<< Предыдущая

стр. 64
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



Таблица 1. Товарооборот в текущем и базисном периодах
Товары Цены, руб. за ед. Товарооборот, млрд. руб.
в базисном пе- в текущем пе- в базисном пе- в текущем периоде
риоде риоде риоде
А 10 15 21 45
Б 12 20 20 28
В 15 16 40 32
Г 20 18 40 64
13 17 50 84
Д
По приведенным данным требуется:
а) рассчитать общие по всем товарам индекс товарооборота и индекс физического
объема товарооборота;
б) разложить прирост товарооборота по факторам (количественному и
ценностному).

4.3. Выявить устойчивость/колеблемость рынка; на примере территориальных
различий товарооборота на душу населения (рассчитать коэффициент вариации) по
следующим данным
Таблица 2.
Региональные различия рынка
Товарооборот региона
Численность населения по ре-
РЕГИОНЫ на душу населения, тыс.
гионам (в процентах к итогу)
руб. /чел.
А 25 10,2
Б 42 8,7
В 18 3,8
Г 10 2,5
Д 6 1,5

По всем регионам 100 –
Справка: Средний размер товарооборота на душу населения по всем регионам:
5,3 тыс. руб.
Рассчитайте и проанализируйте коэффициент вариации товарооборота на душу на-
селения.

5.1. Объем продажи товара "Q" увеличился с 1000 тыс. руб. до 1450 тыс. руб. Цена
на данный товар снизилась с 500 руб./кг. до 400 руб./кг.
Определите и интерпретируйте эмпирический коэффициент эластичности.

5.2. Объем продажи товара "А" вырос с 500 т. до 750 т. Цена на товар "В", в некото-
рой степени заменяющий по своим потребительским свойствам товар "А", снизилась с
12 руб./кг. до 10 руб./кг.
Определите и интерпретируйте перекрестный коэффициент эластичности.


305
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


5.3. В результате выборочного обследования были получены следующие данные
группировке доходов населения и среднем размере покупок товара "Z" по каждой
группе (в среднем за месяц, в расчете на одного потребителя):
Таблица 5.1.
Группировка потребителей
Группы потребителей Число обследован- Средний размер Средний раз-
по размеру денежного ных потребителей, в денежного дохода, мер покупки,
дохода на одного человека, % к итогу руб. /чел. ед./чел.
руб.
До 1000 38 750 8
от 1000 до 2000 32 1500 12
" 2000 " 5000 23 3500 17
" 5000 и выше 7 7500 25
ИТОГО 100 2840 12,54
По приведенным данным рассчитайте:
а) коэффициенты эластичности по каждой группе дохода (без первой);
б) средний коэффициент эластичности.
5.4. По данным выборочного обследования пяти предприятий розничной торгов-
ли были установлены объем продажи товаров и потребительская цена товара "Q":
Таблица 5.2.
Продажа и цена товара "Q" по 5-ти предприятиям розничной торговли
№№ п/п Продажа, т Цена, руб. /кг
1. 103 5
2. 85 7
3. 75 8
4. 60 9
5. 27 11
Требуется выявить и смоделировать связь между продажей и ценами; следует рас-
считать и интерпретировать теоретический коэффициент эластичности.
6.1. По следующим данным о продаже товаров определите: а) долю каждого товара
в общем объеме продажи (в процентах); б) определите, кто из участников рынка является:
лидером рынка, претендентом на лидерство, участником со слабой позицией, аутсайдером
рынка.
Таблица 6.1.
Продажа товаров на рынке
Продано товаров за год в четырех предприятиях,
№№ п/п
млн. руб.
1 324
2 96
3 578
4 186

306
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


6.2. Построить матрицу конкуренции (матрицу Портера) по следующим данным
(млн. руб.):
Магазины имели следующий оборот: № 1 – 104 млн. руб.;
№2 – 81 млн. руб.;
№ 3 – 25 млн. руб.
В городе строится новый торговый центр (прогнозируемый оборот – 150 млн. руб.).
Поставка товаров планируется на уровне 250 млн. руб.
Потенциал потребителей (спрос) оценивается в 300 млн. руб.
Угрозы со стороны товаров-заменителей не было.
Оцените (в процентах): уровень конкуренции с действующими и вероятными кон-
курентами и поставщиками; оцените вероятный уровень удовлетворения спроса.

6.3. Рассчитайте следующие параметры обновления товара по следующим данным:
на рынке представлено 50 ассортиментных видов товаров, из них 12 устарело и по-
этому выведено с рынка, взамен рынку предложено 20 новых и обновленных изделий.
В предприятии А чистая выручка от продажи товаров достигла 852 млн. руб., а за-
траты на производство и транспортировку составили 32% от выручки;
в предприятии Б выручка была выше в полтора раза, а затраты составили 320 млн.
руб.
Сравните уровни привлекательности предприятий А и Б.

6.4. Охарактеризуйте квадрант стратегической матрицы по следующим данным: на
рынке в целом сложилась неблагоприятная конъюнктура (в частности сократился спрос на
товары). Однако предприятие обладает значительными собственными возможностями, в
частности достаточным резервом денежных и материальных средств, ее доля на рынке
сравнительно высока.
Найдите конкурентную позицию предприятия на рынке, определите уровень рис-
ка, дайте рекомендацию конкурентной стратегии.
К какой зоне риска Вы отнесете предприятие, возможные потери которого покры-
вают вероятные затраты и предположительно составят около 40% предполагаемой при-
были.

6.5. Установите, у какого из предприятий выше уровень риска выпуска нового това-
ра. Экспертные оценки (в баллах), а также веса (ранги) приведены.




307
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


Таблица 6.2
Сравнительная оценка риска двух предприятий
ПРЕДПРИЯТИЯ Веса
№№ ФАКТОРЫ РИСКА №1 №2 (ранги)
п/п
Оценки Оценки Баллы
Баллы
1 Емкость рынка 3 2
большая 0,80
незначи-
тельная
2 Тенденции спроса 2 7
рост с уско- 0,10
замедление
рением
3 9
3 Устойчивость цен 0,10
устойчи- неустойчи-
вые
вые
4 3 5
Конкурентоспособность высокая 0,20
средняя
5 2 5
Финансово-кредитный по- значи- 0,10
средний
тенциал тельный
6 3 7
Надежность и привлека- извест- 0,05
малоизве-
тельность дистрибьютора ный стный
7 3 9
Эффективность маркетинговой высокая 0,05
нет опыта,
службы ошибки
3 6
8 Уровень сервиса высокий 0,05
средний
9 5 9
Интенсивность конкуренции 0,02
высокая
умеренная
10 3 8
Имидж фирмы высокий 0,05
низкий

ШКАЛА ГРАНИЦ РИСКА
Границы зон риска 0-2,5 2,6-5,0 5,1-7,5 7,6-10,0

Недопусти-
Зоны риска Повышенного Критического
Минимального мого
Покажите, у какого из предприятий риск выше; дайте рейтинг риска.
7.6. Проанализируйте покупательское поведение (расходы на покупку продуктов
питания) в зависимости от числа детей в семье. Для этой цели постройте регрессионную
модель по следующим материалам статистики домохозяйств (данные условные):
Таблица 1.
Расходы на покупку продуктов питания
(в среднем на одного члена домохозяйства, в месяц, руб.)
Число детей Средний Число семей
Домашние хозяйств, имеющие в семье размер (в процентах к
детей в возрасте до 16 лет расходов итогу)
yi
xi Fi
1 ребенка 1 530 30
2 детей 2 410 50
3 детей 3 300 15
4 и более детей 4 200 5
Проведите расчет и проанализируйте полученные данные.

308
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


7.2. Дайте сравнительную характеристику привлекательности двух магазинов. Име-
ются следующие балльные оценки:
Таблица 7.2.
Оценка привлекательности двух магазинов
ХАРАКТЕРИ- РАНГИ МАГАЗИНЫ
СТИКИ (ВЕСА) А Б
МАГАЗИНА
Баллы Характеристики Баллы
Характеристики
Ассортимент 5 широкий 10 недостаточный 6

Радиус обслужи-
вания (время на 3 норма 6 норма 6
дорогу)
Сервис 2 много 10 мало дополни- 4
дополнитель- тельных услуг
ных услуг
Цены 5 выше среднего 4 средние 8
уровня
Атмосфера 2 Хорошая 10 Много заме- 4
магазина чаний
Максимальное число баллов - 12, минимально - 1.

7.3. В результате опроса были выявлены оценки товара по критерию: купят - не ку-
пят. В основу положены характеристики двух одинаковых стиральных.

Товар: стиральная машина
Показатели Ранг Марки товара
свойств (важность) А Б
товара от 1 до 10
Емкость: 10 большая – 5 средняя – 3
Дизайн 5 современный, изящный – 5 устаревшая модель – 2

4 автоматический – 5 полуавтомат – 3
Тип отжима
3 экономичная модель – 4 большие удельные затраты
Энергоем-
энергии – 2
кость

Цена 7 доступная – 6 низкая – 8


Число баллов колеблется от 1 (min) до 5.(max)
Проведите диагностику поведения покупателей с помощью модели Фиш-бейна (уп-
рощенный вариант). Какой из моделей, по Вашему мнению, будет отдано предпочтение
покупателей?



309
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ

<< Предыдущая

стр. 64
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>