<< Предыдущая

стр. 10
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

смотрим те, которые отражают суть явления на современном этапе.


Схема 1. Классификация теорий предпринимательства

Современные теории предпринимательства



Принятие риска
“Активные”
Кантильон Р. (1755 г.)
Гамильтон А. (1876г.)
Найт Ф. (1921г.)
Теория инноваций Шумпетера Й.
1934г


Неоавстрийская теория Кирцнера И.
1973г


Теория реаллокации ограниченных
ресурсов Шультца Т. и Кассона М.
1980г. 1982г


Синтез всех 3-х теорий Кайзер Ц.
1990г. Карасинас А. 1990г


1. Теория инноваций Й.Шумпетера (1934): предприниматель осуще-
ствляет, если видит возможность дохода, инновационную политику: созда-




50

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
ет новые продукты, новые рынки, более производительные процессы, бо-
лее эффективно организует предприятие45.
2. Согласно неоавстрийской теории предприниматель “создается из-
за состояния неравновесия, его деятельность обеспечивает тенденцию к
равновесию”46. Кирцнер отмечает важную функцию предпринимателя как
арбитра, который, заметив несоответствие рыночных цен, использует не-
замеченную возможность дохода47.
3. Теория переразмещения и координации ограниченных ресурсов48,
согласно которой предприниматель принимает решения как судья49.
4. Синтетический подход, согласно которому теория предпринима-
тельства должна быть построена на связи 3-х предыдущих, т.к. они не яв-
ляются взаимоисключающими.50
В качестве “пассивной” рассматривается теория предпринимательст-
ва как несущего на себе риск неопределенности (Cantilion 1755, Hamilton
1876, Knight 1921). Эта пассивная функция предпринимателя (он на себя
берет риск) является признаком динамичной экономики и согласуется с
функциями предпринимателя, описанными в “активных” теориях.


2. Функции и характеристики предпринимательства

Определение: Предпринимательство – это инициативная новационная дея-
тельность по производству товаров и услуг с принятием на себя риска в
целях максимизации прибыли.
Эмпирическое понятие предпринимательства - осуществление про-
изводства продукции и услуг, т.е. любой бизнес.
Научное определение предпринимательства - осуществление не ре-
продуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятель-
ности: освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых
и материальных ресурсов, организационных новшеств.
Стремление открыть свое собственное дело изначально для человека
как стремление обрабатывать свою собственную землю. Это выражение
природного начала. В Италии на каждые 15 чел. населения приходится
фирма.
Таким образом, предпринимательство это:
• процесс создания нового, обладающего ценностью;

45
Schumpeter I.A. The theory of Economic Development. Oxford 1934. Р. 32 - 61.
46
Kirtzner I. Perception, Opportunity and Profit-studies in the Theory of Enterpreneurship. Chicago: The Uni-
versity of Chicago Press, 1979. Р. 111.
47
Kirtzner I. Competition and Entreprenership, Chicago: The University of Chicago Press, 1973. Р. 66, 73.
48
Schultz T.W. Investment in Entrepreneurial Ability // Scandinavian Journal of Economics, 1980. Р. 443, 449.
49
Casson, M., Martin Robertson, 1982. Р. 23.
50
Karayiannas A.D. Entrepreneurial Function in Economic Literature: A Synoptic Review. Rivista Internazion-
ale di Scienze Economiche e Commerciali. 1990. Vol.37, № 3. P. 259 – 262.


51

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
• процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, мораль-
ной и социальной ответственности;
• процесс, приносящий в результате денежный доход и личное
удовлетворение.
В странах рыночной экономики ренессанс предпринимательства
обусловлен:
1. повышением доходов среднего класса, уровня образования, усиле-
нием рыночных начал, результатами НТП, созданием производительной
техники индивидуального использования, повышением роли информации;
2. усложнением индивидуальных и общественных потребностей, ко-
торые служат толчком к предпринимательской активности - мелкие фирмы
дали первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры Кодак,
ксероксы, аэрозоли, молнии, огнетушители, безопасные бритвы;
3. политический фактор - перерастание корпоративного капитала в
смешанное общество с большей степенью экономической свободы, в пост-
социалистических странах - крушение тоталитарных режимов.
Предприниматель - не обязательно собственник (Ли Якокка). Руко-
водитель фирмы - или собственник, или менеджер, или всякий человек,
берущийся за организацию бизнеса на свой страх и риск.
Малые фирмы в США:
50-е гг. - 130 тыс. фирм новых регистрировалось
80-е гг. - 600 тыс.
90-е гг. - 2000 тыс.51
Собственник - пассивен, предприниматель - активен, т.е. самостоя-
тельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий иму-
щественную ответственность. Менеджер - наемный работник, организую-
щий выполнение целей предпринимателя. Менеджеризм основан на пред-
принимательском стиле управления. Его черты:
• энтузиазм, усердие, преданность делу;
• ориентация на человека, раскрепощение его творческой энергии;
• служение покупателю: по П. Друкеру цель бизнеса - создание по-
требителя;
• особая культурная среда фирмы - причастность всех к делу;
• особая философия предпринимательства - практическая.
Условия функционирования предпринимательства:
• неопределенность, являющаяся не результатом незнания, а посто-
янного изменения условий рынка и соответствующей непрерывной адап-
тации к нему;
• неустойчивость - ни одна тенденция на рынке не продолжается
бесконечно долго, все циклично;


Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. Вып. 1. 1992.
51




52

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
• риск - интуиция, логический анализ ситуации (Кадзума Татеиси,
правило 70/30, но сейчас соотношение определенных и неопределенных
факторов в экономике составляет 30/70).

Схема 2. Условия функционирования предпринимательства.


У сл ов и я ф у н к ц и он и р ова н и я
предпри ним ательства



неопределен ность неустой чивость


риск




Эти условия характеризуют общеэкономическую среду, в которой
функционирует предприниматель. На Западе - это среда свободного рынка
при умеренном вмешательстве государства. В этой окружающей среде
кроме отрицательных эффектов (моно- и олигополистическая структура
рынка, безработица) производится также дух конкуренции, экономическая
и политическая свобода, механизм поощрения, которые ведут к высокой
степени экономического роста. Это окружение предпринимательства,
“сигналы” общества, т.е. культура, которая определяет индивидуальность,
человеческую автономию и основные аспекты лидерства - все это в соче-
тании с личными чертами предпринимательства определяет уровень пред-
принимательства, поощряет его52.

Схема 3. Цели предпринимателя.



Цели
предпринимательства


Производство Социальные Развитие
Прибыль
товаров и услуг цели бизнеса




52
Casson M. “The Entrepreneur” in the New Palgrave // A Dictionary of Economics, edited by J. Eatwell,
M.Milgate, P.Newman, London: The Macmillan Press Limited, 1987, Р.152.


53

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Цели предпринимателя:
• производство товаров и услуг;
• прибыль;
• социальные цели;
• развитие бизнеса.
Вывод: извлечение прибыли совместимо с обеспечением благосос-
тояния общества. Предпринимательская культура - инновационная культу-
ра, носителем которой является средний класс - стабилизатор, творческая,
мобильная, динамичная часть общества.
Функции предпринимателя:
• соединение факторов производства (К.Маркс);
• принятие решений (Кассон);
• введение новаций (Шумпетер Й.);
• несение риска (Кантильон О, Гамильтон, Найт Ф.);
• обеспечение тенденции к равновесию (Кирцнер);
• переаллокация ресурсов (Шульц).
Схема 4. Функции предпринимательства.

Функции
предпринимательства


соединение Принятие Введение Несение риска
факторов решений инноваций (О. Кантильон,
производства Гамильтон, Ф.
(М. Кассон) (Й. Шумпетер)
(К. Маркс) Найт)



Обеспечение Перераспределение
тенденций к ресурсов
равновесию (Т. Шульц)
(К. Кирцпер)




Общие черты предпринимателя:
1. Потребность в научно-технических достижениях (Макклилонд и
Брокхауз)53. Личности с высокой потребностью в научно-технических дос-
тижениях - это люди, предпочитающие быть лично ответственными за ре-
шение проблем, поставленных целей и за решение этих целей своими соб-
ственными усилиями. У таких людей также очень сильно желание знать,


53
McClelland D. The Achieving Society, Princeton: D. Van Nostrand, 1961.


54

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
насколько хорошо они выполняют свои задачи на основе этих продемонст-
рированных характеристик54.
2. Склонность55 к принятию риска.
3. Личные ценности.
4. Вера в возможность повлиять на ход событий56.

Схема 5. Основные черты предпринимателя.


вера в возможность
потребность в
повлиять на ход
научно-
событий
технических

<< Предыдущая

стр. 10
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>