<< Предыдущая

стр. 5
(из 29 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

стабильность системы или финансовых рынков.
Комитет по платежным и расчетным системам - международная организация, созданная
центральными банками ряда стран, разработала ключевые принципы для системнозначимых платежных
систем и представила их на обсуждение финансового сообщества. Полученные отзывы
свидетельствуют о широкой международной поддержке этих принципов.
Платежная система считается системнозначимой, если по причине недостаточной защиты от
рисков сбой в системе может стать причиной возникновения или распространения сбоев у других
участников системы или системных сбоев в финансовой сфере в более широком аспекте.
Первоначальный сбой, например, может быть вызван неплатежеспособностью участника. Системная
важность определяется в основном размерами или природой отдельных платежей или их совокупной
стоимостью.
Приведем список ключевых принципов*(13).
Система должна иметь хорошо обоснованную правовую базу в рамках всех применимых
юрисдикции.
Правила и процедуры системы должны обеспечивать участникам четкое понимание воздействия
системы на каждый из финансовых рисков, которым они подвергаются из-за участия в ней.
Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитным рисками и риском
ликвидности, устанавливающие ответственность системного оператора и участников и обеспечивающие
надлежащие стимулы управления и ограничения этих рисков.
Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования,
желательно в течение дня и в крайнем случае к концу дня.
Система с многосторонним петтингом должна как минимум быть в состоянии обеспечить
своевременное завершение дневных расчетов в случае неплатежеспособности участника с наибольшим
индивидуальным расчетным обязательством.
Используемые для расчетов активы предпочтительно должны быть требованиями к
центральному банку; если используются другие активы, они должны нести небольшой или нулевой
кредитный риск и небольшой или нулевой риск ликвидности.
Система должна обеспечивать высокий уровень безопасности и операционной надежности и
иметь резервные механизмы своевременного завершения обработки платежей в течение операционного
дня.
Система должна представлять удобные для пользователей и эффективные для экономики
способы завершения платежей.
Система должна иметь объективные и публично раскрытые критерии участия, обеспечивающие
справедливый и открытый доступ.
Механизмы управления системой должны быть эффективными, подотчетными и прозрачными.
Авторы цитируемого документа считают, что центральный банк должен принять на себя
следующие обязанности по применению ключевых принципов:
1. Центральный банк должен четко определить свои цели в области платежной системы и
обнародовать свою роль и политику в отношении системнозначимых платежных систем.
2. Центральный банк должен обеспечивать соблюдение ключевых принципов системой,
оператором которой он является.
3. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением ключевых принципов
системами, оператором которых он не является, и иметь возможность осуществлять этот надзор.
4. Центральный банк должен сотрудничать с другими центральными банками и с любыми
другими национальными или иностранными властными органами в применении ключевых принципов
для обеспечения безопасности и эффективности платежной системы.
В любом случае центральный банк вынужден поддерживать функциональную связь с
платежными системами, так как он проводит политику регулирования банковской ликвидности в
масштабах страны.
При этом остается актуальной проблема конфликта целей, заключающаяся в том, что
количество ликвидности, необходимое для поддержания деятельности платежной системы, не всегда
совпадает с количеством ликвидности, необходимым для проведения денежной политики.
Существуют две теории относительно роли кредитора в последней инстанции в предотвращении
кризиса платежной системы. Первая состоит в том, что центральный банк должен вмешиваться лишь
затем, чтобы помочь неликвидным, но платежеспособным банкам, предоставляя им краткосрочные
кредиты по ставкам выше рыночных. Разница в ставках при этом играет роль тарифа штрафных
санкций. Впервые такой подход был сформулирован Багео*(14). Среди более поздних работ,
развивающих изложенную идею, отметим работу Хемфри*(15).
Существует и другой подход, разделяемый многими экономистами, например
Балтеншпегером*(16). Они доказывают, что вмешательство кредитора в последней инстанции
необходимо при кризисе рынка межбанковских кредитов. Действительно, в такой ситуации, с одной
стороны, выживание каждого отдельного банка может находиться под угрозой из-за недостатка
ликвидности на рынке, с другой стороны, банкротство единственного банка может иметь негативные
последствия для банковской системы в целом. Ситуация усугубляется еще и тем, что вкладчикам трудно
оценить состояние активов банка. В нестабильной ситуации малейшее сомнение в платежеспособности
отдельных банков способно вызвать банковскую панику, легко перебрасывающуюся на другие банки,
которые в первоначальный период не имели проблем с ликвидностью. Поэтому отказ от
дополнительного предоставления рынку ликвидности выглядит неоправданным. При этом ее следует
предоставлять наиболее жизнеспособным банкам.
Годхарт и Шонмахер*(17) расследовали 104 случая банкротства в 24 странах в 80-90-х годах
прошлого столетия. В 73 случаях были проведены спасательные операции с участием центрального
банка, 4 из них окончились неудачно. В 31 случае была проведена ликвидация банка.
Зачастую центральный банк вынужден вмешиваться по целому ряду причин. Во-первых, очень
непросто бывает отличить временные трудности банка, вызванные дисбалансом его денежных потоков,
от неплатежеспособности, вызванной утратой активов. Выяснение этого вопроса требует времени. А
центральный банк должен вмешаться немедленно, чтобы сохранить доверие кредиторов и вкладчиков
банка, и тем самым предохранить его от разрушения.
Альтернативой деятельности кредитора в последней инстанции могла бы стать система
страхования вкладов. Но опыт показывает, что такой механизм гораздо менее эффективен в случае
возникновения банковского кризиса. Во-первых, выплата компенсаций страховыми компаниями
проводится не сразу, так как она связана со сложными бюрократическими и судебными процедурами,
что не позволяет быстро восстановить доверие заинтересованных лиц. Кроме того, уверенность в том,
что потери будут компенсированы, не способствует поиску управляющими банков способов более
надежного управления рисками.
Действия кредитора в последней инстанции менее подвержены критике, так как они проводятся
немедленно и способны быстро восстановить утраченное доверие кредиторов и вкладчиков к
банковской системе в случае угрозы ее кризиса. При этом центральный банк должен так определить
банки, получающие ликвидность, ее объемы и сроки, чтобы не вызывать негативной реакции со стороны
других банков. Кроме того, опыт показывает, что прямое вмешательство правительства (то есть
использование средств налогоплательщиков) происходит и тогда, когда имеется механизм страхования
вкладов. Впрочем, это может являться показателем низкой эффективности всей банковской системы.
Различные взгляды на проблему независимости контрольных органов являются отражением
различных представлений о роли банков в экономике. Сторонники независимости выдвигают гипотезу о
том, что банки являются нейтральными в том смысле, что они не могут эффективно влиять на развитие
экономики. Исходя из такой точки зрения, нет никакой необходимости связывать контроль банков с
целями экономической политики.
Против теории нейтральности имеются следующие возражения. Денежная стабильность взаимно
и непосредственно связана со стабильностью банковской системы, так как банковская система является
главным каналом проведения денежной политики. При плохом функционировании банковской системы
не может быть эффективной денежной политики. С другой стороны, в силу объективной подверженности
финансовым рискам банковская система может нормально работать только в стабильных условиях. К
таким условиям следует отнести низкий уровень инфляции, незначительную изменчивость процентных
ставок и валютного курса, политическую стабильность.
Банковские кризисы способны очень негативно отразиться на всей экономике. Это наглядно
показано в теоретических работах Киндлебергеpa*(18) и Мински*(19). Экономическая и социальная цена
банковского кризиса обычно превышает макроэкономическую цену вливания ликвидности. Тем более
что центральные банки, как правило, имеют необходимые средства для хотя бы частичной
нейтрализации возникшего кризиса.
Следует отметить, что в случае разделения функций денежной политики и банковского надзора
возникает вопрос о необходимости разделения ответственности между денежными и банковскими
властями и координации действий в установленных рамках. Подобное решение может быть проведено в
жизнь разными способами. В Великобритании и Италии имеется по два органа, независимых друг от
друга и от центрального банка. Во Франции банковскому контролю определено специальное положение,
частично независимое, но в рамках структуры центрального банка*(20).
В Европейском валютном и экономическом союзе денежная политика и банковский надзор четко
разделены, так как денежная политика является прерогативой Европейского центрального банка (ЕЦБ),
а банковский надзор проводится на национальном уровне. Это не исключает сотрудничества, например
обмена информацией или мнениями между национальными органами банковского надзора,
национальными центральными банками и ЕЦБ.
Независимость по отношению к внешнему воздействию, прежде всего по отношению к
политическому давлению, является важнейшим условием эффективного банковского надзора. Другим
условием является координация банковского контроля и денежной политики. Третье условие - это
наличие квалифицированного персонала и технических средств.
В целом следует признать, что нет решающих теоретических аргументов в пользу независимости
между денежной политикой и банковским надзором. Более того, интенсивное развитие электронных
платежных систем свидетельствует в пользу необходимости участия центрального банка в управлении
банковской системой во взаимодействии с органами банковского надзора.
Анализ вопроса показывает, что существует большое число различных подходов как в области
теоретических исследований, так и в сфере практической деятельности на национальном уровне. В
теоретическом плане отсутствуют убедительные аргументы в пользу полной независимости органов
банковского надзора по отношению к властям, осуществляющим денежную политику. Можно отметить
наличие национальных систем надзора, использующих в своей деятельности разные, но достаточно
эффективные принципы.
Разумеется, денежная политика не может игнорировать потребности банковского надзора. Кроме
того, даже при принятии принципа строгого разделения функций на практике довольно часто
контролирующие инстанции действуют во взаимодействии друг с другом, хотя и не всегда это
обстоятельство очевидно.
На структуру банковского надзора влияют также общие культурные и политические условия,
особенно в развивающихся странах. На наш взгляд, при создании системы банковского надзора в разное
время и в разных странах ее выполнение поручалось уже существующему учреждению, обладающему
достаточным количеством квалифицированных сотрудников, способных решать поставленные задачи.
Каждая национальная структура имеет свои специфические черты - например, американский опыт было
бы очень трудно использовать в странах, где отсутствует прочная законодательная база и не
определены принципы баланса и взаимодействия между властями.
Приходится констатировать, что не существует простого и единого ответа на сложный вопрос об
отношениях центрального банка и органов банковского надзора. Но несомненно, что денежная политика
и банковский контроль не могут быть жестко разделены, ибо только их взаимодействие обеспечит
успешное решение задач банковской деятельности.

2.3. Денежное обращение в условиях нестабильной банковской системы

Деньги как предмет научных исследований всегда оставались объектом пристального внимания.
В современных условиях, характеризующихся интенсивным развитием электронных платежных систем и
появлением новых финансовых инструментов, эта тема по-прежнему остается актуальной.
"Будучи сложной и противоречивой экономической категорией, деньги и сейчас не осмыслены в
полной мере. Нельзя не согласиться с тем, что в экономической литературе, как у нас, так и за рубежом,
нет их устоявшегося и общепринятого определения, поэтому предстоит долгий путь осмысления их
тайны"*(21).
Согласно теории денежного обращения деньги выполняют в хозяйственной жизни четыре
функции: меры стоимости; средства сохранения стоимости (средства накопления); средства обращения;
средства расчетов.
В разных странах различные виды денег в разной степени способны выполнять эти функции.
Поэтому имеет смысл говорить о качестве денег как о способности выполнять указанные функции.
Категория качества денег мало изучена в теории денежного обращения. Обычно неявно
предполагается, что денежное обращение осуществляется в условиях стабильной банковской системы,
обеспечивающей бесперебойное проведение платежей. При этом банковские кризисы воспринимаются
как неординарные ситуации, устранение которых требует значительных усилий, после чего система
денежного обращения снова возвращается к стабильному состоянию.
По утверждению идеолога "аргентинского чуда"*(22), стабильность цен как на национальном
уровне, так и в глобальной экономике не так уж сильно зависит от денежной массы, а определяется
качеством денег. Как показал опыт той же Аргентины, привязка национальной валюты страны со слабой
экономикой к более сильной валюте не решает проблемы, а только загоняет ее вглубь. Введение
"валютного правления" позволяет удерживать номинальный валютный курс, но не способно
поддерживать курс реальный. Сохраняющаяся инфляция при стабильном номинальном курсе вызывает
укрепление национальной валюты, что делает импорт более привлекательным, а сальдо торгового
баланса - отрицательным.
Для проведения расчетов с нерезидентами требуются международные кредиты. Объем внешней
задолженности растет, что в конечном итоге и приводит к кризису.
На наш взгляд, свойства денег, обращающихся в конкретное время в конкретной стране, в
значительной степени отражают кризисы, перенесенные денежной системой. История развития
денежной системы важна для понимания ее нынешнего состояния. Образно говоря, банковские кризисы
наносят денежным знакам раны, которые иногда долго не заживают и всегда оставляют после себя
рубцы.
Мы рассмотрим особенности денежного обращения в предположении, что банковская система в
значительной степени подвержена кризисным явлениям. Содержательный пример такого рода дает
российская банковская система от создания первых коммерческих банков в 1988 г. и до настоящего
времени.
Для дальнейшего изложения рассмотрим основные виды современных денег и особенности их
обращения. Особое внимание уделим вводу денег в обращение, изъятию их из обращения, а также
взаимному обмену. Мы рассмотрим также финансовые инструменты, строго говоря, не являющиеся
деньгами, но способные выполнять некоторые их функции и при определенных условиях в значительной
мере заменять деньги в обращении.
При этом нас будет интересовать, в какой степени в данных условиях рассматриваемый вид
денег или финансовый инструмент выполняет функции денег? Отметим, что в процессе взаимных
расчетов хозяйствующие субъекты постоянно обменивают одни виды денег на другие. Мы подробно
рассмотрим механизм такого обмена.
Монеты и банкноты центрального банка - наличные деньги. Они определяют меру стоимости,
так как цены большинства товаров устанавливаются в денежных единицах центрального банка. В
России - в рублях, в США - в долларах и т.д. Наличные деньги выполняют функцию сохранения
стоимости тем лучше, чем ниже инфляция. В условиях очень высокой инфляции наличные деньги могут
практически полностью утрачивать функцию сохранения стоимости. Так, в Германии после Второй
мировой войны были зафиксированы периоды, когда работники, получившие заработную плату до
обеда, немедленно ее тратили, так как к вечеру цены заметно увеличивались.
Функции средства обращения и средства расчетов наличные деньги также исполняют, но с
определенными оговорками. Во-первых, использование их в указанных целях сопряжено с риском их
утраты. Наличность может быть в процессе доставки ее к получателю утеряна или украдена. Кроме того,
в России введены ограничения для юридических лиц на максимальный размер оплаты наличными за
товары и услуги.
Эмиссия наличных денег проводится в следующем порядке. Расчетно-кассовые центры Банка
России ведут статистику и прогноз потребности в наличных деньгах. Если требуется денежное
подкрепление, то они составляют соответствующую заявку и получают новые купюры из хранилища.
Кроме того, эти центры отсортировывают ветхие денежные купюры и подготавливают их к уничтожению.
Если в масштабах всей страны сумма уничтоженных ветхих купюр меньше суммы введенных в
обращение новых купюр, то количество наличных денег в обращении увеличивается.
Отметим, что прочие виды денег также измеряются в национальной валюте и поэтому точно
также выполняют функцию меры стоимости. Таким образом, говоря о других видах денег, мы будем
обсуждать их способность выполнять три другие функции.
Средства на счетах в Центральном банке РФ. По своей юридической сути они являются
обязательством ЦБ предоставлять владельцу счета наличные деньги и совершать по его приказу
платежи в пределах остатка на счете. Экономическая сущность этих денег, на наш взгляд, тождественна
юридической, так как эти деньги не имеют вещественной формы. Вторая и четвертая функция присуща
им в полной мере. Как средство обращения эти деньги практически не применяются. Они легко
конвертируются в наличные деньги. Обладатель счета в ЦБ, желая получить наличные деньги, подает
заявку в соответствующее подразделение ЦБ. Так как ЦБ имеет достаточный запас подготовленных к
выпуску в обращение банкнот и монет, заявка теоретически всегда может быть выполнена. На практике
же ЦБ может ограничивать эмиссию, руководствуясь, например, целью ограничения денежной массы. И
наоборот, владелец счета всегда может инкассировать свою наличность в ЦБ, соответственно увеличив
остаток на своем счете.
Эмиссия средств на счетах в ЦБ означает увеличение остатков на них, не зависящее от
движения денежной рублевой наличности. Это происходит в том случае, если ЦБ:
покупает драгоценные металлы, иностранную валюту, ценные бумаги;
предоставляет кредиты кредитным организациям, правительству, другим своим клиентам.
Зачисленные на счета клиентов Банка России средства в рублях при необходимости могут быть
использованы ими в расчетах, а также получены наличными деньгами. Состав клиентов ЦБ РФ
ограничен и включает Правительство РФ, бюджеты различных уровней, внебюджетные фонды,
кредитные организации. Только в исключительных случаях предприятия нефинансового сектора, не
имеющие возможности обслуживания в коммерческих банках, могут иметь счета РКЦ ЦБ РФ. Эмиссия,
проводимая Банком России, определяется его денежно-кредитной политикой.
Отметим, что первичной является эмиссия безналичных средств. Наличные деньги вводятся в
обращение только за счет соответствующего уменьшения безналичных средств. Наличные деньги и
средства на счетах в ЦБ РФ являются деньгами, эмитированными ЦБ. В соответствии с терминологией,
принятой в англоязычной литературе, будем называть их деньгами повышенной силы или деньгами ЦБ.
Средства на счетах в коммерческих банках являются обязательствами банков предоставлять
владельцам счетов до востребования наличные деньги и совершать по их приказам платежи в пределах
остатков на этих счетах. Будем называть их кредитными деньгами.
Для владельца денег существенным является риск неисполнения их эмитентом своих
обязательств. Коммерческий банк может испытывать трудности и задерживать платежи своих клиентов.
Он может обанкротиться, и тогда деньги на счете пропадут. В лучшем случае в процессе ликвидации
банка удастся возвратить их часть.
Несколько слов скажем о так называемых "электронных деньгах", которые иногда
рассматриваются как особый вид денег. Этот термин еще не устоялся, и в литературе можно встретить
различные его формулировки. Приведем наиболее развернутое и, на наш взгляд, наиболее удачное
определение*(23).
С юридической точки зрения "электронные деньги" - бессрочные денежные обязательства
эмитента на предъявителя в электронной форме, выпуск (эмиссия) в обращение которых
осуществляется эмитентом как после получения денежных средств в размере не менее размера
принимаемых на себя обязательств, так и в форме предоставленного кредита. Обращение "электронных
денег" осуществляется путем уступки права требования к эмитенту и порождает обязательства
последнего по исполнению денежных обязательств в размере предъявленных "электронных денег". Учет
денежных обязательств производится в электронной форме на специальном устройстве.
С точки зрения их материальной формы "электронные деньги" представляют информацию в
электронной форме, находящуюся в распоряжении владельца и хранящуюся на специальном
устройстве, как правило, на жестком диске персонального компьютера или микропроцессорной карте, и
которая может передаваться с одного устройства на другое с помощью телекоммуникационных линий и
прочих электронных средств передачи информации.
В экономическом смысле "электронные деньги" - это платежный инструмент, обладающий в
зависимости от схемы реализации свойствами как традиционных наличных денег, так и традиционных
платежных инструментов (банковских карт, чеков и т.д.): с наличными деньгами их роднит возможность
проведения расчетов, минуя банковскую систему; с традиционными платежными инструментами -
возможность проведения расчетов в безналичном порядке через счета, открытые в кредитных

<< Предыдущая

стр. 5
(из 29 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>