<< Предыдущая

стр. 27
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

объема товарооборота.

Индекс физического объема товарооборота — относительный показатель,
отражающий влияние изменения объема продажи товаров (факторов количества и
ассортиментных сдвигов) на общую динамику товарооборота

Агрегатная форма данного индекса, представлена в виде следующей формулы:
n

?p iн qi1
i
I ф.о.т. = ,
n

?p iн qi0
i

piн — одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная,
где
или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида;
и qi1 — количество проданного i-го товара соответственно в базисном и теку-
qi0
щем периодах;
n — число i-х видов товаров.

Числитель и знаменатель данного индекса представляют собой агрегированную
стоимость совокупности i-х товаров (или ассортиментных видов какого-либо товара); та-
кой индекс может строиться по любой совокупности товаров или их видов. По существу
индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоя-
нии отразить изменение количественного фактора (так же как индекс цен — ценностного),
он может только показать изменение товарооборота за счет количественного факто-
ра. Эту тонкость статистического анализа рынка необходимо принимать во внимание при
интерпретации значения индекса.


128
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА


В индексных системах, используемых в анализе объема рынка, наиболее целесооб-
разно использовать алгоритм, связывающий индексы количества товаров с базисной
структурой товарооборота. Такая формула выглядит следующим образом:

n n
q i1
?q ?k d
q i0 p i0 i i0
i0
i i
I ф.о.т. = = ,
n n

?q ?d
p i0
i0 i0
i i


q i0 и q i1
где — количество i-того товара соответственно в базисном и текущем пе-
риодах;
pi0 — цена i-го товара в базисном периоде;
qi1
ki0 = — однотоварный (индивидуальный) индекс i-го товара;
qi0
qi0 pi0
d i0 = — удельный вес i-го товара в общем объеме товарооборота в базисном
n

?q pi0
i0
i
периоде;
n — число i-х товаров (товарных групп).

Особое место в анализе рынка занимают индексы товарооборота на душу населе-
ния. Их система позволяет расширить возможности анализа товарооборота (розничного и
продажи услуг), выявить действие некоторых социально-демографических факторов.
Данный показатель отражает динамику уровня развития потребительского рынка, увязы-
вает его с характеристиками уровня жизни населения.
Индекс товарооборота на душу населения строится как отношение соответствую-
щих показателей текущего и базисного периода:

D1 T1 T0 T1 S1
ID = = = = IT : I S ,
: :
D0 S1 S 0 T0 S 0

где ID — индекс товарооборота на душу населения;
D1 и D0 — розничный товарооборот на душу населения соответственно в ба-
зисном и текущем периодах;
S0 и S1 — средняя за период численность населения;
Т0 и Т1 — розничный товарооборот за период;
IT — индекс товарооборота;
IS — индекс средней численности населения.

Индекс товарооборота на душу населения — показатель, отражающий изме-
нение уровня развития потребительского рынка и позволяющий исключить влияние
демографического фактора


129
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА


Индекс товарооборота на душу населения можно получить не только путем непо-
средственного сопоставления индексируемых величин, но и как частное от деления ин-
декса товарооборота на индекс численности населения. Этот алгоритм должен быть эко-
номически интерпретирован как опережение или отставание объема продажи товаров от
изменения числа потребителей. Отсюда же можно вывести факторную модель динамики
товарного рынка.
Динамика товарного рынка, выраженная абсолютным приростом товарооборота,
может быть разложена по факторам, что отражено следующим алгоритмом:
?Т = D1S1 – D0S0.
Прирост объема рынка за счет изменения численности населения (экстенсивный
фактор динамики рынка) охарактеризован следующей разностью:
?T(S) = D0S1 – D0S1.
Интенсивный фактор динамики рынка выражен приростом товарооборота за счет
изменения душевого уровня:
?T(D) = D1S1 – D0S1.
В результате получена следующая индексная факторная модель динамики товарно-
го рынка, где прирост товарооборота обусловлен как экономическими причинами, так и
демографическими факторами:
?T = ?T(D) + ?T(S).

товарооборота
на душу
населения
индексы
(темпы роста)
численности
ФАКТОРНЫЙ
населения
ИНДЕКСНЫЙ
АНАЛИЗ
ДИНАМИКИ
ТОВАРНОГО
РЫНКА товарооборота
на душу
абсолютный населения
прирост
товарооборота
численности
за счет изменения
населения



Рис. 4.5. Факторный индексный анализ

Интенсивный фактор динамики рынка выражен приростом товарооборота за счет
изменения душевого уровня:

130
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА


?T(D) = D1S1 – D0S1.
В результате получена следующая индексная факторная модель динамики товарно-
го рынка, где прирост товарооборота обусловлен как экономическими причинами, так и
демографическими факторами:
?T = ?T(D) + ?T(S).
В следующей таблице дается характеристика динамики товарооборота с 2000 по
2001 г.
Таблица 4.1.
Динамика товарооборота розничной торговли и общественного питания в 2000-2002 гг.
розничной торговли общественного питания
всего, на душу всего, на душу
Товарооборот
млн. руб. населения, млн. руб. населения,
руб./чел. руб./чел.
2000 г. 2349415 16207 80992 559
2002 г. 3753649 26200 144498 1009
Индекс физического
объема товорооборота
2002 г. в процентах к
121 122 113 114
2000 г.

В результате разложения товарооборота по факторам получены следующие показа-
тели динамического развития рынка.
В 2002 г. товарооборот розничной торговли и общественного питания вырос в фак-
тических ценах 1468 млрд. руб. или в 1,6 раза, в том числе за счет: роста цен – на 611
млрд. руб.;
увеличения уровня продаж (на душу населения; в сопоставимых ценах) – на 852
млрд. руб.
сокращения численностим населения – уменьшился всего на – 5 млрд. руб.
Это означает, что в 2002 г. демографический фактор роста товарооборота практи-
чески не проявился.
Таким образом, индексный анализ факторов развития рынка представляет собой
действенный инструмент исследования динамики рыночного процесса, который последо-
вательно позволяет:
а) выявить вектор развития рынка и отдельных его составляющих;
б) измерить скорость и массу изменения рынка;
в) выявить и определить роль каждого фактора в общем изменении рынка;
г) оценить значение количественных и качественных факторов в динамике рынка;
д) выявить и показать роль демографических факторов развития рынка.

4.4. ТРЕНДОВЫЕ МОДЕЛИ ДИНАМИКИ РЫНКА

В маркетинговом исследовании выявляются общие тенденции развития рынка, ко-
торые определяются на основе анализа изменения основных своих параметров (поставки,
продажи, цен, товарных запасов). Визуально рассматриваются динамические ряды темпов
роста или их графические изображения (диаграммы) и на этой основе дается описательная
характеристика тенденций. Иногда используется т.н. метод технического сглаживания
уровней динамического ряда. Фактические данные (эмпирические уровни) наносятся на

131
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА


график, а после этого проводится линия, на глаз осредняющая все колебания. Такой метод
широко применяется в анализе биржевой конъюнктуры, когда требуются моментальные
выводы о тенденции развития рынка. Применяется еще достаточно простой, но не очень
точный метод, известный в теории статистики как метод механического сглаживания.
Маркетинговое моделирование динамики рынка, выявление основных тенденций его
развития заключается в построении и изображении трендовых моделей, т.е. графического
или математического выражения закономерностей динамического развития. В этом случае
используется т.н. метод статистического, или аналитического выравнивания. Данный метод
имеет то преимущество, что не только определяет вектор, но и скорость развития, а также
отражает его характер: равномерное развитие, ускорение, замедление, спад и т.д.
Сущность данного метода заключается в том, что изменение явления (например,
продажи товара) рассматривается как функция времени:
yt = f(t),
где t — номер уровня (периода, даты) динамического ряда.

Для построения трендовых моделей используются статистические уравнения, от-
бираемые по минимуму остаточной дисперсии.
В маркетинговом исследовании для изучения тенденций развития рынка наиболее
часто используются следующие модели:
n
a + ? bi t i
n

?
˜ =a+ bi t i и ˜t = e
yt y ,
i

i
где yt — выровненное (сглаженное) значение уровней динамического ряда;
a — свободный член уравнения, экономически не интерпретируемый;
bi — i-е параметры уравнения, характеризующие скорость или ускорение развития
рынка;
е — основание натурального логарифма;
t — номер уровня динамического ряда (периода, даты);
n — число i-х параметров в уравнении.

К числу наиболее употребительных трендовых моделей относятся следующие:

Таблица 4.2
Основные уравнения тренда
№ Название функции Ее графическое
Ее аналитическое выражение
п/п (тренда) изображение
y
Линейная
1 yt = a + bt
(прямая)
t
y
Парабола 2-го
yt = a + bt + ct2
2
порядка
t

132
ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА

<< Предыдущая

стр. 27
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>