<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

территорию Российской Федерации, у лиц, которые не знали и не должны были
знать об этом (т.е. у добросовестных приобретателей), должно расцениваться
как незаконное лишение собственника его имущества. Статья 301 ГК РФ позволяет
собственнику истребовать такое имущество из незаконного владения всякого лица,
в том числе и у незаконно завладевшего им государства.
3. Согласно Уголовному кодексу РФ, транспортные средства могут быть предметами
различных преступлений. Кроме того, в ряде случаев законодателем выделяется
как юридически значимый факт использования транспортных средств в качестве
орудий преступления. Рассмотрим только первую группу случаев. Это могут быть:
а) хищения транспортных средств (в том числе автомобилей), совершаемые
в разнообразных формах, а также причинение имущественного ущерба транспортному
средству без цели его хищения (ст. 158 - 167);
б) контрабандный ввоз и вывоз автомобилей (ст. 188);
в) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
(ст. 264);
г) оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим
транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств (ст. 265);
д) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию
с техническими неисправностями (ст. 266);
е) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства,
номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного
знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного
средства, а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным
номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным
регистрационным знаком (ст. 326).
Защита частных имущественных прав автовладельцев, потерпевших от совершения
соответствующих преступлений, осуществляется либо путем истребования ими своих
автомобилей из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ), в том числе и
из владения добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ)33, либо (если автомобиль
не сохранился или его владелец не установлен) путем предъявления иска о возмещении
вреда, причиненного противоправным действием (ст. 1064 ГК РФ).
Применение мер уголовно-процессуальной репрессии в виде ареста автомобилей
должно осуществляться по правилам, предусмотренным уголовно-процессуальным
законодательством. Применение имущественного наказания в виде конфискации
автомобиля за совершенное автовладельцем преступление может осуществляться
только согласно вступившему в законную силу приговору суда в порядке, установленном
законодательством об исполнительном производстве.
4. Нормами Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлены
следующие законодательные обязанности и ограничения, возлагаемые на собственников
автомобилей, а также на иных их титульных владельцев (на лиц, эксплуатирующих
транспортные средства на законном основании):
а) обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном
движении, в технически исправном состоянии (п. 2 ст. 16);
б) обязанность периодически представлять находящиеся в эксплуатации на
территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке
транспортные средства для обязательного государственного технического осмотра
(п. 1 ст. 17);
в) обязанность претерпевать последствия наложенного запрещения эксплуатации
транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих
угрозу безопасности дорожного движения, по перечню, установленному Правительством
Российской Федерации34 (п. 1 ст. 19).
Гражданско-правовое обоснование первой из перечисленных обязанностей
найти нетрудно. ГК РФ возлагает на собственника, во-первых, бремя содержания
имущества, во-вторых, риск случайной порчи предмета: ст. 210 закрепляет за
собственниками всякого имущества обязанность поддерживать его в таком техническом
состоянии, которое исключало бы причинение этим имуществом вреда третьим лицам;
ст. 211 не устанавливает каких-либо обязанностей собственника, а закрепляет
лишь тот разумный принцип, согласно которому различного рода случайные неисправности
в чьем-либо имуществе не обязаны устранять не только третьи лица, но даже
и собственник этого имущества. Собственник может устранить случайную порчу
своего имущества, но имеет право этого и не делать, если только такое бездействие
не нарушает принципа, закрепленного в ст. 210 ГК РФ. При этом на основании
закона или договора возможно переложение на третьих лиц как бремени содержания
имущества, так и рисков случайной гибели или повреждения имущества. В случае
с автомобилем таким третьим лицом является, как правило, его арендатор, пользователь
или залогодержатель.
Гражданско-правовая природа административных обязанностей периодического
прохождения государственного технического осмотра (п. "б") и претерпевания
последствий его непрохождения (п. "в") также может быть раскрыта с помощью
ст. 210 ГК. Однако объяснение на основе только этой статьи будет неполным,
ибо по общему правилу собственник самостоятельно оценивает, насколько необходимы
те или иные действия, которые ему предстоит совершить для исполнения предусмотренной
ст. 210 ГК РФ обязанности. Эта статья может быть применена, согласно общему
правилу, лишь при свершившемся факте причинения ненадлежаще содержащимся имуществом
вреда третьему лицу, поскольку предполагается, что всякий собственник поддерживает
свое имущество в нормальном состоянии, если не будет доказано иное. Установление
же для собственника автомобиля обязанности периодически проходить государственный
технический осмотр равнозначно организации государственного контроля за действиями
собственника по исполнению обязанности нести бремя содержания автомобиля.
Техосмотр, таким образом, имеет следующие гражданско-правовые цели:
а) проконтролировать, исполняет ли собственник автомобиля требование
ст. 210 ГК РФ;
б) при выявлении неисполнения обязанности принудить к ее исполнению.
Принуждение к исполнению выражается в том, что транспортные средства,
не отвечающие хотя бы одному из технических требований, установленных законодательством,
считаются неисправными, и их эксплуатация запрещается в установленном действующим
законодательством порядке. Управление транспортными средствами, не прошедшими
государственный технический осмотр в определенные для этого сроки, запрещается
со снятием государственного регистрационного знака (п. 4.9 и 4.14 Правил проведения
государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов
к ним в Российской Федерации).
Почему в отношении автомобиля сделано исключение из общего правила о
презумпции соблюдения собственниками ст. 210 ГК РФ и каковы гражданско-правовые
основания такого исключения? В чем разница между последствиями ненадлежащего
содержания автомобиля и, скажем, кухонного шкафа? Прежде всего - в круге субъектов,
на которых могут сказаться эти неблагоприятные последствия. Если у кого-то
шкаф на кухне прогнил и рухнул, то ущерба от этого не понесет никто кроме
самого собственника. Не заменив прогнившую несущую стенку кухонного шкафа,
собственник теряет гораздо больше, чем он потерял бы в случае ремонта этого
шкафа. Технические же неисправности автомобиля могут быть такими, что собственнику
больший ущерб принесет их устранение, нежели езда с этими неисправностями.
В то же время почти любые технические неисправности автомобиля могут сказаться
на имущественном состоянии и состоянии здоровья третьих лиц. Неисправностями
транспортных средств, ставшими предметом отдельного внимания законодателя,
считаются: а)неисправности рулевого управления, б) неисправности тормозной
системы автомобилей, в)негорящие (отсутствующие) фары и задние габаритные
огни35, г)недействующий стеклоочиститель со стороны водителя36 (п. 2.3 Правил
дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета
Министров РФ от 23 октября 1993 г. N 1090). Именно перечисленные неисправности
с наибольшей вероятностью могут стать причинами нанесения ущерба третьим лицам.
Помимо указанных недопустимыми являются, на наш взгляд, неисправности
двигателя, приводящие к превышению концентрации вредных веществ в автомобильных
выхлопах, ибо последствием таких неисправностей, имеющих массовый характер,
может стать (особенно в крупных городах, наводненных автомобилями) вредное
воздействие не только на здоровье конкретных людей, проживающих вблизи оживленных
магистралей, но и на озоновый слой атмосферы, а значит, на население города
в целом.
Итак, технические неисправности автомобиля могут стать причиной вредоносного
воздействия на состояние имущества и здоровья как конкретных лиц, так и неопределенного
количества людей (населения). Причем вероятность такого вредоносного воздействия
оказывается более высокой, круг лиц - более широким, а последствия - более
тяжкими, чем в общем случае. Следовательно, законным основанием для ограничения
права собственности на автомобили, выражающегося в установлении для их собственников
обязанности периодического прохождения государственного технического осмотра,
является норма п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: гражданские права
могут ограничиваться законом в той мере, в какой это необходимо, в частности,
для охраны здоровья, прав и законных интересов других лиц. Вполне логично
установить ограничения права собственности на предметы, которые, даже будучи
исправными, рассматриваются ГК РФ как источники повышенной опасности. Таким
образом, единственное цивилистическое оправдание и назначение техосмотра,
а также неблагоприятных последствий его непрохождения, выражающихся в ограничительном
административном воздействии государства на права собственников, - предупреждение
вредоносного влияния неисправного автомобиля (предупреждение неблагоприятных
последствий беспечности собственников неисправных автомобилей).
5. Упомянутым ведомственным нормативным актом - Правилами проведения
государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов
к ним в Российской Федерации (далее Правила) помимо рассмотренных ограничений,
имеющих законодательную основу, установлены также "самостоятельные" ограничения
права собственности на автомобили. Назовем эти ограничения:
а) изъятие документов, дающих право на управление данным транспортным
средством (документов о праве собственности, паспорта транспортного средства,
регистрационного свидетельства), и задержание транспортного средства "в установленном
порядке". Данное ограничение применяется "при обнаружении признаков подделки
регистрационных документов или документов на право владения, пользования или
управления транспортным средством, расхождении номеров агрегатов с записями
в паспорте транспортного средства и иных регистрационных документах, признаков
спиливания или несанкционированного нанесения номеров на агрегатах и узлах".
Применение этого ограничения сопровождается фиксацией выявленного факта в
акте, составляемом в присутствии понятых, и получением объяснения от водителя
(владельца) транспортного средства (п. 4.2 Правил);
б) контроль за наличием разрешений Государственной инспекции электросвязи
Министерства связи Российской Федерации на установку на транспортных средствах
радиостанций, радиотелефонов и других радиоэлектронных устройств аналогичного
назначения (кроме радиоприемников, магнитофонов и телевизоров) (п. 4. 3 Правил).
Последствия отсутствия таких разрешений Правилами специально не оговариваются,
но, очевидно, они будут теми же, что и в случае непрохождения техосмотра;
в) контроль за своевременностью медицинского переосвидетельствования
водителей (п. 1.3 Правил). Последствия несвоевременного переосвидетельствования
- лишение права управления транспортными средствами;
г) проверка наличия квитанций или платежных поручений об уплате налога,
взимаемого с владельцев транспортных средств и сборов в связи с проведением
государственного технического осмотра (п. 1.3 Правил). Последствия отсутствия
квитанций (платежных поручений) недопущение к прохождению техосмотра.
Проанализируем перечисленные нормы. Требование своевременного медицинского
переосвидетельствования вопросов не вызывает, ибо с его прохождением связано
наличие у лица самого права управления транспортными средствами. Последнее
предоставляется в административном порядке, а значит, в таком же административном
порядке может быть и ограничено, и отобрано. Цивилистических оснований искать
для этого не нужно. А вот каков смысл остальных ограничений?
В пункте 1.3 Правил указано, что основными задачами государственного
технического осмотра, в частности, являются: "... уточнение численности транспортных
средств, их принадлежности и иных регистрационных данных; предупреждение и
пресечение преступлений и административных правонарушений" (выделено автором).
Очевидно, что достижению этих целей служит ограничение "а". Рассматривая подобные
цели, мы уже неоднократно указывали, что стремление к ним (и ко всяким публично-правовым
целям вообще) может приветствоваться только тогда, когда средством их достижения
не является ущемление частных прав и интересов частных лиц - граждан и организаций.
Ни один из случаев возможных ограничений гражданских прав, предусмотренных
ст. 55 Конституции России, не может быть назван родовым по отношению к целям,
перечисленным в п 1.3 Правил.
Что касается проверки наличия разрешений на установку радиоэлектронных
устройств, а также квитанций об уплате налогов и сбора за прохождение техосмотра,
то ограничения такого рода являются незаконными. Контроль за наличием разрешений
на радиоэлектронные устройства и за соблюдением налоговой дисциплины не входит
в компетенцию органов внутренних дел вообще и органов ГАИ в частности (см.
об этом п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ
от 15 июня 1998 г. N 711).
Установление сбора за прохождение техосмотра - особого налогоподобного
платежа - само по себя является незаконным. Поэтому контроль за выполнением
данного незаконного требования и тем более понуждение к его совершению должны
рассматриваться как незаконные действия.

В.А.Белов

-----------------------------
1. Обращаем внимание на то, что формулировка нормы ч. 2 п.1 ст. 130 ГК
допускает двоякое толкование в вопросе о том, к каким существительным относятся
cлова "подлежащие государственной регистрации" только ли к воздушным и морским
судам (как это сделано в нашем перечне), или также к судам внутреннего плавания
и космическим объектам.
2. Сказанное здесь и далее применимо к автомобилям как легковым, так
и грузовым, а также к автобусам и прицепам. В дальнейшем основное внимание
будет сосредоточено именно на легковых автомобилях как наиболее часто встречающихся
объектах права собственности граждан.
3. Хотя такие объекты существуют - это земля и природные ресурсы (п.
3 ст. 129 ГК).
4. Не путать с "управлением по доверенности", см. об этом далее.
5. Принцип отсутствия ограничений на количество предметов и стоимость
имущества граждан и организаций установлен п. 2 ст. 213 ГК.
6. Исключение составляют лишь те из них, которые представляют собой состав
уголовно-наказуемых деяний (преступлений). Но и в этом случае грахаданские
права на автомобиль не могут быть изменены, ограничены или прекращены иначе,
как по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда, а также
вступившему в законную силу приговору суда.
7. СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
8. Закон Рф от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г.,1 июля, 11 ноября 1994 г.,23
июня, 22 августа, 27 декабря 1995 г., 26 февраля, 26 мая 1997 г., 28 марта,
27 июня 1998 г.).
9. Текст решения официально не опубликован. Использован текст, содержащийся
в СПС "Гарант".
10. Кроме органов ГАИ регистрацию автомототранспортных средств осуществляют
(в специально установленных случаях) также органы гостехнадзора, таможни и
военной автоинспекции (ВАИ). Далее, подразумевая это, будем говорить о регистрации
в органах ГАИ.
11. СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999.
12. Можно понять по-разному, к кому относится категория "владельцы транспортных
средств" - только к лицам, владеющим с санкции собственника, или также к собственникам.
Учитывая то, что право собственности в субъективном смысле предполагает включение
в его состав правомочия владения, полагаем, что было бы правильным толковать
категорию "владельцы расширительно, т.е. распространить ее и на собственников
автомобилей.
13. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
1997. N 2, 15.
14. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 21. Ст. 1915;
СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5805.
15. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
1997. N 15.
16. Рекомендуем обратить внимание на п. 1.6-1.9, 1.11 и 1.12, которые
устанавливают требования, предъявляемые к оформлению "иных документов".
17. См. об этом: постановление Правительства РФот 8 апреля 1992 г. "О
некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской
Федерации" (с послед., изменениями).
18. Российская газета. 1998.23 июня.
19. См.: Барсегян А.Г Необходимо ли нотариально заверять доверенность
на право управления автомобилем //Законодательство. 1997. N 6. С. 86-88.
20. Алехин Б. Траст на рынке ценных бумаг. // Рынок ценных бумаг. 1998.
N 8. С. 55.
21. Сделка представителя, совершенная им с третьим лицом от имени и за
счет представляемого, - это именно цель представительства (см.: Гражданское
право: Учебник// Под ред. Е.А. Суханова, 2-е изд. М" 1998. Т 1. С. 397-398),
а не определение представительства, как полагают А.Г Барсегян (Указ. публ.
С. 87) и другие исследователи. Определения понятия "представительство" не
содержалось ни в одном прежнем российском ГК, нет его и в современном Кодексе.
22. Использован текст, содержащийся в СПС "Гарант".
23. Там же.
24. Там же.
25. СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
26. Приказ МВД РФ от 5 ноября 1993 г. N 482 "О мерах по реализации постановления
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 августа 1993 г.
N 874" (с изм. и доп. от 26 декабря 1994 г., 15 апреля 1996 г.)//Бюллетень
нормативных актов министерств и ведомств РФ". 1994. N 2. 1995. N 4.
27. См., напр.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 3 февраля 1997 г. и от 4 июня 1997 г. //СПС "Гарант". В данных
определениях признаны незаконными действия сотрудников ГАИ, эвакуировавших
автомобиль на штрафную стоянку и заблокировавших колеса автомобиля по причине
его неправильной парковки, т.е. в случае, не предусмотренном федеральным законом.
28. Там же.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>