<< Предыдущая

стр. 25
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

*(28) Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 23 марта 1998 г.
*(29) Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств "О временном (до 2000 года) разрешении военнослужащим, имеющим иное гражданство, продолжать военную службу в государствах - участниках Содружества Независимых Государств" от 23 мая 1993 г.
*(30) Автор - С.В. Корнишин.
*(31) Термин "военное строительство" применяется, например, в пп. 16, 17 и 18 разд. 1 Военной доктрины. В данном случае строительство понимается в переносном значении слова, как создание, построение, организация чего-либо (Словарь русского языка: В 4-х т./Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. 4. 1984. С. 289).
*(32) Военная администрация: Учебник. Коллектив авторов/Под ред. Г.Н. Колибаба. М., 1980. С. 22-23.
*(33) Например: Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации//Красная звезда. 2003. 11 октября.
*(34) Бобровский П.О. Военное право в России при Петре Великом. Ч. 2. СПб., 1886. С. 10.
*(35) Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание/Под ред. В.А. Золотарева и др. М., 1999. С. 125.
*(36) Примечательно, что в одном из своих значений слово "реформа" понимается как политическое преобразование, не затрагивающее основ существующего государственного строя (Словарь русского языка. Т. 3. 1983. С. 712).
*(37) Завершается создание первого в России казенного предприятия на базе Казанского порохового завода.
*(38) Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. Необходимо обратить внимание на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в подп. 3.3 которой, в частности, определены экономические аспекты военной реформы и основные задачи военной реформы с учетом ее социально-экономических последствий (Российская газета. 2003. 2 сентября).
*(39) Романов П.И. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. М., 1958. С. 128, 137.
*(40) Останков В.И. Строительство Вооруженных Сил: вопросы теории и практики//Военная мысль. 1998. N 2. С. 26.
*(41) Стрекозов В.Г. Конституционные основы защиты социалистического Отечества: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1981. С. 243-244.
*(42) Романов П.И. Указ. соч. С. 7.
*(43) Стрекозов В.Г. Указ. соч. С. 245.
*(44) Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 г. Права человека в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации//Российская газета. 2003. 16 июля; Льготы уйдут в историю?//Красная звезда. 2003. 31 октября.
Примечательно, что аналогичные явления отмечались ранее в некоторых государствах, обладающих в настоящее время значительным военным потенциалом. Так, известный американский генерал М. Риджуэй, характеризуя армию США после Второй мировой войны, отмечал, что "неоднократные сокращения численности вооруженных сил, значительно ослабив нашу мощь, сопровождались также действиями, оказавшими вредное влияние на моральное состояние войск. Обосновывая это необходимостью экономии, армии непрерывно угрожали лишением небольших льгот, поддерживавших уверенность солдата в том, что он пользуется постоянным вниманием родины.." (Риджуэй М. Солдат. М., 1958. С. 327-328).
*(45) К числу программ и планов, в соответствии с которыми осуществляется строительство и развитие военной организации, относятся Основы государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 г., утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2002 г.; План строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на 2001-2005 гг., утвержденный Президентом Российской Федерации в январе 2001 г.; планы строительства видов и родов войск, а также развития систем всестороннего обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, планы строительства и развития других войск на 2001-2005 гг.; Государственная программа вооружения до 2010 г., утвержденная Президентом Российской Федерации; федеральная целевая программа "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523. Перечень указанных программ и планов весьма значителен. Как следует из официальных данных, в него входит не менее 33 документов (Доклад министра обороны Российской Федерации на совещании в Министерстве обороны//Красная звезда. 2003. 3 октября).
*(46) Бирюков Ю.М. Советское военное законодательство и его роль в строительстве и укреплении Вооруженных Сил СССР: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1968. С. 11.
*(47) Автор - А.В. Кудашкин.
*(48) Автор - А.В. Кудашкин.
*(49) Пункт 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (с изменениями и дополнениями).
*(50) Пункт 5 Положения о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357 (с изменениями и дополнениями).
*(51) Автор - К.В. Фатеев.
*(52) Общая теория национальной безопасности: Учебник/Под ред. докт. экон. наук, профессора А.А. Прохожева. М., 2002. С. 18.
*(53) Возжеников А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России: Монография. - 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 47.
*(54) Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н., Ковалев В.И. Безопасность России и армия. М., 1995. С. 317; Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). - 2-е изд. М., 1998. С. 67; Евтушенко С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности Российской Федерации: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 2000. С. 83-84; Российское уголовное право. Особенная часть. Учебник/Под ред. М.П. Журавлева и С.Н. Никулина. М., 1998. С. 433; Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001. С. 13; Корсунь В.П., Токарев Д.А. К вопросу о показателях оценки оборонной безопасности России//Военная мысль. 2003. N 4. С. 50.
*(55) Зателепин О.К. Объект преступления против военной службы: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1999. С. 61.
*(56) Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. СПб., 1994. С. 13.
*(57) The United States Security Strategy for the Asia-Pacific Region //East Asian Strategy Report. 1998. P. 9-10.
*(58) Российская газета. 2000. 11 июля.
*(59) Концепция внешней политики Российской Федерации//Российская газета. 2000. 11 июля.
*(60) Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 65.
*(61) Щербатов А. Государственная оборона России. М., 1912. С. 314.
*(62) Рыльский К.И. Оборона государственная//Военная энциклопедия. Т. XVII. Пг., 1914. С. 74.
*(63) Жданов Ю.Н. Международно-правовые основы самообороны государств: Дисс.: канд. юрид. наук. М., 1990.
*(64) Российская газета. 1992. 23 мая.
*(65) Корсунь В.П., Токарев Д.А. К вопросу о показателях оценки оборонной безопасности России//Военная мысль. 2003. N 4. С. 50-53.
*(66) Щипанов Б.Ф. Система безопасности России и роль Вооруженных Сил в ее обеспечении: Дисс.: канд. филос. наук. М., 1994. С. 44-46.
*(67) Евтушенко С.Г. Указ. соч. С. 50.
*(68) Лепешкин А.И. Советское государство и его функция обороны страны. М., 1966. С. 25; Андреев А.Ф. Правовые основания применения Вооруженных Сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России: Дисс.: канд. юрид. наук. М., 2001 и др.
*(69) Смирнов В.Н. Противоречия формирования и функционирования военной безопасности Российской Федерации (социально-правовой анализ): Дисс.: канд. филос. наук. М., 1996. С. 62-64.
*(70) Арцибасов И.Н., Казанчев Ю.Д. Принцип оборонной достаточности: его реализация во внутригосударственном и международном праве// Советское государство и право. 1992. N 2. С. 38-49.
*(71) Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 74-79.
*(72) Блищенко И.П. Обычное оружие и международное право. М., 1984. С. 89-90.
*(73) Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М., 2003. С. 45-47.
*(74) Тер-Акопов А.А. Указ. соч. С. 142-144; Старов Б.Ф. Некоторые вопросы обеспечения безопасности военной службы//Правовое обеспечение безопасности человека: Научные труды МНЭПУ. Серия "Юриспруденция". Вып. 11. М., 1998. С. 30.
*(75) Алексин В. Роль и задачи Военно-Морского Флота в обеспечении национальной безопасности России//Военные доктрины и реформы России в ХХ веке. М., 1997. С. 149.
*(76) Борисов В.В., Фарамазян Р.А. Стратегия военно-экономической безопасности России: усложняющиеся проблемы и трудные решения// Некоторые проблемы национальной безопасности. М., 1998. С. 8.
*(77) Пискунов А.В. Военно-экономическая безопасность России. М., 1996. С. 8.
*(78) Сурков М.С. Военно-экономическая безопасность России в условиях возрастания угроз техногенного характера: Дисс.: канд. экон. наук. М., 2000. С. 46.
*(79) Обручев Н.Н. О вооруженной силе и ее устройстве//Военный сборник. 1858. Т. 1. С. 83.
*(80) Пожаров А.И. Военно-экономический потенциал России: состояние и перспективы//Военная мысль. 2003. N 4. С. 58.
*(81) Штейн Л. Учение о военном быте как части науки о государстве/ Пер. А. Эртеля. СПб., 1875. С. 32.
*(82) Дамаскин О.В. Криминологические проблемы правовой работы в Вооруженных Силах//Военная мысль. 1995. N 3. С. 59.
*(83) Савенков А.Н. Конституционная законность и военная безопасность России. М., 2002. С. 41-42.
*(84) Ляшенко В.П. Воинская деятельность мирного времени в ядерно-космический век: специфика, система и пути оптимизации: Дисс.: докт. филос. наук. М., 1995; Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998. С. 137-138.
*(85) Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. М., 2000. С. 7-35.
*(86) Автор - А.В. Кудашкин.
*(87) Категория "ведение" означает, что органы государственной власти осуществляют свои властные функции в отношении определенных объектов (предметов).
*(88) Пункт 9 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901.
*(89) Организация - это совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Разновидностью организации является орган, представляющий конкретную разновидность организации, и часть ее, реализующая функции организации по ее поручению.
*(90) Правовое положение военного округа и органов военного управления военного округа определяется Указом Президента Российской Федерации "О военно-административном делении Российской Федерации" от 27 июля 1998 г. N 900, а также Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901.
*(91) Правовое положение военных комиссариатов определяется Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372.
*(92) Статья 1 Федерального закона "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ.
*(93) Российская газета. 2004. 4 февраля. С. 9.
*(94) Статья 15 Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ.
*(95) Пункт 1 Положения об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2000 г. N 1418.
*(96) Пункт 1 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. N 350.
*(97) Куликов В. Возвращение блудного стройбата // Российская газета. 2004. 4 февраля. С. 9
*(98) Автор - А.В. Кудашкин.
*(99) Указ Президента Российской Федерации "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным представителям талантливой молодежи" от 25 января 1996 г. N 93 (с изменениями); Указ Президента Российской Федерации "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу учащимся Московского и Санкт-Петербургского академических художественных лицеев при Российской академии художеств" от 18 июня 1994 г. N 1259 (с изменениями от 11 ноября 1998 г.); Указ Президента Российской Федерации "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу наиболее талантливым представителям российского искусства" от 9 июня 1993 г. N 873 (с изменениями от 11 ноября 1998 г.).
*(100) Указ Президента Российской Федерации "О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу курсантам и выпускникам Морского колледжа и мореходных школ Военно-Морского Флота" от 21 мая 1992 г. N 516 (с изменениями от 11 ноября 1998 г.).
*(101) Автор - А.В. Кудашкин.
*(102) Приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
*(103) Автор - Е.Н. Голенко.
*(104) Голенко Е.Н., Ковалев В.И. Труд гражданского персонала в воинских частях (военных организациях): Юридический справочник. М., 2002.
*(105) Автор - А.В. Кудашкин.
*(106) Стрекозов В.Г. Защита Отечества - конституционная обязанность граждан СССР: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1973. С. 83.
*(107) Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357).
*(108) Положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 г. N 281).
*(109) Статья 18 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ.
*(110) Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999. С. 53.
*(111) Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности подразделяются на:
1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др.), - государственные должности категории "А";
2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".
*(112) Под "служебной карьерой" понимается динамика служебного статуса лица, занимающего государственную должность, процесс пребывания в должности.
*(113) В Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, к воинским званиям военнослужащих, имеющих юридическую военно-учетную специальность, добавляется слово "юстиции" (п. 3 ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), тем самым происходит полное совпадение воинских и специальных званий.
*(114) Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-уголовное право. СПб., 1895. С. 12.
*(115) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. N 523.
*(116) Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М., 1999. С. 225.
*(117) Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 207.
*(118) Автор - А.В. Кудашкин.
*(119) Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991. С. 77.
*(120) Резеншильд-Паулин А. Строевая армия // Русский инвалид. 1909. N 127 (цит. по: Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания // Русский военный сборник. 2000. Вып. 17. С. 299).
*(121) Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974. С. 198-199; Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976. С. 28; Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 186.
*(122) Витрук Н.В. Указ. соч. С. 187.
*(123) Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 169.
124 Roqeplo J.-C. Le statut des militares. Paris, 1979. P. 46.
*(125) Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М., 1984. С. 14.
*(126) Артамонов Н.В. Указ. соч. С. 14-16.
*(127) Под деловой репутацией военнослужащего в данном случае понимается представление о его профессиональных качествах.
*(128) Статья 23 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 января 2000 г. N 41-ФЗ).
*(129) Действует в редакции Указа Президента Российской Федерации от 6 января 1999 г. N 19.
*(130) Приказ министра обороны Российской Федерации "О наградах Министерства обороны Российской Федерации" от 27 марта 1995 г. N 123.
*(131) Устав Международного военного трибунала, подписанный в Лондоне 8 августа 1945 г. (ст. 8). Нюрнберг. Т. 82. С. 278-310.
*(132) Статья 77 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.
*(133) Обер М. Вопрос о приказах старших войсковых начальников и ответственности командиров. Международный Комитет Красного Креста, 1997. С. 15.
*(134) Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 158.
*(135) Добровольский А.М. Правовое положение военнослужащих в области публичного права. СПб., 1903. С. 22-23.
*(136) Директива министра обороны Российской Федерации "Об организации взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и Независимого профессионального союза военнослужащих Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N Д-26.
*(137) Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. N 3612-1.
*(138) Автор - А.В. Кудашкин.
*(139) Автор - А.В. Кудашкин.
*(140) Под юридическими фактами понимаются обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
*(141) Например, Инструкция по конкурсному замещению офицерами вакантных должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в военных вузах, научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах (в центрах) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом министра обороны Российской Федерации "О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей" от 6 мая 2000 г. N 230.
*(142) Например, п. 69 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Министерстве обороны Российской Федерации (приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 310).
*(143) Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 4 января 2000 г. N 10.
*(144) Пункт 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы.
*(145) Пункт 3 ст. 43 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
*(146) Добровольский А.М. Военно-административные законы. Военная служба. СПб., 1905. С. 108-109.
*(147) Авторы - А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев.
*(148) Согласно п. 10 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащие мужского пола, проходящие военную службу по контракту, а также военнослужащие женского пола, имеющие воинские звания офицеров и прапорщиков (мичманов), отчисленные из военно-учебных заведений, адъюнктуры, военной докторантуры, желающие продолжить военную службу и заключить новый контракт, направляются к новому месту военной службы, где заключают новый контракт о прохождении военной службы.
*(149) Основания для отказа в допуске к государственной тайне предусмотрены ст. 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1.
*(150) Автор - А.И. Землин.
*(151) Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
*(152) Совершенствование методологии финансово-экономического обеспечения функционирования и развития Вооруженных Сил Российской Федерации: Монография. М., 2000. С. 81.
*(153) Автор - В.В. Тараненко.
*(154) Постановлением Правительства Российской Федерации "О выдаче военнослужащим и приравненным к ним потребителям продовольственных пайков отдельными продуктами" от 23 апреля 1997 г. N 477 было разрешено выдавать военнослужащим (по их желанию), за исключением военнослужащих, обеспечиваемых питанием по месту военной службы, продовольственные пайки, в том числе в счет погашения задолженности по денежной компенсации взамен продовольственных пайков за прошедший период.
*(155) Приказ министра обороны Российской Федерации "Об утверждении временной нормы снабжения вещевым имуществом военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющих особые задания при проведении инспекций по международным договорам" от 18 января 2002 г. N 31.
*(156) Автор - А.В. Кудашкин.
*(157) На федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, определяющий понятие "малоимущие граждане".
*(158) Понятие договора социального найма введено п. 1 ст. 672 ГК РФ.
*(159) Статья 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 января 1996 г. N 9-ФЗ и от 21 апреля 1997 г. N 68-ФЗ).
*(160) Подписано в г. Минске 14 февраля 1992 г.
*(161) Авторы - В.Н. Рымашевский, К.В. Фатеев.
*(162) Автор - В.М. Корякин.
*(163) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1978. С. 210.
*(164) Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная защищенность военнослужащего. М., 1991. С. 20.
*(165) Ледях И.Н. Защита прав человека в условиях перехода к рынку // Государство и право. 1993. N 6. С. 25.
*(166) Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., 1995. С. 21.
*(167) Мигачев Ю.И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. 1997. N 7. С. 73-82.
*(168) Автор - В.В. Тараненко.
*(169) Н.В. Артамонов считает, что институту гарантий родственны институты льгот и компенсаций. Далее ученый делает вывод о том, что по своему характеру и содержанию они во многом схожи, взаимопроникают друг друга. В некоторых гарантиях есть элементы компенсации или льгот и наоборот (Артамонов Н.В. Правовой статус военнослужащих: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 1986. С. 196). А.В. Кудашкин и К.В. Фатеев придерживаются мнения о том, что гарантии, являясь более широким понятием, включают в себя льготы и компенсации (Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М., 2001. С. 10.).
*(170) Воеводин Л.Г. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987. С. 57-58.
*(171) Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Монография. М., 2001. С. 235.
*(172) Автор - В.К. Белов.
*(173) Принципы обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих - это основополагающие правила, выражающие объективные закономерности и особенности организации и проведения данного вида страхования. В нем проявляются не только гражданско-правовые, но и публично-правовые отношения. По своей юридической форме обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих можно отнести к обязательно-конкурентному страхованию: обязательное страхование, при котором сохраняется право выбора страховщика.
*(174) Автор - А.В. Кудашкин.
*(175) Например, постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 22 сентября 1993 г. N 941.
*(176) В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение двух пенсий предоставляется, например:
- гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;
- родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия и др.
*(177) Защита прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих может производиться в различных формах: как в судебных, так и в несудебных. В настоящей главе будет рассмотрен только судебный порядок защиты прав, который в последние годы приобрел важное значение и получил большое распространение в силу совершенствования процессуального законодательства. Среди судебных форм защиты будут рассмотрены гражданская процессуальная форма и уголовно-процессуальная форма. Отметим, что защита прав военнослужащих может осуществляться не только в указанных формах, но и в процессе рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации и в ходе рассмотрения административных дел в судах общей юрисдикции. Эти суды также осуществляют правосудие, но их деятельность не будет предметом рассмотрения в данной главе.
*(178) Автор - А.Ф. Воронов.
*(179) Автор - А.Н. Шевчук.
*(180) Международный пакт о гражданских и политических правах // Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996. С. 240-259.
*(181) Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N 79 от 18 ноября 1999 г. "О ходе выполнения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 7 "О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации" указал, что нарушение норм о сроках рассмотрения уголовных дел является существенным нарушением конституционного права граждан на судебную защиту в соответствии с нормами ст. 10 Всеобщей декларации прав человека; п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; п. 3с ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
*(182) В соответствии с Большим юридическим словарем защитник - это "лицо, осуществляющее защиту гражданина в уголовном процессе" (Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998. С. 223).
*(183) В соответствии с п. 4 ст. 5 УПК РФ близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
*(184) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 11. С. 12-13.
*(185) Постановление Правительства Российской Федерации "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" от 4 июля 2003 г. N 400; Порядок расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 257/89н // Российская газета. 2003. 21 октября.
*(186) Автор - В.М. Калинин.
*(187) Тер-Акопов А.А. Безопасность человека. Теоретические основы социально-правовой концепции. М., 1998. С. 144-145; О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Директива министра обороны от 12 июля 1997 г. N Д-10. М., 1997. С. 6-12.
*(188) Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1961. Ч. 2. С. 491; Малеин Н.С. Возмещение вреда, причиненного личности. М., 1965. С. 47-50; Ярошенко К.Б. Жизнь и здоровье под охраной закона. М., 1990. С. 105-112.
*(189) Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда в России и за рубежом. М., 1997.
*(190) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10.
*(191) Автор - А.А. Ивашин.
*(192) Автор - А.А. Ивашин.
*(193) Автор - А.А. Ивашин.
*(194) Автор - О.К. Зателепин.
*(195) Автор - А.А. Толкаченко.
*(196) Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.). Данная Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г.; ратифицирована СССР с оговорками, сделанными при подписании.
*(197) Необходимостью решения общих вопросов о порядке исполнения специальных воинских наказаний обусловлено появление в гл. 1 УИК РФ ст. 5 "Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих".
*(198) Безнасюк А.С., Толкаченко А.А. Уголовные наказания военнослужащих: теория, законодательство, практика. М., 1999; Толкаченко А.А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в России (военно-пенитенциарные аспекты). М., 1997 и др.
*(199) Приказ министра обороны Российской Федерации "О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" от 29 июля 1997 г. N 302.
*(200) Толкаченко А.А. Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 1999.
*(201) В соответствии со ст. 45 УК РФ все виды наказаний делятся на основные и дополнительные. При этом проведена четкая дифференциация их относительно той или иной группы.
Так, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.
Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве основного и дополнительного вида наказания.
За совершение преступления может быть назначено только одно основное наказание, а дополнительное наказание применяется в тех случаях, когда это специально оговорено в санкции статьи Особенной части УК РФ или когда такая необходимость возникает в случае, указанном в ч. 3 ст. 47 УК РФ. Если дополнительное наказание указано в санкции статьи Особенной части УК РФ в качестве альтернативы (например, с конфискацией имущества или без таковой), то суд вправе как применять, так и не назначать его, оговорив это в приговоре, мотивируя назначение наказания в целом. Если же дополнительное наказание указано в санкции статьи как обязательное, то суд обязан его применить. Если суд сочтет в этом случае возможным не назначать дополнительное наказание, то это обстоятельство должно быть мотивировано в описательной части приговора, а в резолютивной части приговора должна быть сделана ссылка на ст. 64 УК РФ о назначении более мягкого, чем предусмотрено, наказания.
*(202) Толкаченко А., Лобов Я. Исполнение наказаний в отношении военнослужащих // Российская юстиция. 1998. N 10. С. 46-47; Уголовное право Российской Федерации Общая часть: Учебник / Под ред. А.С. Безнасюка, А.А. Тер-Акопова, А.А. Толкаченко. М., 2000. С. 256-258; Толкаченко А.А. Специальные наказания, применяемые к военнослужащим, и их исполнение // Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова. М., 1999. С. 58-79.
*(203) В соответствии со ст. 73 УК РФ если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным.
*(204) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан" от 2 февраля 1999 г. N 3-П.
*(205) Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 27 декабря 2002 г. N 181-ФЗ.
*(206) О классификации наказаний на общие и специальные см. также: Ахметшин Х.М. Специальные виды уголовного наказания, применяемые к военнослужащим. М., 1973. С. 4-5; Безнасюк А.С., Толкаченко А.А. Указ. соч. С. 19; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть Общая: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 101.
*(207) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части" от 4 июня 1997 г. N 669.
*(208) См. по этому поводу: Ахметшин Х.М. Квалификация воинских преступлений. М., 1977. С. 29-39.
*(209) Автор - О.А. Овчаров.
*(210) Побежимов И.Ф. Единоначалие, воинская дисциплина и законность в Советской Армии (Опыт правового исследования): Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. М., 1955. С. 12-18.
*(211) Автор - О.В. Дамаскин
*(212) Фаребер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 123.
*(213) Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Правовая психология и преступность молодежи. М., 1976. С. 26.
*(214) Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977; Он же. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
*(215) Карпец И.И., Ратинов А.Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. N 12. С. 50.
*(216) Ефремова Г.Х., Каминская В.И., Клочков В.В., Ратинов А.Р. Методологические вопросы // Общественное мнение о преступности и мерах борьбы с ней. М., 1977. С. 11; Ратинов А.Р. Структура и функции правосознания // Социология права. Вильнюс, 1970; Он же. Структура правосознания и некоторые методы его исследования.
*(217) Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Указ. соч.; см. также: Дамаскин О.В. Криминологическая характеристика правосознания армейской молодежи. М., 1980.
*(218) Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1958.
*(219) Автор - О.А. Овчаров.
*(220) Перечень оперативно-розыскных мероприятий дан в ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (с изменениями, внесенным Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ). При этом следует учитывать, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями перечисленных в ст. 13 указанного Закона органов. Командиры иных воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности не наделены.
*(221) Автор - Н.А. Петухов.
*(222) Кобликов А.С. Военные суды России: Учебное пособие. М., 2001. С. 8 и др.; Правоохранительные органы: Учебник / Под ред. Г.И. Загорского и Н.А. Петухова. М., 2003. С. 432; Шулепов Н.А. Теоретические основы реализации уголовной ответственности военнослужащих: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. М., 2001. С. 26-27 и др.
*(223) Например, Австралия, Великобритания, Дания, Египет, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Ливан, Монголия, Новая Зеландия, Польша, Румыния, США, Таиланд, Швейцария, Южная Корея, практически все страны Латинской Америки и бывшие советские республики (Петухов Н.А., Шулепов Н.А. Военные суды в современном мире (сравнительно-правовой анализ). М., 2003, а также: www.supcourt.ru).
*(224) Более подробно см.: Петухов Н.А. История военных судов России / Под ред. и с предисл. В.М. Лебедева. М., 2003; Петухов Н.А., Шулепов Н.А. Указ. соч., а также: www.supcourt.ru; Единый кодекс военной юстиции США 1951 г. в редакции 1983 г. // The Uniform Code of Military Justice. - MANUAL for COURTS-MARTIAL, UNITED STATES, 1984. Washington: Government Printig Office, 1984, Appendix 2; Неустроев В. Военная юстиция зарубежных государств. Международная конференция по вопросам военного права (Германия, Рейндален, 15-20 октября 2001 года) // Информационный бюллетень военных судов. 2002. N 186. С. 45-52 и др.
*(225) Об этом подробнее см.: Петухов Н.А. История военных судов России; Петухов Н., Пипко В., Толкаченко А. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. 2003. N 1 и др.
*(226) "В истории армии с поразительной ясностью резюмируется вся история гражданского общества" (Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу в Райд, 25 сентября 1857 г. // Соч. Т. 29. С. 154.
*(227) Об этом, например: Бобровский П.О. О происхождении Артикула Воинского. СПб., 1881; Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878. С. 62, 65, 67, 269-294; Столетие военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное Управление. СПб., 1902. С. 30-31 и др.; Петухов Н.А. Военным судам России - 300 лет. Электронный документ // www.supcourt.ru.
*(228) Об этом более подробно: Розенгейм М.П. Указ. соч.; Петухов Н.А. История военных судов России. С. 46-50 и др.
*(229) Полный Свод Законов Российской Империи. Т. VII. N 4166; см. об этом также: Столетие военного министерства. 1802-1902. С. 123 и др.
*(230) Полный Свод Законов Российской Империи. Т. VII. N 4607; см. об этом также: Розенгейм М.П. Указ. соч. С. 202.
*(231) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций" // Российская газета. 2001. 4 апреля; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Там же. 2002. 19 апреля.
*(232) Статья 1 Федерального закона Российской Федерации "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ раскрывает понятия других войск, органов и формирований, относя к ним внутренние войска, пограничные войска, войска гражданской обороны (МЧС), инженерно-технические и дорожно-строительные военные формирования при федеральных органах исполнительной власти, Службу внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны.
*(233) Закон РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы РСФСР" 1992 г. и Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР".
*(234) До этого были приняты федеральные конституционные законы Российской Федерации: "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г., "Об арбитражных судах Российской Федерации" 1995 г. и "О судебной системе Российской Федерации" 1996 г.
*(235) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9; Обзоры судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих / Под ред. Н.А. Петухова и А.Т. Уколова. М., 2002; Петухов Н.А. Правам военнослужащих - надежную судебную защиту // Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих / Сост. К.В. Фатеев. М., 2002 и др.
*(236) Так, в ст. 25 ГПК РФ говорится: "В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными или иными специализированными судами".
*(237) Автор - А.Н. Савенков.
*(238) Указ Президента Российской Федерации "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" от 18 апреля 1996 г. N 567.
*(239) Авторы - О.В. Дамаскин, Г.А. Золотухин, С.С. Харитонов.
*(240) Автор - О.А. Овчаров.
*(241) Утверждено приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2001 г. N 380.
*(242) Автор - А.И. Землин.
*(243) Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Коллектив авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2002. С. 113.
*(244) Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 109.
*(245) Финансово-кредитный энциклопедический словарь С. 893.
*(246) Приказ Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" от 31 декабря 2002 г. N 142н.
*(247) Пункт 5 Положения "О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете". Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. N 527.
*(248) Пункт 11 Положения.
*(249) Пункт 12 Положения.
*(250) См., например: Финансовое право: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2002. С. 658.
*(251) Приказ Министерства финансов Российской Федерации "О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов" от 21 июня 2001 г. N 46н.
*(252) Приказ министра обороны "О порядке планирования, использования и учета доходов, получаемых Вооруженными Силами Российской Федерации в результате осуществления разрешенной законодательством Российской Федерации деятельности" от 28 июня 2001 г. N 300.
*(253) Бабаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. М., 1996. С. 28-29.
*(254) Дебет и кредит - слова латинского происхождения. В переводе на русский язык дебет означает "он должен", отсюда дебитор - должник или заемщик. Кредит означает "он верит, доверяет", отсюда кредитор - заимодатель, т.е. лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу. В настоящее время слова "дебет" и "кредит" превратились в простые термины, обозначающие стороны счета.
*(255) Сальдо - разница между дебетом и кредитом.
*(256) Автор - В.И. Ковалев.
*(257) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов" от 17 февраля 2000 г. N 135.
*(258) Автор - А.Ф. Воронов.
*(259) Автор - С.И. Леншин (за исключением § 2).
*(260) Автор - В.В. Кудашкин.
*(261) Статья 1 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".
*(262) Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
*(263) В настоящее время во исполнение решений Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации заключило международные договоры о военно-техническом сотрудничестве с Анголой (1996 г.), Болгарией (1997 г.), Венгрией (1996 г.), Гамбией (1997 г.), Германией (1996 г.), Грецией (1995 г.), Италией (1996 г.), Индией (1994 г.), Йеменской Республикой (1996 г.), Камбоджей (1995 г.), Катаром (1996 г.), Кипром (1996 г.), Китаем (1992 г.), Колумбией (1996 г.), Кувейтом (1993 г.), Лаосом (1997 г.), Малайзией (1997 г.), Монголией (1997 г.), Намибией (1996 г.), Объединенными Арабскими Эмиратами (1993 г.), Перу (1996 г.), Польшей (1996 г.), Сирией (1994 г.), Словакией (1997 г.), Словенией (1996 г.) и др.
*(264) В области производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности Российская Федерация присоединилась к Соглашению о принципах обеспечения вооруженных сил государств - участников СНГ вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (1992 г.). Правительство Российской Федерации заключило двусторонние соглашения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности с Белоруссией (1994 г.), Казахстаном (1994 г.), Украиной (1995 г.), и Кыргызстаном (1992 г.). Названными соглашениями предусмотрен более упрощенный порядок совершения внешнеторговых сделок в отношении ПВН, чем с другими иностранными государствами, без применения мер нетарифного регулирования и специальных решений Правительства Российской Федерации.
*(265) К международным договорам, регулирующим отдельные направления военно-технического сотрудничества, можно отнести Соглашение Правительства Российской Федерации с Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности (1994 г.); с Финляндией - Соглашение о поставках специмущества в 1996-1998 гг. и расчетах за это имущество (1996 г.).
*(266) Российская Федерация является участником многостороннего соглашения в области контроля над экспортом обычных вооружений и товаров двойного назначения - специального международного режима (Вассенаарские договоренности, 12 июня 1996 г.), которое объединяет 33 государства.
*(267) Арцибасов И.Н. Международное право. М., 1997. С. 241.
*(268) Авторы - А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев (кроме части 7 § 1).
*(269) Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 20.
*(270) Конституции зарубежных стран. М., 1998. С. 189-203.
*(271) Соколов С. Законодательные основы строительства и боевого применения вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. 1996. N 12. С. 25.
*(272) Конституции зарубежных государств. С. 25.
*(273) Title 10. United State Code. P. 351.
*(274) Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1996. С. 170.
*(275) Соколов С. Указ. соч. С. 27.
*(276) Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения. М., 2002. С. 312.
*(277) Возжеников А.В. Указ. соч. С. 315.
*(278) Послание Президента США Конгрессу "О положении страны". М., 1997. С. 3.
*(279) Стратегия национальной безопасности США в следующем столетии. М., 1997. С. 7.
*(280) Возжеников А.В. Указ. соч. С. 344.
*(281) Сrocker L.P., Lawrence P.M. The Army officer,s Guide. 44-th edition. Harrisburg, 1988. P. 422.
*(282) Автор - В.К. Белов.
*(283) Gоvernment life insurance programs for veterans and members of the uniformed of the uniformed services. Department of Veterans Affairs Regional Office and Insurance Center Philadelphia, PA January. 2000.
*(284) Конституция ФРГ (Основной закон). Бонн, 1999. Ст. 301.
*(285) Там же. Ст.ст. 304-308.
*(286) Возжеников А.В. Указ. соч. С. 385.
*(287) Возжеников А.В. Указ. соч. С. 373.

<< Предыдущая

стр. 25
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>