<< Предыдущая

стр. 30
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

право. 1997. № 10.

ТЕМА 9. Роль и функции государства в переходной экономике.

План:
Введение
1. Особенности современной переходной экономики.
2. Необходимость государственного вмешательства в переходную
экономику.
3. Цели и функции государственного регулирования в переходной
экономике.
4. Направления государственного регулирования в переходной эко-
номике.
5. Инструменты государственного регулирования.
6. Особенности государства переходного периода.
7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги, до-
тации, фиксированные цены.

Программная аннотация
Необходимость государственного вмешательства в переходную эко-
номику.
Особенности государства в переходной экономике. Кризис государ-
ственности. Либеральная и кейнсианская позиции.
Цели и функции государственного регулирования в переходной эко-
номике. Классификация целей государственного регулирования.
Направления государственного регулирования в переходной эконо-
мике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику
переходного периода. Инструменты государственного регулирования пе-
реходной экономики: фискальная и денежная политика, политика регули-
рования доходов, занятости, стимулирования внешнеэкономической дея-
тельности.


159

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Формы косвенного вмешательства государства в переходную эконо-
мику.
Государственное вмешательство в рынок индивидуального товара:
потоварный налог, дотация, фиксированные цены.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Введение
Тема “Роль и функции государства в переходной экономике” зани-
мает в курсе “Теории переходной экономике” промежуточное место между
микро- и макроэкономическими проблемами, поскольку включает прежде
всего изучение границ и методов государственного вмешательства в ры-
нок, т.е. микроуровень анализа. Вместе с тем, определение необходимости
государственного регулирования рыночной экономики, его направлений,
инструментов форм и методов, конечно, входит в макроэкономические
проблемы теории переходной экономики.
Особенность анализа проблема роли государства в условиях пере-
ходной экономики обусловлена особенностями государства в переходном
от централизованно управляемой к рыночной экономике. В переходный
период, с одной стороны, необходимо снижение роли государства по срав-
нению с тоталитарным государственным устройством, но с другой - ре-
формирование экономической, политической, социальной, правовой сис-
темы тоталитарного государства может быть осуществлено только на ос-
нове определяющего воздействия государства. Все это и определяет суще-
ствование дилеммы: снижение или усиление роли государства как субъек-
та, определяющего правила игры для всех экономических субъектов ры-
ночной экономики.

1. Особенности современной переходной экономики

Переходное состояние экономической системы является объек-
тивным этапом ее развития, обусловленным характером движения каж-
дой экономической системы от этапа становления (формирования) к
достижению высшего (зрелого состояния) и от него - к состоянию рег-
ресса, стагнации, когда в силу изменений в среде и собственных элемен-
тах система перестает функционировать нормально.136 Следовательно,
переходная экономика - это экономика трансформационная, реформи-
руемая, в ней сочетаются остающиеся еще элементы старой экономиче-
ской системы и зарождающиеся элементы новой, становящейся эконо-
мической системы. Длительность состояния сосуществования производ-
ственных отношений, принадлежащих к различным целостным систе-

136
Экономика переходного периода / Под редакцией Радаева В.В., Бузгалина А.В. М.: МГУ.1995.С.37.


160

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
мам (феодализма и капитализма, капитализма и социализма, централи-
зованно управляемой экономики и рыночной) зависит от последователь-
ности прогрессивного движения от старой экономической системы к но-
вой. В осуществлении этой последовательности определяющая роль
принадлежит государству как важнейшему экономическому субъекту.
Особую сложность в реализации последовательного движения
России от последней формы тоталитаризма - централизованного плани-
рования - к обеспечивающей свободу выбора каждого индивида рыноч-
ной экономике накладывает сочетание в современной переходной эко-
номике137 общецивилизационных транзитологических процессов по-
следней четверти 20 века от индустриального общества, экономико-
теоретической парадигмой (системой идей и представлений, способной
разрешить возникшие противоречия в науке138) которого является веще-
ственное богатство и его производство, а основная характеристика чело-
века - человек “экономический”, главный фактор производства к по-
стиндустриальному обществу, парадигмой которого становится человек
во всем богатстве его способностей и потребностей,139 и постсоциали-
стических переходных процессов от централизованно-управляемой эко-
номики к рыночной.

2. Необходимость государственного вмешательства в переход-
ную экономику

Несмотря на экономические, социальные, национальные, геополити-
ческие и другие особенности России реакция ее экономики на рыночные
преобразования является совершенно нормальной, свидетельствующей о
внутренней присущности рыночной саморегуляции современным эконо-
мическим отношения. Поэтому необходимость государственного вмеша-
тельства в экономику переходного периода обусловлена:
требованием устранения или компенсации внешних эффектов (экс-
терналий);
производством общественных благ;
обеспечением экономики необходимым количеством денег;
осуществлением целенаправленного процесса реформирования цен-
трализованно-управляемой экономики в рыночную.
Последняя из перечисленных проблем, требующих государственного
вмешательства в экономику, присуща только переходной экономике и обу-
словливает противоречивое единство усиления и ослабления государст-
венного регулирования переходной экономики. С одной стороны, полное

137
Радаев В.В. Концептуальные основы анализа переходной экономики. М., 1995. С.3-4.
138
Абалкин Л.И. Новая парадигма экономической теории//Вопросы экономики. 1993. N 1 .С. 4.
139
В ближайшее десятилетие в материальном производстве развитых стран будет занято не более 5 %
трудоспособного населения (Экономика переходного периода. М.: МГУ.1995).


161

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
огосударствление социалистической экономики требует ее либерализации,
т.е. уменьшение степени государственного вмешательства, перехода от го-
сударственного управления хозяйством к его регулированию. Но с другой
стороны, государство руководит процессом рыночных преобразований,
что требует усиления его роли в экономике, но в качественно иной роли.

3. Цели и функции государственного регулирования в переходной
экономике

Перечисленные проблемы, требующие государственного вмешатель-
ства в рынок и обусловливающие его особенности в переходной экономи-
ке, определяют цели государственного регулирования в переходной эко-
номике:
1.Экономические:
? развитие производства;
? достижение успеха на мировом рынке;
? повышение благосостояния нации.
2.Социальные:
? жизнеобеспечение неработающей, но трудоспособной части
населения (пособия по безработице);
? финансовая поддержка производства общественных товаров
или приближающихся к ним (продовольствия) через дотации.
3.Политические: взаимоотношения с другими нациями.
Роль государства проявляется через его функции:
? создание парламентской основы принятия экономических ре-
шений;
? определение приоритетов макроэкономического развития;
? социально-ориентированное распределение (аллокация) ре-
сурсов;
? обеспечение достижение реальных социальных ценностей -
процветания нации;
? регулирование рынка (совокупного спроса и предложения) для
достижения экономических и социальных целей;
? стабилизация экономики через осуществление денежной и
бюджетной политики для преодоления трансформационного кри-
зиса.




162

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Схема 17. Цели государственного регулирования
Цели


Экономические Социальные Политические




Социальная защита
Жизнеобеспечение
благосостояние
Экономическое




Производство
общественных
госсектором




безработных
Управление


Повышение




населения
развитие




товаров
С момента своего возникновения государство выполняло хозяйст-
венные функции. Для обеспечения общественных интересов - обороны,
защиты от преступников люди передают часть своих прав государству, ко-
торое только и может эффективно осуществить указанные функции. От-
дельный человек на экономическую политику государства может влиять
только через прямую или представительную демократию. Участвуя в про-
цессе прямого голосования за того или иного кандидата в Президенты
страны, гражданин демократического государства соответственно голосует
за ту или иную экономическую программу. Избирая из множества канди-
датов в Государственную думу, в законодательное собрание области, в мэ-
рию и т.д. каждый человек тем самым оказывает влияние, выбирая ту или
иную государственную и региональную экономическую политику.
Основная функция государства в экономике состоит в защите эконо-
мических субъектов - защите их прав собственности, экономического вы-
бора, свободы и т.д. Но это может быть осуществлено, когда все экономи-
ческие субъекты будут действовать по установленным правилам игры -
правилам поведения на рынке. Эти правила и определяются и поддержи-
ваются (регулируются) государством.

4. Направления государственного регулирования переходной эко-
номики.
1.Регулирование инвестиций как основы экономического роста осу-
ществляется через:
? государственные капитальные вложения - в 1995г. были осу-
ществлены в размерах 43,8 трлн.руб. (23% всех инвестиций) за
счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; в
1999г. их доля снизилась до 9%.
? налоговые инвестиционные льготы - осуществленные пред-
приятиями любых форм собственности инвестиции в производст-

163

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
венные и непроизводственные фонды вычитаются из налогообла-
гаемой прибыли в размерах, не превышающих 50 % балансовой
прибыли;
? инвестиционные кредиты.
2.Регулирование сбыта через:
? государственные закупки (например, продовольствия);
? потребительские кредиты, которые пока не получили широко-
го развития.
3.Регулирование рынка рабочей силы.
4.Стимулирование НИОКР.

5. Инструменты государственного регулирования

1.Фискальная политика - это политика в области правительствен-
ных расходов и налогов.
Правительственные расходы представляют собой ту долю нацио-
нального продукта, которая в конечном итоге поступает в совместное

<< Предыдущая

стр. 30
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>