<< Предыдущая

стр. 84
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ



министративно-экономического района, муниципального округа, отдельного города и
т.д.); характеристика межрегиональных товарных связей; исследование межрегиональных
различий объема, уровня, структуры и динамики товарооборота.

Тема 4. Анализ и прогнозирование динамики и устойчивости развития рынка

Понятие динамики рынка и его характеристика его параметров. Цели и задачи ана-
лиза динамики рынка. Понятия скорости и вектора развития рынка.
Понятие темпов роста объема рынка. Методы и типы индексного анализа динами-
ки рынка. Индексные и структурные модели динамики рынка. Трендовые модели и их ис-
пользование при оценках характера тенденций развития рынка. Методы построения и ин-
терпретации трендовых моделей.
Прогнозирование развития рынка. Стратегическое и оперативное планирование
маркетинга, информационно-аналитическое обеспечение политики фирмы, организация
выведения товара на рынок. Типы прогнозов по охвату объектов изучения и по срокам
предсказания. Типы прогнозов: точечные, интервальные, многовариантные. Методология
прогнозирования спроса: аналоговые модели, экстраполяция, многофакторные регресси-
онные модели, сценарии, экспертные расчеты (Дельфи-метод). Обеспечение надежности
прогноза и адекватности прогнозной модели. Методы проверки точности прогноза.
Понятие устойчивости и колеблемости рынка, методы их анализа. Анализ колеба-
ний и их интенсивности развития рынка. Анализ дифференциации рынка.
Понятие анализа цикличных колебаний рынка (в т.ч. сезонных). Методология по-
строения индексов сезонности. Модели сезонных циклов.

Тема 5. Анализ реакции рынка на изменение рыночной ситуации

Понятие реакции рынка и взаимообусловленности маркетинговых действий. Фор-
мы реакций рынка на маркетинговые действия и изменение социально-экономических ус-
ловий.
Понятие эластичности рынка. Эластичность спроса/предложения как проявление
действия закона спроса. Зависимость спроса от дохода, ее оценки. Задачи изучения эла-
стичности спроса/предложения. Спрос/предложение как функция цены. Взгляды на связь
спроса/предложения и цены. Кривые зависимости спроса/предложения. Способы выявления
реакции покупателей на изменение факторов спроса и предложения. Методы анализа цено-
вой эластичности спроса/предложения и эластичности спроса/предложения по доходам.
Методы расчета коэффициентов эластичности. Эмпирический коэффициент эла-
стичности (коэффициент Маршалла), способы его расчета. Понятия инфраэластичности и
ультраэластичности. Расчет групповых и средних коэффициентов эластичности. Теорети-
ческий коэффициент эластичности спроса/предложения Аллена-Боули. "Чистый" и част-
ный коэффициенты эластичности. Роль регрессионного анализа в коэффициенте эластич-
ности.
Понятие перекрестной эластичности. Методы расчета коэффициентов перекрест-
ной эластичности спроса.




413
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Тема 6. Изучение конкуренции и конкурентной борьбы

Понятия конкуренции и конкурентного анализа. Задачи изучения конкуренции с
позиции стратегического маркетинга и достижения конкурентного преимущества. Выяв-
ление конкурентных опасностей. Матрица типологии рынков по уровню конкуренции.
Комплексный анализ возможностей и опасностей фирмы на конкурентном рынке. Расчет
доли фирмы на конкурентном рынке. Модель движущих сил конкуренции Портера. Мат-
рица конкурентного преимущества. Матрица первичных характеристик конкурента. Таб-
личный анализ и прогноз конкуренции. Анализ конкурентных стратегий.
Задачи анализа/оценки риска на рынке. Оценки рыночного риска. Определение ве-
роятности риска. Шкалирование рисков. Расчет среднего уровня риска как средней ариф-
метической из баллов каждого риска, взвешенных по рангу серьезности риска.

Тема 7. Анализ и моделирование покупательского поведения

Понятие покупательского поведения. Задачи анализа покупательского поведения.
Критерии и модели покупательского поведения. Выявление и моделирование покупатель-
ских мнений и предпочтений. Типология покупателей по социально-экономическим и де-
мографическим признакам. Анализ структуры потребителей. Оценки отношения потреби-
телей к товару, выявление приверженцев товара/марки. Выявление ориентации потреби-
телей на цену и на качество товара и качество обслуживания. Распределение потребителей
по времени признания товара. Психографические модели потребителей. Выявление поку-
пательских привычек. Изучение побудительных факторов покупки. Анализ ответной ре-
акции покупателя на товарное предложение. Изучение реакции потребителя на новый то-
вар, его качество и цену.
Понятия розничной и оптовой торговли и общественного питания. Типология оп-
товых предприятий и предприятий общественного питания. Факторы привлекательности
магазина.




414

<< Предыдущая

стр. 84
(из 84 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ