<< Предыдущая

стр. 12
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

бований в валюте);
• самострахование через выпуск опционов - ценных бумаг на право
купить или продать бумаги или товары в течение 3 - 6 месяцев по фикси-
рованной цене; при продаже опционов предприятие получает дополни-
тельную выручку от снижения доходов за счет падения спроса на бумаги
или товары;
• финансовые фьючерсы - продажа обязательств на проведение куп-
ли или продажи.


60

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
4. Организационно-правовые формы предпринимательской дея-
тельности в РФ

Формой организации предпринимательской деятельности является
фирма (организация) как основное звено национальной экономики, в кото-
рой осуществляется непосредственный процесс производства. Основопо-
лагающие (системообразующие) факторы организации - кооперация, осно-
ванная на внутрифирменном разделении труда, реализация функций инди-
видуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала (ре-
сурсов).
Из функций фирмы (организации) как товаропроизводителя, осуще-
ствляющего процесс индивидуального воспроизводства, вытекает ее эко-
номическая обособленность. Формы ее проявления:
• осуществление индивидуального воспроизводства за счет собст-
венных результатов деятельности;
• наличие специфического собственного экономического интереса;
• присвоение части произведенного продукта в виде чистой прибы-
ли.
Хозяйственная самостоятельность предполагает совокупность прав и
ответственность организации как юридического лица.
Признаки организации как юридического лица:
• учреждение согласно Гражданскому Кодексу;
• наличие организационного единства, структурной оформленности;
• обладание необходимым имуществом;
• самостоятельная имущественная ответственность;
• выступает в хозяйственном обороте от собственного лица.
Организационно-правовые формы предпринимательства обусловле-
ны соответствующими формами собственности. В соответствии с Граж-
данским Кодексом РФ (с 1января 1995г.) в РФ существуют следующие ор-
ганизационно-правовые формы предпринимательства (коммерческих орга-
низаций и физических лиц):
1. Индивидуальное предпринимательство: осуществляется в форме
предпринимательства без образования юридического лица (в том числе и
крестьянские (фермерские) хозяйства).
2. Совместное предпринимательство (партнерство):
а) хозяйственные товарищества: полное, на вере (командитное, сме-
шанное) (полные товарищи и товарищи-вкладчики);
б) хозяйственные общества: общество с ограниченной ответствен-
ностью, общество с дополнительной ответственностью (субсидиарной)
своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере стоимости
вкладов;
в) производственные кооперативы.


61

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
3. Корпоративное предпринимательство:
акционерные общества;
открытые общества;
закрытые общества.
4. Государственное предпринимательство осуществляется в форме
унитарных предприятий (не наделенных правом собственности):
- казенные (федеральные) – основаны на праве оперативного
управления;
- муниципальные – функционируют на праве хозяйственного ве-
дения.
Схема 9. Организационно-правовые формы предпринимательства.

производственные
кооперативы


хозяйственные
общества


хозяйственные
товарищества


Индивидуальное совместное
предпринимательство предпринимательство
(партнерство)


Организационно-
правовые формы
предпринимательства

корпоративное государственное
предпринимательство предпринимательство


акционерное общество казенные (федеральные)

открытое общество муниципальные

закрытое общество




Наряду с организационно-правовыми формами предпринимательства
(различия форм фирменной организации по имущественному признаку -


62

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
форме собственности) существуют организационно-экономические формы
различаются по деятельностному знаку:
1. Картель - соглашение о ценах, рынках, квотах.
2. Синдикат - объединение сбыта.
3. Консорциум - объединение для крупных инвестиций.
4. Концерн - многоотраслевое объединение на основе системы уча-
стия.
5. Холдинг – объединение на основе участия материнского предпри-
ятия в капитале дочерних.
6. Трест - объединение для любой деятельности, но с общей прибы-
лью, распределяемой по квотам.

Таблица 5.
Преимущества и недостатки основных типов предприятий
Тип преимущества недостатки
индивидуальное легко учредить, значитель- ограниченность финансо-
70% от числа предприятий в ная свобода действий, су- вых средств, трудности со-
США щественный стимул эффек- вмещения функций контро-
6% в объеме продаж тивной работы ля и управления, полная
финансовая ответствен-
ность
партнерство легко учредить, более высо- возможность возникнове-
10% от числа предприятий кая, чем в индивидуальном ния несовместимости инте-
США предприятии, специализа- ресов в управлении, несо-
4% выручки от продаж ция в управлении и более гласованности действий,
широкие финансовые воз- риск распада фирмы при
можности выходе 1 из владельцев, не-
ограниченная финансовая
ответственность
корпорация широкие возможности при- организационные и финан-
20% от числа предприятий влечения капитала, ограни- совые сложности учрежде-
США ченная ответственность, ния, двойное налогообло-
90% выручки от продаж преимущества объединения жение, расхождение в
капитала функциях контроля и при-
своения

Количественные параметры типов предприятий обусловлены их ка-
чественными характеристиками - типом собственности. Мелкие - индиви-
дуальные предприятия и полные товарищества (партнерства, кооперати-
вы), общество с ограниченной ответственностью; средние и крупные - АО.
Оптимальный размер фирмы определяется минимизацией совокуп-
ности производственных и непроизводственных (не связанных непосред-
ственно с производством, а возникающих по мере ведения дел) затрат,
вложенных в выпускаемую единицу продукции.
Классификация предприятий по размерам:


63

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
1. Мельчайшие - основаны на личном труде товаропроизводителя -
мелкотоварное и ремесленное производство (семейные - 2 - 3 человека).
2. Малые (с 1 июля 1995 г.): в производстве - до 100 чел., в науке –
до 60 чел., в непроизводственной сфере - до 50 чел., в торговле - до 15 чел.
3. Средние - от 50 до 500 чел.
4. Крупные - более 500 чел.
5. Сверхкрупные – более 10 более 10. тыс. чел
В Европе более 80% фирм относятся к малым. SME - малый и сред-
ний бизнес (small and middle enrepreneurship) - до 499 чел.

Таблица 6.
Основные характеристики предприятий малого и среднего бизнеса в Евро-
пейском Союзе
0-9 чел. 500 и более
10-99 0-499
чел. чел.
Количество предприятий (тыс.) 15210 1045 16335 15
Занятость (тыс. чел.) 31450 25500 72450 28900
Оборот на 1 предприятие (тыс. экю) 190 3050 550 273750
Добавленная стоимость на 1 занятого 25 30 30 40
(тыс. экю)

Эти цифры показывают, что в SME занято в 3 раза больше работни-
ков. На 1 крупное предприятие приходится 1 тыс. мелких. Но на 1 SME
приходится 550 тыс. экю оборота, а на 1 крупное -273750 тыс. экю. Тен-
денции изменения размера фирм различны в Европе и США.


МС МС




А х В


Размеры фирм

Рис. 6. Тенденции размера фирм

х - лучшее положение. А (Европа) и В (США) экономики занимают
не лучшее положение, т.к. в обоих случаях издержки выше минимальных,
но движение к минимуму различно: в Европе (А) надо укрупнять, а в США
(В) уменьшать размеры фирм (антитрестовская политика).


64

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Д. Гэлбрейт (посол в Москве, советник Кеннеди) считал, что эконо-
мическое развитие определяют большие фирмы, Шерер отмечал обратное
соотношение: развитие влияет на размеры фирм. Укрупнение фирмы ведет
к доминирующему положению на рынке, а это - к превращению в “Sleping
giants” (спящего гиганта), т.к. такие фирмы не проводят научные исследо-
вания.

НИОКР
2


1




А размер фирмы

Рис. 7. Размеры фирм и объемы НИОКР
S-образная кривая отражает связь между размерами фирмы и науч-
но-техническими исследованиями и развитием: до А вместе с ростом фир-
мы растет объем инвестиций в исследования, а затем или падает (I) или
пойдет ассимптотически.
Отличительное свойство предпринимательской структуры - высокий
динамизм - непрерывное колебание долей различных предприятий в общей
совокупности выпускаемой продукции.
Российское предпринимательство имеет свою историю, которая бы-
ла прервана 70 лет назад. Но сейчас идет не возрождение предпринима-
тельства, поскольку нельзя вернуть то, что умерло. Формируется новое
предпринимательство. Кроме того, в России оно было развито слабо. «Су-
щественной причиной малого развития у нас промышленности, несмотря
на множество условий для ее широкого процветания, должно считать от-
сутствие личной предприимчивости, определяемой преимущественно тем,
что русские люди привыкли все получать готовеньким.., и если манна не-
бесная не валится сверху с неба, наша образованность привыкла обвинять
кого-либо, а сама ничего не предпринимать, если это сопряжено с необхо-
димостью личного труда, риска и упорства, как это нужно для дел про-
мышленности» /Менделеев Д.И., 1906/. Собственный опыт предпринима-
тельства срыт под корень, это заставляет перенимать западный, что не все-
гда ведет к положительному результату, например, число бирж быстро
уменьшилось.


65

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Таким образом, в течение длительного времени, обучаясь на Западе,
приспосабливая эти знания к собственному опыту, предприниматели РФ
будут методом проб и ошибок осваивать практическую философию бизне-
са. Пока философией российского предпринимательства выступает выжи-
вание и рвачество.
Для преодоления этого необходимо:
• создание благоприятного климата через приватизацию, возрож-
дающую частную собственность;
• стабильность государственной экономической и социальной по-
литики;
• позитивное отношение общества к предпринимательству;
• льготный налоговый режим;

<< Предыдущая

стр. 12
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>