стр. 1
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



OCR: Ихтик (г. Уфа)
http://ihtik.lib.ru
Ihtik@ufacom.ru


УДК 159.98
ББК 88
Б 971


Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и
эпистемологии / Пер. с англ. М.: Смысл. 2000. - 476 с.


Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. N.Y.: Ballantine, 1972.
Перевод с английского Д.Я.Федотова, М.П.Папуша
Вступительная статья А.М.Эткинда
Редактор перевода Т.А.Нежнова
Дизайн серии Ф.С.Сафуанов, Э.А.Марков
Верстка О.В.Кокоревой
Корректор Н.А.Степина


Психологам, психотерапевтам, всем, интересующимся глубинными механизмами
человеческого поведения.








ОГЛАВЛЕНИЕ:

Эткинд A.M. На пути к экологии разума
Федотов Д.Я., Папуш М.П. Переводя Бейтсона
Энгел М. Пролог
Предисловие
Введение: Наука о Разуме и Порядке

МЕТАЛОГИ
Металог: Почему вещи приходят в беспорядок?
Металог: Почему французы?
Металог: Про игры и серьезность
Металог: Сколько ты знаешь?
Металог: Почему вещи имеют очертания?
Металог: Почему лебедь?
Металог: Что такое инстинкт?

ФОРМА И ПАТТЕРН В АНТРОПОЛОГИИ
Контакт культур и схизмогенез
Эксперименты по обдумыванию собранного этнологического материала
Мораль и национальный характер
Бали: система ценностей стабильного состояния
Стиль, изящество и информация в примитивном искусстве
Комментарий к части "Форма и паттерн в антропологии"

ФОРМА И ПАТОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Социальное планирование и концепция вторичного обучения
Теория игры и фантазии
Эпидемиология шизофрении
Ктеории шизофрении*
Групповая динамика шизофрении
Минимальные требования для теории шизофрении
"Двойное послание", 1969
Логические категории обучения и коммуникации
Кибернетика "Я": теория алкоголизма
Комментарий к части "Форма и патология взаимоотношений"

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ
Кибернетическое объяснение
Избыточность и кодирование
Сознательная цель против природы
Влияние сознательной цели на человеческую адаптацию
Форма, вещество и различие
Комментарий к части "Эпистемология и экология"

КРИЗИС В ЭКОЛОГИИ РАЗУМА
От Версаля до кибернетики
Патология в эпистемологии
Корни экологического кризиса
Экология и гибкость в городской цивилизации
Библиография


* Перевод М.Я.Папуша. Остальные разделы переведены Д.Я.Федотовым.








НА ПУТИ К ЭКОЛОГИИ РАЗУМА

Книга Грегори Бейтсона "Steps to an Ecology of Mind" попала мне в руки в конце
1970-х: мне оставил ее знаменитый психолог Пол Экман, приехавший в Ленинград
читать лекции и, обходя наружное наблюдение, вступавший в неразрешенные
контакты. Я только начал работать психологом в клинике и в свой первый отпуск
взял этот толстенький карманный томик. Отпуск я проводил на Кавказе; тогда там
было дешево и безопасно (впрочем, об опасности тогда никто и не думал). Загорая
среди скал и вспоминая свою оставшуюся в Питере дочку, я читал невероятные
истории о жизни на острове Бали, о логических уровнях и разгадке шизофрении.
Больше всего мне понравились "Металоги" - восхитительные разговоры автора со
своей дочкой, "структура которых релевантна тому, о чем говорят": звучит
замысловато, но по прочтении понимаешь, что это значит. Как бы мне хотелось вот
так разговаривать со своей дочкой; но она отсутствовала, и я прямо тут, в
палатке, начал переводить Бейтсона. И странно: тогда, в восьмидесятых, мне
удавалось публиковать все, что я хотел, но перевод "Металогов" был отвергнут
двумя редакциями. Потом я позабыл об этом деле; может, потому, что дочка
подросла и я научился с ней разговаривать. Но бейтсоновские идеи еще долго
помогали мне понимать (верно или нет) собственные чувства.

Автор этой книги - одна из самых необычных личностей в науке прошедшего
столетия. Его современники, классики едва различимых между собой дисциплин,
морили студентов и читателей заумной методологией, структурными схемами и
идеалом науки еще более чистой, чем та, которую преподают на соседнем
факультете. Не то чтобы психология, социология или антропология середины
двадцатого века были совсем оторваны от человеческих дел: напротив, из
глубокомысленных схем следовали выводы очевидно левой окраски. Идеи специальной,
математизированной науки, когда они применяются к человеку и его жизни,
логически связаны с представлением о большом правительстве, которое умнее и
сильнее людей. Чтобы власть решала за человека, что ему дать, а чего не давать,
ей нужна особого рода наука: знание об "объективной" или "бессознательной" жизни
- иначе говоря, о том, что человеку надо и чего он сам о себе не знает. Эту
атмосферу шестидесятых и семидесятых годов хорошо помнят в Америке и в Европе.
Как ни изолирована была Россия, местные идеалы - семиотика, системный подход,
математическое моделирование - выливались в те же общемировые искания. Их
результаты, увы, состарились очень быстро, быстрее авторов.

Бейтсона продолжают читать именно потому, что он думал не о методе, а о
предмете; не о форме очков, а о сложности мира, на который через них смотрят. Не
произнося проповедей о междисциплинарности, он переходил границы между науками;
не употребляя формул, он внес решающий вклад в перевод науки о поведении на язык
компьютерной эры. В этой книге вы найдете попытки ответить на множество
достойных внимания вопросов: знают ли наши сны слово "нет"? Почему у предметов
есть границы? Когда метафоры работают и когда нет? Откуда играющие собаки,
знают, что они не дерутся? Как формируется психическая болезнь, и не сходно ли
это с тем, что на обычном языке описывается как дурное воспитание?

Центральной для интеллектуальной биографии Бейтсона была концепция "double bind"
(это словосочетание я перевожу как "двойная связь", хотя допускаю возможность
других переводов). Согласно Бейтсону, двойные связи возникают, когда один из
партнеров посылает другому противоположные сигналы разного логического типа.
Например, мать говорит ребенку, что он очень красивый, и при этом избегает
смотреть на него; или жена, недовольная мужем, рассказывает ему о дурном муже
своей подруги; или опоздавший на сеанс пациент отрицает, что хотел этим выразить
недоверие терапевту; или правительство говорит, что повышает налоги для того,
чтобы лучше заботиться о народе. Всякое слово или жест имеет два значения -
буквальное и метафорическое. Бейт-сон рассказывает о типологии отношений между
ними и, конкретно, о последствиях их расхождений. Вся его философия есть
апология метафорического, утверждение самостоятельного значения метафоры как
особой сущности - семиотической, терапевтической, политической. Он рассказывает
о том, что метафора - это не литературный троп, а логический тип коммуникации
между людьми, животными, обществами и, возможно, компьютерами; что
метафорический смысл сообщения живет своей жизнью и может систематически
отличаться от его буквального значения; что субъект свободен или несвободен в
выборе логического уровня, на котором он общается; что несвобода этого выбора
ведет к тяжким последствиям вроде шизофрении. Внимание к метафоре делает анализ
Бейтсона одним из ранних опытов пост-структуралистской семиотики. Философы,
психологи, политические ученые конца XX века постоянно использовали понятие
двойной связи, редко ссылаясь на Бейтсона (это тоже двойная связь и признак
успеха в науке).

Теперь неровная, но блестящая книга Бейтсона практически вся выходит на русском
языке. Пресыщенный читатель найдет здесь то, чего не читал нигде, и в таком
сочетании, которого не видел никогда. Разработанная Бейтсоном теория шизофрении
бурно обсуждалась; она вряд ли раскрывает страшные тайны этой болезни, но
позволяет описать их на интуитивно доступном языке. Этнологические картины
далекого (нынче не столь уж далекого) острова Бали захватывающе интересны.
Бейтсон их наблюдал вместе со своей женой, знаменитым антропологом Маргарет Мид,
и эти эссе надо читать как его комментарий к их общей полевой работе. По-
прежнему трогательны - а для новых читательских и родительских поколений, я не
сомневаюсь, вновь заразительны - металогические разговоры с дочкой.

В перенасыщенной атмосфере XXI века, полной новых связей и новых ядов, мы
разделяем экологические заботы Бейтсона. Экология знает, что ее ценности
(например, свежий воздух) не существуют сами по себе, а постоянно, каждую минуту
кем-то создаются и кем-то портятся. Мы не можем создавать воздух, у нас нет
листьев; но мы создаем разум. Экология разума есть работа по прояснению жизни
посредством нашего, а не чьего-нибудь ума. Воздух, которым дышат интеллектуалы,
создается их целенаправленной работой, ими же потребляется или целенаправленно
портится. Под обложкой, которую вы только что открыли, заключена ясная, чистая
атмосфера разума: структура текста металогически соответствует его цели.

А.М. Эткинд







ПЕРЕВОДЯ БЕЙТСОНА

Грегори Бейтсон (1904-1980) - выдающийся англо-американский философ, этнограф и
этолог. Вот что пишет о нем Фритьоф Капра в книге "Уроки Мудрости" (Москва;
Киев, 1996), в которой Бейтсону посвящена отдельная глава, наряду с такими
людьми, как Вернер Гейзенберг, Кришнамурти, Станислав Гроф, Ричард Лэйнг:

Будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее влиятельных
мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления связана с широтой и
обобщенностью. Во времена, характеризующиеся разделением и сверхспециализацией,
Бейтсон противопоставил основным предпосылкам и методам различных наук поиск
паттернов, лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур. Он
заявил, что отношения должны стать основой всех определений; его основная цель
состояла в обнаружении принципов организации во всех явлениях, которые он
наблюдал, "связующего паттерна", как он называл это.

Нам кажется, что русскому читателю также будет интересно узнать, что отец
Грегори Бейтсона, крупнейший английский генетик Уильям Бейтсон, был личным
другом Николая Вавилова.

Свою научную деятельность Грегори Бейтсон начал в 20-х годах в качестве
этнографа, изучая культуры племен Новой Гвинеи и балийцев в Индонезии.
Результаты этих исследований отражены в его монографии "Naven: Survey of
Problems Suggested by a Composite Picture of the Culture of a New Guinea Tribe
Drawn from Three Points of View" (Cambridge, 1936), а также в книге "Balines
Character: A Photographic Analysis" (N.Y., 1942), написанной в соавторстве с его
первой женой Маргарет Мид. Он внес значительный вклад в развитие методов
этнографических исследований, широко использовав фото- и кинорегистрацию
материала для анализа экспрессивного поведения.

В 40-е годы Бейтсон тесно сотрудничает с Норбертом Винером, активно участвуя в
первых конференциях по кибернетике, регулярно организуемых Фондом Джосайи Мейси.
Бейтсон одним из первых пытался применить системный подход для осмысления
фундаментальных методологических проблем как естественных, так и общественных
наук. В 1948 году начинается совместная работа Бейтсона с американским
психиатром Юргеном Рушем в его клинике. В 1951 году публикуется их совместная
монография "Communication: The Social Matrix of Psychiatry" (N.Y., 1951), в
которой была предпринята попытка рассмотреть психические заболевания как особые
формы нарушения коммуникации.

В 50-е годы Бейтсон руководит знаменитым исследовательским проектом,
проводившимся в госпитале при Управлении по делам ветеранов (Пало-Альто,
Калифорния), в который также входили Дон Д.Джексон, Джей Хейли, Джон Х.Уикленд и
Уильям Ф.Фрай. Проект касался исследования парадоксов патологической
коммуникации при шизофрении и привел к открытию концепции "double bind".

Идеи Бейтсона сыграли огромную роль в зарождении радикально новой формы
психотерапии - системной семейной терапии. Именно благодаря Бейтсону в
психиатрии и психотерапии стал использоваться совершенно особый способ
"эпистемологической пунктуации" клинической и психотерапевтической реальности -
системная методология, опирающаяся на такие понятия, как "саморегуляция" и
"нелинейная циркулярная причинность". В результате в качестве "пациента" для
семейного терапевта стал выступать не индивид, демонстрирующий те или иные
нарушения, а вся его семья. Психопатологическая симптоматика стала
рассматриваться как функция сети внутрисемейной коммуникации.

Хотя Бейтсон сам почти не занимался психотерапией, его считают своим учителем
основатели таких психотерапевтических подходов, как

• краткосрочная психотерапия школы Пало-Альто (Д.Джексон, П.Вацлавик, Дж.Уикленд
и др.);
• стратегическая психотерапия (Дж. Хейли);
• миланская школа системной семейной терапии (М.С.Палаццоли, Л.Боскола, Г.Чеччин
и др.);
• "анти-психиатрия" (Р.Д.Лэинг);
• нейролингвистическое программирование (Р.Бандлер, (Дж.Гриндер, Р.Дилтс и др.).


В последние десятилетия жизни, опираясь на свои энциклопедические знания,
Бейтсон разрабатывал науку о живом, принципиально переосмысливая традиционные
научные представления о разуме и материи. Он доказывал, что "разум" имманентен

стр. 1
(из 65 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>