<< Предыдущая

стр. 4
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

- информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;
- программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;
- информационные ресурсы, системы связи и информационную инфраструктуру других войск, воинских формирований и органов.
Внешними угрозами, представляющими наибольшую опасность для объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны, являются:
- все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;
- информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронная борьба, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;
- диверсионно-подрывная деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемая методами информационно-психологического воздействия;
- деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации в сфере обороны.
Внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность для указанных объектов, являются:
- нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
- преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
- ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;
- возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных Сил Российской Федерации и их боеготовность;
- нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов;
- нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Главными специфическими направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны являются:
- систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;
- проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;
- постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;
- совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;
- совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;
- подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.
Важным элементом военно-информационной безопасности является разведывательная деятельность специально создаваемых государством органов, являющихся составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, направленная на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, в том числе и в военной сфере.
Таким образом, под военно-информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности информации, информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, обеспечивающей жизненно важные интересы личности, общества и государства в сфере обороны и способность государства обеспечивать информацией, необходимой для противодействия планам и намерениям иностранных государств, организаций и лиц причинить вред интересам военной безопасности государства.
На основании изложенного можно сделать следующий вывод: нельзя строить военную безопасность на одном уровне, в одной сфере или на одном направлении. Вместе с тем ее нельзя "растворять" в политическом, экономическом, идеологическом и других видах и направлениях деятельности, подменять невоенными усилиями государства. Как следует из ее определения, военная безопасность не может быть вне военных мер, означающих подготовку к применению, а при необходимости - применение военной силы в качестве средства предупреждения войны.

§ 3. Полномочия органов государственной власти по обеспечению
военной безопасности государства

Главным фактором системы обеспечения военной безопасности является деятельность субъектов обеспечения военной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических, военных и др.
Существование и развитие человеческого общества связано с социальными системами, к которым относится и система обеспечения военной безопасности, в связи с чем возникает необходимость рассмотреть ряд вопросов, непосредственно относящихся к характеристике такой системы. В основе функционирования системы обеспечения военной безопасности лежит необходимость осознанного целенаправленного ослабления дезорганизующего воздействия на нее большей части внутренних и внешних военных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Система обеспечения военной безопасности не может состоять из комплекса абсолютно тождественных элементов. Она может существовать лишь объединяя различные по своему конкретному назначению элементы. Смысл системы обеспечения военной безопасности состоит в том, что, устанавливая взаимодействие между нетождественными элементами, она обеспечивает реализацию самых различных свойств, заложенных в этих элементах, в результате чего достигается воздействие на все стороны функционирования системы.
Интенсивность происходящих в системе обеспечения военной безопасности изменений зависит от ряда факторов. Во-первых, система обеспечения военной безопасности должна быть способна адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования и развития. Система обеспечения военной безопасности должна быть восприимчива к воздействию как внутренних, так и внешних факторов, обладать способностью к нейтрализации наиболее неблагоприятных из них (опасности, угрозы, риски, вызовы) и создавать условия для воздействия благоприятных факторов. Свойство адаптивности системы обеспечения военной безопасности характеризуется и ее способностью к саморазвитию. Во-вторых, система обеспечения военной безопасности является управленческой системой. Интенсивность изменений в такой системе зависит от особенностей ее структуры, от того, сколько и каких системных элементов она объединяет.
Можно говорить о наличии в системе обеспечения военной безопасности нескольких подсистем - систем другого уровня: система государственного управления обеспечением военной безопасности; система территориального обеспечения военной безопасности; система функционального обеспечения военной безопасности; собственно военная организация государства как система обеспечения военной безопасности и др. Решающее значение имеет не количество элементов в системе, а сколько и каких систем нисходящего порядка они в конечном счете образуют и каковы связи между этими элементами.
О системе обеспечения военной безопасности государства можно говорить как о социальной управленческой системе, которой присущ ряд характерных черт:
- способность активно воздействовать на военную безопасность, не только получая информацию извне, но и оказывая влияние на нее, изменяя ее в направлении, обеспечивающем более успешное функционирование системы;
- определенная гибкость структуры, понимаемая в данном случае в качестве совокупности существенных связей между элементами, т.е. связей, обеспечивающих целостность системы;
- способность учитывать прошлый опыт или обучаться, позволяющая системе оптимизировать свою деятельность, основываясь на исследовании закономерностей, присущих военной безопасности.
Системе обеспечения военной безопасности присущ ряд закономерностей: организационное (структурное) обособление как всей системы в целом, так и каждого составляющего ее элемента; строго определенное пространственное расположение составляющих ее элементов; определенная самостоятельность каждого из входящих в систему элементов; использование различных комплексов средств активного воздействия на военные угрозы и опасности со стороны системы в целом и каждого ее элемента в отдельности.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации "О безопасности" основными элементами системы безопасности являются органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
К основным функциям системы безопасности относятся:
- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
- осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Основные элементы и функции системы обеспечения военной безопасности сопоставимы с элементами и функциями системы национальной безопасности и являются производными от них.
Компоненты системы обеспечения национальной безопасности вообще и военной безопасности в частности, как правило, выполняют следующие функции:
- познавательную функцию, которая отражает деятельность по накоплению знаний о системе обеспечения военной безопасности, о факторах, влияющих на безопасность, об угрозах интересам личности, общества и государства в сфере военной безопасности, о механизме достижения целей военной безопасности;
- функцию планирования, которая определяет конкретные сроки, места, привлекаемые силы и средства для достижения целей военной безопасности. Процесс планирования предусматривает определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей военной безопасности, деятельности органов и сил обеспечения военной безопасности в различных режимах функционирования системы;
- функцию конструирования, т.е. определения сил и средств, которыми достигаются цели военной безопасности. Этот процесс включает рассмотрение, взвешивание и анализ ключевых ресурсов военной безопасности: людских, финансовых, сырьевых, научно-технических и технологических. В самом общем виде эта функция представляет собой искусство государственных органов по управлению силами, средствами и ресурсами, осуществлению мер для достижения военной безопасности Российской Федерации;
- функцию организации, которая связана с подготовкой, отбором, расстановкой кадров, обеспечивающих военную безопасность государства, взаимодействием органов, сил и средств, конкретных исполнителей политических, стратегических и тактических решений;
- коммуникативную функцию, которая отражает связь элементов системы обеспечения военной безопасности и контроль ее состояния, через предоставление информации о реальном состоянии системы обеспечения военной безопасности и влиянии на управляемые процессы функций познания, планирования, организации и конструирования, а также о том, как данные функции обеспечивают практическую реализацию целей военной безопасности государства.
Анализ законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по вопросам военной безопасности позволяет выделить некоторые основные функции органов системы обеспечения военной безопасности:
а) строительство единой государственной системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации;
б) реализация мер по защите жизненно важных интересов государства от военных угроз;
в) прогнозирование угроз интересам государства во всех сферах жизнедеятельности;
г) повышение эффективности деятельности органов обеспечения военной безопасности по устранению военных угроз жизненно важным интересам как внутри страны, так и на региональном и глобальном уровнях;
д) развитие научных исследований и опытно-конструкторских работ по вопросам защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от военных угроз.
Таким образом, систему обеспечения военной безопасности государства можно охарактеризовать как управленческую социальную систему со своими специфическими структурами и функциональными компонентами.
Обеспечение военной безопасности государства является совокупностью правоотношений, поскольку обозначает отношения между субъектами обеспечения военной безопасности, урегулированные на основе норм права, и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение указанных субъектов в процессе обеспечения военной безопасности. Правовые отношения по обеспечению военной безопасности государства есть отношения между субъектами обеспечения, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
Правоотношения по обеспечению военной безопасности государства являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности. Важнейшие среди них следующие:
- обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью органов государственной власти;
- в этих отношениях одной из сторон выступает субъект (орган, должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями;
- данные правоотношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
- в случае нарушения норм права, связанных с обеспечением военной безопасности, нарушитель несет ответственность перед государством.
Правоотношения по обеспечению военной безопасности государства имеют свой состав (структуру). Его элементы - объект (то, по поводу чего возникли отношения), субъекты обеспечения военной безопасности и содержание.
В юридической литературе существуют разные мнения по вопросу о том, что является объектом правоотношения при обеспечении военной безопасности. Представляется, что при анализе объекта обеспечения военной безопасности следует учитывать наличие непосредственного и более отдаленного объекта правоотношения. Непосредственным объектом правоотношений по обеспечению военной безопасности являются волевое поведение человека, его деяния. А через деяния оказывается влияние на процессы, связанные с защитой жизненно важных интересов государства: конституционного строя, независимости, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, т.е. того, на что направлено обеспечение военной безопасности государства.
В содержании обеспечения военной безопасности как совокупности правоотношений существуют две стороны: юридическая и фактическая.
Юридическое содержание обеспечения военной безопасности сформулировано в Военной доктрине Российской Федерации.
В мирное время - это:
- формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
- поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
- развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
- создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;
- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска), поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
- подготовка системы мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);
- совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
- защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
- охрана и защита Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
- поддержка (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия;
- подготовка к территориальной и гражданской обороне;
- развитие необходимой военной инфраструктуры;
- обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации от военных угроз;
- формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;
- осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;
- обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.
В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта) - это:
- своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;
- координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;
- организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
- принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;
- организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
- оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
- использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира.
Таким образом, юридическое содержание военной безопасности - это возможность, необходимость или запрещенность определенных действий управомоченного или обязанного субъекта по обеспечению военной безопасности.
Фактическое же содержание военной безопасности включает в себя сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое содержание шире фактического, так как включает в себя неопределенное количество возможностей, тогда как фактическое - только один из возможных вариантов реализации субъективного права.
Субъективное право обеспечения военной безопасности государства - это мера возможного поведения управомоченного субъекта в целях удовлетворения его интересов, обеспеченная юридическими обязанностями других субъектов.
Существуют следующие признаки субъективного права обеспечения военной безопасности государства:
а) мера возможного поведения, т.е. поведения субъекта обеспечения военной безопасности в определенных законом границах, при этом носитель субъективного права имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий;
б) содержание субъективного права обеспечения военной безопасности устанавливается нормами права на основе определенных юридических фактов;
в) наличие цели субъективного права в удовлетворении интересов управомоченного субъекта;
г) субъективное право обеспечения военной безопасности состоит не только в возможном, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного субъекта.
Субъективное право обеспечения военной безопасности государства состоит из ряда правомочий:
- право на собственные действия в целях использования полезных свойств объекта военной безопасности;
- право на принятие юридических решений;
- право требовать от другой стороны исполнения обязанности;
- право на принудительное исполнение обязанностей.
В связи с вышесказанным юридическая обязанность обеспечения военной безопасности государства выступает как мера необходимого поведения, предписанная обязанному субъекту и обеспеченная в случае необходимости государственным принуждением.
Юридическая обязанность обеспечения военной безопасности государства имеет следующие признаки:
- это мера необходимого поведения, обеспечивающая интересы других субъектов;
- это реальное фактическое поведение обязанного субъекта;
- основанием возникновения юридической обязанности обеспечения военной безопасности являются норма права и конкретные юридические факты (угрозы, опасности, риски), связанные с обеспечением военной безопасности государства;
- невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности обеспечения военной безопасности влечет предусмотренные законом санкции и меры государственного принуждения.
Субъектом обеспечения военной безопасности является участник общественных отношений по обеспечению военной безопасности государства, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями. Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным - это участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; во-вторых, юридическим - это признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях, связанных с обеспечением военной безопасности. Различают индивидуальных и коллективных субъектов.
Основу системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения военной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от военных угроз.
Полномочия органов и сил обеспечения военной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения военной безопасности Российской Федерации принимают участие следующие субъекты:
- Президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения военной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению военной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения военной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;
- Федеральное Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;
- суды - осуществляют правосудие, посредством чего участвуют в обеспечении конституционно-правовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой охраны военной безопасности государства;
- Совет Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз военной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения военной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области;
- федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения военной безопасности Российской Федерации;
- военная организация государства, включающая в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
В системе обеспечения военной безопасности государства особо следует выделить Вооруженные Силы Российской Федерации. Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск для отражения агрессии против нее.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска могут применяться также для защиты от антиконституционных действий, противоправного вооруженного насилия, угрожающих целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и для выполнения других задач в соответствии с федеральным законодательством.
Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами.
Характер современных войн (вооруженных конфликтов) определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
- по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
- по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;
- по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.
В отличие от войн начала и середины ХХ в. современным войнам свойственен ряд специфических, присущих только им основных общих черт: влияние на все сферы жизнедеятельности человечества; коалиционный характер; широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения; активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом; стремление сторон к парализации системы государственного и военного управления; применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники; катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения и др.
Боевые действия могут носить различный характер.
Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух или нескольких государств) или немеждународный, внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства). Он характеризуется:
- высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;
- применением нерегулярных вооруженных формирований;
- широким использованием диверсионных и террористических методов;
- сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;
- вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);
- опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.
Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В региональной войне стороны будут преследовать важные военно-политические цели.
Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества. В крупномасштабной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духовных ресурсов государств-участников.
В Военной доктрине сформулированы цели, основные формы и задачи применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации и другими войсками, создаются группировки войск (сил) на территории Российской Федерации с учетом:
- степени потенциальной военной опасности на конкретных стратегических направлениях;
- характера взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными государствами;
- расположения жизненно важных для Российской Федерации промышленных районов и районов стратегических ресурсов, особо важных объектов;
- возможности стратегического развертывания на угрожаемых направлениях при максимальном снижении объемов перевозок, а также межрегионального маневра;
- возможности своевременного вывода войск (сил) и материально-технических запасов из-под вероятных ракетно-авиационных ударов;
- условий для расквартирования и обеспечения жизнедеятельности войск, решения социальных и бытовых проблем;
- наличия и состояния базы мобилизационного развертывания;
- общественно-политической обстановки в конкретных регионах.
В целях формирования и поддержания стабильности, обеспечения адекватного реагирования на возникновение внешних угроз на ранних стадиях ограниченные контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск могут размещаться в стратегически важных регионах за пределами территории Российской Федерации в составе объединенных или национальных группировок и отдельных баз (объектов). Условия такого размещения определяются соответствующими международно-правовыми документами.
Для создания и развития военной инфраструктуры государства, обеспечивающей стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, ведение ими военных действий, осуществляется оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны под руководством Правительства Российской Федерации и на основе федеральной государственной программы.
Накопление и содержание запасов материальных средств организуются Правительством Российской Федерации в соответствии с планами создания государственного и мобилизационного резервов, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска, а также органы исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством в мирное время осуществляют накопление, эшелонирование, размещение и содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное развертывание войск (сил) и ведение ими боевых действий в начальный период войны (по отдельным видам материальных средств - и на более длительный период, исходя из сроков перевода экономики страны, отдельных ее отраслей и предприятий на работу по установленному плану), формирование, подготовку, перегруппировку и применение стратегических резервов.
Как в мирное, так и в военное время осуществляется подготовка страны к территориальной и гражданской обороне, проводится комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования объектов экономики, транспорта и коммуникаций, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных и других работ в очагах поражения и районах аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В широком смысле военная безопасность - это составная часть национальной безопасности государства, отражающая военно-политическую обстановку и военно-стратегический компонент глобального геополитического противоборства, внешнюю и внутреннюю безопасность государства, при которой обеспечиваются независимость, суверенитет, государственная и территориальная целостность, предотвращается военная агрессия против России и ее союзников, уменьшается угроза национальным интересам государства и вероятность вовлечения его в войну или вооруженные конфликты, а в случае возникновения внешней или внутренней военной опасности или угрозы жизненно важным интересам государства, общества и личности обеспечиваются условия для их мирного, демократического развития и их вооруженная защита.
2. Военная безопасность строится на основе сознательной, целенаправленной субъективной деятельности людей и предполагает принятие превентивных мер по блокированию или парированию потенциальных и реальных военных опасностей и угроз.
3. Анализ рассмотрения элементов военной безопасности позволяет сделать вывод, что военная безопасность государства есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру, которая представляет собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.
На основании изложенного можно дать следующую классификацию военной безопасности государства:
- по степени охвата: внутренняя, внешняя, региональная, глобальная;
- по количеству субъектов: односторонняя, двусторонняя, многосторонняя;
- по объекту обеспечения: военно-политическая, военно-экономическая, военно-технологическая, военно-социальная, военно-информационная;
- по обеспеченности средствами преодоления военных угроз и опасностей: обеспеченная, необеспеченная;
- по гарантированности государством: гарантированная и негарантированная;
- по способам достижения целей: борьба с использованием невоенных, мирных средств, военно-силовое давление, вооруженное насилие, миротворческие операции.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение военной безопасности.
2. Назовите цели, задачи и принципы обеспечения военной безопасности государства.
3. Какими методами и средствами обеспечивается военная безопасность государства?
4. Назовите виды военной безопасности и дайте им правовую характеристику.
5. При каких обстоятельствах наличие потенциальной военной опасности становится реальной угрозой?
6. Раскройте полномочия органов государственной власти по обеспечению военной безопасности государства.
7. Чем определяется характер современных войн?
8. Охарактеризуйте понятия "вооруженный конфликт", "локальная война", "региональная война" и "крупномасштабная война".

Глава 4. Правовое положение военной организации государства*(86)

§ 1. Понятие военной организации Российской Федерации и ее состав

1. Понятие военной организации государства. Национальная безопасность, в том числе военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении государства. Одно из основных мест среди них занимают вооруженные силы государства.
Цели государства по обеспечению независимости и государственного суверенитета воплощены в функциях государства, которые закреплены в предметах ведения*(87) исключительно за Российской Федерацией (ст. 71 Конституции Российской Федерации). К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в частности, отнесены: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира (п. "к"); оборона и безопасность (п. "м"); определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (п. "н") и др.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации определила принципы применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности - только в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри государства допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя. Легитимность использования вооруженных сил для устранения внутренних угроз соответствует мировой практике. Так, согласно Основному закону Федеративной Республики Германия вооруженные силы могут быть применены для борьбы с организованными и располагающими боевым вооружением повстанцами (ст. 87-а Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г.). Президентом США, кроме национальной гвардии и специальных войск, в качестве крайней меры могут быть использованы вооруженные силы в случаях восстания населения. После Второй мировой войны президенты США неоднократно использовали данные полномочия.
Кроме перечисленных выше предметов, к исключительному ведению Российской Федерации относятся и иные предметы, имеющие военные аспекты. К их числу отнесены: принятие и изменение федеральных законов; установление системы федеральных органов государственной власти; федеральный бюджет; федеральный транспорт, информация и связь; судоустройство и прокуратура; федеральная государственная служба и др.
Предметы ведения отражены в компетенции системы государственных органов, создаваемых для исполнения государственно-значимых (общественных) функций. Конкретной формой компетенции государственного органа в отношении исполнения общественной функции являются его полномочия, которые включают в себя функции государственного органа, права (правомочия) и обязанности. Они носят правообязательный характер, т.е. обязательны для осуществления.
Государственные органы, на которые возлагаются те или иные предметы ведения и исполнение соответствующих им функций, определяются государством посредством реализации полномочий высшими органами государственной власти (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации и высшими судебными органами), что находит свое конкретное воплощение в федеральном законодательстве.
В области безопасности, как и в других областях и сферах жизни государства, необходима постоянная организаторская работа. Эта деятельность в сфере обороны государства в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями, в совокупности образующими военную организацию государства.
Наряду с термином "военная организация государства" очень часто применяются и другие термины ("военная сила", "армия", "войско", "силовые структуры", "вооруженная сила" и др.). Как уже было отмечено ранее, Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет принципы применения военной силы, к которой, как правило, относят Вооруженные Силы и все иные государственные военные организации (войска, воинские формирования) и органы, в которых предусмотрена военная служба.
Под термином "армия" (от фр. armee, от лат. armare - вооружать) понимается военный орган государства, предназначенный для проведения его политики средствами вооруженного насилия. Иногда под этим термином понимаются его вооруженные силы. Армия обладает рядом специфических признаков: во-первых, она создается и содержится государством; во-вторых, она представляет собой организацию вооруженных людей и выполняет свои функции вооруженными средствами; в-третьих, армия способна вести войну и обладает для этого необходимой боевой мощью. Перечисленные взаимосвязанные признаки отличают армию от других вооруженных организаций, в том числе и государственных, и проявляются в процессе ее возникновения и деятельности.
Термин "силовые структуры" объединяет, кроме ранее перечисленных, также другие государственные органы и организации, которые в своем составе имеют военизированные формирования (органы внутренних дел, органы по исполнению наказаний и др.), но в которых организация исполнения служебных обязанностей не предполагает исполнения военной службы, а осуществляется в ином нормативно определенном порядке.
Содержание термина "военная организация государства" раскрыто в Военной доктрине Российской Федерации. Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы военного управления. В военную организацию государства также входит часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности. Задачи военной безопасности изложены в п. 10 разд. I Военной доктрины, в котором определено основное содержание обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта). Причем эти задачи должны решаться военными методами, поскольку в той или иной степени в решении задач военной безопасности принимают участие все государственные институты, а также общественные институты и отдельные граждане. Без нормативного определения военных методов, используемых для решения задач военной безопасности, практически сложно определить критерии включения тех или иных органов в военную организацию государства. В военную организацию Российской Федерации входит более десяти различных государственных военных организаций и органов, решающих подчас аналогичные задачи в сфере военной безопасности.
Проблема определения военных методов решения задач военной безопасности заключается также в том, что если при ведении боевых действий (при нахождении в состоянии войны или при вооруженных конфликтах) они являются очевидными, то в условиях мирного времени необходимо четко определить, какие конкретно методы являются военными, т.е. могут быть использованы только входящими в военную организацию государства структурами и не могут использоваться иными государственными органами и организациями, не говоря уже об организациях, не относящихся к государственным.
Возможность параллельного использования тех или иных методов для решения одних и тех же задач организациями, как входящими в военную организацию государства, так и не входящими, а также использования одних и тех же методов для решения задач иных (кроме военной) видов безопасности неизбежно ставит вопрос о целесообразности включения этих организаций в военную организацию государства. Так, например, в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ к личному составу Государственной противопожарной службы относятся военнослужащие, состоящие на соответствующих штатных должностях. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав МЧС России в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Без законодательного определения указанным военнослужащим задач в сфере военной безопасности отнесение их к военной организации, по нашему мнению, является нецелесообразным.
Военные методы в конечном счете определяют специфическое содержание деятельности войск, которое, в свою очередь, находит отражение в конкретных формах этой деятельности (операции, боевые действия и т.д.). Военная доктрина Российской Федерации определяет основные формы применения войск: операции (стратегические, совместные, контртеррористические) и боевые действия. Военные методы решения задач военной безопасности подлежат правовому регулированию, причем исключительно в императивной, а не диспозитивной форме.
Военные методы предполагают использование оружия и вооружения для решения задач военной безопасности. В то же время оружие на законном основании могут применять и некоторые военизированные формирования и государственные органы (сотрудники органов внутренних дел, исполнения наказаний). Однако указанные органы и организации при этом решают иные, отличные от военной безопасности, задачи. Следовательно, только совокупное сочетание военных методов с решением задач военной безопасности позволяет включать те или иные государственную организацию и орган в военную организацию государства.
Таким образом, необходимо провести хотя бы формальное различие между составными частями военной организации государства и подобными им военизированными формированиями, которое заключается, во-первых, в особом порядке исполнения служебных обязанностей - военной службы, во-вторых, регламентации их деятельности военным законодательством, не распространяющимся на иные виды деятельности, в-третьих, и это основное, решении специфических задач военной безопасности специфическими (военными) методами.
Военизированные формирования могут быть включены в состав военной организации государства, однако при соблюдении определенных условий. Если возникает необходимость включения военизированных подразделений в состав военной организации, следует соблюсти три необходимых условия.
Во-первых, военизированные подразделения должны быть включены в состав военной организации формальным образом - изданием публичного акта государственной власти, приняты в состав конкретного войскового подразделения, подчинены определенным воинским должностным лицам, указанным в публичном акте, тем самым переведены под военное управление и, таким образом, сделаны частью готового к боевым действиям войска. При этом с учетом их первоначального предназначения им может быть поручено решение ограниченных задач, например оборона определенного пункта (дороги, коммуникаций и т.д.). Во-вторых, на лиц, входящих в состав военизированных формирований, включенных в состав военной организации государства, должен распространяться статус военнослужащих (права, обязанности и ответственность, включая уголовную и дисциплинарную). Указанное условие должно также соблюдаться посредством издания публичного акта (указа, постановления, приказа). В-третьих, наряду с соблюдением двух первых условий необходимо осуществить перевод указанных подразделений на довольствие той части военной организации государства, в состав которой они включены.
Издание публичного акта о включении в состав военной организации того или иного военизированного формирования должно не происходить спонтанно, исходя из целесообразности и необходимости в конкретный временной отрезок увеличения численности вооруженных сил, а следовать из законодательно закрепленных полномочий главы государства и возможности их применения в соответствующих законодательных актах, определяющих правовое положение военизированных формирований, в которых представляется целесообразным определить формы, способы их применения, а также методы, которые они могут использовать для решения временно возложенных на них задач.
В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы*(88). Подчинение в оперативном отношении означает не полное или обычно временное подчинение указанному воинскому должностному лицу, не являющемуся прямым начальником для личного состава воинских подразделений. Командующий войсками военного округа в этом случае имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненным ему в этом отношении частям (соединениям) и несет за это ответственность.
Согласно Военной доктрине Российской Федерации часть промышленного и научного комплекса страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности, также относится к военной организации, поскольку она задействована в непосредственном обеспечении задач органов и организаций, решающих военными методами задачи военной безопасности. Организации, относящиеся к указанной части военной организации государства, не применяют для обеспечения задач военной безопасности военные методы, но обеспечивают их применение другими организациями. Указанное дополнение структуры военной организации государства позволяет, как принято считать, оперативно решать вопросы обеспечения организаций, решающих задачи военной безопасности военными методами. К таким организациям относятся предприятия (заводы, мастерские, сельскохозяйственные предприятия и т.д.), полигоны, научно-исследовательские учреждения и др. В то же время искусственное расширение рамок военной организации ведет к излишней "военизации" государственного аппарата Российской Федерации.
Таким образом, под военной организацией государства понимается часть государственного механизма Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области обороны и обеспечения военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. Она включает в себя Вооруженные Силы, составляющие основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы.
Решение военной организацией государства задач военной безопасности специфическими военными методами предполагает особый порядок функционирования входящих в нее государственных органов и организаций и исполнения должностных обязанностей объединяемых ими людей посредством исполнения военной службы. Таким образом, государство определяет необходимость военной службы в тех или иных своих учреждениях, исходя из целей военной безопасности и необходимости применения военных методов для ее достижения.
2. Состав военной организации государства. Провозглашая в конституции независимость и территориальную целостность одной из основных целей, наделяя государство функцией защиты от внешних и внутренних посягательств, государства создают органы и организации, которые решают задачи для достижения этой цели. Такими организациями являются, как правило, вооруженные силы государства, выполняющие задачи защиты государства средствами вооруженной борьбы.
Конституция Российской Федерации прямо не закрепляет функции обороны, а также иные задачи, решаемые средствами вооруженной борьбы, за Вооруженными Силами Российской Федерации, что в целом не соответствует правовой традиции развитых европейских государств романо-германской правовой системы. Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации определено Федеральным законом "Об обороне": отражение агрессии, направленной против Российской Федерации; вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации и выполнение задач в соответствии с международными договорами. Применение Вооруженных Сил не по предназначению осуществляется на основании иных законодательных актов (ст. 10 вышеназванного Закона), а также должно определяться федеральным законом "О Вооруженных Силах Российской Федерации", который в настоящее время разрабатывается.
В Российской Федерации перечень организаций*(89) и органов, которые входят в военную организацию и в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". К ним отнесены: войска (Вооруженные Силы Российской Федерации, Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны), воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти), государственные органы (Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации) и создаваемые на военное время специальные формирования.

§ 2. Применение военной организации государства,
руководство и управление ею

1. Вооруженные Силы Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона "Об обороне"). Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В мирное время Вооруженные Силы обеспечивают военную безопасность Российской Федерации. Задачи, решаемые Вооруженными Силами и другими войсками по обеспечению военной безопасности и по отражению вооруженного нападения (агрессии) на Российскую Федерацию, а также ее союзников, определены Военной доктриной Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации возглавляет и объединяет систему органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, которая создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации и включает:
1) центральные органы военного управления - Министерство обороны Российской Федерации, Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, а также главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) органы военного управления военных округов и флотов;
3) органы военного управления соединениями и воинскими частями;
4) местные органы военного управления (военные комиссариаты);
5) начальников гарнизонов (старших морских начальников), военных комендантов.
Министерство обороны является федеральным министерством Российской Федерации и центральным органом военного управления. В качестве последнего оно входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Функции Министерства обороны определены Федеральным законом "Об обороне".
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят главные управления и управления (Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Управление делами Министерства обороны Российской Федерации и др.).
К числу центральных органов военного управления относится Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, который является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Его функции также определены Федеральным законом "Об обороне". Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации выполняет следующие функции:
- разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации;
- разрабатывает план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
- устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов Российской Федерации, исходя из общего количества граждан Российской Федерации, подлежащих призыву в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
- осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности и другие функции.
В Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации входят ряд главных управлений и управлений. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации является первым заместителем министра обороны Российской Федерации. Он подчиняется министру обороны и является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил. Он несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил и управление ими, а также за выполнение задач и обязанностей, возложенных на Генеральный штаб.
К центральным органам военного управления относятся и главные командования видов Вооруженных Сил Российской Федерации: Главное командование Сухопутных войск, Главное командование Военно-Воздушными Силами, Главное командование Военно-Морским Флотом.
Главное командование вида Вооруженных Сил Российской Федерации возглавляет главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он назначается Президентом Российской Федерации и подчиняется непосредственно министру обороны Российской Федерации. Он является прямым начальником всего личного состава вида Вооруженных Сил Российской Федерации и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на вид Вооруженных Сил Российской Федерации.
Главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы и директивы по наиболее важным вопросам жизни и деятельности подчиненного ему вида Вооруженных Сил Российской Федерации, организует и проверяет их исполнение. Главный штаб вида Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления войсками (силами) вида Вооруженных Сил Российской Федерации. Начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил Российской Федерации. Он подчиняется главнокомандующему и является прямым начальником всего личного состава вида Вооруженных Сил Российской Федерации; руководит работой главного штаба и несет ответственность за постоянную боевую и мобилизационную готовность войск (сил) вида Вооруженных Сил Российской Федерации и управление им. Он имеет право подписывать приказы и директивы главнокомандующего и издает директивы в соответствии с возложенными на него обязанностями, организует контроль за их выполнением.
Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации*(90).
В Российской Федерации существуют следующие военные округа: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Самостоятельной военно-административной единицей, не входящей в состав военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации, является Калининградский особый район.
В состав военного округа как объединения входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба.
Руководство военным округом осуществляет министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб осуществляет оперативное управление военным округом в соответствии с решениями министра обороны и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы (указания) заместителей министра обороны по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Основные задачи военного округа - выявление непосредственной подготовки и отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами агрессии против Российской Федерации в границах ответственности, а также поддержание боевой и мобилизационной готовности войск и сил на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных им задач.
Управление военным округом осуществляется командующим войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на воинскую должность и освобождается от воинской должности Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны Российской Федерации.
Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны Российской Федерации, а также начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность, состояние, подготовку и всестороннее обеспечение войск военного округа, выполнение оперативных (боевых) и иных задач, возложенных на военный округ, а также за готовность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся на территории военного округа, к выполнению задач в области обороны.
Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты.
Непосредственное подчинение предусматривает подчинение командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты применяются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.
Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом) в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил, дислоцирующиеся на территории военного округа.
В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, распоряжением Президента Российской Федерации (Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации), а также совместными нормативными правовыми актами министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.
Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом для переданных в оперативное подчинение объединений, соединений и воинских частей сохраняется непосредственное подчинение соответственно главным командованиям видов и командованиям родов войск Вооруженных Сил, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.
Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа объединения, соединения и воинские части применяются по его решению и планам.
Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным войскам и силам (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.
Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчинение по вопросам боевой и мобилизационной готовности; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, морально-психологического и специального обеспечения, а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцирующиеся на территории военного округа.
Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование).
Организационно-штатная структура управления военного округа (оперативно-стратегического командования) устанавливается Генеральным штабом. Функциональные обязанности должностных лиц и подразделений, входящих в структуру управления военного округа, определяются и утверждаются командующим войсками военного округа.
Флот является не территориальным, а высшим оперативным объединением Военно-Морского Флота. Командующие флотами подчиняются главнокомандующему Военно-Морским Флотом.
Органы управления объединения, соединения и воинских частей функционируют непосредственно в объединениях, соединениях и воинских частях. Они осуществляют как командную, так и административно-хозяйственную деятельность. Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены УВС ВС РФ.
Местные органы военного управления (военные комиссариаты) образуются применительно к административно-территориальному делению страны*(91). Военные комиссариаты создаются Министерством обороны Российской Федерации и являются его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (субъектах Российской Федерации), а также в районах и городах (без районного деления). В отдельных случаях могут создаваться объединенные военные комиссариаты для нескольких районов и городов. Военные комиссариаты входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство деятельностью военных комиссариатов осуществляется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации через командующих войсками соответствующих военных округов.
Военные комиссариаты являются организаторами военной работы на местах, осуществляют тесную связь Вооруженных Сил с источниками их формирования и пополнения. Они ведут военно-мобилизационную и учетно-призывную работу, активно участвуют в организации оборонно-массовых мероприятий, патриотическом воспитании молодежи.
В число основных задач военных комиссариатов входят проведение мероприятий по учету людских и народно-хозяйственных ресурсов в интересах Вооруженных Сил, подготовка и осуществление мобилизации; подготовка граждан к военной службе, призыв граждан на военную службу и на военные сборы.
На военные комиссариаты возлагается также подготовка материалов для назначения пенсий и их назначение офицерам, прапорщикам, мичманам, другим военнослужащим, гражданам, проходившим военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, и членам их семей. Они содействуют в трудоустройстве и обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, подбирают и направляют кандидатов в военно-учебные заведения, а также в воинские части на должности прапорщиков, мичманов, солдат, матросов, сержантов и старшин, желающих поступить на военную службу по контракту.
Начальник гарнизона (старший морской начальник) и военный комендант организуют руководство гарнизонной, комендантской службой.
Начальник гарнизона по кругу вопросов, отнесенных к его ведению, издает приказы, обязательные для всех должностных лиц воинских частей гарнизона и военнослужащих. Он, в частности, разрабатывает гарнизонные планы соответствующих мероприятий; размещает по указанию командующего войсками военного округа воинские части, прибывающие в гарнизон; выделяет с разрешения командующего войсками военного округа подразделения (части) для борьбы с пожарами и со стихийными бедствиями либо для оказания помощи гражданскому населению, пострадавшему от стихийных бедствий; назначает производство дознания и привлекает к ответственности военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей данного гарнизона, за совершенные ими правонарушения.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 26 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>