стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Автомобиль как объект права собственности гражданина

Автомобиль с гражданско-правовой точки зрения
Автомобиль с точки зрения публичного права
Вопросы применения отдельных публично-правовых норм "автомобильного"
законодательства
а) Нормы о регистрации (учете) автомобилей в органах ГАИ
б) Нормы о доверенности "на право управления" автомобилем
в) Нормы о гражданско-правовых последствиях попыток обнаружения и
предупреждения публичных правонарушений автовладельцев

Автомобиль, как известно, не роскошь, а средство передвижения.
Сегодня этот лозунг в Российской Федерации воплощен в жизнь. Иностранцы
уверяют, что ни в одном городе мира не увидишь больше "шестисотых" "Мерседесов",
"ВМW", "Линкольнов" и "Кадиллаков", чем в Москве. Вне столицы ситуация, конечно,
несколько иная, но даже в поселках городского типа, не говоря об областных
центрах, владелец "Москвича" или "Жигулей" уже не является предметом пересудов.
Количество автомобилей, приобретаемых россиянами, неуклонно растет, и
качество их улучшается. Не могут изменить эту тенденцию даже чреватые серьезными
последствиями попытки юридически неграмотных инспекторов ГАИ (с недавнего
времени - ГИБДД, но мы будем пользоваться более привычным названием) и иных
должностных лиц трактовать и применять имеющиеся в их распоряжении отдельные
законодательные предписания.
К сожалению, автовладельцы далеко не всегда знают о своем гражданско-правовом
статусе и еще реже о порядке изменения и прекращения этого статуса. Почти
у всех наличие автомобиля ассоциируется прежде всего с Правилами дорожного
движения, а значит, с административным правом, точнее - со взысканиями административных
штрафов. Некоторые группы автомобилистов информированы также о наличии таможенного
права (которое является частью административного). Но вряд ли кто-то из них
задумывался о том, как выглядят связанные с автомобилем действия с точки зрения
гражданского закона, какие правовые последствия в сфере имущественных интересов
порождают.
Именно о таких ситуациях, когда совершение указанных действий приводит
к нарушениям субъективных гражданских прав и охраняемых законом имущественных
интересов автолюбителей, когда юридические результаты совершенных действий
оказываются отличными от ожидавшихся, о способах предупреждения таких ситуаций
и выхода из них рассказывает данная статья.

Автомобиль с гражданско-правовой точки зрения

Статья 130 Гражданского кодекса (ГК) Российской Федерации делит вещи
на движимые и недвижимые. Пункт 2 ст. 130 определяет, что движимыми вещами
или движимым имуществом признаются всякие вещи, не относящиеся к недвижимости.
А недвижимость перечислена исчерпывающим образом в п. 1 указанной статьи.
К недвижимым вещам (недвижимому имуществу или недвижимости) относятся: земельные
участки; участки недр; обособленные водные объекты; все, что прочно связано
с землей (т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения);
подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда; суда внутреннего
плавания; космические объекты1; иное имущество, отнесенное к недвижимым вещам
законом.
Поскольку автомобилей в этом списке нет, можно сделать вывод о том, что
гражданское законодательство относит автомобиль к движимому имуществу2 (п.
2 ст. 130 ГК). О практическом значении деления вещей на движимые и недвижимые
сказано в том же п. 2 ст. 130: "регистрации прав на движимые вещи не требуется,
кроме случаев, указанных в законе". Значит, недвижимость отличается от движимости
тем, что субъективные гражданские права на недвижимость по общему правилу
подлежат регистрации, без которой эти права просто не могут возникнуть, если
иное прямо не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК). В отношении движимости
действует обратная презумпция - никакой регистрации не нужно, если иное прямо
не установлено законом. Сразу отметим, что закона (именно федерального закона,
иного акта недостаточно), который предусматривал бы обязательную регистрацию
субъективных гражданских прав на автомобиль, в настоящее время нет. Но к проблеме
регистрации мы вернемся позже.
ГК объявляет вещи разновидностью имущества, объявляя само имущество основным
объектом гражданских прав (правоотношений). Такой вывод следует из сопоставления
ст. 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК.
Выделение в особую законодательную категорию понятия об объектах гражданских
прав имеет сугубо практический смысл, который раскрывается в ст. 129 ГК ("Оборотоспособность
объектов гражданских прав"). Согласно п. 1 данной статьи, все объекты гражданских
прав обладают свойством оборотоспособности, т.е. могут свободно отчуждаться
или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства
(наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если только
они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Объекты, изъятые из оборота - это такие объекты гражданских прав, нахождение
которых в обороте (т.е. отчуждение или переход по иным основаниям) не допускается.
Такие объекты должны быть прямо указаны в законе.
Объекты, ограниченные в обороте (или ограниченно оборотоспособные объекты)
- это объекты гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным
участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному
разрешению. Перечень таких объектов определяется в порядке, установленном
законом (п. 2 ст. 129 ГК).
Закона, установившего перечень объектов, изъятых из оборота, в настоящее
время нет, как и установленного законом порядка определения объектов, ограниченных
в обороте3.
Объектами каких субъективных гражданских прав могут быть вещи вообще?
Прежде всего, конечно, объектами вещных и обязательственных прав. Главное
из вещных прав возможность обладания вещами на праве собственности - прямо
зафиксировано в п. 1 и 2 ст. 209 ГК: "Собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему
усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия,
не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые
законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность
другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования
и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими
способами, распоряжаться им иным образом". Упомянутое правомочие распоряжения
означает возможность собственника определять юридическую судьбу имущества,
например, хозяин вправе делать его предметом обязательства или обременения,
т. е. предметом обязательственных или ограниченных вещных прав.
Кто может быть собственником? Об этом сказано в нескольких статьях ГК,
в частности, в п. 2 ст. 212: "Имущество может находиться в собственности граждан
и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований". Причем "особенности приобретения и прекращения
права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им
в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или
юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом"
(п. 3 ст. 212).
Столь подробный анализ ст. 128-130, 209 и 212 ГК, на первый взгляд, не
имеющих ничего общего с автомобилями, приводит нас к очень важному в практическом
отношении выводу. Автомобиль - это, с точки зрения гражданского права, такая
же движимая вещь (материальный предмет, созданный человеком, и ценный в силу
своих естественных свойств), как и любая иная, обычно не вызывающая столь
широкого почитания и преклонения, такая, как, например, стол, ложка, пальто,
наручные часы и т.п. Автомобили могут принадлежать на праве собственности
любому правоспособному гражданину, в том числе несовершеннолетнему и недееспособному,
могут быть завещаны, подарены, проданы, куплены, обменены, внесены в уставный
или складочный капитал юридического лица, сданы и взяты в аренду или ссуду,
заложены или иным образом обременены, сданы и приняты на хранение, могут быть
предметом фидуциарного или комиссионного поручения, предметом доверительного
управления4, объектом страхования и т.д. На автомобили, принадлежащие лицу
на праве собственности, может быть обращено взыскание, они могут быть предметами
реквизиции и конфискации, естественно, осуществляемой в порядке, установленном
законом.
Следует развеять одно распространенное заблуждение. Гражданские права
на автомобиль никак не связаны с наличием у лица права на управление автомобилем
(так называемые права автовождения). Гражданин может не иметь ни навыков автовождения,
ни водительских прав, но, тем не менее, вправе иметь в собственности, залоге
или на всяком ином праве любое количество автомашин любой стоимости и в любом
состоянии5. Более того, гражданин может пребывать в состоянии, когда ему в
принципе не может быть предоставлено право автовождения (несовершеннолетие,
недееспособность), однако это не является препятствием для того, чтобы быть
собственником автомобилей. И наоборот - наличие водительских прав никоим образом
не обязывает гражданина приобретать автомобиль, он вполне может использовать
свои права для езды на чужом автомобиле. Вообще никакие нарушения водителем
правил дорожного движения, в том числе и те, которые могут послужить основанием
для лишения права автовождения (неправильная парковка, проезд на "красный
свет", превышение скорости, неподчинение требованию инспектора ГАИ, игнорирование
указания дорожного знака и т.п.), не могут служить основаниями для изменения,
ограничения и тем более - прекращения субъективных гражданских прав на автомобиль.
То же самое относится и ко всем иным административным правонарушениям, связанным
с автомобилями, в частности, неуплате или недоплате налоговых или таможенных
платежей6.
Можно (при наличии соответствующих оснований) лишить гражданина права
автовождения (субъективного административного права) путем изъятия водительских
прав. Но запретить ездить на конкретном автомобиле лицу с водительскими правами
адекватной категории, запретить продавать данный автомобиль или иным образом
им распоряжаться, против воли собственника отогнать его на "штрафную стоянку",
чинить фактические препятствия в пользовании (например, путем установки блокиратора
колес), подвергнуть автомобиль так называемому задержанию или изъятию нельзя
ни в коем случае. Как изъятие автомобиля, так и ограничение собственника в
пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в этих случаях незаконными.
Статья 301 ГК позволяет собственнику истребовать свое имущество из чужого
незаконного владения (т. е. устранить нарушения его правомочия владения),
а ст. 304 ГК - потребовать устранения нарушений иных правомочий, хотя бы и
не связанных с лишением владения.
* * *
Определившись с основами цивилистическими, перейдем к рассмотрению отдельных
положений специфического российского "автомобильного" административного законодательства
- положений, применение которых на практике грубейшим образом нарушает гражданские
права и охраняемые законом интересы, связанные с автомобилями.

Автомобиль с точки зрения публичного права

Прежде всего остановимся на составе "автомобильного" административного
законодательства, его содержании, проанализируем причины его существования
и роль, которую эта отрасль законодательства должна играть.
Основу российского "автомобильного" законодательства составляет Федеральный
закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"7.
Непосредственное отношение к вопросам о правах и обязанностях лиц, участвующих
в гражданских правоотношениях по поводу автомобилей и их частей, имеют его
ст. 15-20, 24-29. Для понимания сути данного Закона (и "автомобильного" законодательства
в целом) важна также ч. 2 ст. 1 Закона, в которой определено, что "задачами
настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества
граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества
и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения
тяжести их последствий".
Итак, и цель, и природа публичного "автомобильного" законодательства
определены. Действительно, даже в гражданском праве, в такой его подотрасли,
как деликтное право, автомобиль квалифицируется как источник повышенной опасности
(п. 1 ст. 1079 ГК). Причинение вреда деятельностью, связанной с эксплуатацией
источника повышенной опасности, предполагает особые (гораздо более обременительные)
условия наступления гражданско-правовой ответственности за этот вред. Вполне
естественной поэтому является охрана государством не только публичного порядка,
но также прав и интересов частных лиц, которые могут пострадать от неправильного,
неумелого или преступного использования источников повышенной опасности третьими
лицами. Именно предотвращение и предупреждение нарушений субъективных гражданских
прав и охраняемых законом имущественных и личных интересов граждан, а также
имущественных прав и интересов государства и организаций цель публичного "автомобильного"
законодательства.
Причинами дорожно-транспортных происшествий (ДТП) могут стать не только
действия лица, управлявшего автомобилем, но и действия (бездействие) собственника
автомобиля (не содержавшего автомобиль надлежащим образом, выпустившего автомобиль
на линию в неисправном состоянии и т.п.); действия (бездействие) лиц, осуществлявших
техническое обслуживание автомобиля (установка некачественных или несертифицированных
запасных частей, некачественное выполнение ремонта и т.п.). Поэтому "автомобильное"
законодательство предусматривает целый ряд административно-правовых обязанностей,
которые должны нести как собственники автомобилей, так и лица, управляющие
ими и обслуживающие автомобили.
Следовательно, те нормы "автомобильного" законодательства, которые возлагают
на определенных законом лиц обязанности, исполнение которых имеет целью обеспечить
охрану частных прав и законных гражданско-правовых интересов государства и
частных лиц, иными словами, нормы, которые определяют юридическое бремя содержания
автомобиля как источника повышенной опасности для окружающих, должны быть
признаны по общему правилу необходимыми и обоснованными. Оценивать отдельные
подобные нормы можно только применительно к конкретным способам их толкования
и применения.
К сожалению, "автомобильное" законодательство в России пытаются приспособить
для достижения ряда других, отличных от перечисленных в Законе целей. Существующие
в этом законодательстве институты и конструкции государство применяет для
охраны собственных интересов, интересов отдельных чиновников, их групп и структур,
а также для облегчения исполнения ряда собственных публично-правовых обязанностей.
И интересы, для отстаивания которых прибегают к нормам "автомобильного" законодательства,
далеко не всегда законны. Подобные нормы необходимо изменять или просто беспощадно
с ними расставаться, а до того момента, пока законодательный механизм сработает,
решительно бороться с порочной практикой применения данных норм.
Можно указать несколько основных направлений подобного "нецелевого" использования
норм "автомобильного" законодательства.
Во-первых, автомобиль является достаточно емким (сравнительно с доходами
граждан) объектом вложения денежных средств. Вместе с тем эта капиталоемкость
не перевешивает тех преимуществ, которые дает автомобиль, т.е. не столь велика,
чтобы затруднить все более широкое распространение автомобилей среди населения.
Сочетание двух этих обстоятельств делает автомобиль и все, что с ним связано,
благоприятным объектом для налогообложения.
Основные виды налогов, взимаемых с владельцев автомобилей, определены
Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации"8 (далее Закон). Их четыре:
а) на реализацию горюче-смазочных материалов,
б) на пользователей автомобильных дорог,
в) с владельцев транспортных средств,
г) на приобретение автотранспортных средств.
Первые два и последний налоги взимаются только с организаций, второй
и последний - также с граждан-предпринимателей, а третий - как с организаций,
так и с граждан-предпринимателей и рядовых граждан.
Налог с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона) уплачивается ежегодно.
Ставки этого налога, установленные Законом, могут изменяться законами субъектов
Российской Федерации. Ставка данного налога на легковые автомобили с мощностью
двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно составляет 50 коп. в год, свыше
100 л.с. - 1 руб. 30 коп. в год. Учитывая то, что рядовые граждане-автомобилисты
не уплачивают налога на пользователей автодорог, взимание ежегодного налога
за право иметь транспортное средство и пользоваться им (ездить на нем по дорогам
общего пользования) представляется справедливым. Остается желать лишь отмены
нормы п. 3 ст. 6 Закона, устанавливающей, что "регистрация, перерегистрация
или технический осмотр транспортных средств... без предъявления квитанции
или платежного поручения об уплате налога (с владельцев - В.Б.) не производится".
К сожалению, нельзя назвать справедливым налог на приобретение автотранспортных
средств (ст. 7 Закона), который уплачивают предприятия, организации, учреждения,
предприниматели, приобретающие автотранспортные средства путем купли-продажи,
мены, лизинга и взносов в уставный фонд. Уплата налога производится по месту
регистрации или перерегистрации автотранспортного средства. Установление налога
на совершение сделки купли-продажи определенного оборотоспособного имущества
вступает в прямое противоречие с принципом свободного перемещения на всей
территории Российской Федерации товаров, услуг и финансовых средств (п. 3
ст. 1 ГК). Никакими соображениями охраны частных интересов оправдать существование
такого налога нельзя; налицо злоупотребление государством принадлежащими ему
полномочиями, использование их с целью безосновательного пополнения собственного
бюджета.
На территории Москвы взимается также так называемый налог на перепродажу
автотранспортных средств, введенный решением Малого совета московского городского
Совета народных депутатов от 28 июня 1993 г.9 Это также не что иное, как произвол,
творимый на основе федерального законодательства (п. "и" ст. 21 Закона Российской
Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации") и допущенный, как совершенно откровенно сказано в решении, "в
целях финансовой поддержки органов внутренних дел города Москвы". Ставка налога
составляет 5 % от суммы сделки по перепродаже автотранспортного средства.
Налог уплачивается продавцами в момент совершения ими сделки по продаже ранее
зарегистрированных в ГАИ автотранспортных средств. Интересно, что одной из
категорий граждан, освобожденных от уплаты этого налога, являются граждане,

стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>