<< Предыдущая

стр. 40
(из 47 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

соглашению отправителя и перевозчика, оформленному
коносаментом. Гамбургская конвенция (п. 7 статьи 1)
определяет коносамент как документ, "который под­
тверждает договор морской перевозки и прием или
погрузку груза перевозчиком". С фактическим приемом
груза перевозчиком в свое ведение последний обязан
выдать отправителю коносамент (пункт 1 статьи 14
Гамбургской Конвенции; пункт 3 статьи 3 Брюссель­
ской конвенции; абзац 1 статьи 123 КТМ).

1
См.: Там же, с. 228 — 254. Д а л е е — "Гамбургская конвенция".
2
Публикация МТП № 500.
3
Образцы коносаментов и примеры условий см.: Джурович Р.
Руководство по заключению внешнеторговых контрактов. М., 1992.
С. 346 — 347, 351-354. Перевод условий договора перевозки, пo^4e-
щаемых на обороте коносамента см.: Сборник образцов гражданско-
правовых документов // Под ред. Г.П. Савичева и B.C. Ема. М, 1994.
С. 375 — 3 8 3 .

245
I
Глава 6
Товарораспорядительные документы в законодательстве и практике России

Таким образом, можно сделать следующие выводы о
значении коносамента:
— коносамент является единственным документом,
могущим подтверждать заключение и наличие договора
перевозки в части отношений между отправителем и
перевозчиком (статья 121 КТМ);
— коносамент является документом, подтверж­
дающим, что перевозчик принял груз к перевозке, то
есть в свое ведение. Доказывание обратного не допус­
кается, если коносамент уже передан третьему добросо­
вестному приобретателю (пункт 4 статьи 3 Брюссель­
ской конвенции, пункт 1 статьи 1 Брюссельского про­
токола);
— коносамент является документом, позволяющим
получить груз от перевозчика лицу, которое легитими­
руется содержанием коносамента.
Рассмотрим последнее качество более подробно.
Коносамент должен составляться перевозчиком не
менее, чем в двух экземплярах тождественного содер­
жания (абзац 3 пункта 26 Правил), один из которых
выдается отправителю, а один сопровождает груз. По
требованию отправителя перевозчик может выдать ему
за его счет несколько экземпляров коносамента тождес­
твенного содержания, причем, в каждом из них должно
быть указано число составленных экземпляров ( абзац 4
пункта 26 Правил, статья 125 КТМ).
Коносамент может быть именным, то есть переда­
ваемым в порядке цессии, ордерным — передаваемым
по индоссаменту и предъявительским — передаваемым
путем простого вручения (статья 126 КТМ).
Выдачи груза по коносаменту могут потре-
ы ача груза бовать как отправитель, так и получатель груза.
коносаменту Однако, это может быть осуществлено ими при
соблюдении различных условий.
Отправитель может потребовать выдачи груза до
отхода судна либо в промежуточном порту себе или не
тому лицу, которое указано в коносаменте, при условии
предъявления перевозчику всех экземпляров коноса­
мента (статья 127 КТМ). Такое же право принадлежит
любому лицу, являющемуся законным держателем всех
экземпляров коносамента.

246
Глина 6 I
Товарораспорядительные документы в законодательстве и практике России I

Отправитель может потребовать выдачи груза в
порту назначения по одному из находящихся в его вла­
дении экземпляров коносамента в случаях, когда:
— коносамент выписан на предъявителя или являет­
ся ордерным с последним бланковым индоссаментом;
— коносамент является ордерным с последним ин­
доссаментом на имя отправителя либо выписанным
"приказу отправителя";
— коносамент является именным, выписанным на от­
правителя или с последней цессией в пользу отправителя.
Получатель может потребовать выдачи груза в пор­
ту назначения по одному из находящихся в его владе­
нии экземпляров коносамента в случаях, когда:
— коносамент выписан на предъявителя или являет­
ся ордерным с последним бланковым индоссаментом;
— коносамент является ордерным с последним ин­
доссаментом на имя получателя либо выписанным
"приказу получателя";
— коносамент является именным, выписанным на по­
лучателя или с последней цессией в пользу получателя.
После выдачи груза по одному из экземпляров коно­
самента (предъявленному первым по времени) осталь­
ные экземпляры теряют силу (статья 125 КТМ, абзац 5
пункта 26 Правил).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по­
лучатель груза должен защитить себя от:
— возражений перевозчика, то есть быть добросо­
вестным держателем хотя бы одного экземпляра коно­
самента;
— недобросовестности отправителя, то есть быть ле­
гитимированным держателем всех экземпляров коноса­
мента. В последнем случае грузополучатель заинтересо­
ван в том, чтобы выкупить у отправителя все получен­
ные им экземпляры коносамента. На этом основаны
операции инкассо коносаментов и оплаты коносамен­
тов по открытому аккредитиву.
Коносамент (всякий его экземпляр) должен
содержать следующие реквизиты:
^визиты
— наименование судна, если оно известно в
момент принятия груза к перевозке либо иное соответ­
ствующее указание (о предполагаемом судне или о том,

247
Глава 6
Товарораспорядительные документы в законодательстве и практике России

что груз принят к перевозке без предварительного
определения судна) (п. 1 статьи 124 КТМ, часть II раз­
дела "А" статьи 23 Унифицированных правил и обы­
чаев для документарных аккредитивов);
— наименование перевозчика (п. 2 статьи 124 КТМ,
подп, "с" п. 1 статьи 15 Гамбургской конвенции);
— место (порт) приема или погрузки груза (п. 3 ста­
тьи 124 КТМ, подп. "Г' п. 1 статьи 15 Гамбургской кон­
венции, часть III раздела "А" Унифицированных пра­
вил и обычаев для документарных аккредитивов);
— дата приема груза перевозчиком в порту погрузки
(подп. "F п. 1 статьи 15 Гамбургской конвенции);
— наименование отправителя (п. 4 статьи 124 КТМ,
подп."d" п. 1 статьи 15 Гамбургской конвенции);
— место (порт) назначения (разгрузки) груза (п. 5
статьи 124 КТМ, подп, "g" п. 1 статьи 15 Гамбургской
конвенции);
— наименование получателя груза (п. 6 статьи 124
КТМ, подп, "е" п. I статьи 15 Гамбургской конвенции);
— наименование груза и имеющиеся на нем марки,
необходимые для идентификации груза, так называе­
мый "общий характер груза" (п. 7 статьи 124 КТМ,
подп, "а" п. 3 статьи 3 Брюссельской конвенции, подп,
"а" п. 1 статьи 15 Гамбургской конвенции);
— число мест или предметов, вес груза или его коли­
чество (п. 7 статьи 124 КТМ, подп. "Ь" п. 3 статьи 3
Брюссельской конвенции, подп, "а" п. 1 статьи 15 Гам­
бургской конвенции;
— внешний вид и видимое состояние груза (п. 7 ста­
тьи 124 КТМ, подп, "с" п. 3 статьи 3 Брюссельской кон­
венции, подп. "Ь" п. 1 статьи 15 Гамбургской конвек­
ции);
— особые свойства груза (п. 7 статьи 124 КТМ);
— размер или порядок определения размера фрахта
и иных причитающихся платежей за перевозку, либо
указание на то, что они полностью уплачены (п. 8 ста­
тьи 124 КТМ, поди, "к" п 1 статьи 15 Гамбургской
конвенции);
— место выдачи коносамента (п. 9 статьи 124 КТМ,
подп, "i" п. 1 статьи 15 Гамбургской конвенции);
— время выдачи коносамента (п. 9 статьи 124 КТМ);

248
Глава 6 1
варораспорядительные документы в законодательстве и практике России I

— число оригиналов коносамента, если их больше
одного (п. 10 статьи 124, подп, "h" п. 1 статьи 15 Гам­
бургской конвенции);
— подпись перевозчика, или капитана или их пред­
ставителей (п. 11 статьи 124 КТМ, подп, " j " п. 1 статьи
15 Гамбургской конвенции, часть I раздела "А" статьи
23 Унифицированных правил и обычаев для докумен­
тарных аккредитивов).
Если сторонами согласованы условия о:
— подчинении коносамента нормам Гамбургской
конвенции;
— перевозке груза на палубе;
— время сдачи в порту разгрузки;
— предел ответственности,
они также подлежат включению в коносамент (подп.
"1", " т " , "п", "о" п. 1 статьи 15 Гамбургской конвен­
ции).
Обращает на себя внимание, что законодательство
не требует обязательного включения в документ терми­
на "коносамент". Это позволяет употреблять в практи­
ке и упоминать в нормативных актах так называемые
"иные транспортные документы", или — "безусловные
морские транспортные документы", по всем реквизитам
отвечающие коносаменту, но не обозначенные этим
словом, либо обозначенные иначе. Все они имеют силу
и значение коносамента.
Перевозчик имеет право проверить правильность
данных, указанных в коносаменте, однако делать этого
он не обязан. В последнем случае коносамент должен
содержать оговорку типа "без ответственности за коли­
чество мест (вес, качество, состояние, утечку, лом, и пр.)".
Переуступка коносамента, равно как и его залог, со­
вершаются по общим правилам, применяемым ко вся­
ким соответствующим ценным бумагам. Вместе с пере­
уступкой (залогом) переуступается (закладывается) пра­
во распоряжения грузом, которое переходит на при­
обретателя (залогодержателя в случае неисполнения
обеспеченного залогом обязательства).




249
I Глава б
Товарораспорядительные документы в законодательстве и практике России

§ 5. Простое свидетельство товарного склада
Простым свидетельством товарного склада
называется именная ценная бумага, выдаваемая Определение
J
простого
товарным складом определенному лицу в удо- свидельства
стоверение факта принятия на хранение от это- товарного
то лица определенного товара и воплощающая склада
в себе право ее держателя получить лично или через
1
посредство третьего лица этот товар .
В отличии от двойного свидетельства (варранта)
простое свидетельство состоит из одного документа,
заполняемого также, как и свидетельство о собствен­
ности (см. выше) и имеющего его значение. Главным
различием в системе простого и двойного свидетельств
является неприспособленность первых для залога при
отсутствии его копии.
Копия простого свидетельства должна в точности
воспроизводить оригинал со всеми имеющимися на нем
пометками и содержать надпись "копия". Копия вы­
дается складом за счет и по требованию держателя про­
стого свидетельства, которым вовсе не обязательно
должен быть первый приобретатель лицо, сдавшее то­
вар. Копия простого свидетельства имеет то же значе­
ние, что и залоговое свидетельство (варрант в узком
смысле слова) в системе двойного документа.
Поскольку выдача копии является факультативным
по отношению к выдаче простого свидетельства, в по­
следнем должна содержаться отметка склада о состав­
лении и выдаче копии с указанием лица — её первого
держателя и места документа, до которого копия дове­
дена.
До недавнего времени правовое регулирование вы­
пуска и обращения простых складочных свидетельств
осуществлялось упомянутым выше постановлением
ЦИК и СНК "О документах, выдаваемых товарными
складами в приеме товаров на хранение". В настоящее
время за отсутствием нормативной базы склады не вы­
дают простых свидетельств, отчасти заменяя их так
называемыми "складскими справками". Складская
1
Нормы о простом складском свидетельстве предполагается по­
местить в части второй УК (статья 9)5 Проекта).


250
Глава 6 I
Товарораспорядительные документы в законодательстве и практике России I

справка удостоверяет факт наличия на складе, вы­
давшем справку, определенного товара, принадлежа­
щего поименованному в справке лицу, и служит доказа­
тельством платежеспособности лица-собственника то­
вара перед третьими лицами.
Никаких прав на получение товара или, тем более
распоряжение им, складская справка не предоставляет,
а потому не может быть признана не только ценной

<< Предыдущая

стр. 40
(из 47 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>