный ортодоксальный и, потому, несвободный мыслитель обычно считает духовным. Но оно должно быть таким, чтобы весь интегрированный человек был его инструментом, чтобы оно стимулировало всю его творческую способность.


В нашей солнечной системе сердечный центр обычно должен пробуждаться, активизироваться первым; как только в этом центре появились жизнь и активность, оба остальных главных центра могут начать пробуждаться. Соответствие видится в том, что Иерархия является посредницей, или промежуточным звеном, между планетарными головным и горловым центрами, между Шамбалой и Человечеством. Именно поэтому во всех учениях делается акцент на сердечном аспекте.

Два центра рассматриваются как уникальные принимающие и распределяющие агенты:


. Центр Аджна (центр между бровями) работает в связи с тремя главными центрами, но служит, на данной стадии человеческого развития, преимущественно распределителем силы души и духовной энергии, принимаемых из сердечного и горлового центров.

. Центр Солнечного Сплетения работает в связи с сакральным центром и центром у основания позвоночника, центром жизни; он работает и со всеми вспомогательными центрами под диафрагмой, собирая, трансмутируя их энергии и передавая то, что очищено, в вышестоящий главный центр.


Добавим, что воля-быть является, под одним углом, энергией бессмертия; эта энергия втекает и работает через головной центр, тогда как воля-жить демонстрируется как фундаментальный инстинкт самосохранения и позитивно фокусирована в центре у основания позвоночника. Последний связан с личностью и тесно соотносится с желанием, стало быть, с центром солнечного сплетения; существует прямой ток до сих пор нераспознанной энергии из низшего центра позвоночника в солнечное сплетение; последнее связано с божественно-духовным человеком и тесно соотносится с душой, стало быть, с сердечным центром.

Вникнуть во все эти сложные взаимоотношения неофиту чрезвычайно трудно, и трудность еще возрастает из-за необходимости учитывать многообразные стадии развития, лучевые различия, а также многочисленные акценты, или принципы, характеризующие проводники, различные планы и планетарные уровни сознания и существования. Разбираться во всем этим учащегося не просят. То, что имеет значение, что он должен пытаться осознать и на чем может возводить храм своей жизни, своего способа существования, - это следующие факторы, одни и те же для всех и каждого вне зависимости от луча или точки эволюции:


. Человеческое эфирное тело является составной частью планетарного эфирного тела и откликается на многочисленные циркулирующие энергии.

. Каждый из трех периодических проводников, составляющих выражение человеческого существа и делающих его тем, кто он есть (Монадой, Душой и Личностью), связан с одним из трех планетарных центров: Шамбалой, Иерархией и Человечеством, и потому, с одним из трех главных человеческих индивидуальных центров.

. Три центра человеческого существа над диафрагмой (головной, сердечный и горловой центры) являются органами приема энергий от трех планетарных центров.

. Агентом распределения энергий, поступающих через головной, сердечный и горловой центры, является центр аджна между бровями.

. Агентом очищения, трансмутации и передачи энергий всех центров под диафрагмой является центр солнечного сплетения. Именно через этот центр в настоящее время работают большинство человеческих существ. Он является главным контролирующим центром как приема, так и распределения энергий, пока не придет время, когда сердечный центр пробудится и станет управлять личностью.


Можно было бы сообщить гораздо больше на предмет главных планетарных и человеческих центров, но я дал учащимся достаточно материала, над которым им следует размышлять (или, лучше сказать, по поводу которого им придется недоумевать). О чем надо помнить, так это о взаимоотношениях между центрами, то есть:

. Между центрами под диафрагмой и центрами над ней.
. Между тремя главными центрами.
. Между тремя главными центрами и тремя планетарными центрами.

Речь идет о свободно циркулирующих энергиях, распределяющихся по всему эфирному телу планеты (и, потому, по всему человеческому эфирному телу) согласно сущностной цели Шамбалы и под водительством Иерархии.


Поэтому именно взаимоотношения являются основой эволюционного процесса раскрытия в нашей второй солнечной системе (из трех), системе Сына, где совершенствуется качество второго божественного аспекта, Любви. В процессе совершенствования человек участвует сначала бессознательно в течение долгого периода эволюционного раскрытия по Закону Необходимости; когда же он становится стремящимся и делает первые шаги на пути к духовной зрелости, он начинает играть активную роль, пока не добивается духовного освобождения и сам не становится членом Иерархии, пятого, или духовного, царства, благодаря совершенному служению в четвертом, человеческом, царстве.

Взаимоотношения между четвертым и пятым царствами непрерывно возрастают, наделяя человеческое семейство новыми способностями и большей жизненностью, сознательно регистрирующимися его наиболее продвинутыми членами. Распределение энергий из Иерархии осуществляется в очень интересной последовательности, ее можно кратко обозначить. Как известно, Иерархия является Ашрамом Владыки Любви, Христа; мы также знаем, что этот великий Ашрам состоит из семи Лучевых Ашрамов и в центре каждого стоит Чохан или Учитель Мудрости; каждый из семи Ашрамов связан с одним или несколькими вспомогательными Ашрамами.

Ашрам является излучающим источником передачи иерархических впечатлений миру. Его импульсивные энергии, его возбуждающие силы направлены на расширение человеческого сознания через посредство магнетической жизни членов группы, выполняющих свой долг, свои обязанности и несущих свою ответственность во внешнем мире; ему также содействуют устойчивая вибрационная активность членов Ашрама, не находящихся в физическом воплощении, и соединенное ясное мышление и уверенная осведомленность Ашрама в целом. Начинающие, такие как большинство стремящихся (хотя и не все), обычно озабочены наличием Ашрама. Опытные ученики поглощены необходимой работой, и Ашрам - сам по себе - мало их занимает; они так озабочены своим делом, нуждами человечества и тех, кому они служат, что редко думают об Ашраме или об Учителе в его центре. Они являются составной частью ашрамного сознания, их сознательная деятельность называется в древних писаниях проведением того, что через них идет, наставлением доктрине сердца, то есть силе самой истины, излучением света жизни в потоке того, что непосвященный именует светом любви.

Члены Ашрама образуют объединенный канал для новых энергий, поступающих в наше время в мир; эти энергии динамически протекают через Ашрам в мир людей; они могучим потоком проходят через Учителя в сердце Ашрама; они со световой скоростью проносятся через внутренний круг; они спускаются вниз теми, кто образует внешний круг, и это правильно и хорошо; они тормозятся начинающими и новыми учениками и не выплескиваются в мир людей, а это уже нехорошо. Они тормозятся потому, что новые ученики отворачиваются от мира людей, их взгляд обращен на внутреннюю цель, а не на внешнее служение, они концентрируются на Учителе и Его старших учениках и работниках, а не на человеческих нуждах.

Важно, чтобы служители - познающие мужчины и женщины доброй воли - получили новое ясное представление о потребной работе и чтобы они стали проводящими каналами, а не тормозящими точками эгоистического интереса в божественном потоке. А для этого нужны видение и отвага. Нужна отвага, чтобы изменять свою жизнь - ежедневно и во всех отношениях - сообразно ближайшей нужде и служению роду человеческому; нужна отвага, чтобы атаковать жизненные проблемы во имя других, искореняя собственные личностные хотения перед лицом критической ситуации и нужды, поступая так постоянно и упорно. Но пора и подбодрить служителя. Человечество сейчас достигло такой точки развития, когда налицо конкретное осознание Плана Иерархии - называйте его братством, соучастием, интернационализмом, единством или как хотите. Он все больше по-настоящему воспринимается и осознается мыслителями и эзотеристами мира, религиозными просветленными людьми, широкомыслящими государственными деятелями, промышленниками и бизнесменами с включающим гуманным видением, и даже людьми с улицы. Налицо также более конкретное распознавание проступающих духовных ценностей и большая готовность устранять помехи для служения. У Христа более зрелые планы освобождения человечества, рассчитанные на то, чтобы подождать, пока человеческое устремление не станет ярко выраженным; новая эра с ее скрытыми возможностями видится сейчас на горизонте, свободном от завес наваждения и мышления в угоду хотению, затемнявших его десять лет назад. Все это бросает вызов ученику. Так что же он должен делать?

Ученик должен принимать себя таким, какой он есть в любое время, с любой оснащенностью и в любых обстоятельствах; тогда он подчиняет себя, свои дела и свое время удовлетворению насущной нужды - особенно во время группового, национального или мирового кризиса. Добиваясь этого в своем сознании и мысля, тем самым, реальными ценностями, он обнаруживает, что его частные дела устраиваются как надо, его навыки возрастают, его ограниченность исчезает. Он встает рядом с теми, кто улавливает нужды наступающего цикла - цикла, в котором должны быть провозглашены новые идеи и идеалы, за которые придется драться, в котором должны быть восприняты, поддержаны и проповеданы более широкие планы во имя блага целого, должно быть получено и, наконец, осуществлено новое, более ясное представление о человеческой жизнедеятельности; цикла, в котором усилия членов Новой Группы Мировых Служителей должны направляться на то, чтобы облегчить бремя человечества.

Существует эзотерический Мантрам, отражающий эту позицию - позицию ученика, жаждущего, в сотрудничестве с другими, скрепить иерархическое намерение с человеческим устремлением и подвести человечество ближе к финалу. Намерение Иерархии в том, чтобы усилить человеческую пригодность к свободе с тем, чтобы люди действовали эффективно, обладая той жизнью с избытком, которую принесет Христос и которая требует свободы человеческого духа - свободы в подходе к божеству и свободы в выборе Пути такого подхода. Мантрам несет название Утверждение Ученика. Он требует определенного внутреннего распознавания и принятия, вполне доступного для тех, чья интуиция пробуждена; но смысл его открыт любому искреннему учащемуся и мыслителю, если он привлекает их как то, что имеет значение и стоит их усилий.


Я - точка света внутри океана Света.
Я - нить энергии любви в потоке божественной Любви.
Я - точка жертвенного Огня в пламени Воли Бога.
И в этом состоянии пребываю.
Я - путь, несущий людям достижение.
Я - источник силы, позволяющей им выстаивать.
Я - луч света, освещающий им путь.
И в этом состоянии пребываю.

И, пребывая в нем, я возвращаюсь
И пролагаю путь, пути людей,
И Бога узнаю пути.
И в этом состоянии пребываю.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 6 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ