<< Предыдущая

стр. 31
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

пользование всех слоев населения.
Налоги формируют доходы госбюджета, но оказывают стимули-
рующее или тормозящее влияние на производителей и потребителей.
2. Денежная политика - это политика воздействия государства на
денежную массу через куплю-продажу государственных ценных бумаг,
денежно-кредитную эмиссию и регулирование нормы банковских резер-
вов. Через индуцированные инвестиции, расширение совокупного спроса
на основе бюджетной экспансии государство влияет на объем и динамику
национального производства. Жесткая денежная политика (монетарное ре-
гулирование экономики) играет важнейшую роль в стабилизации инфля-
ции, обеспечив снижение инфляции в 1995г. с 17,8 % в январе до 4 % в де-
кабре и 1,5 % в июне 1996 г.
3. Политика регулирования доходов - во многих странах с переход-
ным типом экономики стала основным средством борьбы с инфляцией че-
рез регулирование денежного спроса населения и производителей.
4. Социальная политика - система индексации фиксированных дохо-
дов, в том числе пособий по безработице и государственных пенсий и ус-
тановления прожиточного минимума или минимальной заработной платы.
5. Внешнеэкономическая политика, включающая:
? торговую политику государства;
? управление валютным курсом через установление соответст-
вующего его режима (фиксированного, плавающего или придер-
живаемого);
? установление системы внешнеторговых тарифов, квот и ли-
цензий.


164

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
6. Особенности государства переходного периода

Особенности всех элементов государственного регулирования в ус-
ловиях переходной экономики определяются специфическими чертами са-
мого переходного государства140:
1.Борьба за власть превратилась в главный фактор функционирова-
ния государства.
2.Реализация достаточно целостной стратегии рыночных преобразо-
ваний осуществляется по принципу “шаг вперед - два назад”.
3.Разрушены старые, но отсутствуют новые механизмы реализации
государственной политики на уровне центра и его взаимосвязей с регио-
нами.
Выявленные черты государства переходного периода свидетельст-
вуют о том, что реформирование государства осуществляется через пре-
одоление глубокого кризиса государственности, развернувшегося в обста-
новке последовательного усиления влияния политических факторов на со-
держание, последовательность и темпы осуществления реформационных
процессов. В определенной мере его глубина обусловлена существованием
глубокой теоретико-политической дилеммы о роли государства в переход-
ной экономике. В соответствии с приверженностью к той или иной сторо-
не этой дилеммы сформировались две теоретико-политические позиции
движения к рынку:
1.Либеральное ограничение вмешательства государства в экономику
и сосредоточение его функций на макроэкономической политике, осуще-
ствляемой монетаристскими методами.
2.Кейнсианское обеспечение высокой, активной роли государства в
системных преобразованиях.
Эта дилемма, перед которой стоят все постсоциалистические страны
(с одной стороны, становление рынка - это децентрализация, разгосударст-
вление, снижение роли государства в экономике, но с другой - развитие
экономических реформ требует последовательной, целенаправленной, ру-
ководящей роли государства в этом процессе), разрешена практикой ста-
новления рынка, которая показывает, что там, где многообразные равно-
правные субъекты рынка получают действительные рыночные свободы
(страны Европы, Балтии), практически достигнута финансовая стабилиза-
ция и начался экономический рост. Вторым полюсом является группа
стран (Украина, Белоруссия), где государство осуществляет централизо-
ванное управление экономикой и рыночные преобразования только начи-


140
Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформа-
торских стратегий//Вопросы экономики.1993. N 9.С.42.


165

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
наются. Здесь темпы инфляции очень высоки - на уровне гиперинфляции, а
производство находится в коллапсе.
Посредине находится Россия, которая то ускоряет движение к рынку,
то делает “два шага назад”. Поэтому в России положение хуже, чем в стра-
нах Балтии, но лучше, чем на Украине и в Белоруссии. Это обусловлено к
тому же и тем, что в России указанная дилемма разрешается через сниже-
ние роли форм прямого вмешательства государства в экономику.
Важно учесть, что в переходной экономике осуществляется расши-
рение форм косвенного вмешательства государства в экономику:
Схема 18. Формы косвенного вмешательства государства в экономику
регулирование
процентной ставки
обеспечение полной
занятости
стимулирование
экспорта и импорта
воздействие на общий
уровень цен
поддержание
экономического роста
перераспределение
доходов
Это косвенное макроэкономическое воздействие государства осуще-
ствляется через фискальную и денежно-кредитную политику.

7. Государственное регулирование рынка и его границы: налоги,
дотации, фиксированные цены.

На микроуровне регулирующее воздействие государства, т.е. его
вмешательство в рынок индивидуального товара осуществляется через:
? налоги ( единичные (потоварные) - НДС, налог с продаж, ак-
циз, налог с оборота, или суммарные - налоги на доходы), упла-
чиваемые государству продавцом (производителем) или покупа-
телем (потребителем) (если в магазинах взимаются налоги сразу
представителями налоговых инспекций);
? дотации (выплаты производителям или потребителям, обеспе-
чи-вающие доведение цены продаж до равновесной. В современ-
ных условиях России выплачиваются сельхозтоваропроизводите-
лям на каждый килограмм животноводческой продукции, комму-



166

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
нальному транспорту, каждому гражданину России - ушедшие в
прошлое дотации на хлеб);
? фиксированные цены, устанавливаемые государством выше
или ниже равновесных на отдельные группы товаров.
1. Налог, уплачиваемый в бюджет продавцом.

Р
S1


S
?T
P1
?T
PO
P2

D

Q
Рис. 43. Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом

Дополнительный налог, уплачиваемый в бюджет продавцом , воз-
действует на кривую предложения, передвигая ее вверх (при росте нало-
гов) или вниз(при их снижении) на величину ?Т. При этом дополнитель-
ное налоговое бремя распределяется в сторону производителя или потре-
бителя в зависимости от преобладающей относительной эластичности со-
ответственно спроса или предложения. Этот налог увеличивает цену и
уменьшает объем продаж.
2.Налог, уплачиваемый в бюджет покупателем.
Если налог уплачивается в бюджет покупателем, то кривая спроса
сдвигается влево вниз на величину ?Т, увеличивая цену до Р1 при умень-
шении объема продаж за счет снижения спроса до Q1.



Р S

Р1

PO
D
P2

D1

Q
Q1 Q2
Рис. 44. Распределение дополнительного налогового бремени при введе-
нии дополнительного налога, уплачиваемого в бюджет продавцом




167

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
На рис.44 Р1Р0 - часть дополнительного налогового бремени, пере-
кладываемая на покупателя; Р0Р2 - часть дополнительного налогового
бремени, перекладываемая на продавца; суммарно Р1Р2 - дополнительный
налог, перемещающий предложение S в положение S1. Следовательно, до-
полнительный налог увеличивает цену и уменьшает объем продаж. DL -
мертвые потери от неэффективного использования ресурсов, поскольку по
теореме М. Аллэ наиболее эффективной ситуацией в рыночной экономике
является точка рыночного равновесия.
В условиях переходной экономики дополнительные налоги уплачи-
вают производители. А поскольку продолжает действовать сложившаяся
тенденция увеличения налогов, то предложение (а значит, и производство)
изменяется лишь в сторону уменьшения. Увеличение налогов оправдано
лишь в условиях перепроизводства. Однако потребность государства в до-
ходах, а также социальная и структурная перестройка милитаризованного
производства стран реального социализма обусловливают существование
высокого налогового бремени в переходный период.
Пропорция распределения дополнительного налогового бремени и в
этом случае также зависит от эластичности спроса и предложения: допол-
нительное налоговое бремя перекладывается на производителя, если спрос
более эластичен, чем предложение, и на потребителя, если предложение
эластичнее спроса.
В обоих случаях цена Р1 и объем продаж Q1 будут одинаковы вне
зависимости от того, вносится налог в бюджет продавцом или покупате-
лем.
3. Потоварная дотация, выплачиваемая производителю, обусловли-
вает смещение кривой предложения вниз вправо на величину ?S, обеспе-
чивая увеличение предложения (производства).

P S
S1

PE DL
PS
?S
P1
D


QE QS Q
Рис. 45. Распределение выплачиваемой производителю государством по-
товарной дотации между производителем и потребителем




168

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
Дотация, увеличивающая цену, например, животноводческой про-
дукции до равновесного уровня РE, поступает в основном продавцам, если
предложение более эластично, чем спрос, и покупателям, если соотноше-
ние эластичностей обратное.
4. Фиксированная цена, устанавливаемая выше равновесного уровня
(например, на зерно, закупаемое государством), ведет к уменьшению объ-
ема предложения за счет перемещения кривой предложения влево вверх.
P S1


?P
P1 S

PO


D

?Q Q

Рис. 46. Введение фиксированной цены, выше равновесной

5. Фиксированная цена, устанавливаемая государством на уровне
P1, ниже равновесного (например, на медпрепараты), обусловливает по-
явление дефицита предложения и увеличение до Р2 цены на теневом
рынке данного товара.
P

S

Р2

Р0

P1 D
?D

Q
Рис. 47. Введение государством фиксированной цена, ниже равновесной

Таким образом, любое вмешательство государства в рынок индиви-
дуального товара нарушает рыночное равновесие, которое по теореме лау-

<< Предыдущая

стр. 31
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>