<< Предыдущая

стр. 13
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

• развитая инфраструктура поддержки;
• система защиты интеллектуальной собственности;
• дебюрократизация государственного регулирования;
• гарантированное страхование коммерческого риска;
• свобода выхода на внешний рынок;
• доступная кредитная система.
Тогда философией предпринимательства станет служение обществу.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Перечислите современные теории предпринимательства.
2. Как соотносится неоавстрийская теория предпринимательства как
обеспечивающего тенденцию к равновесию с определением предпринима-
тельства как новаторства, нарушающего рыночное равновесие?
3. Перечислите критерии классификации предпринимательства.
4. Каковы организационно-правовые формы предпринимательства в
России?
5. Какие льготы имеет малый бизнес в РФ?
6. Какова социально-экономическая структура предпринимательства
в переходной экономике?

ТЕСТЫ.
1. Какая форма предпринимательства не относится к его организаци-
онно - правовым формам в России?
а) государственное предприятие;
б) полное товарищество;
в) производственный кооператив;
г) открытое акционерное общество;
д) закрытое акционерное общество;
е) товарищество с ограниченной ответственностью;


66

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
ж) товарищество на вере.
2. Чем оценивается допустимый риск в предпринимательской дея-
тельности:
а) потерей ожидаемой прибыли;
б) потерей всей выручки от реализации;
в) естественные потери;
г) потери всего имущества и банкротство.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Бузгалин А.В. Переходная экономика. М., 1994.
1.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. М., 1994.
2.
Гражданский Кодекс РФ. М., 1995. Ч.1.
3.
Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. Т.1. СПБ, 1994.
4.
Казакова П., Минаева Н.В. Экономика. М.,1996.
5.
Менар К. Экономика организаций. М.,1996.
6.
Нуреев Р.М. Экономическая теория. Микроэкономика. М.,1996.
7.
Основы теории переходной экономики /Под ред. Киселевой Е.А., Че-
8.
пурина М.Н. Киров, 1996.
Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.
9.
Основы экономической теории и практики. Волгоград, 1994.
10.
Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. М., 1994. Раздел 5.
11.
Теория фирмы. М.,1995.
12.
Экономика и бизнес. / Под. Ред. Камаева В.Д. М.,1993.Гл.1,3.
13.
Экономика переходного периода /Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузга-
14.
лина. М., 1995. Гл.3.




67

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕ-
ХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
В первом разделе проанализированы вводные экономико-
теоретические темы. Второй раздел посвящен анализу микроэкономиче-
ских проблем переходной экономики, т.е. анализу процессов становления
рыночного ценообразования, особенностей мотивов поведения российских
фирм и развития процессов инвестирования в переходной экономике.

ТЕМА 4. Становление рынка в РФ: микроэкономическая теория
и практика ее реализации
План:
1. Рынок, его структура, механизм функционирования и особенности
становления в РФ.
2. Специфика закона спроса в переходной экономике.
3. Формирование предложения и равновесной цены в переходной эко-
номике.

Программная аннотация.
Рынок: структура, механизм функционирования и особенности ста-
новления в России. Критерии классификации сегментов рынка. Преимуще-
ства и негативные стороны рыночной экономики. Особенности современ-
ной рыночной экономики. Особенности современного этапа развития рын-
ка в РФ.
Специфика действия закона спроса в переходной экономике. Изме-
нение кривой «доход-потребление». Конфигурация кривых Энгеля. Спрос
на товары Гиффена в переходной экономике.
Особенности предложения в переходной экономике. Изменение рав-
новесных цен в переходной экономике. Особенности эластичности спроса
и предложения. Распределение налогового бремени в переходной эконо-
мике.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Рынок, его структура, механизм функционирования и особен-
ности становления в РФ

Рыночная экономика это такая экономическая система, в которой
решения экономическими субъектами принимаются децентрализованным
путем на основе свободы выбора.
Рынок - форма взаимоотношений между самостоятельно принимаю-
щими решения экономическими субъектами, механизм функционировани
рыночной экономической системы.
Совершенно конкурентный рынок обеспечивает установление


68

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
одной цены на один продукт в одно время. Его условия (по Сильверме-
ну):
• большой и регулярный спрос;
• неограниченное число экономических субъектов;
• абсолютная мобильность факторов производства;
• свободная конкуренция;
• наличие всего объема информации у всех его участников.
Но такого свободного рынка нет, есть конкурентный, усло-
вием существования которого является многообразие форм собст-
венности и хозяйствующих субъектов.
С учетом всех сегментов и субрынков можно классифицировать по
критериям:
• экономическому назначению объектов – рынок потребительских
товаров и услуг, средств производства, промежуточных товаров, ноу-
хау, сырья, труда, ценных бумаг, теневой и др.;
• по географическому положению - местный, национальный, ми-
ровой;
• по степени ограничения конкуренции - монополистический, оли-
гополистический, свободный, смешанный;
• по отраслям - нефтяной, автомобильный;
• по характеру продаж - оптовый, розничный.
Обособленные экономические субъекты, имеющие частный мотив
и интерес, принимают самостоятельно экономические решения. Коорди-
нация их деятельности осуществляется через рыночный механизм, осно-
ву которого составляют цена и конкуренция.
Преимущества рынка:
• эффективное распределение ресурсов;
• возможность функционирования при ограниченной информации
о цене и издержках;
• гибкая приспособляемость к изменениям (в 70гг. - рост цен на
энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и
ресурсосбережение);
• оптимальное использование результатов НТР;
• свобода выбора и свобода действий;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
Негативные стороны рынка:
• не сохраняет невоспроизводимые ресурсы;
• не охраняет окружающую среду;
• не регулирует мировые богатства (например, рыбные);
• не создает коллективных благ;
• не гарантирует право на труд и доход (не перераспределяет до-
ходы);
• не обеспечивает фундаментальных исследований;


69

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
• удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит
социально значимые товары;
• подвержен нестабильности.
Особенности современной рыночной экономики:
1. Гибкое, адаптивное производство.
2. Целевой функцией предпринимателя становится не только
максимилизация прибыли, но и расширение рынка, модификация, по-
вышение качества, снижение затрат.
3. Насыщение рынка товарами и услугами.
4. Изменяются формы предпринимательской деятельности (мел-
кий бизнес - 30 % ВНП США).
5. Государственное регулирование конкуренции.
6. Новый тип трудовых отношений - участие в собственности - в
90гг. 20% акций перешли в собственность работников.
Особенности современного этапа развития рынка в РФ:
1. Насыщенность (отсутствие дефицита), т.к. снизился уровень дохо-
дов.
2. Монополизированный рынок:
n Подольскшвеймаш - 99,5 % выпуска;
n Тихорецкий мясокомбинат - 99,8 % консервов для детей;
n Иошкар-Олинский механический завод - 55 % складных
велосипедов;
n Московская фабрика им. Красина - 53 % карандашей;
n Апрелевский завод грампластинок - 47 % грампластинок.
Вывод: субъектами рынка являются крупные предприятия-
монополисты: холдинги, концерны, ассоциации, ФПГ, созданные на базе
бывших министерств, т.е. это рынок продавца (Котлер), который в разви-
тых странах не существует уже с 60-х гг. Его результатом является несоот-
ветствующая рынку реакция предприятий на падение спроса: не изменение
технологий, снижение цен, а «окукливание», т.е. сокращение производства
при сохранении численности занятых и повышении цен.
3. Несформирована рыночная инфраструктура: отсутствует зе-
мельный рынок, неразвит фондовый рынок, отсутствуют зерновые бир-
жи, рынок недвижимости.
4. Осложнены внешнеэкономические отношения, затруднен вывоз
продукции за пределы региона.
5. Участие большинства населения в формировании рыночной
экономики только как покупателей предметов потребления в связи с
бедностью - 4 % богатых семей становятся реальными субъектами не-
потребительского рынка, рынка капитала.
6. Большое число посредников, что ведет к удорожанию продук-
ции.
7. Мафиозность большинства рынков (нефтяного, автомобильно-


70

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
го, зернового и т.д.).
8. Протекционизм отечественным производителям - высокие по-
шлины, ограничения по ввозу количества товара - на основе баланса
производства и норм потребления в РФ (например, квотирование ввоза
лекарств).
9. Рынок «повышенного риска» - ненадежная система взаиморас-
четов.
10. Низкий уровень торговой культуры российских бизнесменов,
проявляющийся в оппортунистическом поведении.
Анализ особенностей становления рынка показывает, что формиру-
ется олигополистическая модель рынка.

2. Специфика закона спроса в переходной экономике

Важнейшая проблема микроэкономики - это механизм формирова-
ния цен. Фирма решает, что производить, как производить, для кого, т.е.
основные микроэкономические показатели - цены и объем произведенной
продукции - складываются под воздействием законов спроса и предложе-
ния.
Как известно, спрос связывает количество товара с их ценой.
Количество товара, на которое предъявлен спрос, определяется сле-
дующими факторами:
• ценой;
• вкусами покупателей;
• доходами;
• распределением дохода среди домохозяйств;
• ценой на товары-заменители;
• общим числом покупателей;
• инфляционными ожиданиями.
Особенности спроса в переходной экономике:
1. Отсутствие товаров-субститутов, т.к. рынок монополизирован, де-
лает спрос менее эластичным.
2. Уменьшение доходов (снижение уровня жизни) приблизительно в
два раза повышает спрос на малоценные товары, но в целом сдвигает кри-
вую спроса влево.




71

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
QIG

<< Предыдущая

стр. 13
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>