<< Предыдущая

стр. 14
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>




I

Рис. 8. Кривая зависимости спроса на малоценные товары от дохода
3. Высокая доля потребления - 78 % доходов.
4. Расширение сферы действия парадокса Гиффена.
P
DGG
S
P2
P1



D

Q2 Q1 Q

Рис. 9. Парадокс Гиффена
5. Изменение конфигурации кривых Энгеля.
D2 D1 D?2
D?1
D




J

Рис. 10. Кривые Энгеля

3. Формирование предложения и равновесной цены в переходной
экономике



72

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Предложение товара - это количество произведенных к продаже то-
варов.
Особенности предложения в переходной экономике:
1. Падение (до 1999г.) предложения отечественных товаров в
связи с падением производства – при падении ВВП на 50%
промышленное производство снизилось на 70-80%, в 1999г.
промышленное производство выросло на 7%, в 2000г. – на 10%.
2. Рост предложения импортных товаров в связи с либерализаци-
ей внешнеэкономической деятельности, развитием предпринимательст-
ва - рынок при данном уровне доходов насыщен, но за 1999г. челночная
торговля сократилась на 45%.
3. Рост налогов тормозит развитие производства, а, значит, и
предложения - посчитайте, какую часть вновь созданной стоимости
производитель отдает государству (6О C + 20 V + 20 m).
4. Инфляция обусловливает высокий банковский процент, отсут-
ствие долгосрочных кредитов и падение инвестиционной активности, а
значит, падение производства и предложения.
5. Недоиспользование производственных мощностей (45%) и ра-
бочей силы (10%).
6. Значительные субсидии государства не доходят или доходят не
вовремя.
Особенности равновесных цен в переходной экономике:
1.В связи с неразвитостью рыночной экономики цена предложения
значительно превышает цену спроса, качественные импортные товары со-
вершенно недоступны большинству населения.
P S




D
Q

Рис. 11. Цена предложения превышает цену спроса


2.Объем предложения существенно превышает объем спроса.




73

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
P D S




Q

Рис. 12. Объем предложения превышает объем спроса
Это является следствием несовершенства общественной структу-
ры производства и на поверхности выступает как несовершенство сис-
темы цен. Общественное недовольство существующими равновесными
ценами образует плодотворную почву для государственного вмеша-
тельства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в
установление минимальных и максимальных цен (например, на мед.
препараты опять установлена 25%-я наценка розничной торговли).




Рис. 13. Последствия установления фиксированных цен


ТЕМА 5. Концепция и направления формирования предприятий
в переходной экономике России

План:
1.Необходимость реформирования предприятий.
2. Направления реструктуризации.
3.Внутренная реструктуризация.

Программная аннотация.
Концепция реформирования предприятий. Методы реструктуриза-
ции предприятий. Коммерциализация. Демонополизация. Антимонополь-
ное регулирование и развитие конкуренции. Конверсия. Формирование

74

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
механизма функционирования государственных и муниципальных пред-
приятий в переходной экономике.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Необходимость реформирования предприятий

С достижением финансовой стабилизации в 1996-97гг. и в 1999г. в
сложившихся условиях либерализации экономики главным препятствием
экономического роста становится медленная реформа предприятий. В на-
стоящее время в ходе экономической трансформации сформировались
факторы, негативно влияющие на положение в промышленности:
- трансформация инфляции в кризис неплатежей и возникновение в
экономике "долгового навеса";
- отсутствие механизма обеспечения интересов собственников и бес-
контрольность менеджеров;
- чрезмерно медленная внутренняя реструктуризация предприятий.
Кризис неплатежей проявляется в росте задолженности предприятий
и в первую очередь перед бюджетом.
Причинами роста неплатежеспособности предприятий являются:
- Дефицит кредитных ресурсов в 1992-95гг. в результате отсутствия
нормальной системы коммерческого кредитования, в качестве которой
везде в мире выступает поставка продукции на условиях 30-90-дневного
кредита. Это - основа рыночной экономики. В России в условиях станов-
ления рынка действует система полной предоплаты, обусловившая непла-
тежи.
- Действующая система бухгалтерского учета – она была разработана
для максимизации сбора налогов: затраты на сырье и комплектующие из-
делия оценивались в начале переходного периода по ценам приобретения.
Поскольку между моментом приобретения сырья, комплектующих и вы-
пуском готовой продукции проходит время, в период высокой инфляции
затраты занижаются, а прибыль - завышается. Но из этой завышенной при-
были взимались налоги в бюджет, в результате чего налог на прибыль
"съедал» оборотные средства, амортизационные отчисления. Это кредито-
вание предприятиями государственного бюджета за счет ранее существо-
вавших в промышленности инвестиционных, а потом и оборотных
средств. Сокращение инфляции привело к исчезновению механизма вос-
производства "дутой" прибыли - прекратился рост цен, изъятие оборотного
капитала дошло до предела.
- Высокие штрафы за несвоевременные уплату налогов (ставка по
пени и штрафам, превышает 120% годовых) были установлены во времена
высокой инфляции, но до сих пор их ставка не скорректирована, что делает
нереальной уплату штрафов и пеней. В структуре недоимок на пени и


75

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
штрафы приходится 168%.
- Налоговая система адаптирована к прежней структуре экономики,
доминирующее положение в которой занимали производственные пред-
приятия. Сейчас, когда все большую роль в экономике стала играть сфера
услуг, включающая и весь финансовый сектор, действующая налоговая
система обусловливает крайне неравномерное распределение тяжести на-
логовых изъятий по различным видам хозяйствующих субъектов - основ-
ное бремя налогов продолжают нести промышленные предприятия - про-
изводя 37% ВВП, они уплачивает 51% всех налогов, а торговля, дающая
20% ВВП, вносит в бюджет всего 3-4% налогов. Отсюда следует, что для
повышения собираемости налогов необходимо перераспределение налого-
вой нагрузки между сферами экономики.

2. Направления реструктуризации

Реформа предприятий - это изменение принципов их действия, рест-
руктуризация, направленная на улучшение управления, повышение эффек-
тивности производства и конкурентоспособности продукции, производи-
тельности труда, снижение издержек, а также мера господдержки этих из-
менений.60
Создание условий для нормального функционирования предприятий
осуществляется в направлении институциональных преобразований и через
первичное финансовое оздоровление.
Институциональные преобразования направлены, прежде всего, на:
1. ликвидацию существующего с 1992 г. разрыва между финансовым
и реальным секторами экономики на основе снижения процентной ставки
ниже нормальной рентабельности промышленных предприятий. Для этого
необходимо:
- снизить доходность государственных ценных бумаг и ставки рефи-
нансирования ЦБ до менее чем 20% годовых,
- утвердить процедуру банкротства, обеспечивающую возврат креди-
тов банкам и потерь за счет имущества должника,
- установить тесное взаимодействие государства и банковского сек-
тора - в условиях кризиса в банковской сфере предоставлять коммерче-
ским банкам стабилизационные кредиты, но при условии их направления в
реальный сектор,
- ужесточить валютный контроль за банками, ограничить вывоз ка-
питала, изменить налогообложение банков для увеличения их вклада в
бюджет;
2. регулирование цен естественных монополий. Цены естественных

60
Концепция реформирования предприятий. // Экономика и жизнь. 1997. № 46.



76

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
монополистов (ТЭК) обусловливают неконкурентоспособность российских
товаров, превышают мировые. Для государственного регулирования цен
естественных монополистов необходимо:
- прямое государственное установление цен;
- введение "коридора" цен;
- введение двухставочных тарифов;
- увязка уровней цен на продукцию с возможной реструктуризацией
долгов предприятий.
Создание нормальных условий для функционирования предприятий
предполагает также финансовое оздоровление предприятий.
Для первичного финансового оздоровления предприятий нужна ре-
структуризация их задолженности, включающая:
1.аннулирование штрафов по перечислениям в бюджет,
2.реструктуризацию прямого долга - через перевод на спецсчета и -
поставки продукции в счет его задолженности бюджету.
3. выдачу кредита с минимальной ставкой;
4. взаимозачет долгов других субъектов государству.
Реструктуризация должна стать основой экономического роста, но
это требует:
- преодоления недостатков проведенной приватизации, в результате
которой так и не появились эффективные собственники,
- повышения эффективности отечественной промышленности через
обеспечение интересов собственников и устранение бесконтрольности ме-
неджеров.
Критерии дееспособности и перспективности предприятий:
- готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги
по реструктуризации;
- наличие шансов на восстановление или достижение конкуренто-
способности;
- возможность участия в "кластерах развития", то есть в группах
предприятий, совместно создающих конкурентоспособную продукцию -
модель "группового спасения" в оборонной промышленности.
Если предприятия-должники не отвечают данным требованиям, то
должна быть осуществлена процедура банкротства через передачу эффек-
тивному собственнику, для санации при сохранении профиля или пере-
профилирование, либо ликвидация. Для этого необходима реструктуриза-
ция собственности - дополнительная эмиссия акций и использование вы-
рученных средств или самих акций для погашения задолженности бюдже-
ту. Это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собст-
венности в капитале предприятий. Реструктуризация собственности необ-
ходима потому, что ваучерная приватизация не решила ставившиеся перед
нею задачи: 1)создание слоя частных собственников, 2)привлечение ресур-
сов на рынке ценных бумаг, 3) приток иностранных инвестиций.


77

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Государство лишилось контроля в силу распыления акций, эффек-
тивные собственники не появились из-за недостаточной защиты права соб-

<< Предыдущая

стр. 14
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>