<< Предыдущая

стр. 4
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

С позиций второй точки зрения командная экономика нежизнеспо-
собна, она существовала за счет высоких темпов введения новых факторов
производства на основе репрессивного режима и низкого уровня жизни, ее
недостатки системны.
К числу внешних причин падения централизованно управляемой
экономики относятся: программа перевооружений США, расходы и пора-
жение в афганской войне, падение цен на нефть, повышение уровня жизни
в развитых странах. В целом считается, что социалистическая система
могла просуществовать до 2000 г. при росте НД около 2% в год.
Безусловно, создание рынка не самоцель, а средство формирования
эффективной экономической системы. Она характеризуется следующими
чертами:
экономическая основа - частная собственность в ее многообразных
формах,
форма движения - регулируемый рынок,
банковская система - коммерческие банки во главе и Центральным
банком,
ценообразование - свободное с рядом фиксированных цен.
Создание рыночной экономической системы - это целевая установка
переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период
решение следующих задач:
1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли,
внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного пла-
нирования).
2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксиро-
ванных цен (на первых этапах - инфляцит (Пол Колодко, Макмахон); т.е.
ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
3. Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнаи) - фи-
нансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение
жестких бюджетных ограничений.
4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.
5. Структурная перестройка, повышение удельного веса второго
подразделения, достижение конкурентоспособности продукции.
6. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хо-
зяйской).
К числу методов решения задач переходного периода относятся:



17

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограни-
чение инфляции и насыщение рынка, которая включает:
• либерализацию цен;
• минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельно-
сти госпредприятий;
• удорожание кредита (максимально до 210% ставки ЦБ);
• введение внутренней конвертируемости национальной валюты;
• сдерживание роста доходов.
2. Преобразование форм собственности:
• приватизация и реституция - возвращение бывшим собственни-
кам в ряде европейских стран;
• снятие ограничений для развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
• антимонопольная политика;
• конверсия;
• механизм банкротства;
• интеграция в мировой рынок.
Роль экономической теории в процессе трансформационных преоб-
разований и процедура использования ее результатов определяются сле-
дующим:
1. Введение системы национальных счетов с использованием всего
конструктивного, что накоплено в материальных балансах, т.е. создание
новой интегрированной системы информации.
2. Разработка не стохастической, а детерминированной модели
экономического роста на основе принятия за основу не сложившихся
тенденций, а того состояния российской экономики, к которому она
придет в результате переходного периода.
3. Использование метода межотраслевого анализа для выявления
структурных изменений: исходная структура - на основе межотраслево-
го баланса за последние годы, конечная - соответствующая представле-
ниям о структуре рыночной экономики.
4. Траектории движения от одного состояния экономики к друго-
му описываются с помощью аппарата имитации с различными сцена-
риями альтернативных вариантов правительственной политики21.

4. Основные черты и противоречия экономики переходного пе-
риода

Специфика переходной экономики проявляется в ее особенных чер-
тах:
21
Герхард Г. Об использовании эконометрических методов в переходный период // Российский экономи-
ческий журнал. 1993. № 2. С.76.


18

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
1) Перманентное реформирование, т.е. непрерывное проведение
экономических реформ. Экономическая реформа - сознательно проводи-
мое преобразование, направленное на изменение существующих экономи-
ческих отношений. Причины экономических реформ в разных странах раз-
личны - изменение объективных условий, политических сил у власти, не-
эффективность ранее используемых инструментов достижения хозяйст-
венных или социальных целей. Их необходимость возникает регулярно,
они обычно не затрагивают глубинных основ системы. Другой характер
носят реформы, стремящиеся к преобразованию системы в целом, они бо-
лее длительны.
Первая треть 20 века характеризовалась усилением государственного
вмешательства в экономику, разброс форм которого изменялся от планово-
го хозяйства в СССР до нового курса Рузвельта. В экономической теории
этот период характеризуется как кейнсианская революция. Теория госу-
дарственного вмешательства Кейнса господствовала в теории и на практи-
ке в течение нескольких десятилетий и исходила из того, что рынок неэф-
фективен, его надо ограничивать. С последней четверти 20 века начался
период экономических реформ, смысл которых можно охарактеризовать
как ренессанс рынка. С начала 80-х в США, Англии, СССР, странах Вос-
точной Европы, Азии началось усиление рыночных начал в экономике.
2) Экономический кризис - трансформационный спад (Корнаи), его
особенности:
- кризис носит всеобщий характер, затронул все сферы и отрасли
экономики, его уровень критический;
- долговременный (спад шел 9 лет);
- рабочая сила и капитал только начинают высвобождаться из уста-
ревших отраслей;
- его степень не соответствует трансформационному спаду, а являет-
ся следствием ряда отклонений российской экономической политики от
мировых рыночных стандартов:
• боязнь рынка корпораций и направленность на формирование
рынка предприятий (сейчас исправляется через создание финансово-
промышленных групп);
• установление ссудного процента на уровне, ниже инфляционно-
го роста цен с целью снабжения частного сектора средствами для скупки
госсектора;
• распродажа госимущества по символическим ценам, что блоки-
рует инвестиционную активность;
• установление цен на энергоносители в несколько раз превы-
шающих средний уровень цен (доведение до мировых);
• введение внутренней конвертируемости рубля в условиях раз-
рыва между курсом доллара и реальной покупательной способностью
рубля, что дает инфляционный эффект;

19

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
• нестабильность экономической и политической системы.
Стабильность (устойчивость) экономической системы определяется:
? нагрузкой на экономику - оптимальным удовлетворением по-
требностей через использование ограниченных ресурсов. Историче-
ски сложившийся уровень потребления инерционен, поэтому в усло-
виях кризиса нагрузка на ослабленную экономическую систему уве-
личивается;
? структурой системы - т.е. системой производственных отно-
шений - ломается старая, плановая экономика, и строится новая –
рыночная;
? жесткостью - способностью сопротивляться деформациям. Она
характеризует консерватизм экономической системы, ее способность
к развитию в рамках определенного хозяйственного механизма;
? несовершенствами системы - отклонениями от нормы, ослаб-
ляющими устойчивость, но легко устраняемыми.
Степень неустойчивости переходной экономики, как уже отмеча-
лось, объективно высока, что обусловлено тем, что уровень потребления
(нагрузка) уменьшается (потребление мяса в 1992 г. снизилось на 42%), но
стабильность не восстанавливается, поскольку состояние экономической
системы можно охарактеризовать как запредельное.
Анализируя характер противоречий современной экономики пере-
ходного периода, следует учесть, что на смену диалектики двойственности
приходит диалектика множественности. Поэтому по аналогии с диалекти-
кой двойственности Гегеля, основным противоречием переходной к рынку
экономики следовало бы считать противоречие между государственным и
частным (частно-корпоративным) секторами, которое разрешается в про-
цессе борьбы между ними. Однако, отказываясь от политического понятия
борьбы, можно сказать, что эти сектора экономики должны не бороться за
расширение своего масштаба, а занимать соответствующую экономиче-
ской природе каждого из этих секторов экономическую нишу, т.е. охваты-
вать те отрасли производства материальных благ и услуг, для нормального
функционирования которых они обеспечивают наиболее благоприятные
условия.
Поэтому важнейшее противоречие переходной экономики - это про-
тиворечие между старой экономической системой (централизованно-
управляемой) и новой (рыночной). Формальное разрушение старой систе-
мы не может устранить одномоментно те формы экономического поведе-
ния и экономической психологии, которые культивировались на протяже-
нии жизни трех поколений. В силу этого основное противоречие переход-
ной экономики обусловлено существованием следующих главных препят-
ствий на пути становления рыночной экономики:
1. Господство групповых интересов. В централизованно-
управляемой экономике правящую элиту составляли директора пред-

20

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
приятий, партийные, советские и государственные чиновники (высшие)
- 5,9 млн. человек (с клерками и членами семей). С ликвидацией госсоб-
ственности они теряют контроль над экономикой и их сопротивление
наглядно видно на примере аграрной реформы, которая всячески тормо-
зится.
2. Антикапиталистическая ментальность: подчинение индивида
государству надо заменить новой экономической психологией, совмес-
тимой с принципом свободы предпринимательства, глубокой дифферен-
циацией доходов, верой в личные силы.
3. Отсутствие доверия к правительству, к власти, которое является
одним из препятствий либерализации экономики. Оно обусловлено по-
стоянными изменениями экономического курса (сначала пытались ре-
формировать социалистическую систему), несовершенством законода-
тельства, непоследовательностью и движением рывками с отступлением
назад. Но главное все-таки достигнуто - конституционно оформлена ча-
стная собственность.
4. Синдром рыночного социализма, в соответствии с которым счи-
тается возможным переход к рыночной (т.е. эффективной) экономике
без частной собственности, лишь на основе изменения форм хозяйство-
вания. Популяризируется переход к регулируемому рынку, т.е. к рыноч-
ному социализму. Но источником всех перераспределительных процес-
сов является лишь производство, увеличение налогов на которое (т.е. на
предпринимателей) подрывает само производство. Стремление к соци-
альной справедливости приводит к ее нарушению и переходу к старому
распределению государством нищенских доходов.
5. Мафиозные структуры и коррупция.
6. Регионализм и сепаратизм - претензии регионов на все имею-
щиеся у них природные ресурсы (Якутия, Тюмень). Собственником всех
своих природных ресурсов может быть лишь территориальное образо-
вание, способное к самостоятельному выживанию в экономическом, по-
литическом и военном отношениях. Если этого нет, то регион не может
рассчитывать на безнаказанность сепаратистских устремлений (отделе-
ние, обособление). Экономический сепаратизм исключает организацию
рентной системы налогообложения, в которой рента с природных ресур-
сов, равным совладельцем которых является каждый гражданин РФ, вы-
ступает наиболее естественным источником пенсионных и других соци-
альных выплат.

5. История реформирования в России

Историко-генетический анализ является наиболее адекватным под-
ходом в анализе переходной экономики. Его применение позволяет выде-



21

PDF created with pdfFactory trial version www.pdffactory.com
лить существование двух политических вариантов реформирования в на-
чале рыночных преобразований (конец октября - начало декабря 1991 г.):
• при сохранении СССР, интегрированного хозяйства (Горбачев,
Силаев, Явлинский);
• проведение экономических реформ при экономической само-
стоятельности и независимости.
В тот период были выработаны в соответствии с этими подходами
различные программы реформ.
1. Экономическая программа перехода к рынку (1989г., Абалкин, Рыж-
ков).
2. Программа 500 дней (1990г., Явлинский).
3. 1-я программа российских реформ «Стратегия России в переходном
периоде» (сентябрь-октябрь 1991г., Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин,
Глазьев, Гайдар).
Исходным условием разработки последней программы (ограничени-
ем) был тот факт, что с 19августа 1991г. СССР фактически не существовал.
Республики выступали за экономический союз и немедленную политиче-
скую независимость, что равносильно было осуществлению реформ за
счет России. Поэтому выход для России был в провозглашении экономи-
ческой независимости и самостоятельном проведении реформ, т.е. стаби-
лизация и реформистская политика в условиях формирования институтов
национальной государственности. С другой стороны, это был отказ от
«русского пути» и признание и использование мирового опыта рыночных
преобразований, в соответствии с которым первичным звеном стабилиза-
ции и реформ является финансовая стабилизация, т. к.:
? она достижима в краткосрочном периоде в отличие от приватизации
и демонополизации,
? без нее в условиях разрушения нерыночных механизмов нельзя
сформировать рыночные ресурсопотоки,
? без нее нельзя развить предпринимательскую активность, привлечь
иностранные инвестиции.
Практика реализации последней программы показала:
1.инерционность масштабной экономики на инфляцию влияет мало,
а на безработицу сильно,
2.возникает временной лаг между изменением денежной политики и
инфляцией - с 2 месяцев увеличившийся до 6 месяцев,
3.сезонный характер развития инфляционных процессов.
За 6 месяцев (ноябрь 1991 - апрель 1992гг.) были созданы предпо-

<< Предыдущая

стр. 4
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>