<< Предыдущая

стр. 36
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

• интервальной, т.е. она может произойти через какой-то промежуток времени,
интервал, после совершения акта купли-продажи.
Имел место рост цены, в течение какого-то промежутка времени (интервала)
спрос/продажа не реагировали, оставаясь неизменными (например, запасы товара остава-
лись значительными, достаточными для удовлетворения потребностей), но через некото-
рое время (когда запасы, например, истощились) спрос, а соответственно и продажа това-
ра увеличились.
Для управления предпринимательской деятельностью это деление имеет сущест-
венное значение с позиций использования методов оперативного или стратегического
маркетинга. Например, спрос на оптовом рынке часто реагирует с определенным лагом,
поскольку в какой-то мере детерминирован направленной деятельностью оптовых ком-
мерсантов, основанной на той или иной маркетинговой стратегии, использующей различ-
ные методы стимулирования спроса. То же можно сказать и о предложении, эластичность
которого проявляется в организованных формах контрактных (договорных) связей по-

171
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


ставщиков и оптовых покупателей. Здесь существенным элементом эластичности являет-
ся время, в течение которого оптовый продавец приспосабливается к изменению цен. Ко-
нечно, время реакции на изменения цен зависит от целого ряда условий и, в частности, от
развитости систем информации.
Немедленная реакция
Реакции рынка
по времени Продолжительная реакция
действия
Интервальная реакция

Рис. 5.16. Время действия реакции рынка

Эластичность спроса по-разному проявляется в различных рыночных сегментах.
Сами сегменты выбираются по уровню эластичности. Цены повышаются, пока продажа
товара приносит прибыль, а цены устанавливаются на уровне, обеспечивающем максими-
зацию прибыли (предельная выручка и предельная прибыль). Это явление называется по-
вышением цен вдоль кривой спроса.
Гибкость и зависимость спроса и предложения от воздействия внешних факторов
изучается с начала ХIХ века. Французский экономист О.Курно высказал мнение, что в
определенном смысле спрос есть функция цены. Эту идею впоследствии развил англий-
ский исследователь А.Маршалл, указавший, что спрос есть функция цены. Однако было
установлено, что спрос на каждый товар зависит не только от цены этого товара, но от цен
на другие товары. В 80-х годах 19-го века швейцарский экономист Л.Вальра, представи-
тель т.н. Лозанской школы, на основе первичного уравнения Курно предложил свой вари-
ант эластичности, спроса, выразив его формулой, где проявилась затем идея перекрестной
эластичности:
dx = f (px, p1, p2, p3, …, pn),
где dx — спрос товара «х»;
рx — цена товара «х»;
р1 ...рn — цены остальных товаров.

Взгляды Курно — Маршалла впоследствии были развиты другими исследователя-
ми (в частности, В.Парето, Е.Слуцким, Д.Хиксом, П.Самуэльсоном и др.), которые
ввели в понятие эластичности фактор дохода. В статистике понятие эластичности толку-
ется расширительно, охватывая некоторые социальные и демографические факторы. Ис-
следования подобного рода проводились, например, И.К.Беляевским.
В эластичности спроса/предложения проявляются два типа реакций: ценовые и не-
ценовые. Ценовая эластичность представляет собой изменение спроса/предложения в ре-
зультате роста или снижения цены. Упоминавшийся ранее А.Маршалл выразил эту идею в
виде статистической формулы:
D = f(p) ,
где D — спрос;
p — цена товара.


172
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


Неценовая эластичность — это реакция изменения спроса/предложения, вызванная
изменением дохода. В этом случае функцией спроса/предложения выступает доход.
D = f(I),
где D — спрос (англ. – demand);
I — доход (англ. – income).


Ценовая эластичность
Виды эластичности
спроса/предложения
Неценовая эластичность


Рис. 5.17. Эластичность от цен и от дохода

5.4.2. Эмпирический коэффициент эластичности

Статистика разработала меру эластичности в виде относительного показателя, вы-
ражающего зависимость спроса или предложения от какого-либо фактора. Этот показа-
тель носит название коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности представляет собой процентное изменение ре-
зультативного признака (спроса или предложения) при увеличении факторного при-
знака (цены, дохода и т.п.) на один процент

Аллен Маршалл вывел следующую общую формулу коэффициента эластичности,
который принято называть эмпирическим:
?y x
Э= ?,
?x y
?у — прирост результативного показателя — спроса/предложения (знаком
где
«дельта» принято обозначать абсолютные приросты);
?х — прирост факторного признака;
у — уровень спроса/предложения;
х — значение факторного признака (цены, дохода и т.п.).

Пример расчета: Спрос в базисном периоде оценивался в 4500 ед. данного товара,
в текущем периоде — 3300 ед. Прирост (отрицательный) составил —1200 ед.
Цена товара равнялась 90 руб./ед. в базисном периоде и 100 руб./ед. в текущем пе-
риоде. Прирост составил 10 руб./ед.
Коэффициент эластичности спроса составил, таким образом:
?1200 90
Э= ? = ?2,4.
10 4500
Коэффициент ценовой эластичности составил 2,4%, т.е. при увеличении спроса на
данный товар на 1% спрос на него сократился на 2,4%.


173
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


Коэффициент эластичности может быть представлен также в несколько иной, но
удобной для расчетов форме:
?y y
Э= :;
?x x
? y ?x
Э= : ;
y x
В коэффициенте эластичности по существу сопоставляются изменения результа-
тивного и факторного признаков с базовым отношением результата и фактора. Существу-
ет и другая интерпретация коэффициента эластичности: как отношения темпов прироста
результативного и факторного признаков.

Пример расчета: Продажа товара в базисном периоде составила 500 тыс. руб., в
текущем периоде — 800 тыс. руб. Прирост равен 300 тыс. руб. Темп прироста составлял
0,6 (300 : 500 = 0,6).
Среднедушевой доход населения в базисном периоде составлял 2000 руб./чел.,
в текущем периоде — 2500 руб./чел. Прирост равен 500 руб./чел., темп прироста —
0,25 (500 : 2000 = 0,25).
Отсюда коэффициент эластичности по первой формуле равен:
300 500
Э= = 2,4.
:
500 2000
Расчет по второй формуле дал тот же результат
Э = 0,6 : 0,25 = 2,4,
т.е. получен тот же результат, что и в предыдущем примере. Коэффициент эластичности
показал, что при увеличении дохода на 1% спрос увеличивается на 2,4%.
Если коэффициент эластичности больше единицы (Э < 1), то проявляется явление
инфраэластичности, товар считается мало эластичным или неэластичным, слабо реаги-
рующим на изменение факторного признака (например, цены). Когда значение коэффици-
ента эластичности превышает единицу (Э > 1), имеет место ультраэластичность, товар
считается эластичным или сильно эластичным. В этих случаях спросом можно активно
управлять через воздействие цен, дохода и других факторов. При коэффициенте эластич-
ности, равном единице (Э = 1), обнаруживается т.н. унитарный спрос, проявляется еди-
ничная эластичность. В этом случае, как правило, снижение цены не приводит к коммер-
ческому эффекту (росту денежной выручки). Возможно, это свидетельствует о слабо раз-
витых рыночных отношениях или даже об их отсутствии. Встречаются еще два варианта
реакции покупателей на изменение цены:
во-первых, спрос может быть абсолютно неэластичен, т.е. при изменении цены
количество покупок остается неизменным;
во-вторых, спрос имеет абсолютную эластичность. Это проявляется в том, что при
снижении цены объем покупок неограниченно возрастает, а при росте цены объем заку-
пок резко сокращается (практически падает до нуля).
Коэффициент эластичности может иметь как положительное, так и отрицательное
значение. Положительное значение коэффициента означает, что при увеличении фактор-
ного признака спрос растет, т.е. обнаруживается прямая связь (обычно такая зависимость
проявляется при эластичности от дохода). Отрицательная величина коэффициента эла-
стичности указывает на обратную связь результата (спроса) и фактора (такая зависимость

174
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ



Инфраэластичность: Э < 1

Ультраэластичность: Э >1
Варианты
коэффициента Унитарный спрос: Э ?1
эластичности
Абсолютная неэластичность: Э = 0

Абсолютная эластичность: Э = ?

Рис. 5.18. Проявление эластичности

спроса характерна ценностных реакций): при увеличении факторного признака спрос со-
кращается. Надо только иметь в виду, что существуют товары, которые иначе реагируют
на изменение цен и дохода. Например, рост дохода приводит к падению спроса на товары
невысокой потребительной ценности.
Коэффициент эластичности отражает не только реакцию спроса во времени, в те-
кущем периоде, например, по отношению к какому-либо прошедшему периоду, но и в
географическом или экономическом пространстве, где сравниваются между собой какие-
то другие единицы совокупности (например, спрос различных потребительских групп, не-
скольких регионов и т.п.). Можно, в частности, определить эластичность спроса при пере-
ходе из одной социальной группы населения в другую, в частности, из низкодоходной в
высокодоходную. Обычно при этом строится группировка по одному из факторных при-
знаков, например, по доходу. В этом случае формула коэффициента эмпирической эла-
стичности выглядит следующим образом (по каждой i-й группе):
y n ? y n ?1 y n ?1
Эi = : ,
x n ? x n ?1 x n ?1
где yn — спрос в характеризуемой n-й группе потребителей;
уn–1 — спрос в предшествующей n – 1-й группе;
xn, xn–1 — факторные признаки соответственно в n-й группе и в предшествующей
n – 1-й группе.
При этом общий по всем группам коэффициент эластичности рассчитывается как
средняя арифметическая взвешенная из групповых коэффициентов. В качестве весов мо-
гут быть использованы частоты или частости по каждой группе (например, доля каждой
группы в общем объеме доходов, или в общей сумме товарооборота и т.п.):
n

?Э W i i
i
Э= ,
n

?W i
i

где Э — средний коэффициент эластичности;
Эi — групповой коэффициент эластичности;
Wi — веса каждой i-й группы;
n — число i-х групп (без первой).

175
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


Коэффициент эластичности в географическом или экономическом простран-
стве рассчитывается по каждой группе (территориальной единице), а общий — как
средняя арифметическая взвешенная из индивидуальных коэффициентов эластично-
сти

Пример: Выполнена группировка 1000 домохозяйств по среднемесячному доходу,
причем, по каждой группе исчислены показатели покупки некоторого товара «Q» в расче-
те на одного члена домохозяйства. Построим для расчета рабочую таблицу:
Таблица 5.4.
Расчет групповых коэффициентов эластичности спроса от денежного дохода

Прирост




Коэффициенты




коэффициенты
Группы
дохода, руб. xi
мер душевого
домохозяйств




дохода, покуп-




эластичности



<< Предыдущая

стр. 36
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>