<< Предыдущая

стр. 11
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

достижениях




Основные черты
предпринимателя




Склонность к личностные
принятию риска ценности




Таблица 3.
Стадии предпринимательского процесса.
Поиск новой идеи Составление биз- Поиск необходи- Управление соз-
нес-плана мых ресурсов данным предпри-
ятием
Факторы вызвав- Сегмент рынка Располагаемые Стиль и структура
шие идею его размер и ос- ресурсы руководства
новные характе-
ристики
Оценка риска и План маркетинга. Недостающие ре- Ключевые факто-
54
Brockhaus H.R. “The Psychology of the Entrepreneur” in Kent, C., Sexton, D., Vesper; K. (ed): Encyclopedia
of Entrepreneurship, New Jersey: Prentice-Hall, 1982, p. 41
55
Brockhaus H.R. “The Psychology of the Entrepreneur” in Kent, C., Sexton, D., Vesper; K. (ed): Encyclopedia
of Entrepreneurship, New Jersey: Prentice-Hall, 1982, p. 45.
56
Brockhaus H.R. “The Psychology of the Entrepreneur” in Kent, C., Sexton, D., Vesper; K. (ed): Encyclopedia
of Entrepreneurship, New Jersey: Prentice-Hall, 1982, p. 39.


55

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
прогноз выгод План производст- сурсы и потенци- ры
Непосредственная ва альные поставщи-
и потребительская ки
ценность идеи
Соответствие Финансовый план Способы привле- Слабые места и
идеи вашим це- и финансовое чения необходи- пути их преодо-
лям, знаниям и обеспечение мых ресурсов ления
умениям
Сравнение с про- Отправная точка и
дукцией конку- стратегия про-
рентов никновения на
рынок
Таблица 4.
Ошибки предпринимателей.
Ошибки молодых предпри- Ошибки предпринимателей
% %
нимателей на фирмах, существующих
более 50 лет
несерьезность несвоевременный выход на
7% 61%
рынок
расточительность устарелость
11% 12%
неверное место расположение преемники
18% 38%
малая заинтересованность болезнь
23% 25%
некомпетентность распри при наследовании
44% 13%
недостаток капитала смерть
72% 9%

Условия создания предприятия: решение, желание, возможности.
Факторы (предпосылки) создания предприятия:
• начальный капитал;
• господдержка, в том числе налоговая политика, создание соответ-
ствующей инфраструктуры;
• наличие профессиональной подготовки;
• опыт работы в области маркетинга;
• живые примеры.
Уровень банкротства среди малых предприятий США составляет
70%.
Цель предпринимателя - получение нормальной (покрытие полных
вмененных издержек) и экономической прибыли. Вмененные издержки
предпринимателя - процент на капитал, вознаграждение предпринимателя
за труд по управлению предприятием, т.е. за “его дополнительные усилия
для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага
своих семей” (Я. Корнаи, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Со-
временные экономисты рассматривают этот элемент предпринимательско-
го дохода как вознаграждение предпринимателя за особые функции в про-
изводстве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов -
труду, капиталу, земле. Заработная плата за риск - это часть дохода,

56

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени рис-
ка, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но
предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект
использования передовых технологий.

MC
C


ATC

P
ATC`




Q

Рис. 3. Экономическая прибыль

Следует отметить, что помимо указанных элементов предпринима-
тельского дохода (прибыли) вознаграждение предпринимателя по Карая-
нису А.57 включает также и нематериальные вещи - свободу контролиро-
вать других и чувство “выполнения своих идей и нечто своего собственно-
го”58.
Экономические выгоды существования предпринимательства:
1. Увеличение КПВ (РРС) или изменение ее наклона.
2. Создание новых продуктов.
3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соединении с дру-
гими факторами равновесия).
4. Минимизация Х-неэффективности, связанной, по Х. Лейбенстай-
ну, с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослабле-
нием стимулов к инновациям и риску вообще.




57
Karayianias A. Entrepreneurship and the Transition from Socialism to a Free Market Economy // International
Journal of New Ideas. 1993. Vol. 2. № 2. P. 43.
58
Ronen J. Some Insights into the Entrepreneurial Process // Joshua Ronen (ed): Entrepreneurship, Massachuas-
sets: Lexington Books, 1983. P. 140.


57

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Схема 7. Экономические выгоды существования предпринимательства.



Увеличение КПВ или Создание новых
изменением ее наклона продуктов




Экономические
выгоды
существования
предпринимательства




Помощь экономике в минимизация Х-
достижении равновесия неэффективности




АТС

D

B
ATCm C
ATCc
A
0 Qm Qc Q


Рис. 4. Х-неэффективность59

Согласно Х. Лейбенстайну, х- неэффективность возникает всегда,
когда фактические издержки при любом объеме производства выше сред-
них совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции возможна
Х- неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до
той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем слу-
59
Нуреев Р.М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996. С.238.


58

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
чае - до минимума АТС (она обозначена как точка А). Если реальные из-
держки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производ-
стве Qс возникает Х- неэффективность. Однако в условиях свободной
конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с
Х- неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация склады-
вается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с
Qс до Qm, а Х- неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.

3. Риск в предпринимательской деятельности

Риск - оборотная сторона предпринимательства, и по мере его разви-
тия степень риска в экономике будет увеличиваться. Необходимо не избе-
гать, а прогнозировать, оценивать риск и не переходить его допустимые
пределы. В оценке степени риска велика роль интуиции, которая основы-
вается на прошлом знании. Интуиция и расчеты дополняют друг друга.
Риск – это вероятность убытков по сравнению с планируемым дохо-
дом, измеряется вероятностью определенного уровня потерь.
Риски классифицируются:
• по источнику возникновения - хозяйственный, личностный, при-
родный;
• по причине возникновения - неопределенность будущего, непред-
сказуемость поведения партнеров, недостаток информации.
Каждый предприниматель устанавливает для себя допустимый уро-
вень потерь, которые и измеряют степень риска. Допустимый - потеря
прибыли, критический - потеря затрат (т.е. всей выручки), катастрофиче-
ский - потеря всего имущества и банкротство.
Кривая вероятности возникновения потерь строится при условиях
(допущениях):
1) вероятность нулевых потерь равна нулю;
2) вероятность исключительных потерь равна нулю.


0,8




59

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
уровень потерь
Рис. 5. Кривая вероятности потерь

Виды риска:
• производственный,
• коммерческий,
• финансовый,
• кредитный.

Схема 8. Способы уменьшения риска.



Диверсификация Хеджирование




Способы
уменьшения
риска



Самострахование Финансовые
через выпуск фьючерсы
опционов


Способы уменьшения риска:
• диверсификация (производить зонты и шезлонги) - уменьшает не-
систематический риск, но систематический - изменение процента, ожида-
ние подъема или кризиса - не снижает;
• хеджирование - страхование рисков различными способами (в уз-
ком смысле - страхование валютного риска путем создания встречных тре-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>