<< Предыдущая

стр. 3
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



11

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
дание новых коммерческих структур. В конце 1999г. в России вместо 47
тыс. предприятий и организаций (конец 80-х годов) функционировало 26
тыс. крупных АО (в том числе и с государственным участием свыше 75%),
124,6 тыс. приватизированных предприятий в промышленности и сфере
обслуживания (60% общего числа)10, 270,2 тыс. фермерских хозяйств, 1,7
млн. частных предприятий преимущественно в сфере рыночной инфра-
структуры (в т.ч. 860 тыс. малых предприятий), около 25 тыс. крупных
сельскохозяйственных предприятий, 110 тыс. бюджетополучателей, 1300
коммерческих банка, 3,7 млн. предпринимателей без образования юриди-
ческого лица, что позволяет говорить об определенной степени сформиро-
вавшейся рыночной многосубъектности экономики России.
2. Преобразование экономической системы (“трансформация” по
Ю.Ольсевичу11) сопровождается большим или меньшим в зависимости от
интенсивности рыночных реформ трансформационным (Я.Корнаи) спадом
производства. В России спад производства ВВП за 1991 - 96 гг. составил
39% 12, в том числе 6% в 1996 г. В 1997г. производство ВВП составило
100,4%13, в 1998г. – упало на 5%, в 1999г. выросло на 1,4%, в 2000г рост
составил 7,6%. Глубина спада производства в России выше трансформаци-
онного, что обусловлено более деформированной, чем в других постсоциа-
листических государствах, структурой экономики, 75% которой приходи-
лось на отрасли ВПК и производства средств производства, непоследова-
тельностью рыночных реформ и массовым уходом производства в тень (30
- 50% ВНП не входит в официально учитываемые его размеры).
3. Продолжающееся в течении 9 лет падение производства и ВВП
обусловливает снижение жизненного уровня населения через конфиска-
цию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы (или ее подав-
ленный характер, обусловливаемый “окукливанием” предприятий) и уг-
лубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов, о
чем свидетельствует как рост коэффициента К. Джини (примерно на 0,063
пункта в год в течение 5лет), так и рост (до 1996г.) вогнутости кривой М.
Лоренца. Децильный коэффициент возрос с 1:1,8 в 80-е годы до 1:16 в
1995г. и 1:13,6 в 1999г. Падение реальных доходов населения России за
1991-96г.г. составило 39%, потребление материальных благ и услуг снизи-
лось на 10%14, в 1997г. они выросли на 2,5%15, в 1998г. – упали на 18%, в
1999г – на 15%, на 2000г. – выросли на 9,1%.
“Открытие” подавленной инфляции, либерализация цен обу-
4.
словили высокую инфляционность переходных экономик, подавление ко-

10
Лужков Ю. «Еще можно оздоровить работу предприятий» // Экономика и жизнь. 1997. № 6. С.1.
11
Ольсевич Ю.А. Трансформация хозяйственных систем. М., 1994.
12
Микульский К.И. Социально ориентированная рыночная экономика - выбор России // Общество и эко-
номика. 1997. № 1-2.
13
О социально-экономическом положении в стране // Российская газета. 1997. 9 октября. С.1.
14
Российская газета. 1996 . 28 декабря.
15
См.: Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.


12

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
торой обеспечивается тем быстрее, чем выше последовательность и темпы
рыночных преобразований (страны Балтии, с одной стороны, и Украина - с
другой). В России ИПЦ изменялся следующим образом16: 1991г. - 261%,
1992г. - 2680%, 1993г. - 1008%, 1994г. - 324%, 1995г. - 231%, 1996г. - 123%,
1997г. - 111%17, 1 полугодие 1998г. – 104,5%, 1998г. - 184,4%, 1999г. – 138
%, 2000г. 120,5%.
Трансформационный спад, завышенная занятость в централи-
5.
зованно-управляемой экономике объективно обусловливают рост безрабо-
тицы в переходный период численность населения, не занятого в экономи-
ке и ищущего работу в России на середину 1997 г. составила 6,9 млн. чело-
век, или 9,5% всего экономически активного населения в соответствии с
методологией Международной организации труда18, в конце 1999 г. - 9
млн. человек, или 12,5% экономически активного населения, в 2000г. –
7,35 млн. чел. Официально зарегистрированная безработица снизилась в
2000г. с 1,3 млн. чел. до 1 млн.. чел.
Аграрный кризис и полная монополия госсобственности на
6.
землю усложняют становление многообразия экономических субъектов
аграрного рынка и решение обостряющегося во всех постсоциалистиче-
ских странах аграрного вопроса. На эти факторы накладывается также не-
обходимость реституции земли, если не конкретным собственникам (стра-
ны Балтии и Восточной Европы), то репрессированным слоям населения
(казачество).
В связи с концентрацией предпринимательских качеств пре-
7.
имущественно у номенклатуры, которая всегда их реализовала “в тени”, в
криминогенных формах, первоначальное накопление капитала не могло не
осуществиться в формах «номенклатурной»19 приватизации госсобствен-
ности или ресурсов и неплатежах.
Кризис государственности в сочетании с криминогенными
8.
формами реализации предпринимательских качеств обусловливает усиле-
ние криминогенной ситуации в экономике, слияние государственных
структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления экономиче-
ской безопасности как внутренней, так и внешней. Эти процессы обуслов-
лены тем, что в переломные для общества моменты традиционные связи
оказываются разорванными, а система ценностей испытывает деформа-
цию. Усиливается опасная тенденция распада общества на атомарные еди-
ницы и группы, ведущие борьбу «всех против всех» в своих узко-
эгоистических интересах. Действуют правила игры, определяемые не
столько правовыми нормами, сколько реальным соотношением сил и
влияния корпоративных группировок, захвативших контроль над бывшей
16
Илларионов А. Природа Российской инфляции // Вопросы экономики. 1995. № 3. С.5, Дубинин С.
Рубль под елочку // Российская газета. 1996. 12 декабря. С.2.
17
См.: Структурная перестройка и экономический рост // Российская газета. 1998. 9 января. С.3.
18
Сбербанк-на-Дону. 1997. № 9. С.3.
19
Гайдар Е. Государство и эволюция. М., 1995. С.154.


13

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
государственной собственностью. Примат силы над правом затрудняет по-
явление эффективного собственника. Вместо него характерна фигура вре-
менщика, стремящегося к скорейшему обогащению и переводу капитала за
рубеж. Отсюда истоки криминализации экономических отношений и об-
щественной жизни в целом. Очевидно, что выход из экономического кри-
зиса не может быть осуществлен только с помощью государственных
структур, путем реформ сверху. Сам бюрократический аппарат в значи-
тельной степени подвержен коррупции. Необходимо стимулировать про-
цессы самоорганизации и саморазвития общества, то, что определяет энер-
гию развития системы.
Высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к
9.
росту денежной и кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию. Дефицит
госбюджета России составлял: 1995г. - 70трлн. руб., 1996г. - 80,55трлн.
руб., 1997г. - 89трлн. руб., 1998г. (план) - 132,4 млрд. руб. который должен
был быть покрыт за счет выпуска государственных ценных бумаг и внеш-
них заимствований, фактически – 143,7 млрд. руб. (5,3% ВВП), 1999г. –
101,3млрд. руб. (2,5%ВВП) (план), фактически – 70млрд руб., 2000г. –
профицит 320 млрд. руб.
10. Завышение наметившихся в начале 20в. тенденций обобществ-
ления и социализации экономики привело к высокой монополизации всех
сфер экономики стран реального социализма, что обусловливает необхо-
димость демонополизации в процессе приватизации и дальнейшего функ-
ционирования государственных (казенных) предприятий на основе разук-
рупнения и коммерциализации их деятельности.
11. Высокий налоговый прессинг: налоги составляют 22,2%
20
ВВП , а вместе с социальными взносами - 33%, государственные расходы
- 45% ВВП, что превышает оптимальные границы по кривой А. Лаффера.
Кроме того, они приходятся на законопослушных плательщиков, что уве-
личивает их налоговое бремя до 43% ВВП.
12. Инвестиционный кризис - за 1991-96г.г. инвестиции снизились
на 72,1%, в 1997г. – на 5%, 1998г. – на 6,8 %, 1999г. – рост на 8,5%, 2000г.
– на 17%.
Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополити-
ческие и другие особенности каждой из постсоциалистических стран, ре-
акция их экономик на рыночные преобразования является совершенно
нормальной, что свидетельствует о внутренней присущности рыночной
саморегуляции современной экономической цивилизации.
Различия в реализации общих закономерностей обусловлены разли-
чиями в стартовой экономической ситуации: уровне развития, зависимости
от международной торговли, степени продвинутости экономических ре-
форм, уровни несбалансированности экономики. Например, сельское хо-

20
Буткевич В. Между прошлым и будущим // Экономика и жизнь. 1998. №5. С.3.


14

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
зяйство Польши состояло из множества мелких (слишком мелких, чтобы
быть эффективными) хозяйств и неэффективных огромных госхозов и
кооперативов. Венгрия вводила регулируемый рынок с 1968 г., а Чехосло-
вакия имела жестко управляемую государственную экономику до 1989 г.,
но в обоих было меньше макроэкономических дисбалансов, чем в России и
Польше. Таким образом, сложившаяся экономическая ситуация в каждой
стране повлияла на особенности реализации общих закономерностей.
Апробированный в разных странах набор преобразований, усили-
вающих рыночный характер экономики, позволяет выделить экономиче-
ские этапы переходной экономики:
• создание политических и институциональных предпосылок
(1991г.);
• либерализация экономики (1992г.);
• приватизация (1992 – 1994гг.)
• макроэкономическая (финансовая) стабилизация (1996г. - пер-
вое полугодие 1998г);
• структурная перестройка.
Исторически последовательность этих этапов в России была сле-
дующей:
1991-93гг. - развал административной системы, становление основ
рыночной экономики,
1994-95гг. - этап инфляционистской, протекционистской политики,
1996-97гг. - достижение финансовой стабилизации, реструктуриза-
ция предприятий, остановка падения производства,
1998-99гг. – финансовый кризис и его последствия.
2000 г. – выход на траекторию экономического роста.
По своему характеру экономика переходного периода является сме-
шанной с преобладанием госсектора и коллективистских форм собствен-
ности. В ней присутствуют следующие сектора:
• государственный (в 1995г. охватывал 50% основных фондов и
производил треть ВВП, занимал 40% рабочей силы, в 1999г. производ-
ство ВВП в госсекторе снизилось до 20%);
• частный (индивидуальный и совместный);
• корпоративный;
• мелкотоварный (челноки, уличная торговля, крестьянские хо-
зяйства);
• теневой.
Вывод: наличие в рыночной экономике множества экономических
субъектов, представляющих различные формы собственности и формы хо-
зяйствования, объективно обусловливает смешанный характер переходной
экономики, т.е. сосуществование и новых, и старых секторов, что отражает
инерционность экономики.


15

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
3. Цель и задачи переходной экономики

Задачи реализуют цель переходной экономики - создание рыночной
экономической системы. Они обусловлены чертами централизованно
управляемой экономики:
1. Супермонополизм - сочетание крупных размеров предприятий и
определенного стереотипа экономического поведения - стремления к
удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию
дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот.
2. Милитаризованная производственная структура, главной со-
ставляющей которой является ВПК - основной потребитель ресурсов,
квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии).
3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать эко-
номическую эффективность.
4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ре-
сурсов, ориентация производства на максимальное введение ресурсов, а
не на рациональное использование, в т.ч. и при экспорте.
5. Низкий жизненный уровень: в РФ - 4% богатых, 62% малообес-
печенных и 34% бедных; в США - 6% богатых, 80% - средний класс.
6. Коллективистская психология, препятствующая преобразовани-
ям.
Экономической основой ЦУЭ выступает государственная собствен-
ность, способом ее движения является планомерность, банковская система
ограничивается единым государственным банком, ценообразование осу-
ществляется единым экономическим центром.
Вывод: переходный период от централизованно управляемой к ры-
ночной экономике продлится десятилетия, как это было в Германии и
Японии после войны.
Сегодня стоит задача обеспечения эффективного функционирования
переходной экономики, и создавать ее на основе теории совершенного
рынка или теории рыночного равновесия невозможно. Обычно модель на-
циональной экономики начинается с построения годовой модели роста,
потом - квартальной. Они строятся на регрессионных методах с учетом
сложившихся тенденций в технологических факторах и экономическом
поведении базового периода. Но для переходной экономики этот процесс
осуществляется в обратном направлении. Построение модели основывает-
ся на решении обратных задач - учете будущих технологических и пове-
денческих изменений. Этим подтверждается неприменимость (прямая) как
марксистских моделей, так и положений теории рыночной экономики - не-
обходимы коррективы. Следовательно, осуществляется регулируемый го-
сударством (его роль в современной экономике очень высока, тем более
для экономики переходного периода) переход к рыночной экономике.


16

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
В определении причин краха тоталитарных режимов сложились две
противоположные позиции. Первая исходит из того, что до прихода Гор-
бачева трудности социалистической системы не свидетельствовали о ее
нежизнеспособности. Политически и экономически она была стабильна с
30-х годов, т.е. 55 лет. Неумелая политика перестройки привела к ее раз-
рушению.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>