<< Предыдущая

стр. 31
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

можность самостоятельно работать (но работать правильно).
М.Д.Корбетт дает ряд советов по избавлению от привычки
пристального смотрения [47]. Поскольку она ведет к ухудшению
зрения, то обучение искусству "не пялиться" играет важную
роль в достижении прогресса. Большую помощь в этом оказывают
спортивные игры. Глазам с плохим зрением будет полезно, если
их обладатель примет участие в некоторых развлечениях или
спортивных играх, независимо от того, будет ли он сам играть
в них или будет лишь наблюдать за ними. Они прекрасно разви-
вают подвижность глаз. Можно рекомендовать следующие виды игр
и развлечений: теннис, кегли, гандбол, пинг-понг, бадминтон,
такие танцы, как кадриль и т.п. Во время всех игр с использо-
ванием мяча старайтесь следить за ним своим носом, а не толь-
ко глазами. Если вы сами примете участие в игре, то вы заме-
тите улучшение не только в своем зрении, но и в результатах
игры.
Хорошим средством развития подвижности зрения является
подбор игральных карт. Для этого разбросайте по столу хорошо
перетасованную колоду карт лицевой стороной вверх. Убедитесь
в том, что ни одна карта не закрывает другую. Сделайте соля-
ризацию и пальминг. Теперь проверьте себя, как быстро вы смо-
жете собрать в правильном порядке пиковую масть, начав с туза
и продолжая через валета, даму и короля. Не обожгите пальцы о
холодные трефы! Ну как, интересно? Тогда снова сделайте паль-
минг и постарайтесь на этот раз собрать черви и т.д. С каждой
игрой вы будете замечать рост скорости (подвижности) своего
зрения. Засекайте время на исполнение упражнения по часам.
Теперь придумайте сами какую-нибудь игру на улучшение зрения
с игральными картами. Если вы превратите свои тренировки зре-
ния в веселое развлечение, то прогресс будет в два раза быст-
рее.
3. Не смотрите ни на что более, чем доли секунды без пе-
ремещения взгляда.
4. Никогда не думайте во время взгляда на объекты о гла-
зах как о материальных (физических) образованиях. Ваш мозг
должен быть занят лишь их правильным поведением во время раз-
глядывания объекта.

.............................................................

Таких рекомендаций можно привести довольно много. Как вы
могли заметить, все они основаны на свойствах нормального
глаза, о которых мы говорили в предыдущих главах. Возьмите
себе за правило следовать им всегда и везде.
6. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ
ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ

Очень много исследований в области офтальмологии посвя-
щено профилактике нарушений зрения и их лечению у детей. Что-
бы правильно определить стратегию борьбы с нарушениями зре-
ния, необходима, прежде всего, правильная теоретическая база.
Как известно, критерием истины является практика. Знакомство
с последней наводит на грустные размышления. Все предлагавши-
еся меры показали себя крайне неэффективными. С каждым годом
доля детей с нарушениями зрения все растет и растет. Не помо-
гают ни детально разработанные правила зрительной работы, ни
усилия врачей. В чем дело?
Согласно теории Бэйтса, человек не может видеть с совер-
шенным зрением того, что он не видел прежде. "Когда глаз
смотрит на незнакомый объект,- пишет Бэйтс,- он всегда более
или менее напрягается, чтобы увидеть его. При этом всегда по-
является аномалия рефракции. Когда ребенок смотрит на незна-
комые надписи или фигуры на доске, удаленные географические
карты, схемы или рисунки, ретиноскоп всегда показывает, что
они стали миопиками, хотя их зрение при других обстоятельст-
вах может быть абсолютно нормальным. То же самое происходит и
со взрослыми при разглядывании ими удаленного незнакомого об-
ъекта" [16, р.172].
Прикладывая усилие увидеть удаленные объекты, глаза ре-
бенка становятся миопическими. Если дать этому процессу про-
должаться достаточно длительное время, школьник обязательно
станет миопиком - настолько прочно в нем укореняется привычка
напрягаться при зрении вдаль.
Одновременно, некоторые дети сильно напрягаются, стара-
тельно выводя в тетради новые для них закорючки, читая незна-
комые буквы и слова, рисуя какие-нибудь каракули. Усилие уви-
деть в ближней точке приводит к возникновению гиперметропии.
Если усилие увидеть в ближней или дальней точке приводит
к ассимметричным изменениям в форме глазного яблока или ас-
симмметричному напряжению мышц глаза - появляется та или иная
форма астигматизма или косоглазия.
"Когда...глаз смотрит на знакомый объект,- продолжает
свою мысль Бэйтс,- эффект совершенно иной. Удается не только
рассмотреть его без напряжения, но в последующем снижается и
усилие, прикладываемое при рассматривании незнакомых объек-
тов.
Эти данные обеспечивают нас методом преодоления психи-
ческого напряжения, которому подвергаются дети при современ-
ной системе образования. Невозможно увидеть что-либо идеально
в момент, когда мозг находится под напряжением. Если дети
смогут расслабиться во время смотрения на знакомые объекты,
они смогут (иногда на невероятно короткие периоды времени)
сохранить это расслабление и при взгляде на незнакомые объек-
ты" [16, р.172].
Ребенку надо научиться расслаблять свои глаза и психику
всеми возможными средствами. Тот факт, что при взгляде на
знакомые объекты психика и глаза человека до некоторой степе-
ни расслабляются, лег в основу предложенного Бэйтсом чрезвы-
чайно простого и чрезвычайно эффективного упражнения на улуч-
шение зрения детей. В исполнении этого упражнения в условиях
школы обольшую помощь могут оказать учителя. Так, когда сис-
тема Бэйтса была внедрена в ряде школ Гранд-Форкса и Нью-Йор-
ка, тренировкой зрения детей, по сути дела, занимались сами
учителя. Для этого они на каждом уроке выделяли всего 5-10
минут для работы с проверочной таблицей. Сами учителя также
занимались этими упражнениями, что позволило многим из них
восстановить свое зрение.
Суть упражнений сводится к следующему [16, р.180-181].

УПРАЖНЕНИЕ N 110

Проверочная таблица (например, таблица Сивцева) вешает-
ся на стену классной комнаты, и каждый день дети читают про
себя мельчайшие буквы, которые они могут увидеть со своих
мест, каждым глазом по отдельности и обоими глазами вместе. В
первом случае один глаз закрывается ладонью руки таким обра-
зом, чтобы избежать давления на глазное яблоко.
Делать это упражнение надо, как минимум, один раз в
день. Детей с заметно плохим зрением следует поощрять к более
частому чтению проверочной таблицы.
Упражнение не отнимает много времени и достаточно, чтобы
улучшить зрение всех детей через одну неделю или устранить
все аномалии рефракции через несколько месяцев, год и более
того. Р.С.Агарвал рекомендует отводить на это упражнение хотя
бы 5 минут и перед началом занятий в школе.
Не рекомендуется в это дело вмешивать детей, носящих оч-
ки, поскольку они обязаны находиться под попечением врача и
тренировка, пока они носят очки, даст им мало чего или вообще
окажется бесполезной.
Хотя это и не обязательно, большой помощью было бы веде-
ние записей, отражающих зрение каждого ученика в момент вве-
дения системы и далее через любые удобные интервалы времени -
ежегодно или почаще. Записи могут производиться учителем и
должны включать в себя имя и возраст учеников, зрение каждого
проверяемого глаза с расстояния 5 метров и дату (см.главу 4).
Обычно после начала регулярных занятий на проверочной
таблице ухудшение зрения прекращается. Более того, согласно
утверждениям Бэйтса, оно улучшается практически у всех детей.
Зрение, которое было ниже нормального, улучшалось в большинс-
тве случаев до нормального уровня, в то время как дети, имев-
шие нормальное зрение, за которое принимается зрение в 5/5,
улучшили его до 5/4-5/2,5 (что означают эти записи - смотри
главу 4). При этом удалось не только избавиться от миопии, но
и улучшить зрение для близких объектов. Бэйтс утверждает, что
за 8 лет применения его системы учителями школ удалось сни-
зить уровень миопии среди детей с 6% до менее чем 1%. Более
подробно результаты применения системы Бэйтса в школах описа-
ны в главе 7.
При выполнении этого упражнения нет никакой необходимос-
ти учить детей основам физиологии глаза и т.д., которые по
возрасту своему мало что поймут из рассказанного вами. Важно
только избегать ошибок при использовании проверочной таблицы.
Типичной ошибкой, например, является ее снятие со стены после
завершения упражнений из-за боязни, что дети выучат таблицу
наизусть и займутся просто угадыванием букв. Этим самым раз-
рушается вся цель упражнения, заключающаяся в даче глазам
ежедневных упражнений по зрению вдаль со знакомыми объектами.
Надо давать возможность детям, выходя из класса на переменке,
смотреть на эту таблицу вблизи. Они довольно заинтересованно
относятся к этому упражнению. Прежде всего, их интересует,
что же было на следующей (после последней строки, которую они
смогли разглядеть) строке. Тогда, вернувшись на свои места и
зная, какие там буквы, им будет легче увидеть эти строки и
улучшить четкость предыдущих. Здесь они воспользуются мыслен-
ным представлением и воспоминанием. Единственная ваша задача
- это предостеречь детей от приложения усилия при разглядыва-
нии строк.
Не стоит бояться, что дети выучат таблицу. Даже если это
произойдет, ничего страшного не случится. Единственным ре-
зультатом этого будет то, что ребенок перестанет прикладывать
какое-либо усилие увидеть буквы, поскольку он знает, какие из
них там находятся. Таким образом, он будет использовать расс-
лабленное смотрение, которое действительно позволит ему ви-
деть эти буквы. Убедиться в том, что дети действительно видят
эти буквы довольно легко - достаточно поменять проверочную
таблицу на другую с другими буквами, но такого же размера.
Если ребенок будет по-прежнему смотреть расслабленно на эту
таблицу, он успешно справится с ней.
Не заставляйте детей прочитать столько-то строк сегодня.
Никакого принуждения не должно быть. Пусть читают столько
строк, сколько смогут прочесть.

.............................................................


Упражнение с проверочной таблицей родители могут приме-
нять и дома. Поскольку, как пишет М.Д.Корбетт, дети избегают
проверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зре-
ния из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не ис-
пользуйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместо
этого сделайте таблицу из каких-нибудь слов, подобную таблице
с вырезанными из журналов заколовками. Подберите слова, соот-
ветствующие возрасту ребенка. М.Д.Корбетт рекомендует зани-
маться с этой таблицей в следующем порядке [47, р.72-74].

УПРАЖНЕНИЕ N 111

Повесьте таблицу на стенку, к которой ребенок часто об-
ращается лицом, например, в обеденной комнате. Если же зани-
маться во время приема пищи сложно, то повесьте таблицу нап-
ротив его кровати или на стене кухни против двери, через ко-
торую он обычно входит. Она должна висеть на хорошем освеще-
нии.
Ваша задача заключается в том, чтобы превратить упражне-
ния с таблицей в "легкую игру для зрения". В первый раз поз-
вольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может уви-
деть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо.
Помогайте ему в чтении. Пообещайте ему, что "в один прекрас-
ный день он увидит все это без какого-либо труда." После то-
го, как ребенок прочитает 2-3 строки, позвольте ему подойти
поближе и прочитать следующую строку. Не обращайте внимания
на то, что он запоминает эти строки. Знакомые объекты легко
разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслаб-
ленного смотрения. Воспоминание помогает зрению. Не надо ду-
мать, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть.
Глаза хотят видеть, они жаждут зрения. Если ребенок упирается
и не хочет смотреть на таблицу, то причиной этого является,
скорее, напряжение, вызванное принуждением, нежели его плохое
зрение.
Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либо
ухищрений, пытаясь увидеть.
Помогайте ребенку ознакомиться со словами на таблице и
хвалите его за каждое новое достижение. Не стоит подозревать
его в том, что он не видит таблицу, а всего лишь вспоминает
ее. Когда он будет вспоминать ее в момент, когда глаза отды-
хают на каком-то слове, он увидит его.
Когда через несколько недель его интерес к таблице
угаснет, было бы хорошо вновь стимулировать его внимание, по-
весив новый набор слов. Предупредите его о нежелательности
для глаз избегать какого-либо изменения. Но не делайте таких
изменений слишком быстро, так как именно знакомство объектов,
которые он рассматривает, является тем, что учит его расслаб-
ленному смотрению.
Когда он не сможет уверенно прочитать какое-нибудь сло-
во, покажите ребенку, какая удивительная вещь происходит с
его зрением, когда он проделает пальминг, "напишет носом" это
слово, четко и правильно, и затем с глубоким дыханием снова
взглянет на него. Этот способ заметно улучшит на некоторое
время зрение ребенка и послужит для него мощным стимулом к
дальнейшим занятиям.
Во время занятий на проверочной таблице вам надо будет
воспользоваться дополнительно рекомендациями главы 4.

.............................................................

Приведенные упражнения с проверочной таблицей - не един-
ственное, которые вы можете использовать для улучшения зрения
детей. Вам надо задействовать весь арсенал приемов и рекомен-
даций, описанных в предыдущих главах. Однако здесь надо сде-
лать несколько замечаний.
Зрение детей нуждается в особом внимании. Вместе с тем,
усвоение ими ряда упражнений, которые мы привели ранее, дает-
ся с определенным трудом, а некоторые так и не удается осво-
ить в связи с их малым возрастом. Поэтому обучение детей сис-
теме Бэйтса носит специфический характер. Требуется некоторая
модификация упражнений, придание им игрового характера и т.д.
Рассмотрим некоторые рекомендации на этот счет.
В описанном ниже упражнении вы увидите, каким образом
достигается упрощение сути упражнения для ребенка, не знающе-
го еще алфавита. Ценность же упражнения от подобного упроще-
ния практически не падает, поскольку в нем сохранены все ис-
ходные принципы и цели упражнения. В других случаях вам надо
будет поступать аналогичным образом, если ребенок еще не зна-
ет букв.

Р.С.Агарвал в качестве одного из упражнений для трехлет-
него дальнозоркого ребенка рекомендовал следующее упражнение
[8, р. 133].

УПРАЖНЕНИЕ N 112

<< Предыдущая

стр. 31
(из 34 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>