<< Предыдущая

стр. 15
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ственности. В результате подавляющая масса предприятий оказалась пол-
ностью во власти директоров. При этом директорский корпус России рас-
пался на две группы:
- первая группа - те, кто пытается спасти предприятия, поскольку об-
ладают крупными или контрольными пакетами акций;
- вторая группа - расхитители акционерной собственности через ме-
ханизмы перекачки капитала в другие фирмы.
Экономической основой для дополнительной эмиссии акций может
стать дооценка капитала с учетом возможной доходности в будущем с по-
мощью независимых риэлтеров.
Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше ранее
эмитированных акций, то на величину превышения нужно осуществить
выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций, которые по-
гашают задолженности перед бюджетами. Возможен также выкуп пред-
приятия у частных владельцев.
Возврат предприятий государству может быть обеспечен в ходе са-
нации перспективных предприятий, имеющих большую задолженность
перед бюджетом. Однако это создаст законные - и не нарушающие меха-
низмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государст-
ва на деятельность менеджеров. Станет возможным уволить тех менедже-
ров, которые заняты лишь разворовыванием капитала.
Подходы к созданию системы управления государственными паке-
тами акций:
- создание государственных или государственно-частных (феде-
ральных или региональных) холдинговых компаний для управления паке-
тами акций технологически связанных предприятий;
- передача пакетов акций в собственность интегрированных структур
в обмен на передачу в федеральную собственность данной группы;
- представительство государства в АО,
- договор траста, если ставится цель получения доходов государст-
вом.
Такой механизм основан на коммерческих принципах максимизации
дохода.




78

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


РЕГИОНАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ РЕГИОНАЛЬНО АГЕНТСТВО
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



АГЕНТСТВО ПО ДОВЕРИТЕЛЬНОМУ
УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ




ПРИВАТИЗИРОВАННЫЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ

Схема 10. Региональный механизм управления государственной собствен-
ностью
Местный орган власти будет воздействовать на предприятия через
своих представителей - региональное агентство экономического развития и
агентство по доверительному управлению госсо6ственностью с целью
сбора налогов и реализации региональных программ экономического раз-
вития.
Увеличение доли местных органов в капитале предприятий создаст
условия для привлечения инвестиций за счет эмиссии муниципальных
ценных бумаг или предоставления гарантий частным инвесторам.

3. Внутренняя реструктуризация

Причинами медленной внутренней реструктуризации предприятий
являются:
§ неэффективность системы управления вследствие отсутствия страте-
гии, незнания конъюнктуры рынка, низкой квалификации менедж-
мента, неэффективности финансового менеджмента.
§ отсутствие ответственности менеджеров перед собственниками,
§ низкие размеры уставного капитала,
§ отсутствие механизма взыскания имущества в уплату долга,
§ высокие расходы на социальную сферу,
§ дифференциация цен естественных монополий,
§ отсутствие информации у акционеров.
Стимулируемый государством процесс перехода предприятий на
рыночные принципы функционирования - это содержание реформы пред-
приятий.

79

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Цель реформы - их реструктуризация, т.е. улучшение управления,
повышение эффективности производства и конкурентоспособности про-
дукции, производительности труда, снижение издержек.
Задачи реформы предприятий:
§ обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия,
§ защита прав акционеров,
§ разграничение ответственности собственников и менеджеров,
§ исполнение решений судов,
§ обеспечение достоверной информацией,
§ создание эффективного менеджмента.
После первичного финансового оздоровления и появления заинтере-
сованных собственников возможна реальная перестройка деятельности
предприятий, которая решит несколько задач:
1.освобождение предприятий от функций, не свойственных им в ры-
ночной экономике, через:
- введение госфинансирования расходов по соцсфере,
-передачу социнфраструктуры на баланс местных органов власти,
- снятие ограничений на продажу или перепрофилирование объектов
социнфраструктуры.
2.внутреннюю реструктуризацию предприятия:
- новый ассортимент;
- маркетинговые программы продвижения продукции;
-сертификация;
- создание системы финансового менеджмента;
- модернизация бухгалтерского учета;
- созданию сбытовой сети - лизинга;
- обучение новым методам работы;
- изменение организационной структуры - двумя способами:
а) путем выделения производственных подразделений предприятий в
самостоятельные фирмы, б) путем формирования крупных производствен-
ных комплексов из технологически связанных предприятий - холдингов,
ассоциаций, ФПГ.
Для осуществления этих мер по реструктуризации государство
должно создать условия для реформирования предприятий:
1.отменить особое правовое положение АО, созданных в процессе
приватизации,
2.увеличить минимальный капитал АО, повысить ответственность
менеджеров за сохранность имущества и финансовые результаты,
3.установить разрешительное право для менеджеров совместитель-
ства,
4.повысить ответственность менеджеров за сокрытие информации,
5.организавать их подготовку и переподготовку, обеспечить регист-
рацию имущественных прав,


80

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
6.изменить амортизационную политику,
7.ускорить передачу объектов соцсферы местным органам власти,
8.изменить систему бухучета,
9.ввести единые стандарты аудита.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Какие факторы негативно воздействуют на эффективность функ-
ционирования предприятий?
2.Назовите причины неплатежеспособности предприятий.
3.Какие институциональные преобразования создают условия для
нормальной деятельности предприятий?
4.Каковы критерии дееспособности предприятий?
5.Назовите причины медленной внутренней реструктуризации пред-
приятий.
6.Что включает внутренняя реструктуризация?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика.
М., 1996. Гл.14.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1997. Гл.7.
3.Концепция реформирования предприятий и иных коммерческих
организаций // Российская газета. 1997. 13 ноября. С. 5.
4.Курс переходной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 1997.
Раздел 3.
5.Основы теории переходной экономики /Под ред. Киселевой Е.А.,
Чепурина М.Н. Киров, 1996. Гл.13,14.
6. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» // Рос-
сийская газета. 1998. 20 января.
7.Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышлен-
ных предприятий // Вопросы экономики. 1997. № 9.
8.Нещадин А. И др. Преодоление кризиса российской промышлен-
ности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий // Во-
просы экономики. 1997. № 4.
9. Батчиков С., Петров Ю. Промышленная политика в реформацион-
ном выборе России // РЭЖ. 1997. № 10.

ТЕМА 6. Рынок труда и особенности его становления в переход-
ной экономике.
План:
Введение
1. Простая неоклассическая модель спроса на труд.
2. Предложение труда: принятие решения о занятости.
3. Рынки труда с несовершенной конкуренцией.


81

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
4. Особенности рынка труда в переходной экономике.
5. Формирование институтов рынка труда в переходной экономике:
проблемы и противоречия
6. Инфляция и безработица
7. Государственная политика на рынке труда.

Программная аннотация.
Экономико-теоретические модели рынка труда. Спрос на труд для
отдельной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Отраслевой
спрос на труд.
Индивидуальное предложение труда как выбор работника между
трудом и досугом. Рынки труда с несовершенной конкуренцией. Ситуация
монопсонии, монополии и двусторонней монополии на рынке труда.
Формирование и функционирование рынка труда в переходной эко-
номике. «Придерживаемая занятость» как особенность российской модели
рынка труда.
Формирование институтов рынка труда в переходной экономике:
проблемы и противоречия. Институциональные основы рынка труда.
Необходимость регулирования рынка труда. Современные государ-
ственные и региональные приоритеты в сфере занятости.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Введение
Важнейшим социальным завоеванием реального социализма следует
признать полную занятость, которая, хотя и оборачивалась низкой зара-
ботной платой и низкой эффективностью труда, но обеспечивала твердую
уверенность граждан в будущем. Переход к рыночной экономике объек-
тивно ведет к легализации безработицы, что осуществлено в России с июля
1991г. принятием закона РФ “О занятости населения в РФ”, которым опре-
делен правовой статус безработного и создана Федеральная служба заня-
тости.
Важнейшее место в этом процессе занимает проблема занятости, по-
скольку здесь имеют место не просто новые явления, а ломка прежних от-
ношений, основанных на устойчивом трудодефиците, полной занятости,
плановом распределении. Но нестандартная реакция российской экономи-
ки на рыночные преобразования обусловливает нетрадиционные для ры-
ночных экономик тенденции в сфере занятости, глубокую дифференциа-
цию в уровнях занятости в различных регионах.
Нецелостность переходной экономики, сочетающей отмирающие от-
ношения централизованно-управляемой экономической системы и зарож-
дающиеся, растущие элементы производственных отношений рыночной
экономики, обусловливает необходимость глубокого изучения объектив-


82

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
ных законов рыночной экономики и выявления особенностей их проявле-
ния в условиях переходного состояния экономической системы. К числу
важнейших микроэкономических проблем относится государственное со-
действие становлению цивилизованного рынка труда, снятие негативных
социальных последствий существования значительной незанятости на ос-
нове государственного регулирования процесса становления и функциони-
рования рынка труда.
Цель лекции: анализ складывающихся тенденций в процессе форми-
рования рынка труда в условиях переходной экономики, выявление его
теоретических основ, закономерностей, моделей и особенностей функцио-
нирования в РФ.

1. Простая неоклассическая модель спроса на труд

Микроэкономическую основу решения злободневной для постсоциа-
листических стран макроэкономической проблемы незанятости составляет
простая неоклассическая модель рынка труда, которая адекватно описыва-
ет механизм его функционирования и в становящейся рыночной россий-
ской экономике с присущими ему специфическими особенностями.
Рынок труда как система экономических механизмов, норм, инсти-
тутов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использова-
ние, является неотъемлемой составной частью рыночной системы. На
рынке труда действуют те же силы, что и на товарных рынках.
Но ценообразование на рынке труда определяет величину одного из
факторных доходов – заработную плату. Экономической основой фактори-
ального распределения является собственность на факторы производства, в
частности, на рабочую силу. Собственность на рабочую силу - основание
для получения факторного дохода - заработной платы как цены услуг ра-
бочей силы (труда).
Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели
предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Теоретической осно-
вой спроса на труд является теория предельной производительности, т.е.
рентабельности найма для фирмы еще одного дополнительного работника
к уже имеющимся. Этот наем имеет смысл, если работодатель получает
дополнительную выручку от использования дополнительной единицы тру-
да, т.е. предельную выручку от предельного продукта труда, выступаю-

<< Предыдущая

стр. 15
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>