<< Предыдущая

стр. 70
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

11. Теоретический («чистый») коэффициент эластичности
x
Эi = y ' i ,
yx
где y' — первая производная соответствующей функции (для линейного
многофакторного уравнения регрессии равна коэффициенту регрессии — bi);
— среднее значение i-го факторного признака;
xi
yi — среднее значение выравненного результативного признака (на практике он
равен среднему значению фактического результативного признака y x ).

Расчету теоретического коэффициента эластичности предшествует расчет
многофакторной модели спроса:
y x1 , x2...xn = a + b1 x1 + b2x2 +…bnxn ,
где у — спрос (продажа);
х1 — доход;
х2 — цена и т.д.

12. Индексы деловой активности:
Индекс количества проданного/поставленного товара:
q
iq = i ,
q0
где q0 и q1 — количество проданного/поставленного товара соответственно в базис-
ном и текущем периодах.

Индекс цены товара:
pi
ip = ,
p0
где р0 и р1 — цена товара соответственно в базисном и текущем периодах.

Общий индекс денежной выручки (товарооборота):
n

?p i1 qi1
i
IТ = ,
n

?p i0 qi0
i

pi0 и pi1 — цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
где
qi0 и qi1 — количество проданного/поставленного i-го товара соответственно в
базисном и текущем периодах;
n — число i-х товаров (ассортиментных видов).
Общий индекс физического объема товарооборота:




336
ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ


n

?p i0 qi1
i
I ф.о.т. = .
n

?p i0 qi0
i
Общий индекс цен:
n

?p i1 qi1
i
I цен = n

?p i0 qi0
i
Индекс товарных запасов:
З1
I т.л. =
,
З0
где З0 и З1 — товарные запасы соответственно в базисном и текущем периодах (в де-
нежном выражении или в днях оборота). Примечание: товарные запасы в
днях оборота исчисляются как отношение суммы товарных запасов к
среднему однодневному товарообороту.

13. Трендовые модели (аналитические уравнения):
прямой: yt = a + b t ; параболы второго порядка: yt = a + b t +c t2 ;
1
b ; полулогарифмической: yt = a + b lg t ;
гиперболы: yt = a +
t
показательной: yt = ab t = lg yt = lg a + lg b t ;
степенной: yt = at b = lg yt = lg a +b lg t .
a — свободный член уравнения, экономически не интерпретируемый;
b — параметр уравнения, отражающий скорость развития;
с — параметр уравнения параболы второго порядка, отражающий ускорение;
t — номер периода (даты) динамического ряда.
Для нахождения параметров линейного и линеаризированных трендовых уравне-
ний, а также параболы необходимо решить систему нормальных уравнений, которая в
общем виде представлена формулой:
Na + b1 ? t … + bn ? t n = ? y
a? t + b1? t 2 … +bn ? t n+1 = ? yt
a ? t n + b 1? t n+1 … + b n ? t n+n = ? yt n ,

где N — число уровней (периодов, дат) в динамическом ряду;
n — число параметров b.
14. Моделирование связей:
yx = f (x) ,
где у — результативный признак (спрос, продажа, прибыль и т.д.);
х — факторный признак (доход, цена и т.д.).




337
338
Руководство
по изучению дисциплины




339
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


ТЕМА 1.
ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Содержание темы:
Маркетинг как система управления рыночной деятельностью, ее регулирования и
изучения рынка. Маркетинговое исследование как необходимый этап маркетинга. Необхо-
димость исследований в маркетинге. Предмет маркетингового исследования. Понятие ис-
следовательской деятельности в маркетинге. Роль маркетинга в предпринимательстве. По-
нятие маркетингового исследования, его роль в бизнесе и удовлетворении информационно-
аналитических потребностей маркетинга. Цели и задачи маркетингового исследования.
Место маркетингового исследования в маркетинговом цикле. Этапы маркетингово-
го исследования. Разработка концепции маркетингового исследования. Выдвижение гипо-
тез. Координация маркетинговых структур при заказах на исследование и при его прове-
дении. Возможности использования маркетинговых и консалтинговых фирм в целях ис-
следования рынка. Понятие индустрии маркетингового исследования. Культура маркетин-
гового исследования. Этика маркетингового исследования.
Методологические основы и принципы маркетингового исследования. Формализа-
ция маркетингового исследования и неформальные подходы к маркетинговому исследо-
ванию, их различия и связи. Возможности применения сети Интернет в маркетинговых
исследованиях. Базы данных в Интернет.
Задачи и цели маркетингового исследования.
Структура и типология маркетингового исследования. Классификация маркетинго-
вых исследований. Этапы маркетингового исследования. Алгоритмы и модели маркетин-
гового исследования.
План маркетингового исследования. Заявка на проведение маркетингового иссле-
дования. Организация маркетингового исследования. Жесткие (механистические) и мяг-
кие (организмические) структуры маркетинговой службы. Матричная и функциональная
системы организации маркетинговых исследований. Маркетинговое исследование как ин-
теллектуальный товар (предмет купли-продажи). Цена и стоимость маркетингового ис-
следования. Экономическая эффективность маркетингового исследования. Формы продаж
и предоставления в аренду (френчайзинга) исследовательского продукта.

Цели изучения темы:
1. Формирование понятия маркетингового исследования как способа получения
объективной и достоверной информации о рыночных процессах и явлениях. Выявление
роли маркетингового исследования как орудия предпринимательской деятельности. Инст-
рументы маркетингового исследования и последовательность их использования.
2. Выявление различных позиций и взглядов на маркетинговое исследование и роль
в нем маркетинга. Литература, используемая для изучения теории и практики маркетинго-
вых исследований.
3. Основные принципы методологии маркетингового исследования.

Задачи изучения темы:
1. Дать определение понятия и сущности маркетингового исследования.
2. Раскрыть роль предпринимательской деятельности в маркетинговых исследова-
ниях.
3. Показать место маркетингового исследования в системе маркетинга и
маркетинговом цикле.

340
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


4. Раскрыть цели и задачи маркетингового исследования.
5. Определить предмет и объект маркетингового исследования.
6. Сформулировать и охарактеризовать основные принципы и методы маркетинго-
вого исследования. Современная технология маркетингового исследования.
7. Построить развернутый план (проект) маркетингового исследования.
8. Охарактеризовать основные принципы и методы организации маркетингового
исследования. Источники и каналы маркетингового исследования.

Успешно изучив тему, студент:

Знает:
1. Концепцию маркетингового исследования, его гносеологические возможности.
2. Роль маркетингового исследования в управлении и прогнозировании рыночных
процессов и явлений.
3. Методологию и методики маркетинговых исследований.
4. Типологию и структуру маркетингового исследования.
5. Этику маркетингового исследования.

Умеет:
1. Составлять план и программу маркетингового исследования.
2. Самостоятельно разрабатывать модели маркетингового исследования.
3. Сформулировать заказ на проведение маркетингового исследования.
4. Разработать план и структуру (проект) маркетингового исследования, скоорди-
нировать его отдельные этапы и разделы.
5. Построить алгоритмы конкретных маркетинговых исследований.
6. Обеспечивать службы маркетинга необходимой и своевременной информацией.
7. Разрабатывать организационную структуру маркетингового исследования (мат-
ричную, дивизиональную и смешанную), руководить подразделениями и служ-
бами маркетингового исследования.
8. Определять экономический эффект и эффективность маркетингового исследова-
ния.
9. Находить заказчиков маркетинговых исследований

Приобретает навыки:
1. Проведения и анализа конкретной характеристики рыночных процессов и явле-
ний.
2. Исследовательской деятельности в сфере маркетинга и предпринимательства.
3. Выявления возможностей анализа и прогнозирования рыночных процессов.
4. Организации маркетинговых исследований

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
? интеллектуальный продукт в маркетинговом исследовании;
? исследование рынка и рыночной деятельности;
? классификация маркетинговых исследований;
? маркетинг;
? маркетинговое исследование;
? маркетинговый цикл;
? менеджмент маркетинговых исследований;
341
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


? моделирование маркетинговой деятельности;
? научность маркетингового исследования;
? объективность и достоверность маркетингового исследования;
? рынок;
? системность маркетингового исследования;
? этика маркетингового исследования.

Порядок изучения темы:
Для изучения темы выделяется 4 лекционных часа, 4 часа практических занятий, 8
часов самостоятельной работы.
Предусмотрены следующие лекции:
1. Понятие и задачи маркетингового исследования (2 часа).
2. Принципы организации маркетинговых исследований (2 часа).

Предусмотрены следующие практические занятия в форме семинаров:
1. Обсуждение принципов и целей маркетингового исследования.
2. Изучение организационной структуры маркетингового исследования.

Предусмотрена самостоятельная работа студентов в формах:
¦ подготовка к лекциям.
¦ подготовка к семинарским/практическим занятиям.
¦ подготовка докладов и рефератов.
¦ участие в чатах.
¦ участие в тьюториалах.
¦ изучение дополнительной литературы.

Методические указания:
Вопросы темы:
1. Понятие и сущность маркетингового исследования, его роль в маркетинге.
Роль и цели маркетинга в маркетинговом исследовании. Цели и задачи маркетин-
гового исследования. Два направления в маркетинговых исследованиях: формализация
исследований и качественные характеристики.
2. Принципы и методы маркетингового исследования.
Методологические основы маркетингового исследования. Типология маркетинго-
вых исследований. Основные приемы и способы маркетингового исследования. Этапы
маркетингового исследования.
3. Организация и структура маркетингового исследования.
Организация маркетинговых исследований. Понятие маркетинговой службы, про-
изводственной или коммерческой фирмы. Службы и подразделения, занимающиеся мар-

<< Предыдущая

стр. 70
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>