<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Все перечисленные признаки, а последний наиболее наглядно, позволяют утверждать, что с практической точки зрения исполнительная власть в упряжке трех ветвей государственной власти занимает ведущее место. Законодательная-власть по своей природе является властью направляющей и. контролирующей. Она создает как бы архитектурные проекты, по которым органы исполнительной власти строят здание. Вместе с тем эта власть наблюдает за строительством, за тем, чтобы здание было сооружено строго по чертежу. При всей своей важности и необходимости законодательная власть является подсобной и призвана в основном корректировать деятельность исполнительной, в которой состоит существо подлинного управления гражданами. У французского государствоведа Эсмена читаем: «хотя законодательная власть есть истинный регулятор-суверенитета, однако в своих проявлениях этот последний дает себя чувствовать гражданам, главным образом, через исполнительную власть. Она одна постоянна и проявляет себя актами. индивидуальными»1.
То же самое можно сказать о судебной власти. В государственном управлении обществом ее роль — подсобная. Посредством приговоров по уголовным делам и решениям по гражданским спорам она устраняет энтропийные (дезорганизующие) воздействия в государственном управлении, является фактором устойчивости исполнительной власти, ее рационального и законного функционирования.
Анализ признаков исполнительной власти и характеристика-ее основных элементов помогают сформулировать определение-этой категории, хотя это понятие с трудом поддается определению. Итак, под исполнительной властью следует понимать систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом-случаях административное принуждение.
Каждое научное определение должно заключать в себе главные элементы определяемого понятия, которые развернутся затем в целостное и объемное построение. Мы включили три элемента: оцг «Ццьцщ р а.щ1едиЕ»-л.ржн.у.жденд?4 С визуальной сто -¦ро'н'бГ'ТПГнболыцее значение имеют «органы», т.к. без них неможет быть исполнительной власти, последняя без них немыслима. «Органы» предполагают наличие других элементов—' корпуса * r^?yjTaJrJ^"lihlJl_?J,yjjjfUiim?. занииятшии ЛРЛЖЦпгти; TrTfjraffiTx^LB^cxuJblXJiQAiiaMxa^ агу1ад^аля_юх.,лрзд^
общественный порядок, руководят обороной, иностранныш1_де^ "лай н7"эТй пом и ко и, кул ьту'рой ^аТд1Гща"ют*1Гр;йГа' 1Г*своо*о"д*ьГ гр а ж^˜
1 Эсмен А. Общие основания конституционного права. СПб., 1989, с. 16-
3{
дан. Нельзя отрицать, что «управление» составляет один из
"тлавтах элементов исполдидЖЙЖЖйР™." еОе'нтд^рдцеви-ну: Вместе с˜"тём"дан_ный аспект не отделим от тадогсинепри-
˜в71екательногаГ"но. ж_обхо1ШМРГС>Г.2АЪ№НГ?',_1как принуждение.
Это'тэлементотличает исполнительную власть от законодательной и судебной, без его уяснения едва ли можно построить
теорию исполнительной власти.
§ 3. Функции исполнительной власти
Названные элементы (органы, управление, принуждение) подчеркивают активную, творчески воздействующую роль исполнительной власти в сравнении с другими ветвями. Эта роль в значительной степени раскрывается в функциях исполнитель-нон власти.
Общая характеристика функции исполнительной власти.
Функции следует определить как ведущие направления^^дея-
тел'ьности органов'˜гё№ШПЯёль2Юи"ЧШ?с^Г˜^
цел^та'я^1шшШ^дУнТГой˜вТтви государственной власти и с ни
ми напрямую связан предоставляемый органам исполнительной
"власти объем государственно-властных ^полномочий. Говоря
по-другому, под "функциями понимают _и^ Jiejuij JioxQJihjSoifiiaSJiX
государство пТр^д^с^олшпг^льТГои^властью, и средства^^^кото^
рыёТГрВменяются для достижения^эдих^елей '. Представляется,
'"что"можно" г'сгворйть" о"1двух™'каталогах функций^пгяше^цел.ьно
к исполнительной власти:"" """'
Первый каталог включает основные фХЩЩ]1и»?»^^1НШ1Еых проявляётся.Чв.орческая,.„орпациЗуйщая^деятельность исполнительной власти, направле^щад^^а^претворёние норм .законов в зкизнь. Их мо'жно"*было бы назвать функциями в материальном 'смысле. Каждая из таких функций определяется объектом управления и способом воздействия^ на него.
Один из таких ^рб^ъектов — общественный гюр/док^ который «бёТп*ёчТт1Гется органами исполнительной власти путем надзора и применения в определенных ситуациях административного принуждения. Данный объект обусловливает такую функцию исполнительной власти, как функция охраны общественного порядка. Другой о^е^д^дравлНШГяГ^^ак'аШдШИДраЦль. йй'^ТГ^бор^н^д^р^дцо^б^азованне и т. д^, р_которой _ водможцо _при^постоянТюм˜*Уц[?ав^
н'чес?.°к_воз д елшхвди,_11.а_н??,_&ы р.ажл.ю,!.дем с 11Х-Ё?№Д И рлаД: ний, планировании, координировании, контроле. Этот объект
1 См.: Алексеев Н. Н. Общая теория государства. Вып. 2. Прага, 1925, •с. 302—303; Черноголовки/: Н. В. Теория функций социалистического государства. М., 1970, с. 8—10; Козлов Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции,—Вестник Москов. унта, 1922, Серия «Право>, №4, с. 11.
32

обусловливает регулятивно-управленческую функцию исполни^ тельной власти, короче" говоря, первые две функции исполни- ˜˜ тельной"властй определяются объектами управления, составляющими две традиционные сферы государственного управления, на которые обратил внимание русский теоретик права Е. В. Спекторский. «Управление,— писал он,— это надзор за личною и общественною жизнью населения, а также руководство ею»1.
Актуализация в настояще^вдемя^ пгюбдемы njigBJi свобод
гражданина^" закрепление их во .второй главеТад
1993 г.._ставят вопрос 66p^j{
у п р а в л еШ1я^ ^a^jo^j __с вщо. о чего'.gfl jjj) ?у?лдв лдв а. ет ^вВД?й?й Ц§ „Ще˜ о днои"ф"уТ1 к^йТГисггал н ите ль ной власти — фун к щ;и за'щиты"'прав' бТа"н"шТ?; ГЗЕТш образом, первьт" каталог насчи-
р р р
гри фуНкЦи"й˜исполнительной власти, которые можно
раттхета?рактерй151зать^Г
р ^щ^?^__
КГа'м й^отнош е н и и, j-Vm. екищ uLu е ль 1О._обес.пеыение. благоусдой ст в а и безопасности, в .0бщественныхместахдлядаш1дль^гог?^дТ^"
Функция охраны общественного порядка представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов исполнительной власти. Общественный порядок — это фундамент нормальной социальной жизни и деятельности всех государственных и общественных учреждений. Поддержание общественного (правового) порядка столь существенно, что английский философ Юм видел весь смысл всего политического, военного и морского могущества Англии в том, чтобы суд присяжных мог делать свое дело в нормальных условиях, когда никто не угрожает судьям, а преступники получают заслуженное. Вообще полицеисты выставили и обработали аксиому церковных мыслителей, забытую новейшими гражданскими админнстрати-вистами, что во всяком социальном множестве должен наличествовать известный правящий порядок и без этого порядка невозможна социальная деятельность. «Если нарушишь порядок в хоре,— писал Иоанн Златоуст,— или на корабле, или на колеснице, или в войске, если большее отклонишь от положения и поставишь на его место меньшее, то расстроишь и извратишь все»2. Идея общественного порядка и его охраны занимает важное место в научных положениях административистов Московской высшей школы МВД, которые трактуют обществен-ный порядок как систему у КГа'м й^отнош е н и иjVm екищ uL
"и отдыха гражданка,также для. деятелыюст,и„га?.уд.а.рХ1В..е1ШЩ^ ^Р^Щбствещщх-аилдГ.тдьтд организаций 3.
1 Спекторский Е. В. Начала науки о государстве и обществе. Белград,
1927, с. 87.
2 Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. М., 1988, с. 379.
3 См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть
общая. М.. 1992, с. 16.
33
3 Заказ № 1208

tr
Охрана общественного порядка органами исполнительной влай'н осуществляется не путем «непрерывного, властного воздействия» на охраняемую систему, а посредством наблюдения, J надзора и контроля за поведением граждан и деятельностью (организаций. Только в случаях возникновения угрозы общест-|венному порядку или совершения правонарушений отдельными {Гражданами органы ' исполнительной власти применяют соответствующие меры административного принуждения. Причем такие меры (пресечение, предупреждение, наказание) могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).
Регулятивно-управленческая функция исполнительной власти представляет собой деятельность «публичных служб» по руководству обороной, внешними и внутренними делами, почтой и телефоном, санитарным и медицинским делом, народным образованием, устройством путей сообщения и т. д! ' ' '
Государство есть прежде всего организованное^^общество. Йспол ннтельная в л асТ˜в˜Т1˜ёр'й7ю˜о1Гередь˜ ор га т'й'уёТ^оёщест-вёТГньш *по?я"д^"й˜ос/щёсТв"ля'ёт"'затем постоянное наблюдение заТшмГ Однако..организационно-управленческая деятельность "органов исполнительной власти, лежит не только в сфере охра-ны˜о"с4цеств˜еппого порядка, но также в сфере постоянных государственно-управляющих воздействии, направляющих поведение'людей и различных o6jacjr^xjreyjipcTBeiiHoro управлении: 6^р^неУв|Ге1ш'Г^цщ!|1щиц|^!^1ща11(;лх,,1ако11ОМ1[ке,. народном об-рЗЗВ6'а|1!и"Ск)(у1ьт_хрй_д,Х˜Д˜Статья 21 Закона РФ «О Совете Министров— Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. достаточно лаконично подчеркивает этот аспект деятельности высшего органа исполнительной власти в следующих словах: «Совет Министров Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов государственного управления»1. Причем_^сдм-и^._гдсударственно-управляющие воздействия нуждаютс!Г1ГТдмоорган11зацп_н, .т. е. их должен осущест-ълтттг^УЩ1о^альпо__пострр.ен11ып.(( эффективно-работающий'ап-(п«рат^т^у^р_ств.е.нногд_,удрдв.л§ннд. В этой сфере исполнитель-ная""власть проявляет себя самым активным образом: планирует [деятельность подведомственных объектов, координирует их рабо-|ту, издает акты, осуществляет контроль.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ