<< Предыдущая

стр. 19
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Схема 12. Черты транзитивной модели рынка труда


Черты транзитивной модели рынка труда


монопсоническая структура рост продолжительности безработицы


высокая официальная занятость «придерживаемая» модель занятости


расширение неформальной занятости отрицательная селекция институтов


неэластичность спроса и предложения труда снижение заработной платы


глубокая дифференциация занятости по регионам рост скрытой безработицы


разрыв между регистрируемой и общей безработицей рост безработицы



5. Формирование институтов рынка труда в переходной эконо-
мике: проблемы и противоречия

Трансформация российской экономики, связанная с переходом от
командно-административной к рыночной экономической системе, предпо-
лагает коренную ломку или радикальное изменение сложившейся системы
норм и правил, регулирующих деятельность людей в обществе, смену мно-
гих принципов и мировоззрений, а также создание и привнесение большо-
го количества новшеств. Иначе говоря, она предусматривает глубокие ин-
ституциональные изменения в экономике и обществе в целом. Это необхо-
димый и абсолютно естественный процесс, имеющий место во всех под-
вергающихся реформированию экономических системах.
Институциональные изменения направлены на создание новых или
обновление имеющихся институтов, обеспечивающих определенные «пра-
вила игры». На основе этих правил и механизмов, обеспечивающих их вы-
полнение, формируются взаимоотношения людей в экономической, обще-
ственной, политической и прочих сферах. Поэтому проблема формирова-
ния институциональной среды или институционализация экономики явля-
ется важнейшей сферой деятельности государства, в т.ч. и на рынке труда.
Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регули-
рование, является наименее институциализированным элементом в струк-
туре современной отечественной экономики. Старых институтов нет. Но-
вые институты либо не созданы, либо функционируют с низкой эффектив-

101

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
ностью (институт защиты прав наемных работников, биржи труда). По-
этому институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь
на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправ-
ленного процесса становления формальных институтов рынка труда. Пока-
зателем степени несовершенства рынка труда в переходной экономике
служат невыплаты пособий по безработице.
В соответствии с методологией институциональной экономики все
структурные подразделения рынка труда есть ни что иное, как институты.
Основоположник институционализма Т. Веблен утверждал, что сущность
любого экономического института составляют усвоенные широкими слоя-
ми населения системы ценностей, устойчивые совокупности социальных
норм и стандартов поведения, установки и схемы мировосприятия. По вы-
ражению Т. Веблена, институты – это образ мышления79. Д. Коммонс счи-
тал, что ядром института, его конституирующим моментом являются пра-
вовые нормы80.
Современные неоинституционалисты определяют институт как ус-
тойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов,
норм и установок, регулирующих те или иные сферы человеческой дея-
тельности.
Поэтому становление рыночных отношений в сфере занятости – это,
прежде, всего создание институтов, обеспечивающих функционирование
рынка труда. Формирование рыночных институтов в сфере занятости в ус-
ловиях переходной экономике - это, конкретизируя известное определение
Д. Норта применительно к рынку труда, становление правил, механизмов,
обеспечивающих их выполнение, и норм поведения, которые структури-
руют повторяющиеся взаимодействия между людьми81, включающее раз-
витие институтов первого порядка (определение и распределение прав
собственности на услуги труда, трудовое законодательство) и институты
второго порядка (средства массовой информации, корпоративные и не-
формальные связи, контакты, каналы информации, рекомендации). С дру-
гой стороны, институционализация рынка труда, т.е. становление его ин-
ститутов в узком смысле, - это формирование учреждений, обеспечиваю-
щих непосредственное функционирование институтов первого и второго
порядков, - институты поиска контрагента, структуры трудового посред-
ничества, институты заключения контракта, госконтроля.
Институты рынка труда включают следующие типы82:
— институты определения и распределения прав собственности на
услуги труда (нормы, традиции, ценности, определяющие трудовое пове-
дение, практика заключения и содержание формальных и неформальных
79
Веблен Т. Теория празного класса. М.: Прогресс. 1984. С.58.
80
Commons J.R. Institution Economics // American Economic Review. 1931. V.21.
81
Норт Д. Институты и экономический рост : историческое введение // Тезис. Т.1. Вып.2. М., 1993. С.73.
82
См.: Рощин С.Ю. Институты рынка труда в переходной экономике // Современная экономическая тео-
рия. Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения». М.,1997. С. 69-70.


102

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
трудовых контрактов, трудовое законодательство, отражающее модифика-
цию этих норм);
— институты поиска контрагента (работы или работника) и сбора
информации, отбора (формальные государственные и негосударственные
структуры трудового посредничества, средства массовой информации,
корпоративные и неформальные связи, контакты, каналы информации, ре-
комендации, репутация);
— институты заключения контракта, ведения переговоров (проф-
союзы);
— институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав
собственности (трудовая инспекция, трудовой арбитраж, профсоюзы);
— институты, определяющие мобильность и трансакционные барье-
ры на рынке труда (нормы дискриминации, установки на территориальную
мобильность, законодательные ограничения на мобильность, нормы пре-
стижности и статуса рабочих мест и т.д.);
— институты внутрифирменного, административного распределения
ресурсов (нормы и административные правила и процедуры функциониро-
вания внутреннего рынка труда);
— институты государственного регулирования рынка труда, компен-
сирующие "провалы" рынка в сфере труда (службы занятости, системы
страхования по безработице, органы контроля за условиями труда и т.д.).

Схема 13.Типология институтов рынка труда
Типология институтов
рынка труда

институты прав собственности на услуги труда


институты поиска контрагента


институты заключения контракта, ведения переговоров


институты контроля за соблюдением контрактов,
защиты прав собственности
собственности
институты, определяющие мобильность или барьеры на
рынке труда

институты внутрифирменного, административного
распределения ресурсов

институты государственного регулирования рынка
труда, компенсирующие "провалы" рынка в сфере труда

В переходной экономике с развитием рыночных механизмов коор-
динации в сфере труда необходимо обеспечить ускорение процесса ста-
новления этих институтов рынка труда. Именно отсутствием институцио-
нальных структур, необходимых для полноценного функционирования


103

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
рынка труда обусловлены его существенные особенности в переходной
экономике, которые объективно требуют:
— формирования рынка услуг по трудоустройству, т.е. по оказанию
трансакционных услуг (коммерческие организации трудового посредниче-
ства, средства массовой информации и т.д.);
— становления институтов, направленных на компенсацию "прова-
лов" рынка в сфере труда (служба занятости, страхование по безработице);
— становления институтов защиты прав собственности в трудовой
сфере (трудовой арбитраж);
трансформации профсоюзов в институт проведения перегово-

ров об условиях трудового контракта, занятости и заработной платы.

Схема 14. Институциональная структура рынка труда

Государственные институты

Система Городские Районные
Федеральная и
Трудовая областная
образования и службы службы
служба за-
инспекция
переподготовки занятости занятости
нятости


Социальная
защита
Суд,
Теневой Легальный
прокуратура


Трудовые Рынок труда Работодатели
ресурсы


Негосударственные
институты


Частные
Профсоюзы
посреднические
фирмы
Неформальные институты

Этические Религиозные Институт
Традиции
нормы догмы теневой
занятости




104

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
6. Государственная политика на рынке труда


Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему об-
щественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на
данный период баланс интересов между участвующими на рынке силами:
предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости
рынка труда характеризуется институционализацией противоречивых ин-
тересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций предпринимателей, с од-
ной стороны, и профсоюзов, с другой. Главная функция государства за-
ключается в определении правил регулирования интересов партнеров и
противостоящих сил.
В широком смысле механизм госрегулирования включает экономи-
ческие, юридические, социальные и психологические факторы, опреде-
ляющие функционирование рынка труда. Они осуществляются через сис-
тему трудоустройства - широкую сеть бюро занятости, банки данных о ра-
бочих местах, государственные программы переподготовки.
Когда безработица превышает естественный уровень, что свидетель-
ствует о наличии вынужденной безработицы, то необходимо вмешательст-
во государства, деятельность которого осуществляется по двум основным
направлениям. Первое направление - регулирование уровня и продолжи-
тельности безработицы. Задача государства заключается в том, чтобы сни-
зить безработицу до естественного уровня, но методами, нейтральными по
отношению к инфляции. В противном случае экономика окажется в со-
стоянии стагфляции. Допустимы такие меры воздействия, как организация
работы бирж труда, совершенствование информации о вакансиях и т. п.
Хорошие результаты дают также целевые программы как регионального,
так и социального характера.
Второе направление - социальная защита безработных. Социальная
политика дает реальный результат, если строится на основе реальных воз-
можностей экономики и исключает ускорение инфляции и повышение ин-
ституциональной безработицы.
Направления государственного регулирования рынка труда:
n программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа
рабочих мест в государственном секторе,
n программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей
силы,
n программы содействия найму рабочей силы,
n правительственные программы по социальному страхованию от без-
работицы.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая,
денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенство-



105

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com

<< Предыдущая

стр. 19
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>