<< Предыдущая

стр. 13
(из 29 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

¦неблагоприятные ¦ ¦бизнес-планирование, ¦ ¦8) недостаточность и¦
¦изменения на отдельных¦ ¦невыполнение намеченных¦ ¦низкое качество ¦
¦рынках ¦ ¦планов; ¦ ¦информации ¦
¦ ¦ ¦11) риск невыполнения¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обязательств дебиторами ¦¦ ¦
L----------------------- L---------------------------- L---------------------

Дадим их краткое описание.
Макроэкономические факторы:
1) кризисное состояние экономики, общий экономический спад производства, сокращение
выпуска и реализации продукции в силу общеэкономических предпосылок в стране (разрушения
системы поставок и реализации продукции, неустойчивой рыночной конъюнктуры, сокращения
потребностей внутреннего и внешнего рынка);
2) вероятность возникновения для банка экономических трудностей в силу экономических
проблем на территории, где он функционирует;
3) в результате инфляции возникает обесценивание сумм, уплачиваемых заемщиком при
погашении основного долга, активы утрачивают реальную первоначальную стоимость;
4) недостаточная наполняемость доходной части федерального и местных бюджетов, что
приводит к неустойчивому погашению кредитов, взятых органами власти, неустойчивому
финансированию государственных предприятий, государственных программ; неустойчивость денежной
системы и финансовых рынков;
5) кризис неплатежей, замена безналичных расчетов оплатой наличностью или бартерными
сделками, в результате которых выручка от реализации продукции не поступает на расчетный счет
предприятий;
6) несовершенство или отсутствие законодательных актов, неудовлетворительное правовое
регулирование хозяйственных взаимоотношений и имущественной ответственности сторон кредитной
сделки, банковской деятельности в целом, резкие изменения в нормативной базе, отсутствие у
руководителей государственных органов достаточного опыта организации свободного
предпринимательства;
7) незавершенность формирования банковской системы, ее подверженность системным рискам
и возникновению ситуаций задержки межбанковских расчетов;
8) отсутствие согласованной государственной политики и поддержки развития отраслей
реального сектора экономики, резкое уменьшение всех видов инвестиций;
9) отсутствие в стране развитой системы страхования, в том числе и системы страхования
рисков стихийных бедствий, кредитных рисков, высокая стоимость страховых услуг;
10) проблемы получения достоверной информации. Отсутствуют специализированные
организации в области сбора, оценки и поставки информации для потенциальных ее покупателей
(банков, деловых партнеров, кредиторов), не развит информационный обмен между банками о
финансовом состоянии клиентов, фактах неплатежеспособности, объемах заложенного имущества.
Необходимая информация о потенциальном клиенте собирается банком самостоятельно, что занимает
много времени;
11) сокращение реальных доходов и платежеспособного спроса, неблагоприятные изменения на
отдельных рынках и общеэкономической конъюнктуры в целом, низкая степень деловой активности.
Факторы, связанные с предприятиями-заемщиками:
1) неопределенность юридического статуса предприятия-заемщика, отсутствие лицензирования
и патентования деятельности или истечение срока их действия, что приводит к неправоспособности и
недееспособности субъекта сделки и признанию его деятельности на рынке незаконной;
2) слабое финансовое состояние предприятия-заемщика, его низкая платежеспособность и
финансовая устойчивость, потеря собственного капитала вследствие убыточности, неспособность
рассчитываться по взятым ранее обязательствам, неустойчивость денежных потоков, превышение
оттока денежных средств над их притоком;
3) значительная физическая и моральная изношенность основных производственных фондов,
устаревшие технологии, что создает вероятность остановки производства в результате отказов
оборудования, аварий, производственного брака;
4) отсутствие у предприятия-заемщика прав собственности на имущество, в том числе
передаваемого в залог;
5) низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, наличие на рынке товаров-аналогов,
что предопределяет трудности с ее продажей из-за невысокого качества и высокой себестоимости и как
следствие - сокращение получаемой выручки от реализации; отсутствие маркетинговых исследований
потребительских предпочтений, слабое управление обновлением ассортимента выпускаемой продукции,
ценообразованием, системой продвижения и стимулирования сбыта с учетом требований рынка и
конкуренции; слабая коммерческая работа, отсутствие собственной сбытовой сети и устойчивых каналов
сбыта;
6) неудовлетворительная организация труда, социальные проблемы в коллективе, накопленная
задолженность по заработной плате, высокая текучесть кадров, что создает вероятность остановки
производства по причине забастовок и увольнений;
7) искажение данных учета и отчетности, недостоверность сведений предлагаемой для анализа
и оценки отчетности, наличие на балансе реально неликвидных оборотных средств;
8) отсутствие заинтересованности руководства предприятия в развитии производства,
отсутствие необходимой управленческой квалификации у первых лиц предприятия-заемщика;
9) возможность злоупотреблений со стороны управляющих предприятием;
10) слабый финансовый анализ и планирование, отсутствие программы стабильного развития
предприятия в будущем, недостаточное экономическое обоснование кредитуемого мероприятия;
11) недостаток платежеспособных покупателей продукции, неэффективная работа с дебиторами
по возврату задолженности.
Факторы, связанные с банком:
1) недостаточна внутренняя инструктивная база, отсутствуют в письменном виде точные
стандарты и методическое обеспечение кредитования: инструкции, регламенты по проведению
кредитной операции, кредитная документация, нормативно-методическое обеспечение проведения
анализа финансового состояния предприятия, инвестиционных проектов развития производства,
качественной оценки бизнес-планов; отсутствует четко сформулированная кредитная политика;
2) не проводится тщательная оценка кредитоспособности заемщика, занижаются требования к
уровню платежеспособности и надежности; недостаточна либо недостоверна информация о заемщике,
отсутствует его кредитная история; отсутствует контроль за использованием полученных кредитов, что
не позволяет разработать превентивные меры для избежания ситуации непогашения кредита и
процентов; отсутствует реальное обеспечение по кредитуемой сделке или в качестве залога приняты
ценности, труднореализуемые на рынке, а также подверженные быстрому обесцениванию; завышена
стоимость залога, отсутствует проверка его фактического наличия, состояния, прав собственности
залогодателя;
3) недостаточна правовая подготовка сотрудников банка, в результате чего не выполняются
нормы гражданского законодательства по оформлению кредитного договора, договора залога и прочих
кредитных документов. Это зачастую приводит к отказу арбитражного суда от рассмотрения иска или
дает партнеру законные возможности не выполнять свои обязательства;
4) злоупотребления должностными лицами банка служебным положением в результате
концентрации чрезмерных полномочий одного лица при принятии решения о кредитовании, выдача
"дружеских", необоснованных кредитов, утаивание реальных сведений о рисках и потерях; ошибочность
управленческих решений; несовершенство организационной структуры управления кредитованием
(излишняя централизация или децентрализация кредитного руководства, несовершенство процедур),
неопределенность должностных полномочий и ответственности каждого исполнителя; отсутствие
долгосрочных стратегий развития кредитных операций, развитие деятельности банка в новых,
нетрадиционных сферах, неоправданное увеличение числа новых клиентов с неустойчивой репутацией;
внесение частых изменений в политику банка по предоставлению кредитов, вызывающих
дестабилизацию его деятельности и падение конкурентоспособности на рынке кредитных услуг;
5) слабое управление кредитным портфелем: выдача кредитов в большом объеме единичным
или взаимосвязанным заемщикам; высокая степень концентрации кредитной деятельности банка в
какой-либо сфере (отрасли), чувствительной к изменениям в экономике (возникает опасность
неожиданного кризиса отрасли); большая доля кредитов низкого качества, большая доля кредитов,
предоставленных заемщикам - не клиентам банка, а также лицам, связанным с банком (инсайдерам,
акционерам), отсутствие ограничений в отношении концентрации портфеля (система лимитов и
запретов);
6) искажение данных учета по выданным кредитам и скрытие от контролирующих органов фактов
утраты активов: пролонгация безнадежных кредитов вместо их перенесения на счета просроченной
задолженности по основному долгу и процентам и своевременного формирования резервов под
возможные потери по ссудам, погашение просроченных кредитов и процентов за счет вновь выдаваемых
кредитов;
7) недостоверность или отсутствие анализа и прогноза ситуации в производстве, в кредитуемой
отрасли, в экономике региона;
8) недостаточность информации о состоянии расчетного счета, размере и составе картотеки
документов, не погашенных в срок, открытых заемщиком счетов в других банках и суммах оборотов по
ним, просроченной задолженности по другим кредитам.
Представленный список не претендует на полноту. Для конкретного банка он может быть
расширен или сокращен.

4.2. Принципы управления кредитным риском

В процессе управления рисками необходимо решить следующие главные задачи:
выявить факторы того или иного риска;
оценить масштабы предполагаемого ущерба;
найти способы предупреждения или источники возмещения ущерба.
Существующие методы и приемы управления риском включают этапы распознавания риска, его
количественной оценки, регулирования, контроля.
Идентификация (распознавание) риска - это выявление вероятности убытков, их причин,
факторов и обстоятельств возникновения.
Детальный анализ причин возникновения потерь является залогом успеха в управлении риском.
Поэтому на первоначальном этапе важно выявить неблагоприятные варианты развития,
характеризующие конкретный риск, определить источники и объемы информации, позволяющие снизить
неопределенность в отношении факторов риска, методы ее сбора и обработки. В качестве источников
информации по кредитному риску рассматривают бухгалтерскую и статистическую отчетность,
оперативные данные, экспертные оценки, прогнозы, нормативно-правовые сведения.
Для измерения кредитного риска может применяться подход, основанный на применении
сценариев, предполагающий:
описание возможных сценариев развития событий, связанных с риском;
выявление вероятности каждого из этих сценариев;
выявление последствий реализации этих сценариев.
Такой подход предполагает наличие достаточно надежной информации обо всех сценариях и
вероятностях убытков, возникающих при их реализации.
В случае, когда непосредственное количественное измерение предполагаемых убытков или их
вероятностей невозможно, применяется косвенный подход. При этом рассматривают какие-либо
показатели (факторы риска), влияющие на убытки и доступные для практического измерения.
Различают аналитический, экспертный, статистический и комбинированный методы оценки
кредитного риска.
Аналитический метод оценки риска непогашения кредита основан на применении
установленного Банком России порядка расчета*(48). Кредиты подразделяют на 4 группы риска в
зависимости от сроков просрочки платежа по основному долгу или его переоформления и характера
обеспечения. По каждой группе установлен коэффициент риска. Поскольку критерии оценки риска
формализованы, то величина риска рассчитывается без особого труда. Но полученный результат дает
слабое представление о возможных потерях. Метод применяют для определения необходимого резерва
на возможные потери по кредитам и включения его в затраты банка. Далее он будет подробно
рассмотрен.
Статистический метод оценки кредитного риска связан с изучением статистики потерь, имевших
место при прошлых решениях. Устанавливается их величина, проводится вероятностный анализ,
составляется прогноз на будущее. Размер риска определяется в виде среднестатистического показателя
на основе кредитной истории банка как отношение суммы невозвращенных кредитов и невыполнения
прочих обязательств клиентами к общему объему выданных кредитов. Общий объем потерь от
кредитных операций оценивается как совокупная сумма обязательств заемщика (или группы) перед
банком, умноженная на вероятность потерь при проведении кредитных операций. В качестве оценки
вероятности потерь от проведения кредитных операций используется средняя за предшествующую
историю развития банка доля невозврата кредитов и невыполнения прочих обязательств клиентами (или
их группами), имеющими похожие характеристики и показатели кредитоспособности.
Экспертный метод связан с обработкой мнений опытных специалистов. Он применяется по
факторам риска, не поддающимся количественному измерению. Как правило, метод предполагает
проведение анкетирования и выставление балльных оценок.
Комбинированный метод сочетает экспертную оценку с расчетами показателей,
характеризующих финансовое состояние предприятия-заемщика. Он широко используется в кредитной
работе на предварительном этапе и в процессе кредитования в форме оценки кредитоспособности
предприятий и организаций. Как правило, его также формализуют в виде стандартных расчетов
ключевых показателей финансового состояния организаций и предприятий, затем производят
рейтинговую оценку их величины, на основе которой определяют класс надежности заемщика и уровень
возникающего риска (отсутствие, незначительный, допустимый, недопустимый). Обычно такие
процедуры включают также составление экономического заключения специалиста банка (экспертную
оценку) на основе имеющейся кредитной информации, наблюдений и проведенного финансового
анализа. Классы надежности и допустимые значения финансовых показателей формируют с учетом
обобщенных статистических сведений по группам клиентов банка и их кредитным историям.
Работа банка, связанная с управлением кредитным риском, должна носить комплексный
характер, охватывать всю организацию и содержание кредитной деятельности банка. При этом под
управлением кредитным риском понимается комплекс мер, направленных на снижение вероятности
невозврата выданных кредитов и (или) уменьшение связанных с этим убытков.
Перечислим основные мероприятия по управлению кредитным риском.
1. Формирование политики управления рисками. Такая политика должна включать в себя меры
по предотвращению ряда неблагоприятных ситуаций и смягчению последствий тех из них, которые
невозможно исключить полностью. Кредитный комитет банка должен рассматривать только кредитные
заявки, отвечающие установленной политике управления рисками.
2. Разработка рекомендаций, регламентирующих процедуру заключения кредитного договора.
Они должны определять состав документации, сопровождающей кредитную заявку; проверку
кредитоспособности, платежеспособности клиентов, их классификацию по надежности, основанную на
кредитной истории, состоянии банковских счетов и обязательств; порядок действий по проведению
экспертного анализа кредитуемого проекта, проверке информации службой безопасности, оформлению
кредитного договора.
Необходимы подробно описанные регламенты проведения и контроля кредитной операции,
утверждение перечня лиц, принимающих решения по кредитованию, разграничение их обязанностей и
ответственности; разработка бланков документов.
3. Разработка внутренней системы лимитов, обеспечивающей диверсификацию кредитного
портфеля по срокам, отраслям, субъектам кредитования, видам кредитов, территориям и прочим
существенным факторам.
Введение запретов и ограничений по категориям кредитов, не соответствующим стандартам
кредитной политики.
Кредитным организациям необходимо также определить лимиты по кредитам для выполнения
нормативов банковской деятельности, установленным Банком России.
4. Сбор информации о кредитном риске и применение системы его оценки, включающие:
разработку системы количественных и качественных показателей по всем значимым факторам
кредитного риска;
определение оптимальных и критических значений для каждого фактора кредитного риска в
отдельности и кредитного риска в целом;
проведение общей оценки кредитоспособности каждого потенциального заемщика;
разработку стандартов банка в отношении качества кредитов и соблюдение требований,
устанавливаемых регулирующими органами;
классификацию выданных кредитов по степени риска.
5. Создание системы мониторинга кредитного риска в режиме реального времени с применением
специальных компьютерных программ учета и анализа данных.
Такая система предполагает регулярное наблюдение за всеми операциями, подверженными
кредитному риску, расчет и оценку размеров возможных убытков. Она является обязательным
элементом управления. Ее основными целями являются: осуществление оценки качества отдельных
кредитов и кредитного портфеля в целом; разработка предложений по лимитам кредитного риска;
совершенствование порядка планирования и проведения кредитных операций.
Текущее наблюдение включает проверку:
соответствия кредита стандартам качества;
правильности заполнения всех документов;
выполнения заемщиком сроков выплат;
целевого использования кредита;
сохранности залога.
Система мониторинга предполагает также ретроспективный анализ кредитной деятельности и
управления кредитным риском, который позволяет выявить просчеты, составить рекомендации и
оптимизировать управление риском в будущем, дать оценку эффективности управления.
6. Мероприятия по уменьшению риска, то есть по уменьшению величины возможных убытков и
их влияния на платежеспособность банка, включающие:
создание специальных резервов на случай невозврата долга и их отражение в балансе банка;
перекладывание риска на имущество заемщика или третьих лиц (гарантов, поручителей)
оформлением залога;
передача риска страховой компании. Как правило, страхуется не риск невозврата кредитов, а
объект кредитования и(или) его залоговое обеспечение (от пожара, взрыва газа, удара молнии,
стихийных бедствий, повреждений водой, кражи, злоумышленных действий третьих лиц и прочее).
Страхование производится за счет заемщика, но выгодоприобретателем может выступать банк;
разделение риска при консорциальном (синдицированном) кредитовании;
портфельная и географическая диверсификация риска среди не связанных между собой
клиентов;
изменение или передача (продажа) прав требования по кредитному договору (отступное,
новация, цессия).
7. Работа с проблемными кредитами. Каждый такой кредит требует индивидуального подхода, но
в целом для организации этой работы можно предложить следующие мероприятия:
создание специального подразделения (или группы специалистов) по работе с проблемными
кредитами;
проведение переговоров с заемщиками по поиску решений, способных увеличить вероятность
возврата долга;
разработка политики и условий списания непогашенных кредитов;
организация и проведение претензионно-исковой работы в отношении недобросовестных
заемщиков.

4.3. Зарубежная практика управления кредитным риском

В практике работы зарубежных банков анализу кредитного риска и управлению им уделяется
большое внимание. Роуз отмечает, что "банковские риски имеют тенденцию концентрироваться в
кредитном портфеле. Если у банка появляются серьезные финансовые трудности, то проблемы обычно
возникают из-за кредитов, которые невозможно взыскать вследствие принятия ошибочных
управленческих решений, незаконных манипуляций с кредитами, проведения неправильной кредитной
политики и непредвиденного экономического спада"*(49).
Зарубежные банки для оценки кредитного риска применяют специальные методики кредитного
рейтинга. В большинстве своем эти методики представляют собой совокупность оценочных параметров
кредитоспособности и имеют комплексный характер. Во многом они схожи, так как охватывают примерно
одинаковый круг показателей и сведений и позволяют сопоставить множество факторов кредитного
риска.

<< Предыдущая

стр. 13
(из 29 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>