<< Предыдущая

стр. 37
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


эластичности
мер покупки,
Средний раз-




Средний раз-




Взвешенные
домохозяйств руб. ки, ед.
по душевому
доходу,
Число




?у ?х
ед. yi




ЭiWi
руб./чел.
Wi




Эi
До 500 450 250 5 — — — —
от 500 до 999 220 750 50 500 45 4,5 990
от 1000 до 1999 160 1500 200 750 150 2,3 368
от 2000 до 4999 100 3500 700 2000 500 1,9 190
от 5000 и более 90 2000 1600 4000 900 1,1 99
ИТОГО 1000 936 130 — — — 1647

Спрос на товар реагирует на переход потребителей из низшей социальной группы в
следующую, более высокую и т.д., что измеряется цепными коэффициентами эластично-
сти. Например,
45 5
Э2 = = 4,5,
:
500 250
это означает, что в результате сдвига границы дохода от группы с доходом менее 500 руб.
к группе с доходом 500—1000 руб. эластичность спроса составила 4,5%. Затем измеряется
эластичность спроса при переходе от второй группы к третьей (с доходом от 1000 до 2000
руб.) и т.д. Обычно в подобных условиях значение коэффициента эластичности уменьша-
ется.
Средний коэффициент эластичности измеряется по формуле средней арифметиче-
ской взвешенной. При этом из суммы исключаются веса первой группы, принятой за базу
сравнения.

?ЭW 1647
i i
Э= = = 1,647.
?W 1000
i

Таким образом, средний коэффициент эластичности составил 1,647. Это означает,
что в среднем увеличение дохода на 1% повлекло за собой рост спроса на 1,6%. Следова-
тельно, в нашем примере спрос от дохода — ультраэластичен.


176
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


5.4.3. Коэффициент перекрестной эластичности

Существует связь не только между ценами и спросом, но и между самими ценами
на товары. Иногда проявляется в форме вытеснения одного товара другим под воздейст-
вием ценового фактора. В определенных условиях изменение цены перестает влиять на
спрос данного товара. Но взамен этого (часто чтобы компенсировать рост затрат) изменя-
ется спрос на какой-то другой, третий товар. Реакция изменения цены одного товара в ре-
зультате воздействия на спрос другого товара (или других товаров) носит название пере-
крестной эластичности. Существуют различные методы ее расчета и анализа.
Простейший способ расчета коэффициента перекрестной эластичности спроса со-
стоит в определении процентного отношения изменения объема продаж (спроса) одного
товара к процентному изменению цены другого товара:
(q1 : q 0 ) ?100
Эi , j = ,
( p1 : p 0 ) ?100
где Эi, j — коэффициент перекрестной эластичности спроса;
qi1 — продажа товара «i» в текущем периоде;
qi0 — продажа товара «i» в базисном периоде;
pj1 — цена товара «j» в текущем периоде;
pj0 — цена товара «j» в базисном периоде.

Пример: В прошлом месяце было поставлено торгующим организациям области
колготок на 750 тыс. руб., а в текущем месяце — на 1200 тыс. руб. Темп роста составил —
1,6. Одновременно были снижены цены на некоторые виды чулок (эластик): с 50 руб. за
пару до 45 руб., т.е. на 10%, что, по-видимому, привело к повышению спроса на чулки.
Отсюда коэффициент перекрестной эластичности равен:
1,6
Эi , j = = 1,78,
0,9
т.е. в результате снижения цен на чулки (эластик) на 1% спрос на них вырос на 1,78%.

Коэффициент перекрестной эластичности часто исчисляется как отношение про-
центного изменения количества проданного i-го товара (спроса) к процентному измене-
нию цены j-го товара: который исчисляется по следующей формуле:
? qi qi
Эi , j = :
?pj pj

где Эi, j — коэффициент перекрестной эластичности спроса;
?qi — прирост спроса на товар «i»;
?рj — прирост цены на товар «j»;
qi — спрос на товар «i»;
pj — цена товара «j».

Коэффициент перекрестной эластичности спроса — мера реакции спроса на
один товар к изменению цены на другой



177
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


Коэффициент перекрестной эластичности может принимать как положительное,
так и отрицательное значение, что имеет определенный экономический смысл. Когда ко-
эффициент перекрестной эластичности больше единицы, т.е. в условиях повышения цены
на данный товар ( i ) увеличивается спрос на другой товар ( j ), это означает, что спрос на-
ходится в прямой зависимости от цены этого другого товара ( j ). Такая ситуация харак-
терна для взаимозаменяемых товаров. Причем, чем выше коэффициент перекрестной эла-
стичности со знаком «+», тем больше степень взаимозаменяемости товара. Этот коэффи-
циент дает возможность оценить или прогнозировать перемещение спроса с одного брэн-
да на другой брэнд.
В том случае, когда коэффициент перекрестной эластичности меньше единицы, то
рост цены на товар «j» вызывает снижение цены товара «i». Такой тип спроса характерен
для взаимозаменяемых товаров, причем степень взаимозаменяемости связан со значением
коэффициента: чем больше коэффициент эластичности со знаком «минус», тем больше
взаимозаменяемость товаров.
Если же коэффициент перекрестной эластичности равен или близок к нулю, то це-
ны на товары не связаны друг с другом и не влияют друг на друга.

ЭI, J > 0
Pj прямая зависимость Di

Коэффициент
ЭI, J < 0
перекрестной
Pj обратная зависимость Di
эластичности

ЭI, J = 0
Pj отсутствие зависимости Di

Рис. 5.19. Варианты перекрестной эластичности

Рассмотрим пример: В базисном периоде было продано одного вида фруктов на
8000 руб., в текущем периоде — 5000 руб., т.е. на 3000 руб. меньше. Это стало реакцией
на рост цены картофеля. Его цена выросла с 10 руб./кг. до 30 руб./кг., т.е. повысилась на
20 руб./кг.
?8000 10000
Эi , j = = ?0,0025 : 0,001 = 2,5,
:
20 10
т.е. коэффициент перекрестной эластичности показал, что при увеличении цены базового
товара на 1% спрос на фрукты упал на 2,5%. В данном случае обнаружилась взаимозаме-
няемость товара.

5.4.4. Теоретический коэффициент эластичности

Эмпирический коэффициент эластичности широко используется в маркетинговых
исследованиях, так как он весьма информативен и в то же время прост и доступен. Однако
он имеет один существенный недостаток, поскольку его использование допускает, что все
изменение спроса обусловлено изменением одного факторного признака, хотя реально на
спрос одновременно влияет множество факторов. Связь спроса и других рыночных фак-
торов, как правило, бывает не функциональной, а вероятностной — корреляционной. В

178
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


анализе рынка требуется определить, в какой мере те или иные факторы по отдельности
влияют на спрос при исключении влияния всех остальных. Анализ эластичности спроса
тесно связан с моделированием взаимосвязей с помощью парных и многофакторных
уравнений регрессии.
Английскими учеными Р.Алленом и А.Боули еще в 50-х гг. формула Маршалла
была преобразована и увязана с уравнением регрессии. Этот показатель в отличие от эм-
пирического коэффициента получил название» теоретического коэффициента эластич-
ности», или формулы Аллена-Боули. В основе преобразование лежит исследование связей
массовых явлений. При дифференцировании формула принимает вид:

?y x
Э = lim ?,
x >0 ? x y


?y dx
> (x) , т.е. первая производная у по х (ее обо-
поскольку преобразование lim есть
x >0 ? x dy
значают через y'), то теоретический коэффициент эластичности приобретает следующий
вид:

x
Э = y' ?
yx

y' — первая производная соответствующей функции;
где
х — факторный признак;
yx — выровненное значение результативного фактора, которое представляет со-
бой выражение корреляционной зависимости:

y = f(x).

Однако это означает, что для расчета теоретического коэффициента эластичности
необходимо предварительно построить парное или многофакторное уравнение регрессии,
характеризующее связь между факторными признаками (ценой, доходом и т.д.) и резуль-
тативным признаком (спросом).

Теоретический коэффициент эластичности (формула Аллена-Боули) отража-
ет степень реакции спроса на изменение одного или нескольких факторов, сглажен-
ную с помощью уравнения регрессии

Формула теоретического коэффициента эластичности позволяет определить реак-
цию спроса для каждой точки регрессионной кривой. Ее экономическая интерпретация в
частности заключается в характеристике эластичности спроса отдельных контингентов
(групп) потребителей. Если же брать совокупность в целом, то в формуле теоретического
коэффициента следует заменить индивидуальные значения результативного и факторного
признаков на их средние характеристики. Таким образом, будет определена средняя эла-
стичность. При этом на практике обычно заменяют среднюю величину выровненного ре-
зультативного признака ( y x ) средней величиной эмпирического значения результативно-
го признака ( y ), поскольку суммы значений ух и у практически должны совпадать (незна-


179
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ РЕАКЦИИ РЫНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ


чительное расхождение может быть вызвано только округлением величин): ? ух = ? у. То-
гда формула коэффициента эластичности примет следующий вид:
xi
Эi = y' ?
y

где xi — среднее значение признака i-го фактора.

Данной формулой можно пользоваться как при анализе парных связей, так и в ус-
ловиях множественной связи. В последнем случае строится многофакторная модель спро-
са, в которую вводится показатель эластичности. Тогда теоретический коэффициент эла-
стичности строится по каждому i-му факторному признаку и считается чистым, т.е. осво-
божденным от влияния других факторов.
На практике чаще всего строятся линейные многофакторные модели. В моделях
этого типа первая производная равна коэффициенту регрессии — b. В этом случае теоре-
тический коэффициент эластичности принимает следующий вид:

xi
Эi = bi ,
y

где bi — коэффициент множественной регрессии при i-м факторе;
xi — среднее значение i-го факторного признака;
y — среднее значение результативного признака.

Приведем пример:
Зависимость спроса (продажи товара Q), денежным доходом населения и ценой то-
вара выражает следующее многофакторное уравнение регрессии:
˜

<< Предыдущая

стр. 37
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>