<< Предыдущая

стр. 17
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



89

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
ров, которые можно купить на зарплату, и досуга, как альтернативы труда,
поскольку труд не является желанным.
Вмененные издержки досуга (неработы) - это потребление всех това-
ров, которые можно приобрести на заработную плату.
Мах U (Le, х) , бюджетное ограничение: Рх x +W Le = W L*
Рх x=W(L* - Le)
PQ=WL
W
W2

W0
U1
C U2
W1 A

U
В

E

Рис. 20. Кривая безразличия работника при изменении заработной платы
На горизонтальной оси риc.20 - количество часов досуга в день, на
вертикальной - доход, приносимый трудом. Биссектриса – равная полез-
ность труда и досуга - дополнительный час досуга равен дополнительному
часу труда. А - исходная точка с заработной платой W0 и бюджетным ог-
раничением W0E. Пусть W1<W0. Тогда работник предпочитает досуг низ-
кооплачиваемой работе. Бюджетное ограничение принимает вид W1E, ра-
бочий максимизирует полезность в точке В. При росте заработной платы с
W0 до W2 бюджетное ограничение поднимается в положение W1E, рабочий
максимизирует полезность в точке С.




90

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
W SL
W2 C


W0 A

W1 B


L2 L1 L0 L

Рис. 21. Загибающаяся в обратном направлении кривая индивидуального
предложения труда
Перенеся точки А, В, С на оси координат "занятость - зарплата", по-
лучаем кривую индивидуального предложения труда, в основе которого
лежит динамика спроса на досуг. Эта динамика определяется на основе
взаимодействия двух эффектов: дохода и замещения по аналогии с товар-
ным рынком - изменение заработной платы (цены труда и досуга) сопро-
вождается эффектом замены и эффектом дохода. Эффект дохода состоит в
возможности приобретения дополнительного количества материальных
благ в результате увеличения располагаемого дохода. Поскольку досуг -
нормальный товар, то часть дополнительно полученного дохода будет ис-
пользована как раз на покупку досуга. Иными словами, произойдет увели-
чение времени, отводимого на внерыночные виды деятельности, и сокра-
щение времени труда. Такое предположение имеет тем больше оснований,
если учесть, что полезность извлекается человеком не из товаров как тако-
вых, а из процесса их потребления, который необходимо предполагает за-
траты времени. Таким образом, эффект дохода действует в направлении
снижения предложения труда по мере роста дохода и увеличения предло-
жения труда по мере его падения. Противоположную направленность име-
ет эффект замещения. Он проявляется в том, что по мере роста заработной
платы растут и так называемые вмененные издержки досуга. Вмененные
издержки отражают ту максимальную полезность, которая может быть по-
лучена при использовании данного отрезка времени альтернативным спо-
собом66. Альтернативой досуга является труд за вознаграждение. По мере
увеличения вознаграждения вмененные издержки возрастают. Теперь каж-
дый дополнительный час досуга требует отказа от большей величины до-
хода, следовательно, большего количества разнообразных потребительных
стоимостей, которые могли бы быть приобретены на полученный доход.
Согласно теории потребительского выбора потребление любого нормаль-
ного товара уменьшается с ростом его цены67. Поэтому возрастание цены
66
Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика. 1992. С.190.
67
Гальперин В.М и др.. Микроэкономика. Спб.: Экономическая школа. Т.1. 1994. С.125.


91

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
досуга представляет собой фактор сокращения его потребления или, что то
же самое, роста предложения труда. Таким образом, эффект замещения
действует в направлении увеличения предложения труда по мере роста до-
хода и уменьшения предложения труда по мере его падения. В силу проти-
воположного действия эффекта дохода и эффекта замещения динамика оп-
латы труда может оказывать неоднозначное влияние на объем предложе-
ния труда со стороны того или иного конкретного человека. Предпочтения
каждого человека строго индивидуальны. Поэтому неизбежно огромное
разнообразие кривых индивидуального предложения труда. Тем не менее,
выявлены определенные закономерности, в соответствии с которыми ведут
себя кривые индивидуального предложения труда различных категорий
рабочей силы. Так, существенно различается динамика предложения труда
мужчин и женщин. У мужчин, как правило, довольно быстро наступает
фаза доминирования эффекта дохода, и кривая предложения труда имеет
вышеописанную форму. Для женщин доминирующим является эффект за-
мещения. Одна из возможных теоретических гипотез для эксперименталь-
ной проверки состоит в том, что дополнительных доход позволяет им на-
нимать домашнюю прислугу и использовать высвобожденное время для
работы по найму. Отсюда, в частности, происходит прямо пропорциональ-
ная зависимость между ростом почасового дохода и предложением труда
со стороны женщин. Подобного рода “тонкости” характерны для стран с
развитым рыночным хозяйством. В условиях командно-административной
системы, законодательно регламентирующей порядок участия рабочей си-
лы в процессе общественного труда, продолжительность рабочего времени
и практически не предоставлявшейся возможности неполной, почасовой и
других гибких форм занятости, индивидуальное предложение труда было в
большинстве случаев жестко регламентировано в самых различных аспек-
тах и незначительно изменялось под воздействием изменений реальной за-
работной платы.
Соединение кривых спроса и предложения труда определяет равно-
весную заработную плату Wс и равновесную занятость Lc. В условиях со-
вершенно конкурентного рынка фактора производства и продукции ресур-
сы используются эффективно, разность между совокупной выручкой и со-
вокупными затратами максимизируется.




92

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
W S=AС




Wc

DL=MRPL


Lc L
Рис. 22. Равновесие на факторном рынке в условиях совершенной конку-
ренции на товарном рынке

3. Рынки труда с несовершенной конкуренцией

На конкурентном рынке труда MRPL=P*MPL. Т.к. конкурентный ры-
нок эффективен, то это равенство является условием эффективности: до-
полнительная выручка от применения дополнительной единицы труда
равна общественным выгодам от дополнительной продукции, выпущенной
с помощью дополнительной единицы труда. Когда рынок готовой продук-
ции не является конкурентным (монополия), то это равенство не выполня-
ется, и кривая Р*МРL проходит выше кривой предельной выручки от пре-
дельного продукта MR*МРL. Точка В определяет равновесную заработную
плату Wm и равновесный объем предложения труда Lm для фирмы-
монополиста на товарном рынке.
Но ценность, которую потребители извлекают из применения допол-
нительной единицы труда характеризуется линией Р*МРL. Поэтому когда
занято Lm труда, предельные затраты для фирмы-монополиста - Wm
меньше, чем предельные выгоды для общества Wm. Фирма максимизирует
прибыль, но ее выпуск меньше эффективного уровня и ресурсы использу-
ются в количествах, меньше эффективных.
На некоторых рынках труда отдельные покупатели обладают силой
монопсонии (одного покупателя) (единственная шахта в городе, универси-
тетский городок, хлопчатобумажный комбинат в г.Шахты, государство в
тоталитарных обществах).




93

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
W MC


SL=AС
W* C

D=MRPL
Wm



Lm L* L

Рис. 23. Влияние монопсонии на рынок труда

На конкурентных факторных рынках кривые предельных и средних
факторных расходов совпадают АС=МС, для монопсонии - не совпадают.
Т.к. кривая предельных издержек монопсонии MС лежит выше кривой
средних издержек АС, то фирма-монопсонист будет расширять приобрете-
ние труда до тех пор, пока МС=АС.
Здесь выгоды от приобретения последней единицы труда (и другого
фактора) MRPL=MС. Монопсонист нанимает Lm единиц труда, Wm опре-
деляется точкой на кривой средних расходов или кривой предложения, со-
ответствующей Lm единицам труда.
Монопсонист максимизирует выгоды (выручка (полезность) минус
расходы), когда предельная ценность доходов MR=MC. Т.к. MR=MRPL, то
MRPL=MC. Это условие аналогично условию о максимизирующем при-
быль объеме производства.
Таким образом, монопсонист нанимает труда меньше, чем конку-
рентная фирма и платит более низкую заработную плату. Однако, чистая
монопсония - такая же абстракция, как совершенно конкурентный рынок
фактора. Чаще встречается олигопсония, т.е. такая структура рынка факто-
ров производства, когда небольшое количество фирм закупает все рыноч-
ное предложение определенного ресурса (профессиональные футбольные
команды, их 20-30).
Продавцы на факторных рынках также могут выступать как монопо-
листы - профсоюз на рынке труда. Если профсоюз стремится максимизи-
ровать занятость, его выбор совпадает с результатами совершенной конку-
ренции. Если он добивается более высокой зарплаты, то он ограничивает
число своих членов и, следовательно, уменьшает занятость.




94

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
W



Wр S=AС
W?


MRPL
MR

L?
Lр L
Рис. 24. Влияние профсоюза на предложение труда и зарплату

Последней рыночной структурой на факторных рынках является
двусторонняя монополия. Это такая рыночная структура, при которой
единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-
продажу факторов производства (для продавца - это труд или готовая про-
дукция). Оба могут контролировать цены услуг факторов.
W MС

E1
Wр S=AС


MRPL
E2
MR=MC
Wm MR

LM Lp L
Рис. 25. Двусторонняя монополия
Когда монопсонист сталкивается с монополией, продающей фактор
производства, - это битва титанов, по характеристике Хаймана Д.Н. Кривая
предложения рабочей силы определяет цену услуг труда. Т.к. фирма-
монопсонист устанавливает ее на уровне Wm, соответствующем пересече-
нию кривой ее MС с MRPL в точке Е2, то привлекает Lm единиц услуг ре-
сурса. Но монополист-профсоюз для максимизации зарплаты стремится
установить такую цену на труд, которая побудит нанимателя ресурса при-
обрести количество ресурса, соответствующего точке, где предельный до-
ход от реализации услуг данного фактора равен предельным издержкам на


95

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com

<< Предыдущая

стр. 17
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>