<< Предыдущая

стр. 67
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

4 детей 4 200 5 20 1000 4000 80
- - 100 195 41900 74400 445
?
По приведенным данным строится и решается система нормальных уравнений:
100 а + 195 b = 41900 |Решив систему, получим:
195 а + 445 b = 74440 |64,75 b = - 74255;
b = - 11272;
а = 637,8.
Следовательно, регрессионная модель демографического фактора покупательско-
го поведения принимает следующий вид:
yx=638–112x.
Это означает, что существует обратная зависимость размера покупок товаров от
числа детей в семье. В среднем увеличение числа детей означает для семьи вероятность
уменьшения расходов на покупку продуктов питания в расчете на одно домохозяйство на
сумму примерно в 112 руб./чел. в месяц.

7.2. Для расчета показателя привлекательности магазина используется следующая
формула:
n =5

?B R ij ij
К пр. = i
,
n =5

?R ij
i


где Кпр - коэффициент привлекательности i-го магазина;
Bij - балл, выставляемый i-му параметру привлекательности j -го магазина; Ry - ранг
(вес), присваиваемый i-му параметру привлекательности j-ro магазина;
п - число параметров.
Для расчета показателя привлекательности построена следующая таблица:




320
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


Таблица 7.2. Оценка привлекательности магазина

Количество полученных баллов
ХАРАКТЕРИСТИ-
МАГАЗИН А МАГАЗИН Б
10 ? 5 = 50 6 ? 5 = 30
Ассортимент
6 ? 3 = 18 5 ? 3 = 15
Радиус обслуживания
10 ? 2 = 20 4 ?2 =8
Сервис
Цены 4? 5 = 20 8? 5 = 40
1 0 ? 2 = 20 4 ?2 = 8
Атмосфера магазина
ИТОГО 128 101
Коэффициент привлекательности магазина:
128 101
Магазин А: КА =----------------- =7,11; магазин Б: КБ = --------------- = 5,61.
17 17
Сравнительная оценка привлекательности магазинов:

КА / КБ = 7,11 : 5,61 = 1,27, т.е. магазин А почти на 30% привлекательнее магазина Б.

7.3. Построена модель привлекательности стиральной машины (модели А и Б). Вы-
явлено предпочтение покупателей, проведена диагностика поведения покупателей с по-
мощью модели Фишбейна (упрощенный вариант).
Решение: Определяется число баллов по критерию привлекательности.
Таблица 7.3.
Диагностика покупателей товаров А и Б
Показатели Ранг (важность) Количество баллов
свойств товара от 1 до 10
Товар А Товар Б
5 ? 10 = 50 3 ? 10=30
Емкость: 10
5 ?5 = 2 5 2 ? 5 = 10
Дизайн 5
5 ? 4 = 20 3 ?4 = 1 2
Тип отжима 4
4 ?4 = 1 6 2 ?3 =6
Энергоемкость 3
6 ? 7 = 42 8 ? 7 = 64
Цена 7
ИТОГО 153 122
Коэффициент привлекательности: 153 : 122= 1,25.
У товара А на 25% больше шансов привлечь покупателя и быть приобретенным.




321
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


Задание 1
Сформулируйте понятие и задачи маркетингового исследования. Раскройте роль
маркетингового исследования в предпринимательстве. Покажите цели и задачи маркетин-
гового исследования, при этом выделите сегменты по региональному (географическому) и
демографическому (половозрастному и антропометрическому) признакам; выявите воз-
можности конкурентов и оцените их потенциальную долю рынка
Задание 2
Охарактеризуйте методологию маркетингового исследования. Познакомьтесь с ос-
новными методами маркетингового исследования. Найдите, в чем их отличие от методик,
рассматриваемых в исследовательской деятельности маркетинга. Покажите главные
принципы маркетингового исследования.
Задание 3
Назовите и охарактеризуйте этапы маркетингового исследования. Покажите после-
довательность этапов и охарактеризуйте каждый из них. Перечислите типы маркетинго-
вых исследований, рассмотрите типологию маркетинговых исследований.
Задание 4
Можете ли Вы назвать и охарактеризовать два главные направления маркетингово-
го исследования? Чем они друг от друга отличаются?
Задание 5
Назовите пять типов маркетингового исследования. Каковы цели каждого из этих
типов?
Задание 6
Назовите и объясните основные принципы маркетингового исследования.
Задание 7
Можете ли Вы назвать главные задачи маркетингового исследования?
Задание 8
По данным конъюнктурной карты дать оценку трех вариантов состояния покупа-
тельского спроса: ограниченный спрос; стабильный спрос; растущий спрос (правильный
ответ подчеркнуть):
Таблица 1.
Конъюнктурная карта

Производство Товарные запасы
Продажа/сбыт товаров
(предложение товаров) (в днях оборота)
рост стабильность спад рост стабильность спад рост стабильность спад
+ + +
+ + +
+ + +
Объясните сделанный вывод.



322
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ



Задание 9
Оцените изменения конъюнктуры рынка как имеющую тенденцию:
Ситуация на рынке по данным опроса 200 предпринимателей изменилась следую-
щим образом (число ответов).
Таблица 2.
Анализ ситуации на рынке

Изменение экономического положения предприятий
в базисном периоде в текущем периоде
Улучшение 30 101
Без изменений 86 59
Ухудшение 84 40

Объясните свою точку зрения.

Задание 10
В процессе маркетингового исследования рыночной ситуации требуется опреде-
лить, сколько потребуется анкет для получения обоснованного вывода о спросе на товар
Q? При этом известны следующие характеристики:
массив покупателей (генеральная совокупность) — 100 тыс. чел. (N = 100000);
выборочная дисперсия (определенная по прошлым исследованиям — ?2) состави-
ла: ± 2500 руб.;
коэффициент доверия: t = 2;
задаваемая (предельная) ошибка выборки: ? = 1.

Задание 11
Составьте анкету по общепринятой в маркетинговом исследовании схеме, которая
позволит дать оценку спроса на холодильники в *** году. Следует спрогнозировать объем
предполагаемых покупок телевизоров, их структуру (модели) и основные факторы спроса.

Задание 12
Когда Вы формируете группу для устного опроса, какие требования Вы предъявите
к интервьюеру?
1) Какие методы фиксации ответа Вы используете?
2) Какой тест Вы используете на коммуникабельность?
3) Объясните ли Вы причину опроса? Какую?
4) Имеете ли Вы опыт интервьюера?
5) Знакомы ли Вы с изучаемой проблемой?
6) Какое место для проведения опроса Вы наметили?
Дайте ответы на эти вопросы.

Задание 13
Рассчитать емкость рынка некоего товара по следующим данным: численность потре-
бителей в сегменте — 875 тыс. чел.; уровень потребления в базисном году составил 80 ед. в

323
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


год; поправка на эластичность спроса составляет сокращение в 2 ед. на 1 процент роста цен
(по прогнозу в текущем году цена вырастет на 3%); по данным обследования у населения
имеется 10 млн. ед., причем, физический износ составляет в среднем 40% наличия, а мораль-
ный — 10%. Известно, что нетоварное потребление этого товара достигает 25 млн. ед.

Задание 14
Рассчитайте емкость рынка по следующим данным:
Число потенциальных потребителей — 10000 чел.; уровень потребления товара в
базисном периоде составлял 25 ед./чел. Коэффициент эластичности спроса от цен равен —
2%. Предполагается, что цены вырастут на 6%. Наличие товаров у населения составляет
100 тыс. ед. При этом физический износ составляет 25% от наличия, а моральный — 12%.

Задание 15
Рассчитайте емкость рынка по следующим данным:
Число потенциальных потребителей — 50000 чел.; уровень потребления товара в
базисном периоде составлял 25 ед./чел. Коэффициент эластичности спроса от цен равен —
2%. Предполагается, что цены вырастут на 6%. Наличие товаров у населения составляет
500 тыс. ед. При этом физический износ составляет 25% от наличия, а моральный — 12%.

Задание 16
Определите общую емкость рынка товара «Q» по следующим данным:
Таблица 3.
Факторы емкости рынка
Коэффици-
Средне-
Износ
ент
Число душевой Наличие
Класс (в процентах
эластично-
домохо- размер товаров
(социальная от наличия)
сти,
зяйств покупки у
группа %
(семей), в базисном потреби
по доходу) От физи- мораль-
тыс. периоде, телей,
От
дохо- чес- ный
ед./сем. тыс. ед.
цен
да кий
Высоко-
обеспечен- 10 8,2 – 0,6 + 1,2 9 10 25
ные
Средне-
обеспечен- 40 3,4 – 1,4 + 2,5 24 8 12
ные
Мало-
обеспеченные 50 1,5 – 3,0 + 3,4 16 6 5

Согласно прогнозу цены могут вырасти на 20%. Предполагается, что доходы (в
расчете на одну семью) у высокообеспеченного населения вырастет на 30%, у средне-
обеспеченного населения — на 10%, а у малообеспеченного населения, наоборот, снизит-
ся на 5%.


324
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


Задание 17
Определить емкость потребительского рынка по следующим данным:
Численность потенциальных потребителей — 100 чел.;
в прошлом году потребление составило 20 единиц товара в расчете на душу насе-
ления. По прогнозу душевое потребление увеличится на 25%.
По данным выборочного обследования установлено, что у населения имеется 85
тыс. ед. данного товара. В соответствии с нормативами физический износ должен соста-
вить 10% от наличия изделий. По итогам специального обследования выявлено, что заме-
на устаревших моделей (моральный износ) может составить 20% от наличия изделий.
Примерно 1/5 изделий купят конкуренты.
Задание 18
Построен динамический ряд продажи товара (млн. руб., в сопоставимых ценах):
Таблица 4.
Динамика продажи товара
Месяцы I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Продажа 10 8 14 15 12 20 17 23 23 27 25 32

<< Предыдущая

стр. 67
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>