<< Предыдущая

стр. 22
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

90
Комаров И. Инвестиционный климат России. Проблемы и перспективы// Инвестиции в России.
1998.№11.С.1.
91
П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. Основы стратегического управления. М.: Маркетинг.1997.


116

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Она составляет примерно 10-12 млрд. долл. в год, в 2000 оценивается
на уровне 15 млрд. Процесс бегства капитала был экономически предопре-
делен отрицательной реальной ставкой процента в начале переходного пе-
риода. Но с 1993 г. она стала положительной и достигла к 1997 г. 1-2 % в
месяц (положительных) (при ставке рефинансирования ЦБ РФ в 24 % го-
довых). Это высокая реальная ставка процента, которая, казалось бы,
должна обеспечить миграцию капитала в Россию, приток зарубежных ин-
вестиций. И хотя за 1991 - 96 гг. иностранные инвестиции в России увели-
чились с 1621,1 до 9771,2 млн. долл.92, в 1997г. – до 13,3 млрд. долл., тем
не менее приток иностранных инвестиций явно не соответствует столь
значительной ставке процента и потребностям российской экономики в ре-
структуризации – до 2 трлн. долл. за 20 лет93. Это объясняется высочайшей
рискованностью инвестирования в России, что и вызывает вывоз частного
капитала из России в рамках так называемого «бегства капитала», обу-
словленного экономическим кризисом, налоговым прессингом и политиче-
ской нестабильностью. В таких условиях частный российский капитал вы-
возится за границу вопреки закономерностям экономической теории лишь
из-за стремления его владельцев разместить капитал в более стабильной
экономике с меньшими налогами либо «отмыть» теневой капитал.
Введение в 1994 г. новых правил заключения внешнеторговых сде-
лок (оформление паспорта сделки в уполномоченном банке, передача этих
сведений банком в ГТК РФ) позволяет установить жесткий таможенно-
валютный контроль и частично уменьшить нелегальный вывоз капитала.
Однако такие прямые методы административного регулирования и кон-
троля могут быть эффективными лишь в условиях создания нормальных
условий для внутреннего накопления - снижения налогового бремени, дос-
тижения экономической и политической стабильности, создания государ-
ственной концепции осуществления инвестиций за рубежом. По оценке
рейтингового агенства Fitch IBCA, за 1993-98гг. вывоз капитала из России
достиг 136 млрд. долл.94
3. Выведение капитала из производства.
В течение всего периода экстенсивного развития банковской систе-
мы банки финансировали в основном спекулятивные финансовые опера-
ции, в лучшем случае капитал вкладывался в оборотные активы. В резуль-
тате производственный капитал превращался в торгово-купеческий или
фиктивный. Накопленные в частном секторе инвестиционные ресурсы не
превращались в производственные инвестиции вследствие отсутствия
обещанной государственной поддержки. В 1996г. профинансировано всего
около 10 трлн. руб. государственных инвестиций (28,5%), программа кон-
версии оборонных отраслей профинансирована на 4,8 %, а инвестиции,
92
Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.22.
93
Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.5.
94
Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.5.


117

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
намеченные к размещению на конкурсной основе (1 государственный
рубль на 4 руб. частных вложений) для реализации быстро окупаемых
коммерческих проектов, - на 5,2%95. Такое положение дестабилизировало
инвестиционный рынок.
4.Высокая инфляция требует высокой рентабельности инвестицион-
ных проектов и сокращает сроки их окупаемости до 1 - 3 лет. С одной сто-
роны, такие жесткие требования не позволяют заморозить средства на де-
сятилетия, как было ранее (Атоммаш, БАМ), но с другой стороны, лучшие
инвестиционные проекты не внедряются.
5. Перераспределительнoе вмешательство государства снижает мо-
тивацию накопления.
В сфере налоговой политики чётко прослеживаются две тенденции:
рост налогов, с одной стороны, и стремление вывести инвестиции из нало-
гооблагаемой прибыли. Это снижает мотивацию накопления в предприни-
мательских структурах.
6.Неопределенность государственной инвестиционной политики (го-
сударство не выполняет своих обещаний) деформирует систему государст-
венного регулирование инвестиционного рынка, которое сводится к фи-
нансовым вливаниям в отдельные отрасли на основе политической конъ-
юнктуры и лоббизма.
7.Сформировался ярко выраженный сезонный характер инвестици-
онной активности.
Пик ее приходится на конец года, на четвертый квартал, что сказы-
вается на темпах инфляции с лагом в три-шесть месяцев. Поэтому четко
прослеживается такая особенная черта инфляции в России, как максимиза-
ция темпов инфляции в первом - втором месяцах года.
8. Амортизационные отчисления используются не на воспроизводст-
во основного капитала, а на потребление.
9. Растут объемы незавершенного производства.
Средства инвестиционных кредитов и прямых бюджетных инвести-
ций в производственную сферу распыляются по множеству объектов или
направляются на строительство объектов с длительными сроками введе-
ния.
10.Опережающий темп роста цен на инвестиционные товары обу-
словливает максимальную ликвидность капитальных вложений - в автомо-
били, компьютеры, оргтехнику.
11.Децентрализация инвестиционного процесса: удельный вес госу-
дарственных инвестиций в общем их объеме в 1992г. составил 21%, в
1994г. – 11%, в 1996 г. - 9%96, в 1999г. - 6,9%97.
95
Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997 - 2000 годы. // Вопросы экономики.
1997. № 1. С. 8.
96
Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.8.
97
Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики. 1999. № 12. С.6.



118

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
12.Снижение эффективности инвестиций не менее чем на 35%, т.е.
падение дополнительного объема продукции на 1 руб. новых инвестиций
более чем на треть98.
Таким образом, к настоящему времени инвестиционный кризис в
экономике России начал приобретать новое качество - хроническое недо-
инвестирование становится причиной спада промышленного производства,
поскольку воздействует на спад сильнее спросовых ограничений. Несмот-
ря на успехи финансовой стабилизации и снижение темпов инфляции в
1995 - 1996 годах в 1998г. финансовый кризис показал, что инвестицион-
ный климат в экономике по-прежнему остается неблагоприятным. Даль-
нейшее сокращение общего объема инвестиций сдерживает структурные и
технологические преобразования производства, усугубляет проблему тех-
нологической отсталости и конкурентоспособности отечественной про-
мышленности.
Все это свидетельствует о необходимости разработки общей для
экономики государственной инвестиционной политики.
Направления государственной инвестиционной политики:
1. Создание условий для оживления инвестиционной актив-
ности и притока в экономику средств частных инвесторов — кор-
поративного национального капитала, сумевшего адаптироваться
к условиям рынка и способного обеспечить высокую отдачу от
инвестируемых средств, поскольку проблемы повышения инве-
стиционной активности, реконструкции экономики не могут быть
решены только за счет увеличения масштабов государственного
инвестирования.
2. Формирование благоприятного инвестиционного клима-
та, т.е. создание благоприятных условий для удержания нацио-
нального капитала в стране, отработки механизмов его трансфор-
мации в реальные инвестиции, содействия реализации инвестици-
онных программ корпоративного национального капитала, что
предполагает необходимость:
- устойчивой стабилизации и последующего оживления производст-
ва с опорой на ныне конкурентоспособную часть производственного аппа-
рата;
- осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисци-
плины, создания благоприятного налогового режима, способствующего
наращиванию производительного капитала;
- стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет
развития системы государственных гарантий;
- четкого разграничения сфер ответственности федерального и мест-
ного бюджетов (федеральный бюджет выделяет средства на развитие фе-

98
См.: РЭЖ. 1998. № 7-8. С.5.


119

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
деральной собственности и отдельных объектов муниципальной собствен-
ности);
- обеспечения минимальных темпов инфляции и низкой банковской
процентной ставки, а также снижение доходности государственных цен-
ных бумаг до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в экономику;
- проведения взвешенной политики на фондовом рынке, обеспечи-
вающий разумный баланс интересов его финансового и реального секто-
ров.
3. Государство должно выполнять функции стратегическо-
го инвестора, стимулировать и поддерживать инвестиционную
деятельность среднего и малого предпринимательства.
4. Изменение государственной инвестиционной политики в
области централизованных инвестиций:
- увеличение масштабов государственного инвестирования за счет
государственных ценных бумаг;
- смещение акцентов бюджетного финансирования от реализации
масштабных задач к поддержке эффективно работающих предприятий,
поддержке инфраструктурных и жизнеобеспечивающих производств;
- повышения финансовой дисциплины в части выполнения государ-
ственных обязательств по финансированию инвестиционных расходов;
-расширение масштабов долевого государственно-коммерческого
финансирования эффективных инвестиционных проектов частного капи-
тала, в том числе посредством предоставления государственных гарантий
под привлекаемые инвестором в коммерческих банках кредиты99.
5. Ориентация на имеющиеся внутренние ресурсы накоп-
лений в стране и опора, прежде всего, на национальный капитал.
6. Стимулирование коммерческих банков к долгосрочному
кредитованию реального сектора, развитие системы специализи-
рованных инвестиционных банков, а также создание необходи-
мых условий и законодательной базы для их активной хозяйст-
венной деятельности.
7. Расширение масштабов привлечения внебюджетных ис-
точников финансирования инвестиций на основе:
- укрепления финансовой базы инвесторов через осуществление но-
вой гибкой амортизационной политики, расширение практики ускоренной
амортизации основного капитала;
- последовательного изменения акцентов приватизационной полити-
ки с фискальных задач пополнения доходной части бюджета на реконст-
рукцию производства и поддержку инвестиционных проектов;
- стимулирования инвестиционной активности малого и среднего
предпринимательства, с этой целью проведения политики его активной го-
99
Инвестиционная политика в условиях перехода к рынку // Экономико-правовой бюллетень. 1997. № 2.
С.11.


120

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
сударственной поддержки, учитывающей отраслевые и региональные осо-
бенности развития этого сектора экономики;
- формирования условий и механизмов привлечения в инвестицион-
ную сферу личных сбережений и развитие необходимых гарантий по обес-
печению надежности вкладов населения;
- стимулирования привлечений накоплений населения в жилищную
сферу, в том числе за счет предоставления жилищных субсидий, долго-
срочных жилищных и ипотечных кредитов и т.д.
8. Привлечение иностранных инвестиций в экономику Рос-
100
сии .
Повышение инвестиционной активности во многом зависит от ре-
зультативности формируемой в настоящее время институциональной сре-
ды для инвестиционной деятельности, предполагающей внедрение новых
эффективных форм организации инвестиционного процесса. В том числе
создание финансово-промышленных групп (ФПГ), инвестиционных бан-
ков паевых инвестиционных фондов, лизинговых и инвестиционных кам-
паний, а также дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг.
При этом следует особо подчеркнуть, что проведение в жизнь инве-
стиционной политики возможно только при условии развитой и надежной
нормативно-законодательной базы, создание правовых основ инвестици-
онной деятельности в условиях рынка также является одним из основных
элементов инвестиционной политики.
Учитывая экономические закономерности, сложившуюся ситуацию в
России и перечисленные меры государственной инвестиционной политики
можно выделить следующие направления преодоления инвестиционного
кризиса:
1.Реальная и легитимная приватизации собственности, переход от
«номенклатурной» приватизации как первого этапа первоначального нако-
пления капитала к «рыночной приватизации» 101. В 1994 г. на негосударст-
венных приватизированных предприятиях было произведено 62 % ВНП, в
1996 г. на 124.6 тыс. приватизированных предприятий (60% от общего ко-
личества государственных предприятий по состоянию на начало процесса
приватизации) - 70% ВВП102, в 1999г. – 75%. Поскольку даже в условиях
инвестиционного кризиса треть частных и акционерных предприятий все-
таки осуществляет инвестиционный процесс, переход к новому этапу при-
ватизации - от сложившейся континентальной модели акционерной собст-
венности к более эффективной предпринимательской модели - позволяет
спрогнозировать усиление инвестиционной активности. Кроме того, ин-
100
Инвестиционная политика в условиях перехода к рынку.// Экономико-правовой бюллетень, 1997. № 2.
С.14.
101
Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. С. 164.
102
Экономика и жизнь. № 4. 1995. С. 2, Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на
1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост» // Вопросы экономики. 1997. № 1.
С.30.


121

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
фляция заставляет предпринимателей вкладывать средства в производство,
так как инвестиции - лучшее средство сохранения стоимости: стоимость
земли, зданий, оборудования самоиндексируется в условиях инфляции.
2.Отказ от большого числа приоритетов, концентрация инвестици-
онных ресурсов государства.
В настоящее время приоритетными направлениями государственной

<< Предыдущая

стр. 22
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>