<< Предыдущая

стр. 11
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

- вещевое имущество фонда сборов;
- вещевое имущество неприкосновенного запаса;
2) по праву пользования им:
- вещевое имущество личного пользования;
- инвентарное имущество.
Вещевое имущество текущего обеспечения предназначается для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Вещевое имущество фонда сборов предназначается для обеспечения граждан, призванных на военные сборы.
Вещевое имущество неприкосновенного запаса предназначается для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и создания запасов на период военного времени.
Вещевое имущество личного пользования, выдаваемое военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является их собственностью с момента получения.
Поставка вещевого имущества производится предприятиями промышленности по договорам (контрактам), заключаемым в соответствии с объемами, предусмотренными государственным оборонным заказом. Объемы поставок вещевого имущества, включаемого в государственный оборонный заказ, определяются Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации. Оплата за поставляемое вещевое имущество осуществляется по договорным ценам. Отдельные предметы вещевого имущества, не включенные в государственный оборонный заказ, приобретаются воинскими частями самостоятельно в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
Решение вопросов вещевого обеспечения военнослужащих возлагается в первую очередь на командиров (начальников), а также на должностных лиц органов военного управления вещевой службы. Под вещевой службой понимают совокупность органов и должностных лиц органов военного управления, непосредственно занимающихся вопросами вещевого обеспечения.
Вещевое имущество отпускается военнослужащим по нормам снабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, и по нормам его содержания в воинских частях, на кораблях, в военных образовательных учреждениях профессионального образования, на предприятиях, в учреждениях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Нормы снабжения военнослужащих вещевым имуществом определяют количество предметов, отпускаемых на одного человека (в военно-медицинских (медицинских) учреждениях - на одну штатную койку), и сроки их носки (эксплуатации). Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих" от 26 июня 1995 г. N 605 утверждены 19 норм снабжения. Приведем примеры некоторых из них:
- Норма N 1 снабжения вещевым имуществом офицеров и прапорщиков (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);
- Норма N 2 снабжения вещевым имуществом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (кроме Военно-Морского Флота, морских частей Пограничных войск Российской Федерации и внутренних войск МВД России);
- Норма N 3 снабжения вещевым имуществом военнослужащих-женщин;
- Норма N 4 снабжения вещевым имуществом курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования (кроме Военно-Морского Флота).
Сроком носки (эксплуатации) предмета вещевого имущества является установленный нормами снабжения период времени, в течение которого предмет должен находиться в пользовании.
Сроки носки (эксплуатации) предметов вещевого имущества личного пользования, выдаваемых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исчисляются со дня возникновения у военнослужащих права на их получение.
В зависимости от характера использования вещевое имущество подразделяется на две группы: вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество.
Вещевое имущество личного пользования выдается офицерам, прапорщикам и мичманам в готовом виде или изготавливается в ателье (мастерских) по индивидуальным заказам с оплатой стоимости пошива за счет Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Старшинам, сержантам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту или призыву, и курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования вещевое имущество выдается, как правило, в готовом виде. В случаях когда подобрать отдельные предметы вещевого имущества по росту и размеру не представляется возможным, производится их подгонка или пошив в ателье (мастерских) с оплатой стоимости подгонки или пошива в установленном порядке.
Военная форма одежды и знаки различия утверждаются Президентом Российской Федерации, а правила их ношения устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба). Существующие военная форма и знаки различия утверждены Указом Президента Российской Федерации "О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям" от 23 мая 1994 г. N 1010. Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются приказом министра обороны Российской Федерации.
Инвентарное имущество выдается военнослужащим во временное пользование. К инвентарному имуществу относятся: теплые вещи, постельные принадлежности, предметы снаряжения, лагерные и специальные палатки, специальная и летно-техническая одежда, санитарно-хозяйственное, лыжное, спортивное и альпинистское имущество, духовые и ударные музыкальные инструменты, обозное имущество.
Специальная одежда выдается только тем военнослужащим, которые заняты на работах, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, ремонтом военной техники, и других видах работ.
Летно-техническая одежда выдается военнослужащим в индивидуальное пользование и используется ими до полного износа.
Теплые вещи отпускаются воинским частям в размерах, определяемых командованием военного округа (флота) с учетом особенностей района дислокации воинских частей и характера выполняемых ими задач.
Теплые вещи за военнослужащими, как правило, не закрепляются. Время и порядок их ношения устанавливаются командиром воинской части. По окончании зимнего сезона теплые вещи изымаются из подразделений, рассортировываются, подвергаются ремонту и химчистке и сдаются для хранения на вещевой склад воинской части.
Лагерные и специальные палатки отпускаются для размещения военнослужащих в полевых условиях, а также при ведении военно-топографических, изыскательских, геодезических и других работ в полевых условиях.
Спортивным, лыжным и альпинистским имуществом воинские части обеспечиваются по нормам и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.
Духовыми и ударными музыкальными инструментами обеспечиваются воинские части, в которых предусмотрено содержание военного оркестра.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества денежной компенсации в размере стоимости указанных предметов.
Порядок выплаты указанной денежной компенсации определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

§ 3. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями*(156)

1. Право военнослужащих на жилище. Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.
Наличие надлежащего жилья свидетельствует о достойном жизненном уровне человека, провозглашенном Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). Указанная норма инкорпорирована в Конституцию Российской Федерации, которой предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим*(157), иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на условиях договора социального найма*(158) в пределах нормы жилой площади, а также на условиях договора найма жилого помещения (иногда его называют договором коммерческого найма жилого помещения) либо приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади*(159).
Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РСФСР, Федеральным законом "О статусе военнослужащих", а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.
В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.
Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи" (ст. 25).
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11).
Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.
В российском законодательстве не дается общего понятия "жилище", оно обычно означает особое сооружение или помещение, специально предназначенное для проживания людей: жилой дом, квартира, комната, другое жилое помещение вместе с соответствующей вспомогательной площадью (кухня, коридор, ванная комната, прихожая и т.п.), а также различного рода другими объектами жилого дома (лифт и лифтовое хозяйство, другое инженерное оборудование).
Провозглашая право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантию охраны этого права: "Никто не может быть произвольно лишен жилища". Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция Российской Федерации, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.
В Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. о праве на жилище говорится следующее: "Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилищных фондов; создания условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развития частной собственности, обеспечения защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развития конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства" (ст. 2).
Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище означает право каждого иметь жилище, иметь гарантированную возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища.
По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом. Вместе с тем конституционные положения о праве на жилище (ст. 40 и др.) являются юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений; пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда и т.п.
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:
1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов;
2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, - путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального или иного жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами - путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств с привлечением денежных субсидий государства;
3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.).
Большое значение имеет положение ст. 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольно лишать граждан права на жилище.
С конституционным правом на жилище тесно и непосредственно связаны и такие нормы Конституции Российской Федерации, которые предусматривают неприкосновенность жилища и защиту от проникновения в него других лиц помимо воли проживающих в нем (ст. 25), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), право на судебную защиту (ст. 46) и др.
Из признания ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище одним из основных, конституционных прав граждан вытекает и такая важная особенность этого права: оно согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.
Право на жилище, провозглашенное в ст. 40 Конституции Российской Федерации, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции Российской Федерации этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации чрезвычайного положения право на жилище (как и ряд других основных прав) не подлежит ограничению.
Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных правоотношениях.
В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации норма о праве граждан на жилище, как и другие нормы, имеет прямое действие. Поэтому статьями Конституции Российской Федерации надлежит руководствоваться непосредственно и при разрешении конкретных вопросов, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 2 постановления от 31 октября 1995 г. N 8 указал, что суд применяет Конституцию, в частности, когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения.
Поскольку право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации, не содержит бланкетной нормы, отсылающей к какому-либо закону, и его реализация не зависит от каких-либо условий, кроме указанных в Конституции, постольку не требуется дополнительная регламентации указанного права в законе. Вместе с тем ст. 40 Конституции Российской Федерации предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.
Так, в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации говорится о предоставлении жилища бесплатно или за доступную цену не только малоимущим, но и "иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище". Соответствующий закон согласно данной статье необходим и для установления норм предоставления жилья. Такие положения Конституции реализуются через конкретные законы, иные нормативные правовые акты, в которых реализуются нормы Конституции и через которые конституционное право на жилище как одно из основных прав взаимодействует с нормами отраслевого законодательства: жилищного, гражданского, административного и др. В этой связи необходимо прежде всего назвать ст. 10 ЖК РСФСР, в которой в сжатой форме выражено основное содержание жилищных прав и обязанностей граждан.
В целях обеспечения устойчивости и повышения гарантии жилищных прав граждан в ст. 10 ЖК РСФСР закрепляется принцип, согласно которому никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.
Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма (или аренды) в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищных фондов и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Причем жилые помещения в домах государственного и общественного жилищных фондов, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. В целях обеспечения жилищных прав граждан Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" устанавливает материальные и юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.
Вышеназванные принципиальные положения выражены в других нормах ЖК РСФСР, в частности в ст.ст. 40 и 41, определяющих требования, предъявляемые к жилым помещениям, и учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений, в ст. 28, в которой законодательно закреплено положение о том, что жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам "как правило, в виде отдельной квартиры на семью".
Важнейшее значение имеет выделение в составе жилищного фонда "жилищного фонда социального использования", предназначенного для предоставления жилых помещений малообеспеченным и другим указанным в законе гражданам в пользование на основании договора социального найма (ст.ст. 12-14 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"; ст. 672 ГК РФ). В соответствии с этим договором жилые помещения находятся у граждан в бессрочном пользовании (а не на определенный срок).
Конституцией Российской Федерации, как сказано выше, внесены определенные коррективы в порядок и условия обеспечения граждан жильем за счет государственного, муниципального и других жилищных фондов: жилище из этих фондов предоставляется бесплатно или за доступную плату малоимущим, иным указанным в законе гражданам.
Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья (ст. 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Обеспечение жилищных прав граждан предполагает возложение на органы государственной власти, исполнительные органы и органы местного самоуправления соответствующих обязанностей.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" указанные органы обеспечивают:
- порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, а также их продажи гражданам в государственном, муниципальном и общественном жилищных фондах;
- доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, а также возможность кредитной поддержки граждан и предоставления налоговых льгот при строительстве, приобретении и найме жилья;
- жилищное строительство за счет государственных и местных бюджетов для предоставления жилья гражданам на условиях найма, купли-продажи, в том числе с учетом льгот, предусмотренных для военнослужащих, беженцев, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других категорий граждан;
- предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией;
- содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
- правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов и собственников недвижимости в жилищной сфере, застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых компаний);
- бронирование нанятого жилища, а также сохранение права пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на условиях, установленных законодательством;
- контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере и др.
Следует отметить, что понятие "право на жилую площадь" и в нормативных актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое помещение, жилой дом, либо как понятие, охватывающее совокупность полномочий нанимателя. Нередко понятие "право на жилую площадь" отождествляется и с понятием "право на жилище", когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношений. Конституционное право на жилище означает прежде всего абстрактное (объективное) право гражданина иметь жилище для проживания, как постоянного так и временного.
Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования для удовлетворения своих жилищных потребностей реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда - отношениях гражданско-правового характера. ГК РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основе договора.
В современных условиях право на жилище может обеспечиваться в следующих основных формах:
- предоставление гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади;
- кооперативное жилищное строительство;
- предоставление жилья на условиях коммерческого найма;
- приобретение или строительство жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", в котором записано, что военнослужащим гарантируется предоставление жилья из государственного и других жилищных фондов, в том числе и после увольнения с военной службы. Гарантии жилищных прав указанных лиц обусловлены особым статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", другими законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.
Особый характер обязанностей военнослужащих, в том числе по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, и связанные с ними ограничения некоторых гражданских прав устанавливаются Федеральным законом "О статусе военнослужащих", другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим предоставлением льгот, гарантий и компенсаций.
2. Гарантии, льготы и компенсации военнослужащих в жилищной сфере. Гарантии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию прав и свобод военнослужащих. Система юридических гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военнослужащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность применения военнослужащими законных способов и средств восстановления нарушенных прав, в том числе обращение в суд (субъективные гарантии).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п. 1 ст. 15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. Это не лишает военнослужащих возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей жилые помещения предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы за счет государственного или муниципального жилищного фондов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых граждане проходят военную службу.
Гарантии включают в себя льготы и компенсации. Основным правовым актом, в котором изложены нормы о льготах военнослужащим, является Федеральный закон "О статусе военнослужащих", а также действует ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов, речь о которых пойдет далее.
Под льготами военнослужащих понимаются дополнительные, особые права (преимущества), предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы, либо полное или частичное освобождение их от некоторых государственных обязанностей (например, по уплате отдельных видов налогов). Они являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих специфическими возможностями юридического характера. Такой подход соответствует мировой практике и является стимулирующим фактором при исполнении гражданами военной службы.
В ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплен комплекс льгот и компенсаций при реализации военнослужащими права на жилище. Компенсации призваны обеспечить восполнение военнослужащим каких-либо непредвиденных затрат как материального, так и нематериального характера, а также реализовать право на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом.
Указанный Закон закрепляет следующие льготы и компенсации в жилищной сфере военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе и за границей:
- регистрация по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений (п. 3 ст. 15);
- предоставление военнослужащим, имеющим в собственности квартиры, при переводе к новому месту службы служебных жилых помещений или общежития на период службы в данной местности (п. 4 ст. 15);
- обеспечение органами местного самоуправления уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих при общей продолжительности военной службы 10 лет и более жильем в трехмесячный срок при представлении документов о сдаче жилья по месту службы только при получении постоянных жилых помещений (п. 14 ст. 15);
- включение в очередь для получения жилья военнослужащих по избранному месту жительства за три года до увольнения в запас по возрасту или в год увольнения по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (п. 13 ст. 15);
- предоставление дополнительной жилой площади военнослужащим в воинском звании "полковник" и выше, а также командирам воинских частей, преподавателям вузов и другим лицам (п. 8 ст. 15);
- бронирование жилых помещений на время службы за границей и в отдельных районах (п. 9 ст. 15);
- безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (п. 6 ст. 15);
- первоочередной порядок вступления в ЖСК (ЖК) или выделения земельных участков под строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и ряда других лиц (п. 12 ст. 15);
- предоставление субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы по льготным основаниям, вступившим в ЖСК (ЖК) или осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) (п. 14 ст. 15);
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до их получения (пп. 3, 14 ст. 15).
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в том числе и офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу, и они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 11 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Жилищные права российских военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, гарантированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей*(160), а также двусторонними международными договорами о статусе и условиях пребывания российских Вооруженных Сил и других воинских формирований на территориях государств - участников СНГ.
Перечисленные гарантии, компенсации и льготы военнослужащих в жилищной сфере позволяют определить военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений.

§ 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое
обслуживание военнослужащих*(161)

1. Медицинское обеспечение военнослужащих. Право каждого человека на охрану здоровья - общепризнанная норма международного права, закрепленная как во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12). "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь" - гласит Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 41). Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., ст. 25 которых посвящена правам военнослужащих в области охраны здоровья.
Посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Данное положение соответствует нормам и принципам международно-правовых актов, например, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и др.
Охрана здоровья военнослужащих - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, поддержание их активной физической формы, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимых командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами в военно-медицинских учреждениях. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях оказание медицинской помощи осуществляется в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1 виды медицинской помощи, предусмотренные целевыми программами профилактики и лечения социально значимых заболеваний, а также дорогостоящие виды медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации, военнослужащим, проходящим военную службу на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, оказываются за счет средств государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Важное значение в системе медицинского обеспечения военнослужащих отводится военно-медицинской подготовке личного состава, которая является одним из предметов боевой подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Основными задачами военно-медицинской подготовки являются: подготовка личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации к оказанию первой помощи в объеме само- и взаимопомощи при ранениях, травмах и поражениях; подготовка офицеров и прапорщиков (мичманов) к организации медицинского обеспечения боевых действий подразделений. Военно-медицинская подготовка осуществляется в соответствии с программами командирской и боевой подготовки.
Организация военно-медицинской подготовки личного состава возлагается на начальника медицинской службы воинской части.
Военно-медицинская подготовка включает:
- обучение личного состава правилам и приемам проведения простейших противошоковых мероприятий (остановка наружного кровотечения, введение обезболивающих средств, наложение различных видов повязок, транспортная иммобилизация при переломах костей) и привитие навыков их проведения;
- обучение личного состава правилам использования табельных индивидуальных средств медицинской защиты (аптечки индивидуальной, пакета перевязочного индивидуального, индивидуального противохимического пакета, индивидуальных средств обеззараживания воды), а также использования подручных средств для оказания первой помощи;
- обучение личного состава приемам розыска, привитие навыков извлечения из боевой техники и труднодоступных мест, переноски и транспортирования раненых и пораженных;
- обучение личного состава правилам поведения и мерам профилактики в условиях заражения радиоактивными и отравляющими веществами и бактериальными средствами, а также приемам проведения частичной санитарной обработки;
- ознакомление личного состава с признаками инфекционных заболеваний, их профилактикой, правилами личной и общественной гигиены;
- обучение офицеров и прапорщиков основам организации медицинского обеспечения боевых действий подразделений.
Важную роль в охране здоровья военнослужащих играет осуществление медицинского контроля: за условиями жизнедеятельности личного состава; за размещением военнослужащих; за водоснабжением воинской части; за организацией питания военнослужащих; за банно-прачечным обслуживанием и обеспечением вещевым имуществом; за обеспечением безопасности военной службы.
Медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава - это деятельность должностных лиц медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений санитарного законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава. Он включает в себя:
- изучение, оценку и прогнозирование состояния здоровья личного состава на основе анализа результатов медицинского обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, прибывших в воинскую часть, углубленных и контрольных медицинских осмотров военнослужащих, повседневного медицинского наблюдения в процессе боевой подготовки, диспансерного динамического наблюдения;
- изучение качества и полноты проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в воинской части;
- оценку соблюдения санитарных правил на объектах питания, размещения, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания;
- проверку выполнения должностными лицами и отдельными военнослужащими требований по сохранению и укреплению здоровья.
Медицинский контроль за размещением военнослужащих включает: наблюдение и прогнозирование состояния здоровья личного состава войск (cил) в связи с особенностями условий размещения; установление причин возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных особенностями размещения военнослужащих; проверку соблюдения Норм коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений; разработку предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих уставные условия размещения военнослужащих; изучение проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих уставные условия размещения личного состава.
Регулярный медицинский контроль за санитарным состоянием казарменно-жилищного фонда позволяет своевременно выявить возможное неблагоприятное воздействие жилищно-бытовых условий на здоровье военнослужащих.
Медицинский контроль за водоснабжением воинской части осуществляется в целях проверки соблюдения санитарных требований к качеству воды, санитарных правил оборудования и эксплуатации систем водоснабжения. Медицинская служба воинской части осуществляет медицинский контроль за водоснабжением, включающий проверку соблюдения санитарных требований к качеству воды, обследование элементов систем водоснабжения, техническое и санитарное состояние которых может оказывать отрицательное влияние на количество и качество подаваемой воды.
Медицинский контроль за организацией питания военнослужащих осуществляется в целях своевременного выявления возможного неблагоприятного воздействия алиментарного (пищевого) фактора на состояние их здоровья. Он включает: участие в разработке режима питания; изучение качества питания; оценку выполнения санитарных правил на продовольственных складах и базах, столовых воинских частей (камбузах, гарнизонных цехах по первичной переработке продуктов), военных хлебозаводах (хлебопекарнях), промышленных предприятиях, подсобных хозяйствах, на объектах единой системы военной торговли (офицерские столовые, чайные, магазины и т.д.).
Медицинский контроль за обеспечением безопасности военной службы проводится в целях предупреждения профессиональных и соматических заболеваний, поражений и травм. Он включает:
- участие в разработке планов боевой подготовки в целях наиболее полной реализации гигиенических требований, предъявляемых к обеспечению режима военной службы, величине и интенсивности физических нагрузок, чередованию различных занятий;
- проверку при проведении занятий на открытом воздухе экипировки военнослужащих и выполнения требований по профилактике переохлаждения или перегревания, а также проверку санитарного состояния мест проведения занятий;
- проверку выполнения мероприятий по профилактике травматизма, отравлений военнослужащих ядовитыми техническими жидкостями, пороховыми и отработавшими газами при выполнении стрельб и эксплуатации военной техники;
- проверку выполнения мероприятий по профилактике воздействия неблагоприятных метеофакторов (высоких или низких температур окружающей среды и т.д.), переутомления личного состава при совершении длительных маршей (обеспечение отдыха);
- оценку соответствия величины и интенсивности физических нагрузок физическому развитию военнослужащих.
Большое значение в медицинском обеспечении военнослужащих имеет проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся медицинской службой во взаимодействии с командованием, должностными лицами продовольственной, вещевой, квартирно-эксплуатационной, ветеринарно-санитарной и других служб. Планирование и организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий основываются на результатах эпидемиологической диагностики.
Эпидемиологическая диагностика - это система методов выявления причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний в воинских коллективах и разработки научно обоснованных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Эпидемиологическая диагностика включает санитарно-эпидемиологическую разведку, санитарно-эпидемиологическое наблюдение, эпидемиологическое обследование очага заболевания, ретроспективный и оперативный эпидемиологические анализы.
Санитарно-эпидемиологическая разведка - это заблаговременное получение достоверных сведений о санитарно-эпидемиологическом состоянии районов размещения и действия войск. Она является составной частью медицинской разведки.
Санитарно-эпидемиологическая разведка организуется и проводится начальником медицинской службы воинской части, а в отдельных случаях - специальными группами санитарно-эпидемиологических учреждений (подразделений).
Санитарно-эпидемиологическая разведка включает: изучение имеющейся информации о санитарно-эпидемиологическом состоянии района размещения воинской части; получение сведений от старшего начальника медицинской службы и должностных лиц учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения; обследование территории, источников водоснабжения и других объектов внешней среды с заборами проб; организацию взаимодействия с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения; анализ полученных результатов и выдачу рекомендаций по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санитарно-эпидемиологическое наблюдение предусматривает систематическое изучение санитарно-эпидемиологического состояния района дислокации и объектов воинских частей; своевременное выявление очагов заболеваний и эпизоотий.
При осложнении санитарно-эпидемиологической обстановки, появлении инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в воинской части проводится эпидемиологическое обследование.
Эпидемиологическое обследование - это выявление причин и условий возникновения эпидемического очага и обоснование мероприятий по его локализации и ликвидации. Различают эпидемиологическое обследование очага с единичным заболеванием и очага с множественными заболеваниями (вспышка).
Эпидемиологическое обследование очага с единичным инфекционным заболеванием включает: опрос и обследование больного; уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки в районе дислокации воинской части; опрос и обследование лиц, подвергшихся риску заражения; осмотр и обследование объектов внешней среды; анализ и обобщение полученных материалов, обоснование мероприятий по локализации и ликвидации очага.
Эпидемиологический анализ - это анализ уровня, структуры и динамики инфекционной заболеваемости, установление причин и условий возникновения и распространения заболеваний среди личного состава. Результаты эпидемиологического анализа используются для обоснования целенаправленных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний в воинских частях достигается проведением комплекса мероприятий по нейтрализации источников инфекции, разрыву механизма передачи инфекции и созданию невосприимчивости организма к инфекционным заболеваниям.
В целях нейтрализации источников заразных для человека болезней проводятся изоляционные, лечебно-диагностические и ограничительные мероприятия, а заразных болезней, общих для человека и животных, - ветеринарно-санитарные и дератизационные мероприятия.
Выявление инфекционного больного в воинской части осуществляется: на утренних осмотрах и вечерних поверках путем опроса личного состава; на амбулаторных приемах; при медицинском осмотре лиц суточного наряда, назначаемых для работы в столовую, в караул; при проведении медицинских осмотров военнослужащих, прибывших в воинскую часть и возвращающихся из командировок, отпусков и лечебно-профилактических учреждений; при медицинских осмотрах личного состава перед помывкой в бане; при плановых медицинских осмотрах и обследованиях.
В целях выявления инфекционных военнослужащих проводится усиленное медицинское наблюдение. Усиленное медицинское наблюдение - комплекс мероприятий, направленных на раннее активное выявление больных и подозрительных на инфекционные заболевания путем опроса, осмотра, термометрии и специальных исследований (лабораторных, инструментальных) личного состава, подвергшегося риску заражения. Усиленное медицинское наблюдение проводится по указанию начальника медицинской службы воинской части.
При выявлении инфекционных больных военнослужащих проводится ряд мероприятий: обсервация, карантин, дезинфекция, дезинсекция, санитарная обработка, дератизация.
Обсервация - система изоляционно-ограничительных, лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных заболеваний.
Обсервация вводится при: появлении в воинских частях больных антропонозными инфекционными заболеваниями (кроме особо опасных, имеющих тенденцию к распространению); угрозе заноса инфекционных заболеваний в воинскую часть личным составом воинских частей, прибывающим из районов, неблагополучных по тем или иным инфекциям, и военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, прибывшими в воинскую часть.
Карантин - система административных, медико-санитарных, ветеринарных и иных мер, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижений личного состава, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Карантин вводится в случае возникновения в воинской части единичных заболеваний особо опасными инфекциями или при появлении этих заболеваний в районе ее дислокации и угрозы заноса их в воинскую часть, а также при массовом распространении среди личного состава воинской части любых других контагиозных (инфекционных) заболеваний, угрожающих ее безопасности и боеготовности.
Карантин предусматривает: полную изоляцию воинской части с установлением вооруженной охраны (выводом корабля на рейд); максимальное разобщение личного состава; развертывание дополнительных изоляторов (обсерваторов); эвакуацию больных в специально выделенное лечебно-профилактическое учреждение; проведение дезинфекционных мероприятий и полной санитарной обработки личного состава; иммунизацию, экстренную профилактику и другие специальные мероприятия.
Дезинфекция - уничтожение на объектах или удаление с них патогенных микроорганизмов. В зависимости от показаний выделяют профилактическую и очаговую дезинфекцию.
Дезинсекция - уничтожение переносчиков инфекционных заболеваний и бытовых паразитов на объектах внешней среды. Она включает мероприятия по предупреждению выплода членистоногих, их истребление и защиту личного состава от нападения насекомых и клещей. Различают механический, физический, химический и биологический методы дезинсекции.
Санитарная обработка - комплекс мероприятий, который включает: гигиеническую помывку личного состава со сменой белья; камерную обработку (дезинсекцию, дезинфекцию) белья, обмундирования и постельных принадлежностей. При необходимости одновременно проводится дезинфекция (дезинсекция) помещений воинской части.
Дератизация - это комплекс мероприятий, направленных на борьбу с грызунами, являющимися источниками (переносчиками) инфекционных заболеваний. Различают профилактические и истребительные мероприятия.
В комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечивающих защиту личного состава от инфекционных заболеваний, входят иммунопрофилактика и экстренная профилактика.
Иммунопрофилактика - это мероприятие, проводимое в целях создания у военнослужащих искусственного иммунитета. Профилактические прививки проводятся в плановом порядке и по эпидемическим показаниям. При угрозе или возникновении массовых инфекционных заболеваний, особо опасных или высококонтагиозных инфекций личному составу воинской части проводится экстренная профилактика.
Экстренная профилактика предусматривает применение вакцин, анатоксинов, иммуноглобулинов, сывороток, бактериофагов, антибиотиков, химиопрепаратов, иммуномодуляторов и некоторых других средств.
Важным средством медицинского обеспечения военнослужащих являются лечебно-профилактические мероприятия. Лечебно-профилактические мероприятия - это совокупность мер по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, обеспечению их высокой боеспособности, предупреждению и снижению заболеваемости, трудопотерь, увольняемости с военной службы по болезни и смертности личного состава, а также своевременному выявлению и лечению заболевших военнослужащих, быстрейшему восстановлению их здоровья.
Лечебно-профилактические мероприятия включают: диспансеризацию военнослужащих; своевременное оказание заболевшим военнослужащим необходимой медицинской (в том числе стоматологической) помощи, их лечение в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение личного состава протезно-ортопедическими изделиями; проведение медицинской реабилитации; санаторно-курортное лечение и организованный отдых военнослужащих; организацию донорства и др.
Лечебно-профилактические мероприятия проводятся на основе систематического анализа статистических показателей уровня и структуры заболеваемости, госпитализации, трудопотерь и увольняемости военнослужащих с военной службы по болезни, их динамики, эффективности мероприятий, проводимых по охране здоровья личного состава.
Диспансеризация представляет собой научно обоснованную систему профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья человека. Диспансеризация включает: медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава; активное раннее выявление заболеваний; изучение условий военной службы и выявление факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека; разработку мероприятий, направленных на оздоровление условий военной службы и быта личного состава, и контроль за их осуществлением; проведение комплекса плановых лечебно-профилактических мероприятий; систематический анализ состояния здоровья личного состава, качества и эффективности диспансеризации, разработку и осуществление мероприятий по ее совершенствованию.
Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения: углубленного медицинского обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, прибывших в воинскую часть; углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих; медицинских осмотров военнослужащих; ежедневного медицинского наблюдения за личным составом в процессе боевой подготовки и в быту; диспансерного динамического наблюдения за военнослужащими.
Углубленное медицинское обследование военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также курсантов военно-учебных заведений проводится один раз в год, в период наименьшей интенсивности боевой подготовки, как правило, в IV квартале.
В процессе углубленного медицинского обследования, ежедневного медицинского наблюдения, амбулаторного и стационарного лечения выявляются военнослужащие, подлежащие диспансерному динамическому наблюдению.
Под диспансерным динамическим наблюдением врача воинской части и соответствующих врачей-специалистов лечебно-профилактических учреждений должны находиться военнослужащие: имеющие хронические заболевания и отнесенные к III (частично ко II) группе состояния здоровья; имеющие повышенный риск возникновения заболеваний; перенесшие некоторые острые заболевания (ангину, тяжелую форму гриппа, пневмонию, диффузный гломерулонефрит, вирусный гепатит, брюшной тиф, дизентерию и др.), тяжелые травмы, операции; подвергающиеся воздействию профессиональных вредных факторов военной службы.
Контрольные медицинские обследования проводятся: офицерам, не подлежащим диспансерному динамическому наблюдению, - через 6 месяцев после проведения углубленного медицинского обследования; военнослужащим, состоящим под диспансерным динамическим наблюдением, - по индивидуальным срокам в зависимости от медицинских показаний; офицерам, вновь прибывшим в воинскую часть, - в течение месяца после прибытия.
Медицинские осмотры военнослужащих проводятся в целях контроля за состоянием здоровья военнослужащих, своевременным выявлением заболеваний, расстройств личности, алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, суицидальных намерений, а также травм. Категории военнослужащих, подвергающиеся медицинским осмотрам, определяются ст. 342 УВС ВС РФ.
После медицинского осмотра врач, дежурный фельдшер (санитарный инструктор) дает заключение о годности личного состава дежурных сил (смен), караула к заступлению на боевое дежурство (боевую службу), в караул.
При проведении медицинского осмотра личного состава, назначенного в наряд по столовой, особое внимание обращается на выявление инфекционных и кожных заболеваний, а также на соблюдение правил личной гигиены.
Военнослужащие, имеющие противопоказания к работе в столовой, в зависимости от состояния здоровья остаются для дообследования в медицинском пункте или возвращаются в подразделение. Назначенные взамен их лица также подвергаются медицинскому осмотру.
Медицинский (телесный) осмотр военнослужащих в бане перед помывкой проводится в целях своевременного выявления болезней кожных покровов, травм, контроля за соблюдением военнослужащими правил личной гигиены. Для его проведения, а также оказания медицинской помощи при помывке личного состава в соответствии со ст. 356 УВС ВС РФ назначается дежурный фельдшер (санитарный инструктор).
Медицинские осмотры водителей перед выездом в рейс проводятся в целях выявления среди них больных, а также лиц, находящихся в состоянии алкогольного (наркотического, токсического) опьянения, и недопущения их к управлению автотранспортными средствами.
Ежедневное медицинское наблюдение за личным составом в процессе боевой подготовки и в быту является одним из активных методов контроля за здоровьем военнослужащих, позволяющим определить характер влияния условий боевой подготовки и быта на их здоровье, своевременно выявить военнослужащих с невротическими и другими патологическими реакциями (состояниями), начальными формами заболеваний, установить причины заболеваний и травм, обеспечить своевременное проведение необходимых мероприятий первичной и вторичной профилактики, оценить их эффективность.
Ежедневное медицинское наблюдение за военнослужащими осуществляется медицинским составом непосредственно во время учений, занятий, работ, утренних осмотров и вечерних поверок, спортивных и других мероприятий, проводимых в воинской части.
Ежедневное медицинское наблюдение за личным составом должно проводиться медицинской службой во взаимодействии с командирами, органами воспитательной работы, военными психологами. При проведении ежедневного медицинского наблюдения используются различные методы объективного контроля влияния факторов боевой подготовки на организм военнослужащих (функциональные и лабораторные исследования, измерение артериального давления, подсчет частоты пульса и др.).
В процессе ежедневного медицинского наблюдения особое внимание обращается на состояние адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, вновь прибывших в воинскую часть, к условиям военной службы и быта, динамику изменения состояния их здоровья и питания.
На основании данных ежедневного медицинского наблюдения медицинской службой разрабатываются и представляются командирам воинских частей и подразделений предложения по оздоровлению условий военной службы и быта, дальнейшему улучшению медицинского обеспечения личного состава.
В соответствии с Руководством по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденным приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1, больные военнослужащие, а также военнослужащие, находящиеся на учете по поводу нервно-психических заболеваний, имеющие отклонения в поведении (подавленность, тревога, страх и др.), склонные к суициду, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ, участники межличностных конфликтов к несению боевого дежурства (боевой службы), караула не допускаются. При этом дается заключение об освобождении от несения боевого дежурства (боевой службы), караула.
Военнослужащие, заболевшие во время несения боевого дежурства (боевой службы), караула, с разрешения начальника смены (дежурного по караулам) направляются на медицинский осмотр в медицинский пункт (роту). При необходимости больному назначается стационарное лечение в медицинском пункте (роте) воинской части, или он эвакуируется в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.
На основании заключения дежурного фельдшера (санитарного инструктора) начальник смены (дежурный по караулам) принимает меры по замене освобожденных от несения боевого дежурства (боевой службы), караула военнослужащих; вновь назначенных на боевое дежурство (боевую службу), в караул военнослужащих направляет на медицинский осмотр в медицинский пункт (роту). После медицинского осмотра дежурный фельдшер (санитарный инструктор) дает заключение о годности к заступлению на боевое дежурство (боевую службу), в караул заменивших их военнослужащих.
Заключения врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении от исполнения служебных обязанностей (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - от занятий и работ) подлежат обязательному выполнению должностными лицами.
Врач (фельдшер) воинской части выносит заключение о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения служебных обязанностей (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - от занятий и работ) на срок до 3 суток. В случае необходимости врач (фельдшер) воинской части может повторно вынести заключение об освобождении на такой же срок.
Если по истечении указанного срока военнослужащий по состоянию здоровья не может приступить к исполнению служебных обязанностей и нуждается в продлении срока освобождения, то он подлежит медицинскому освидетельствованию в гарнизонной ВВК.
Заключение о частичном или полном освобождении от исполнения служебных обязанностей (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - от занятий и работ) записывается в медицинскую книжку военнослужащего, в книгу учета больных в амбулатории, а в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, кроме того, - в книгу записи больных роты.
В заключении о частичном освобождении от исполнения служебных обязанностей (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - от занятий и работ) указываются конкретные виды работ, занятий, нарядов, в освобождении от которых нуждается военнослужащий.
В соответствии с характером заболевания больному может быть назначено:
- амбулаторное обследование и лечение в медицинском пункте;
- стационарное обследование и лечение в лазарете медицинского пункта;
- лечение на квартире (на дому) (военнослужащему, проходящему военную службу по контракту);
- стационарное обследование и лечение в военном госпитале (отдельном медицинском батальоне (роте), учреждении государственной или муниципальной систем здравоохранения).
На стационарное обследование и лечение за пределы воинской части военнослужащие направляются в порядке, определенном ст. 353 УВС ВС РФ
В окружные военные госпитали (центральные военные госпитали видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений, военно-морские госпитали флотов) больные направляются (переводятся) по заключению медицинских специалистов и согласованию с командованием военного госпиталя, а из воинских частей, находящихся в зоне его ответственности, - непосредственно врачом воинской части.
В Главный, центральные военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации, клиники Военно-медицинской академии больные направляются (переводятся) из лечебно-профилактических учреждений и воинских частей только после предварительного согласования начальника военно-медицинского управления (медицинской службы) военного округа (вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск, главного и центрального управления, флота) с командованием указанных лечебно-профилактических учреждений.
Важное место в медицинском обеспечении военнослужащих уделяется психопрофилактике военнослужащих и оказанию им психиатрической помощи.
В воинских частях работа медицинских служб должна быть направлена на выявление в ходе медицинских осмотров и обследований, особенно в период приема нового пополнения, лиц с нервно-психической неустойчивостью, склонных к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков и суицидальным действиям, обнаруживающих странности в поведении, перенесших закрытую черепно-мозговую травму и заболевания нервной системы, взятие их под наблюдение с проведением психокоррекции.
Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на освидетельствование и стационарное обследование в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г.
Военнослужащие в период военной службы обеспечиваются санаторно-курортным лечением. Санаторно-курортное лечение как один из этапов медицинской реабилитации должно быть связано с предшествующим лечением в воинской части, госпитале, поликлинике. Заключение о нуждаемости в санаторно-курортном лечении и выбор военного санатория производятся с учетом результатов предшествующего углубленного медицинского обследования и данных диспансерного динамического наблюдения.
Организация санаторно-курортного лечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также работы военных санаториев определяется начальником Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации.
2. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих. Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей осуществляется через систему военной торговли.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О создании единой системы военной торговли" от 31 июля 1998 г. N 873 создана единая система военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба. Под военной торговлей понимается совокупность услуг предприятий общественного питания и торгово-бытового назначения единой системы военной торговли по обеспечению военнослужащих, членов их семей и населения в местах службы и проживания.
Руководство единой системой военной торговли возложено на Министерство обороны Российской Федерации, а непосредственное управление предприятиями этой системы - на Главное управление торговли Министерства обороны Российской Федерации.
Торгово-бытовое обеспечение осуществляется государственными унитарными предприятиями военной торговли, основанными на праве оперативного управления, путем организации торговли, общественного питания и бытового обслуживания военных потребителей в стационарных условиях, на полевых учениях и маневрах.
Торгово-бытовое обслуживание войск является особым видом тылового обеспечения войск. Оно предоставляется военнослужащим за плату и призвано в дополнение к натуральному довольствию служить источником удовлетворения их материальных и культурных потребностей (в том числе в различных услугах), которые обоснованы служебной необходимостью.
Основными задачами военной торговли являются:
- изучение спроса военных потребителей и согласование с производителями ассортимента и качества поставляемых предприятиям единой системы военной торговли товаров;
- производство товаров военного ассортимента по номенклатуре, утверждаемой Министерством обороны Российской Федерации;
- закупка в установленном порядке продовольственных и промышленных товаров, сельскохозяйственных продуктов, сырья и материалов;
- торговля продовольственными и промышленными товарами, печатными изданиями, товарами военного ассортимента и оказание бытовых услуг;
- совершенствование форм и методов обслуживания военных потребителей;
- обеспечение сохранности государственного имущества, находящегося в оперативном управлении предприятий военной торговли.
Закупка и поставка товаров предприятиями единой системы военной торговли осуществляется на основании договоров за счет средств федерального бюджета и доходов от деятельности, осуществляемой в соответствии с их уставами.
Воинские части, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местах проведения миротворческих и контртеррористических операций, безвозмездно:
- предоставляют обеспечивающим их подразделениям предприятий единой системы военной торговли авиационный и иные виды транспорта, торговые, производственные, складские и служебные помещения, торговое, технологическое, холодильное и другое оборудование, коммунальные услуги, топливо для приготовления пищи, электроэнергию и мебель;
- производят ремонт используемых указанными подразделениями помещений и соответствующего оборудования;
- осуществляют охрану предприятий единой системы военной торговли и их подразделений, контроль за состоянием осветительных и силовых электрических сетей и систем отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации.
Указанные услуги оказываются безвозмездно подразделениям предприятий единой системы военной торговли при торгово-бытовом обслуживании малочисленных воинских частей и подразделений (пограничных застав, постов противовоздушной обороны, отдельных радиотехнических рот), а также в местах проведения учений и маневров.
Подразделениям предприятий общественного питания единой системы военной торговли указанные услуги предоставляются на безвозмездной основе независимо от места дислокации воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Органы квартирно-эксплуатационной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов предоставляют для размещения предприятий единой системы военной торговли соответствующие действующим нормативам и санитарным правилам торговые, производственные, складские и служебные помещения по договорам безвозмездного пользования, оформляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распорядок работы торгово-бытовых предприятий согласовывается с командиром воинской части и устанавливается начальником военторга применительно к условиям службы в обслуживаемой воинской части и с учетом трудового законодательства.
На предприятиях военной торговли осуществляется торговля товарами военного ассортимента. Под товарами военного ассортимента понимаются предметы формы одежды, обуви, снаряжения и знаки различия военнослужащих. Торговля товарами военного ассортимента организуется:
- в специализированных отделах (секциях) окружных, флотских и гарнизонных универмагов и магазинов "Промышленные товары";
- в войсковых магазинах;
- в солдатских, матросских и курсантских чайных в отдельно отведенном месте;
- в автолавках, плавмагазинах.
Отделы и витрины по торговле указанными товарами организуются также на комбинатах бытового обслуживания, в военных ателье, магазинах и киосках "Военная книга".

Контрольные вопросы

1. Каковы принципы построения систем оплаты воинского труда?
2. Что представляет собой система денежного довольствия?
3. Что представляет собой оклад денежного содержания военнослужащего? Каков его состав?
4. Каково назначение надбавок? Какие существуют виды надбавок?
5. Что представляют собой выплаты? Каковы их виды и назначение?
6. Каков порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием? Какими нормативными актами он регламентирован?
7. В чем заключается специфика обеспечения денежным довольствием военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников)?
8. Каков порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, находящихся на стационарном лечении?
9. Раскройте сущность и содержание прав военнослужащих на продовольственное и вещевое обеспечение.
10. Охарактеризуйте законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в связи с реализацией прав военнослужащих на продовольственное и вещевое обеспечение.
11. Назовите основные формы продовольственного обеспечения военнослужащих.
12. Назовите основные формы продовольственного обеспечения военнослужащих.
13. Задачи, организация и порядок продовольственного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.
14. Задачи, организация и порядок вещевого обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
15. Структура органов военного управления вещевой службы (обеспечивающих органов).
16. Что понимается под охраной здоровья военнослужащих?
17. Для чего предназначена военно-медицинская подготовка военнослужащих?
18. Какие мероприятия проводятся по медицинскому обеспечению военнослужащих?
19. Предназначение и основные задачи военной торговли.

Глава 10. Социально-правовая защита военнослужащих,
лиц, проходивших военную службу, и членов их семей

<< Предыдущая

стр. 11
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>