<< Предыдущая

стр. 3
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Классификация целей и задач
по степени приоритетности
Когда вы определились с собственными целя-
ми — сколь бы фантастичными они ни были — и
выяснили, что должны сделать, чтобы воплотить
их в жизнь, необходимо уяснить для себя приори-
тетность намеченных действий и перспектив.
Сделать это следует для того, чтобы обеспечить
полезность всех ваших последующих дел относительно
20
той или иной цели или задачи. Какие-то из приори-
тетов окажутся более важными, другие — менее, а
потому пронумеруйте их по степени значимости.
Все, что вы будете теперь делать, должно оце-
нивается с точки зрения вклада в достижение цели.
Если в этом смысле пользы от действий никакой,
то стоит ли их вообще выполнять?
Перед принятием всякого решения спрашивай-
те себя: «Поможет ли это достижению цели?» В сфере
профессиональной деятельности цели имеют конк-
ретный характер, и вам следует взять себе за прави-
ло задаваться вопросом: «А поможет ли это дело
решению данной конкретной задачи?» Действуя та-
ким образом, вы станете заниматься только тем, что
в наибольшей степени соответствует избранным вами
целям, а все прочее будете делегировать, переносить
на потом или не будете делать вообще. Словом, вы
уже начинаете использовать свое время более про-
дуктивно.

Цели на год, месяц и неделю
В избранных вами целях выражается ваше виде-
ние и намерения в отношении собственного буду-
щего, а намеченные задачи призваны продвигать
вас по пути к достижению целей. Теперь взгляните
на свои цели в более обозримой перспективе. Чего
вы хотите достичь к концу года? Какого результата
намерены добиться к концу месяца?
Распишите свои цели и оцените их по степени
приоритетности. Затем разбейте каждый замысел на
конкретные шаги и также определите их приори-
тетность. В итоге перед вами появится четкая карти-
на того, что должно составить наполнение вашего
времени на ближайшую перспективу.
21
Произведите те же действия в отношении целей
на неделю. Конкретизируйте каждую цель в виде
шагов, которые вам предстоит предпринять, и ука-
жите степень их приоритетности.
Например, цель в профессиональном аспекте
вашей жизни, ключевом для вас, может состоять в
том, чтобы стать директором. Свою задачу вы, воз-
можно, видите в получении повышения в течение
предстоящих двух лет. Шаги, которые призваны
помочь вам в решении этой задачи, могут быть оп-
ределены следующим образом: сдать квалификаци-
онный экзамен, произвести впечатление на комис-
сию по назначениям, проявить себя перед началь-
ством. Более частными могут стать следующие
задачи: прослушать специальный курс, исследовать
документацию за предшествующие периоды, изу-
чить технику сдачи экзаменов, взять консультацию
по технике прохождения интервью, изучить отче-
ты и информационные бюллетени компании, вов-
ремя завершить работу над значительным проек-
том, выступить с инициативой, принять участие в
подготовке рождественского концерта (рис. 2).
Изложите свои цели на первой странице ежед-
невника или органайзера (более подробно об их
выборе и использовании читайте в главе 3), так что-
бы они всегда были у вас перед глазами. Ежедневно
сверяйтесь с ними и каждый год заново оценивайте
и корректируйте. Ваши ценности и цели могут с те-
чением времени меняться. Если так, то при пере-
смотре целей и задач подобные перемены также
должны учитываться.
Таким образом, вы разрабатываете собственный
стратегический план. План призван обеспечить реа-
лизацию ваших целей за счет предложения страта-
22
Рис. 2. Цель и призванные обеспечить ее достижение
задачи и шаги
23
гем их достижения. Именно так действуют те, кто
добился в жизни успеха.


Лучевые диаграммы
Казалось бы, с постановкой целей и задач все
ясно, однако не исключено, что при попытке вы-
работать четкую их картину голова у вас пойдет кру-
гом. Бывает, что никак не удается определиться с
собственными жизненными целями и заглянуть в
будущее дальше чем на весьма короткую перспек-
тиву, и в итоге жизнь течет как бы сама по себе, а
вы лишь плывете по течению.
Если эта работа представляет для вас значитель-
ную трудность, можете воспользоваться инструмен-
том организации мыслей. Называется он лучевой
диаграммой и может оказаться полезным не только
при определении целей, но и для поиска решений
по самому широкому кругу проблем.
Многие люди испытывают затруднения при об-
щении с незнакомыми людьми, когда необходимо
что-то рассказать о себе. Изложение мыслей на бу-
маге во многом сходно с представлением их другим
людям. Особенно трудно бывает мыслить упорядо-
чение, как бы составляя столь привычный нашему
глазу нумерованный список. Лучевая диаграмма по-
могает отобразить мысли в том виде, который в
наибольшей мере соответствует естественному спо-
собу человеческого мышления, а именно — пере-
скакивая с одного предмета на другой.
Возьмите чистый лист бумаги, напишите в цен-
тре свое имя и обведите его кружком. Вокруг имени
разместите ключевые аспекты своей жизни, о ко-
торых намерены поразмышлять, например: «Рабо-
24
та», «Семья», «Досуг», «Общественная деятель-
ность», «Религия» и т. д. Также обведите их кружка-
ми и соедините лучами с центральным кругом. Об-
ратитесь по очереди к каждому из внешних круж-
ков и отметьте рядом с ним любые свои мысли по
данному аспекту. Каждый мысленный тезис соеди-
ните с кружком, к которому он имеет отношение,
будь то самый близкий по расположению или лю-
бой другой. Другие свои мысли также соедините с
любым из исходных кружков или с уже отмеченны-
ми мыслями и линиями связей. Не старайтесь мыс-
лить категориями целей, излагайте все, что приходит
на ум. В итоге на бумаге будет выстроена конструкция
из кружков и разнонаправленных линий (рис. 3).
Сами собой начнут проявляться наиболее важ-
ные темы. Если диаграмма слишком усложнится,
возьмите один из кружков, например кружок «День-
ги», перенесите его в центр другого листа и про-
должите развитие сюжета (рис. 4).
Когда мысли иссякнут и построения будут за-
вершены, взгляните на свои диаграммы и вы уви-
дите, на чем предстоит сосредоточить усилия. Вы
получите импульс к размышлению о своей жизни,
о том, чего вы действительно от нее ждете. В резуль-
тате жизненные цели как таковые не оформятся,
но вы посмотрите на жизнь в перспективе и рас-
крепостите процесс мышления.
Если захотите в большей степени сфокусировать
внимание на каком-то одном предмете, например
на профессиональной карьере, поместите в центр
листа кружок «Работа», расположите вокруг имена
людей, имеющих к ней отношение, и все ее этапы.
Или начните с одного человека, например с на-
чальника, и подумайте над каждым аспектом своей
профессиональной деятельности, который нужда-
25
ется в усовершенствовании, с тем чтобы началь-
ство было вами полностью довольно.
Общая лучевая диаграмма поможет вам опреде-
литься с главными аспектами жизни. Далее вы смо-
жете переключиться на каждый из них и решить, како-
вы цели, достижения которых вы станете добиваться.


Обсуждение приоритетов
Если вы вдруг решили поменять свои приорите-
ты в работе или семейной жизни, окружающие не-
пременно это заметят. Если на работе вы внезапно
начнете отдавать приоритет финансовым проектам,
тогда как прежде особым вашим вниманием пользо-
валась отчетность, персонал захочет узнать, что
произошло. Или если однажды в воскресенье утром
вы вместо того, чтобы, как обычно, играть в тен-
нис или гольф, объявите, что хотите, чтобы семья
в полном составе отправилась на пляж, супруга на-
верняка спросит, что с вами случилось.
Если вы намерены максимально способствовать
реализации своих намерений, то должны разъяс-
нить их окружающим людям. Помимо всего проче-
го, для достижения намеченных целей вам потре-
буется содействие со стороны этих людей. Без этого
ваши возможности будут ограничены (подробнее об
этом читайте в главе 10).
Разъяснение персоналу, что отныне ваша зада-
ча состоит в улучшении финансового состояния
вашего подразделения и повышении его финансо-
вой эффективности, вызовет в людях желание по-
могать вам. А объяснение супруге, что отныне вы
намерены больше времени проводить с семьей,
поможет ей избавиться от опасений по поводу ва-
28
шего здоровья (в том числе душевного). Как бы вам
ни хотелось внезапно предстать перед изумленным
миром в своем обновленном обличье, лучше оста-
вить эти честолюбивые планы. Расскажите людям о
своих намерениях и не отвергайте их помощь.
Не обязательно ставить их в известность о своих
конечных целях, однако ознакомление с непосред-
ственными задачами желательно и может оказаться
полезным. Например, могут открыться нюансы,
которые ускользнули от вашего внимания. Скажем,
вы могли проигнорировать какой-то важный эле-
мент бухгалтерского контроля или забыли о своей
давней мечте взобраться на Эверест. Разговаривая с
людьми, вы обретаете более органичную картину
собственных потребностей и более полное представ-
ление о себе самом.
Только мысленно представляя себе собственное
будущее, вы можете осознать, что вам предстоит
сделать для его реализации. Возможно, вы так ни-
когда и не достигнете чего-то из того, о чем мечта-
ли, но, ставя перед собой высокие цели, вы, без
сомнения, добьетесь больше, чем если бы не имели
вообще никаких целей.
Резюме
Чтобы получить от жизни максимум возможно-
го, необходимо следовать примеру преуспевающих
людей и мысленно представлять (визуализировать)
свою жизнь, какой вы хотите ее видеть. Помните
принцип 80/20 и используйте продуктивные 20%
своего времени на работу по реализации поставлен-
ных целей. Осуществляйте контроль над собствен-
ной жизнью, определив ее ключевые аспекты и ре-
шив, чего вы намерены достичь в каждом из них.
Изложите свои основные цели на бумаге и разбейте
их на реальные задачи и конкретные выполнимые
шаги. Определите место задач и шагов в своем жиз-
ненном графике. Если с трудом определяетесь с це-
лями, для облегчения мыслительного процесса
пользуйтесь лучевыми диаграммами. Не бойтесь от-
мечать в них цели, воплощение которых представ-
ляется малореальным.
Из этой главы вы узнаете, сколько времени у
вас уходит на выполнение текущих дел и как пере-
смотреть систему его использования. По прочтении
главы вы будете точно знать, как используете свое
время сегодня и как действительно им следует рас-
порядиться.


Знаете ли вы, что делать?
Не составит труда сказать: «Измените порядок
использования времени и вы станете действовать
более эффективно». Но можно ли последовать это-
му совету, не проанализировав, как именно вы ис-
пользуете время сегодня?
Полагаю, что вы более или менее представляе-
те, на что у вас уходит время каждого дня недели.
Так, по поводу воскресенья вы, возможно, скаже-
те, что утром встаете несколько позже обычного,
завтракаете, отправляетесь по магазинам, навеща-
ете тетушку Джемайму, потом обедаете, отправля-
етесь в бассейн, ужинаете, идете в кино и, нако-
нец, ложитесь спать. Но сможете ли вы сказать,
сколько времени уходит у вас на каждое из пере-
численных дел? А как насчет гораздо более мелких
31
занятий, каковых за день набирается множество,
вроде чтения газет, многочисленных чашек кофе,
разговоров с приятелями? Действительно ли вы
сможете все их припомнить, да еще и сказать, сколь-
ко времени они у вас занимают?
В сутках у вас столько же часов, сколько у всех
остальных людей, — двадцать четыре. До тех пор пока
вы не будете четко представлять, что делаете с эти-
ми 24 часами, вы не сможете решить, как реорга-
низовать и сэкономить свое время. Единственный
способ выяснить, чем вы занимаетесь в течение всего
дня и сколько времени у вас уходит на каждое за-
нятие, — это произвести учет времени.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 32 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>