<< Предыдущая

стр. 28
(из 47 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

прямо пропорционально номинальной стоимости нахо­
дящихся на руках кредиторов одной очереди облига­
ций;
б) пропорциональную, при которой средства рас­
пределяются прямо пропорционально номинальной
стоимости облигаций, находящихся на руках кредито­
ров вне зависимости от очередности;
в) обязательного минимума, при которой сначала
удовлетворяются держатели одной облигации, затем —
двух, трех и так далее, восходя до держателей такого
количества облигаций, требования которых не могут
быть удовлетворены, с распределением оставшихся
средств прямо пропорционально номинальной стои­
мости облигаций, находящихся на руках кредиторов
вне зависимости от очередности.
Система распределения средств может быть избрана
эмитентом и отражена в его уставе, либо предусмотрена
при регистрации выпуска и должна быть отражена в
документах о выпуске, либо при публикации сообще­
ния. Невыполнение эмитентом обязательства заверше­
ния расчетов по выплате дохода по облигациям в 3-ме­
сячный срок является достаточным основанием для
I
Глава 4
Инвестиционные ценные бумаги

предъявления к нему иска о его признании банкротом и
удовлетворения этого иска арбитражным судом.
Утерянная именная облигация возобновляется за
плату (очевидно в порядке новации обязательства, как
и при возобновлении сертификата акций).
Облигация на предьявителя в случае потери возоб­
новляется в порядке, установленном гражданско-про­
цессуальным законодательством РСФСР для восста­
новления права по утраченным документам на
предьявителя (см. об этом специальную главу).
Инскрипция — государственная ценная бу-
мага, удостоверяющая факт предоставления
Опредеяение
государству на заимообразных условиях денеж­
ной суммы и право лица-держателя инскрипции потре­
бовать по истечении срока займа возврата этой суммы,
а также выплаты дохода в виде процента или дисконта
(единовременно или периодически) либо предоставле­
ния иного имущественного эквивалента.
В настоящее время правовое регулирование
инскрипции (государственных облигаций) в
Виды
т» ˜ ˜ А
инскрипции
Российской Федерации выражается в уста­
новлении особых условий и правил выпуска и обраще­
ния отдельных их видов. К сегодняшнему дню на внут­
реннем фондовом рынке России обращаются:
— облигации государственного внутреннего займа
1991 года1;
— облигации государственного внутреннего валют­
ного займа (так называемые "вэбовки")2;
— государственные краткосрочные бескупонные
1
См. об этом сообщение ЦБР от 30 июня 1992 г. // Бизнес и бан­
ки. 1992. № 3 0 .
2
См.: О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга
бывшего Союза ССР. Указ Президента РФ от 7 декабря 1992 г. №
1565 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1992. № 51. Ст. 3039; Об утверждении условий выпуска
внутреннего государственного валютного облигационного займа.
Постановление Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222 // Со­
брание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №12. Ст. 1002;
О переносе срока выдачи облигаций Государственного валютного
облигационного займа. Постановление Правительства РФ от 17 мая
1993 г. № 454 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.
1993. № 2 1 . Ст. 1907.


177
I Глава 4
Инвестиционные ценные бумаги
1
обязательства (ГКО) ;
— государственные казначейские обязательства
СССР2;
— облигации Российского внутреннего выигрышно­
го займа 1992 года3;
— золотые сертификаты Министерства финансов
Российской Федерации (далее — "Минфин РФ") 1993
4
года ;
— казначейские векселя Минфина РФ 1994 года5;
— казначейские обязательства Минфина РФ (КО)6;
7
— облигации Федерального займа 1995 года (ОФЗ) ;

1
См.: О выпуске государственных краткосрочных бескупонных
облигаций. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. №
107 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7.
Ст. 567; О внесении изменений в Основные условия выпуска государ­
ственных краткосрочных бескупонных облигаций. Постановление
Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. № 1105 // Собрание законо­
дательства РФ. 1994. № 23. Ст. 2575.
2
См.: О государственных казначейских обязательствах СССР.
Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1555 // Ведомости Съезда
народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 50.
Ст. 2977.
3
См.: Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного
займа 1992 года. Постановление Правительства РФ от 5 августа
1992 г. № 549 // Собрание актов Президента и Правительства
РФ. 1992. №6. Ст. 331.
4
См.: Основные условия продажи золота путем выпуска Мини­
стерством финансов РФ золотых сертификатов 1993 года. Утвержде­
ны Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 1993 г. № 580
// Экономика и жизнь. 1993. № 40; О порядке продажи, учета, совер­
шения сделок и погашения именных Золотых сертификатов Мини­
стерства Финансов РФ выпуска 1993 года. Положение, утвержденное
Минфином РФ 18 ноября 1993 г. № 134 // Экономика и жизнь. 1993.
№50,51.
5
См.: О выпуске казначейских векселей 1994 года Министер­
ством Финансов РФ. Постановление Правительства РФ от 14.04.94
№ 321 //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 17.
Ст. 1406.
6
См.: О выпуске казначейских обязательств. Постановление
Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906 // Собрание законода­
тельства РФ. 1994. № 16. Ст. 1911; Положение "О порядке размеще­
ния, обращения и погашения казначейских обязательств". Утвержде­
но Письмом Минфина РФ от 21 октября 1994 г. № 140 // Банковский
бюллетень. 1994. № 45.
7
Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 "О
Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных
I
Глава 4
Инвестиционные ценные бумаги

— облигации государственного сбергательного зай­
ма (ОГСЗ, выпуск планируется осуществить в 1995 —
1998 годах Министерством финансов Российской Феде­
рации)1.
Кроме того, получают распространение облигации
местных органов власти и управления (муниципальных
займов).
Подробные ссылки на нормативный материал по­
зволяют нам ограничиться лишь упоминанием о суще­
ствовании в российском гражданском праве данных ин­
ститутов и не рассматривать подробно их юридической
природы. Думается, что каждая из упомянутых ценных
бумаг могла бы стать предметом отдельного исследо­
вания. Мы хотели бы остановиться на ряде общих по­
ложений, которые вполне заслуживали бы их отраже­
ния в специальном нормативном акте (например, Зако­
не "О государственном долге")2.
Прежде всего необходимо четко представ-
л я т ь c e g e классификацию государственных дол-
Прииципы
— _т _, _, —
эмиссии
говых обязательств. Целесообразно было бы
инскрищий
провести такую классификацию по признаку
длительности срока обращения обязательств, тем более,
что такого рода деление уже существует в ряде госу­
дарств.
Инскрипции могут выпускаться на срок до одного
года (казначейские векселя), от одного до трех лет
(казначейские обязательства), от трех до десяти лет
(казначейские боны) и на срок свыше 10 лет (казначей­
ские ноты или облигации).
Выплата дохода в форме дисконта должна пред­
усматриваться лишь по инскрипциям со сроком обра­
щения не более одного года. Также и единовременное
процентное вознаграждение может быть предусмотрено

займов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.
№21. Ст. 1967.
1
Постановление Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812
"О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государ­
ственного сберегательного займа Российской Федерации" // Россий­
ская газета. 1995. 25 августа.
2
Некоторые из рассматриваемых ниже принципов отражены в
Проекте части второй ГК РФ (статья 816).

179
I Глава 4
Итеатщионные ценные бумаги

только по инскрипциям со сроком обращения не более
одного года.
По инскрипциям со сроком обращения не более трех
лет процентный доход должен быть выплачиваем по
крайней мере один раз в полугодие.
По инскрипциям со сроком обращения более трех
лет допускается выплата процентного дохода один раз
в год.
Государству должно быть предоставлено исключи­
тельное право выпуска рентных (вечных) займов, удо­
стоверяемых эмиссией инскрипций, предусматриваю­
щих лишь получение периодического процентного воз­
награждения и не дающих права требования возврата
номинальной стоимости бумаги. Срок обращения таких
ценных бумаг либо вовсе не устанавливается, либо не
должен быть меньшим 50 лет.
Ни при каких условиях не должно допускаться при­
нуждения к приобретению облигаций государственных
займов, ограничение круга их потенциальных приобре­
тателей, обусловливание возможности их приобретения
или обращения.
Должно прекратить действие возмутительное поло­
жение о возможности Правительства устанавливать
правила выпуска и обращения государственных ценных
бумаг, отличные от изложенных в каких-либо общих
нормативных актах.
Эмитентом инскрипций от имени государства может
выступать только Министерство финансов и его упол­
номоченные органы на местах. Инскрипций могут быть
выпущены только после публикации сообщения об их
выпуске в порядке, определенном законодательством о
составлении и публикации проспектов эмиссии ценных
бумаг.
В случае противоречия условий выпуска действую­
щему законодательству либо при нарушении эмитентом
действующего законодательства в процессе размеще­
ния, обращения и погашения инскрипций любое лицо,
обнаружившее такие нарушения, должно иметь право
потребовать в исковом порядке признания таких дей­
ствий незаконными, потребовать возмещения убытков,
причиненных этими действиями, а если нарушения та-
I
Глава 4
Инвестиционные ценные бумаги

ковы, что они затрагивают интересы неопределенного
круга инвесторов — потребовать признания выпуска
недействительным.
Иск о признании выпуска недействительным подает­
ся в народный суд по месту нахождения органа Мини­
стерства финансов, являющегося эмитентом инскрип­
ции.
В случае удовлетворения иска и признания эмиссии
недействительной эмитент обязан в 3-дневный срок со
дня вынесения решения перечислить сумму, полученную
от продажи инскрипции, а также сумму начисленных на
них процентов за период использования по двойной
ставке в депозит суда, удовлетворившего иск и опубли­
ковать сообщение в печатном органе, опубликовавшим
сообщение о выпуске, о признании выпуска недействи­
тельным и возможности досрочного получения денеж­
ных сумм, внесенных в оплату инскрипции, а также
сумм процентного вознаграждения.
Обжалование решения не приостанавливает его ис­
полнения.
Инскрипции могут выпускаться в любой форме.
Должен предпочитаться выпуск инскрипции в форме
бумаг на предъявителя.
Подделка инскрипции должна преследоваться по
правилам, установленным для преследования подделки
денежных знаков.
Краткого рассмотрения заслуживают нормы
Обязательства федерального закона РФ от 1 июня 1995 г.
-. о* АО «АЛ
бывших СССР
№ 86-ФЗ О государственных долговых товар­
и РСФСР

<< Предыдущая

стр. 28
(из 47 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>