<< Предыдущая

стр. 23
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

инвестиционной политики являются пять программ - топливная, продо-
вольственная, жилищная, конверсионная и коммуникационная. Распыле-
ние капитальных вложений ведет к недоинвестированию названных про-
грамм. Поэтому необходимо выделить приоритетные отрасли или народ-
нохозяйственный комплекс, массированное частное инвестирование кото-
рого по цепочке межхозяйственных связей обеспечит активизацию инве-
стиционных процессов в смежных отраслях. Как показывают проведенные
исследования 103, из указанных программ вложения в ТЭК могут дать бы-
струю отдачу, но станут тормозом структурной перестройки, так как будут
способствовать закреплению экспортно-сырьевой ориентации российской
экономики. Конверсия ВПК не дает быстрой отдачи, поскольку здесь для
перепрофилирования и диверсификации необходимо длительное время, но
сохраняет научно-технический и интеллектуальный потенциал. Наконец,
вложения в жилищный комплекс не дают прямой отдачи, но оживляют ин-
вестиционный комплекс и обеспечивают положительные структурные
сдвиги. По мнению западных ученых (Р. Лэйарда, советника правительства
РФ и др.), вложения в жилищное строительство могут стать в условиях
экономического кризиса генерирующим началом инвестиционной актив-
ности в смежных отраслях.
3.Создание благоприятного инвестиционного климата.




103
Михина М. Инвестиции в России: расточительная скупость // Экономика и жизнь. № 9. 1994. С. 2.



122

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Схема 15. Структурные элементы понятия "инвестиционный климат"
Инвестиционный
климат



Благоприятный Неблагоприятный




Инвестиционная Степень экономической
привлекательность свободы


Инвестиционный Инвестиционный Инвестиционные
потенциал риск ожидания


п о т е н ц и а л ь н а я

Государственная
инвестиционная
реальная
политика

Инвестиционная
активность


Условиями благоприятности инвестиционного климата являются:
- достижение критерия финансовой стабилизации - снижение годо-
вой инфляции ниже 40%,
- осуществление институциональных преобразований - реформа
предприятий в направлении защиты прав собственников (акционеров), на-
логовая реформа по снижению налогового бремени и введению инвести-
ционных льгот,
- изменение амортизационной политики - укрупнение блоков амор-
тизируемого оборудования, повышение норм амортизации, широкое при-
менение ускоренной амортизации,
- развитие рынка капитала - облигационных рынков предприятий,
института финансовых посредников, обеспечивающих доведение инфор-
мации о предложении капитала и предложении инвестиционных проектов
до заинтересованных партнеров.
4.Приоритет частным инвестициям как более эффективным, но с
принятием государством на себя части рисков в условиях высокой инве-
стиционной рискованности переходной экономики.



123

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
5.Увеличение объемов государственных инвестиций и повышение их
роли в структурной и инвестиционной политике.
6.Привлечение иностранных инвестиций.
Они пока играют незначительную роль в экономике России: в 1993 г.
их объём составил 2,9 млрд. долл., в 1996 г. - 9,8 млрд. долл.104, 1997г. –
13,3 млрд. долл., 1998г. – 16,3 млрд. долл., что сопоставимо с оттоком ка-
питала из России. Инвестиции в основном направляются в быстроокупае-
мые проекты, не требующие значительных затрат, - в производство потре-
бительских товаров и в добывающие отрасли.
Поэтому одним из приоритетных направлений государственной ин-
вестиционной политики по-прежнему остается активное привлечение ино-
странных инвестиций (см. рис.31).
16000
16000
15000
14000
13271,1
12000

10000 9771,2
8000
6771,2
6000

3974,5
4000
2921,1
2000
1621,1
0
1991-92 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

Прирост иностранных инвестиций, млн.долл




Рис. 31. Динамика привлечения иностранных инвестиций в России (по
данным Департамента международного инвестиционного сотрудничест-
ва)105.

В целях более активного привлечения иностранного капитала в рос-
сийскую экономику предусматривается ускорить формирование благопри-
ятного инвестиционного климата, завершить создание нормативно-
правовой базы регулирования инвестиций для обеспечения иностранным
инвесторам условий стабильности, защиту вкладываемых средств от не-
коммерческих рисков, отсутствие дискриминации.
Стратегической целью инвестиционного сотрудничества является
увеличение объемов иностранных инвестиций, привлекаемых на основе
учета структурной перестройки (см. рис.32).



104
Панасенко С. И понеслась душа в Майами-Бич. // Российская газета. 1994. 17 июля.
105
Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.23.


124

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Прямые инвестиции – 65%,
Прочие инвестиции - 7%,
Портфельные инвестиции –28%,
(млн. долл. США)

100%
1
0,9
80%
0,8
0,7
60%
0,6
0,5
40%
0,4
88%
67,10%
0,3 52%
20%
0,2
28%
0,1
0%
0
Годы
1991-93 1994 1995 1996




Рис. 32. Структура иностранных инвестиций в российскую экономику106
Для увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций до
оптимальных 10 - 12 млрд. долл. в год необходимо:
- создание условий для реинвестирования вывезенного за границу
российского капитала,
- повышение рейтинга страны как реципиента капитала,
- снижение некоммерческих (политических) рисков,
- создание благоприятного инвестиционного климата через стабили-
зацию налогового режима.
7.Оформление взаимной задолженности предприятий в виде ценных
бумаг (векселей). Реорганизация, санация и банкротство несостоятельных
предприятий будут способствовать оздоровлению инвестиционного кли-
мата через реструктурирование просроченной задолженности предпри-
ятий, возросшей со 173 трлн. руб. в 1993 г. до 575 трлн. руб. в 1996 г.107
8. Размещение государственных инвестиционных ресурсов на кон-
курсной основе.
Это предполагает определение эффективности того или иного инве-
стиционного проекта через реальную процентную ставку, которая в усло-
виях инфляции измеряется разностью номинальной процентной ставки и
ожидаемого уровня инфляции. При этом реальная норма отдачи от проекта
должна превышать реальную процентную ставку (при небольших темпах
инфляции):
? > (i - ?е),
106
Экономико-правовой бюллетень. 1997. Вып.2. С.24.
107
Российские финансы в 1993 году // Вопросы экономики. 1994. № 1. С. 77-78, Нормативно-
законодательная база инвестиционной деятельности в России // Экономико-правовой бюллетень. 1997. №
2. С. 6, Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 6.


125

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
где ? - реальная доходность инвестиционного проекта,
i - номинальная ставка процента,
?е - ожидаемая инфляция.
Итак, важнейшей особенностью переходной экономики (в соответст-
вии с подписанным 24 июня 1994 г. на острове Корфу Соглашением между
Европейским Союзом и Российской Федерацией о партнерстве и сотруд-
ничестве России признана страной с переходным типом экономики, что
ставит ее в промежуточное положение между странами с государственной
торговлей и страной - членом ГАТТ)108 является наличие инвестиционного
кризиса. Однако кризисные явления в инвестиционной сфере с различной
степенью глубины затронули различающиеся по социально-
экономическим критериям сектора экономики. Поэтому необходимо про-
анализировать структуру накопления в переходной экономике.

4. Социально-экономическая структура накопления в переходной
экономике

Социально-экономическая структура накопления детерминирована
структурой форм собственности с учетом пофазной принадлежности капи-
тала, его функциональной роли в производстве. Используя такой методо-
логический подход, в структуре накопления можно выделить следующие
элементы:
1.Государственные инвестиции.
Хотя для обеспечения экономического роста они должны стать при-
оритетным направление бюджетных расходов, в настоящее время центра-
лизованные капитальные вложения являются незащищенной статьей госу-
дарственного бюджета и осуществляются по остаточному методу. В силу
этого их финансирование снизилось с 50 % от плановых назначений в рас-
ходах государственного бюджета в 1994г. до 28,5% в 1996г.109 Теоретиче-
ски это объясняется тем, что финансирование дефицита госбюджета через
внутренние займы (государственные ценные бумаги) вытесняет государст-
во как инвестора с рынка капитала. Для доказательства приведем фунда-
ментальное условие равновесия на рынке товаров в закрытой экономике:
У = C + I + G (1),
где У - совокупный спрос, соответствующий предложению;
С - спрос на потребительские товары;
I - инвестиционный спрос частных фирм;
G - правительственные расходы на услуги (образование, здравоохра-
нение и др.) или товары (военные и гражданские).
Из обеих частей равенства (1) вычтем (Т+С), где Т - чистый налог,
т.е. налоговые поступления минус субсидии и трансфертные платежи. То-
108
Эмерсон М. Мы за взаимозависимость наших интересов // Экономика и жизнь. 1994. № 32. С. 19.
109
Российская газета. 1997. 7 мая. С. 5.


126

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
гда S = I + G - Т, т.е. сбережения населения и юридических лиц равны
сумме, которую предприятия и правительство хотели бы взять в долг через
рынок капитала, аккумулирующий и размещающий их посредством бан-
ков, фондового рынка так, чтобы удовлетворить спрос на кредиты пред-
приятий для финансирования инвестиций и спрос правительства для фи-
нансирования бюджетного дефицита.
Рост правительственных текущих расходов увеличивает реальную
ставку процента (r) при условии, что отношение М/Р, т.е. количество ре-

<< Предыдущая

стр. 23
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>