<< Предыдущая

стр. 28
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Конституции РФ 1993г., то правовой вакуум в земельном законодательст-
ве был заполнен лишь в марте 1996 г. указом Президента "О реализации
конституционных прав граждан на землю", предусматривающим сущест-
венное расширение прав собственников земельных долей в направлении
создания земельного рынка.
Как и в других сферах рыночных реформ, преобразование земельных
отношений осуществляется сложно и противоречиво. После достаточно
смелого шага Президента вперед в направлении создания цивилизованного,
а не номенклатурного рынка земли (принятие Указов “О праве собственно-
сти граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами не-
126
Обушенков Н. Не аренда, а частное землевладение // Аграрная реформа в России. 1996. № 10. С.15.
127
Scrimgeour E.G., Pasour E.C. A Public Choice Perspective on Agricultural Policy Reform: Implications of
the New Zeland Experience // American Journal of Agricaltural Economics. 1996. №2. Р. 265.


148

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
движимости в сельской местности”, “О дополнительных мерах по разви-
тию ипотечного кредитования” и “О реализации конституционных прав
граждан на землю”) этот процесс в проекте Земельного Кодекса, был от-
брошен в период до начала земельной реформы, когда в конце 1991г. был
принят закон РФ “О земельной реформе”.
Однако экономика любого общества представляет собой целостную
систему, все элементы которой объективно необходимы для ее эффектив-
ного функционирования. Рыночная экономика - это взаимосвязанная сово-
купность рынков, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества.
Земельный рынок - необходимый структурный элемент рыночной эконо-
мической системы, без которого она не может получить целостную завер-
шенность. В силу этого без эффективного земельного рынка, безусловно,
регулируемого выработанными современной экономической цивилизацией
методами и рычагами, нормального функционирования агросферы, как по-
казывает опыт всей земледельческой цивилизации, обеспечить невозмож-
но. Сезонность сельскохозяйственного производства требует систематиче-
ского кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, а основ-
ным активом, который они могут предложить банкам в качестве залога для
обеспеченности кредита, может быть только земля. Особенно важно собст-
венническое отношение к земле в условиях переходной экономики, когда
крестьянин не имеет другого накопленного имущества, кроме полученной
бесплатно от государства земли, земельной доли. Обсуждавшийся в Думе
вариант Земельного Кодекса как раз и предусматривал лишение крестьян
возможности отчуждения (продажи) земли как основополагающего (парно-
го по отношению к присвоению) структурного элемента сложнейшего
"пучка" прав земельной собственности.
Проект Кодекса не решает главной задачи переходной экономики - не
регулирует перераспределение земли в интересах развития более эффек-
тивных форм землепользования и не обеспечивает создание цивилизован-
ного земельного рынка. Более того, он способствует еще более тесному по
сравнению с прежним земельным законодательством сращиванию собст-
венности и власти, являющемуся экономической основой коррумпирован-
ности чиновничества. Вопреки декларированным в статье 1 целям в Кодек-
се отражена одна цель - государственное регулирование оборота земли.
Кодекс тонко лишает крестьянство, основная масса которого в на-
стоящее время является собственниками земельных долей, этой минималь-
ной собственности. Осуществлено это законодателями через фактическую
ликвидацию самого понятия "земельная доля"128, а соответственно, и поня-
тия "собственник земельной доли" на основе определения земельной доли
(пая) как "стоимостного выражения части земельного участка". Однако
128
Земельная доля - это часть земли колхоза или совхоза, которая передается бесплатно поровну каждо-
му из их членов по среднерайонной норме. Размеры земельных долей (паев) в Ростовской области колеб-
лются от 4,08 га до более 20 га.


149

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
крестьяне (95% в Ростовской области) уже получили государственные сви-
детельства на право собственности на землю - около 11 млн., а с семьями -
до 30 млн. Кроме того, 40 млн. граждан России получили в собственность
земельные участки под строениями129.
Наряду с расширением прав собственности на землю для юридиче-
ских лиц новый Кодекс существенно сужает распоряжение землей кресть-
янскими (фермерскими) хозяйствами. Земельные участки передаются им
только в пожизненное наследуемое владение или аренду. При прекращении
деятельности земельный участок независимо от вида прав на землю подле-
жит возврату в государственную или муниципальную собственность на ус-
ловиях его приобретения.
Таким образом, данный вариант Земельного Кодекса вместо кодифи-
кации (сведения) имеющихся законодательных актов, регулирующих зе-
мельные отношения в России, изменяет правовое их регулирование таким
образом, что преобразовывает весь ход аграрной реформы, подменяет со-
бой Конституцию, противореча ей во многих своих положениях.
Аграрная реформа - институциональная основа становления рыноч-
ной экономики в агросфере. Продолжительность обсуждения Земельного
Кодекса в Думе делает весьма проблематичным определение сроков всту-
пления его в действие. Поэтому Президент четко сформулировал в Указе
“О реализации конституционных прав граждан на землю” все права вла-
дельцев земельных долей в рамках крупномасштабных сельскохозяйствен-
ных предприятий - выделения, наследования, продажи, сдачи в аренду,
внесения в качестве уставного капитала, обмена и т. д., представляющие
собой полный «пучок» прав собственности. Из переданных государством
бесплатно в собственность 486 тыс. крестьян Ростовской области земель-
ных долей (общей площадью 5,93 млн. га), сданы в аренду 932 земельные
доли (103,5 тыс. га), 25853 (325,5 тыс. га) выделены для частного хозяйст-
вования и продано 78 земельных долей (1 тыс. га). Т.е. в той или иной мере
в рыночный оборот включено лишь около 17% земель сельскохозяйствен-
ного назначения. Для расширения рыночного оборота земли администра-
цией Ростовской области принят «Порядок и условия выкупа земельных
долей органами местного самоуправления», активизируется заключение
договоров аренды земельных долей между их собственниками и сельско-
хозяйственными предприятиями и крупными хозяйствами.
Природно-климатические, социальные, экономические особенности
юга России обусловливают специфику протекания аграрной реформы в
Ростовской области. Прежде всего, высокое плодородие донских чернозе-
мов и вследствие этого отсутствие свободных земель обусловливают осу-
ществление земельной реформы лишь в форме перераспределения земель,
ранее находившихся в пользовании колхозов и совхозов. И хотя по данным

129
Российская газета. 1996. 13 марта.


150

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Госкомзема в России пустуют около 10млн. га прежде обрабатываемых
земель, в Ростовской области таких земель нет: чтобы отдать землю фер-
меру, ее надо у кого-то изъять.
В силу высокого плодородия и, что самое главное, сохранения у дон-
ского крестьянства навыков самостоятельного хозяйствования на земле
(хотя и на крошечных приусадебных участках), аграрная реформа в Рос-
товской области отличается высокими темпами. Практически все колхозы
и совхозы (98 %) стали партнерствами, приватизировали землю и опреде-
лили земельную долю и имущественный пай каждого крестьянина. В ре-
зультате этого в области функционирует, как указано выше, достаточное
многообразие хозяйствующих субъектов: крестьянских хозяйств - 16341,
ассоциаций - 23, колхозов - 92, акционерных обществ закрытого и откры-
того типа - 133, обществ с ограниченной ответственностью - 19, товари-
ществ с ограниченной ответственностью - 421, сельскохозяйственных коо-
перативов - 12, подсобных сельскохозяйственных предприятий - 22, других
организационно-правовых форм - 70.
Эти хозяйства производят 99% зерновых, 98,8% подсолнечника,
47,3% мяса, 57,4% молока, 54,5% овощей, 51,9% плодов.
Кроме того, сельскохозяйственную продукцию (в основном нетовар-
ную) выращивают владельцы 1,2 млн. личных подсобных хозяйств России.
В целом российские правительственные оценки ставят долю личных под-
собных хозяйств на уровне 1/3 общего выпуска сельскохозяйственной
продукции в 1999 г. Эта новая социально-экономическая структура хозяй-
ствования на земле свидетельствует о том, что произошли качественные
преобразования в сфере земельных отношений.
И хотя за 1995-2000гг. количество фермерских хозяйств в России
снизилось с 280тыс. до 270тыс., Ростовская область занимает второе место
в России (после Краснодарского края) по темпам развития фермерства.
Конечно, разбогатеть на 49 га - а таковы средние размеры фермерских хо-
зяйств в Ростовской области, да и в России в целом - невозможно, но обес-
печить себе кусок хлеба, а детям - надежное будущее фермер вполне в со-
стоянии.
На все сложности и противоречия осуществления аграрной реформы
на Дону накладывается еще негативное отношение казачества к частной
собственности на землю и купле-продаже земли. Традиционно присущее
казачеству общинное владение надельными землями вполне осуществимо
в рамках существующего законодательства, и 111 казачьих общества в
Ростовской области уже получили землю в совместную собственность.
Российское земельное законодательство запрещает реституцию - возврат
земель бывшим собственникам, но восстановление исторической справед-
ливости по отношению к казачеству требует возврата земель этому репрес-
сированному слою населения. Это предусматривается в “Основных поло-
жениях концепции государственной политики по отношению к казачеству”


151

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
и Указе Президента РФ “Об экономических и иных льготах, предоставляе-
мых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по
несению государственной и иной службы”, в соответствие с которым
сформирован специальный земельный фонд для предоставления земель ка-
зачьим обществам.
Некоторые региональные особенности сельскохозяйственного про-
изводства в Ростовской области были учтены при реорганизации ряда
сельскохозяйственных предприятий области с использованием опыта Ни-
жегородской области, что позволяет говорить о существовании Ростовской
модели аграрной реформы.

5. Уровень и перспективы государственной поддержки сельского
хозяйства в переходной экономике.

Государство - важнейший институт, оказывающий влияние на аграр-
ные преобразования. Степень государственной поддержки сельского хо-
зяйства России сейчас находится на уровне 1,2% бюджета. Следует отме-
тить, что в СССР сельское хозяйство было исключительно дотационным,
расходуя треть бюджета130. В 1989 г. доля государственных дотаций на ос-
новные продукты питания составляла 80% их розничной цены131.
Однако механизм финансовых взаимоотношений между государст-
вом и сельскохозяйственными товаропроизводителями пока еще далек от
цивилизованного. Это проявляется, прежде всего, в существовании доти-
рования животноводческой продукции на уровне первичных производите-
лей: за каждый килограмм реализованного мяса или молока на счета их
производителей поступают прямые выплаты из бюджета - около 1/3 вы-
ручки от продаж в 1992 г., а с учетом отсрочек их выплат в среднем на 6
месяцев в условиях среднемесячной инфляции в 1992г. на уровне 33% - 5-
7% выручки132.
Вторым нецивилизованным способом господдержки сельского хо-
зяйства России являлось субсидирование удорожания затрат сельскохозяй-
ственных предприятий на средства производства. Оно осуществлялось в
целях смягчения для них нарастающего ценового диспаритета.
Рассмотрим эффекты существующей в России дотационности жи-
вотноводческой продукции первичным производителям в условиях либе-
рализации розничных цен и роста спросовых ограничений на рис.42.




130
Щербаченко М. Хозяин. Как много в этом слове // Земельная реформа на Дону. 1996. № 7. С.1.
131
Вопросы экономики. 1996. № 7. С.88.
132
Серова Е. Особенности государственной поддержки аграрного сектора России // Вопросы экономики.
1996. № 7. С.91.


152

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
S1
P S2
S




P2 D
P1
D2
D1


Q1 Q2
Q

Рис. 42. Эффект дотаций в животноводстве

Эти процессы, как показывает исследование Е.Серовой, приводят к
сдвигу кривой спроса D влево вниз в положение D1. Это должно было бы
снизить предложение (производство) до Q1, при ограниченном экспорте и
невозможности создания запасов в условиях долгосрочного падения поку-
пательной способности населения. Однако выплачиваемая производителю
дотация сдвигает предложение S1 в положение S2, определяя тем самым
несуществующий спрос D2, уменьшающий производство до уровня Q2,
закупочная цена падает до уровня Р2, чем больше размер субсидии, тем
значительнее спад закупочной цены, а разница Р1-Р2 присваивалась пере-
рабатывающими предприятиями и использовалась в основном на повыше-
ние оплаты труда.
Второй вид господдержки сельского хозяйства России - компенсация
роста цен на средства производства, которые быстро приблизились к ми-
ровым (табл.9).
Таблица 11.
Динамика относительных цен на средства производства в АПК133
1992 1993 1994
Трактор 70-90л.с./зерно
Россия
США 20-34 67-72 91-135
- 243 228
Грузовой автомо-
биль/зерно
36 61 107
Россия
195 208 198
США
Минеральные удобре-
ния/зерно
Россия 0,2 0,5 1,2
США 1,5 1,4 1,3
Дизельное топли-

133

<< Предыдущая

стр. 28
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>