стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Правовые позиции в регулировании налогового контроля за расходами

Автор

М.Ю. Березин

"Гражданин и право", 2001, N 4



Правовые позиции в регулировании
налогового контроля за расходами

Расходы, находящиеся под налоговым контролем
Исчисление годового дохода
Процессуальные сроки
Декларации налоговая и специальная
Грядущие изменения в НК РФ
Статус налогового резидента РФ
Схемы суммирования временных периодов

Факты занижения суммы доходов, подлежащих обложению налогом с физических
лиц, - вещь упрямая. А вследствие неудовлетворительного состояния технической
оснащенности налоговых органов и недостаточно развитого налогового учета в
стране об эффективности ведения государственного контроля за расходами можно
говорить лишь условно. Автор рассматривает правовые позиции регулирования
налогового контроля за расходами физических лиц, а также анализирует процедуру
определения статуса налогового резидента Российской Федерации.
Федеральный закон, вводящий государственный контроль за расходами физических
лиц, который действовал с 20 января 1999 г., был признан утратившим силу с
9 июля 1999 г. С 1 января 2000 г. в рамках Налогового кодекса введены в действие
статьи 86.1, 86.2, и 86.3 НК РФ, содержание которых полностью посвящено налоговому
контролю за расходами физических лиц.
Процедура налогового контроля за расходами физических лиц - налоговых
резидентов Российской Федерации является одним из способов установления факта
занижения. Если, согласно финансовым документам, у физического лица задекларированные
доходы небольшие, а лицо производит несопоставимые с ними расходы на приобретение
дорогостоящего имущества, то это явный признак сокрытия (занижения) своих
доходов, ухода от налогообложения.
Имеет место совершение либо налогового правонарушения, если сумма сокрытого
(заниженного) дохода не более 200 МРОТ (200 x 83,49 руб. = 16 698 руб.), либо
налогового преступления в случае превышения 200 МРОТ, что грозит в худшем
случае лишением свободы на срок до двух лет, а если сумма превышает 500 МРОТ
(41 745 руб.), то до пяти лет лишения свободы.
Налоговому контролю подлежат расходы физического лица, являющегося налоговым
резидентом Российской Федерации. Таковым признается физическое лицо, фактически
находящееся на территории России более 182 календарных дней в календарном
году. Допустим, вы выехали за границу в служебную командировку 1 января 2000
г. и вернулись обратно в Россию 3 июля 2000 г. До конца календарного года
останется 182 или менее дней. В результате в 2000 г. вы не являетесь налоговым
резидентом. Следовательно, до окончания 2000 г. не подпадают под налоговый
контроль любые суммы, истраченные на покупку в России любых товаров в любом
количестве.

Расходы, находящиеся под налоговым контролем

Согласно п.2 ст.86.1 НК РФ, налоговый контроль распространяется на тех
налоговых резидентов РФ, которые приобретают в собственность следующее имущество:
недвижимость (за исключением многолетних насаждений): земельные участки,
квартиры, дома, дачи, строения, сооружения, самолеты, вертолеты, морские суда,
суда внутреннего плавания, космические объекты, обособленные водные объекты
(пруды), леса (в предлагаемых изменениях в НК РФ леса будут исключены);
механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимости: автомобили
вне зависимости от количества сидячих мест, разрешенной максимальной массы,
мощности и назначения транспортного средства;
мотоциклы; катера; гидроциклы и снегоходы, если они подлежат государственной
регистрации;
культурные ценности: картины, рисунки ручной работы, скульптурные произведения,
художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, иконы, старинные
книги, редкие рукописи, уникальные музыкальные инструменты и т.п., признаваемые
культурными ценностями согласно действующему законодательству;
ценные бумаги:
а) государственные и муниципальные ценные бумаги: государственные и муниципальные
облигации, государственные и муниципальные казначейские обязательства, а также
другие государственные и муниципальные ценные бумаги, распространяемые среди
физических лиц;
б) сберегательные сертификаты: ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые
Сберегательным банком Российской Федерации на срок в три года номиналом 1,
10 и 50 тыс. руб. и распространяемые среди физических лиц;
в) акции открытых акционерных обществ (эмиссия должна быть соответствующим
образом зарегистрирована в ФКЦБ России); золото в слитках.
Налоговому контролю подвергаются расходы, произведенные на приобретение
только указанного выше имущества, и никакого иного.
Так, приобретение, к примеру, в собственность акций закрытых акционерных
обществ не подпадает под налоговый контроль. Это относится также к покупке
любых драгоценных металлов, кроме золота именно в слитках. В изменениях в
НК РФ планируется расширение действия данной статьи на все драгоценные металлы
в слитках (платина, золото, серебро). Приобретение ювелирных украшений в любых
количествах (золотые цепочки, сережки, браслеты, кольца) не подпадает под
налоговый контроль.
Ясно, что основанием для возникновения налогового контроля является факт
совершения сделки купли-продажи имущества. Если нет платежей (к примеру, получение
имущества безвозмездно), то нет оснований для налогового контроля. Таким образом,
наследование и дарение не подпадают под налоговый контроль.
Все сделки с вышеуказанным имуществом должны проходить регистрацию. На
регистратора возлагается обязанность в течение 15 дней со дня регистрации
сделки купли-продажи имущества направлять в налоговые органы по месту своего
нахождения копии договоров купли-продажи имущества.

Исчисление годового дохода

Теперь обратимся к самой процедуре налогового контроля и рассмотрим такой
вариант. Будучи налоговым резидентом РФ в 1999 г., вы подали в 2000 г. в налоговый
орган декларацию о доходах за 1999 г., где указали свой совокупный годовой
доход за налоговый период, т.е. за 1999 г. Предположим, что совокупный годовой
доход у вас был 120 тыс. руб. В 2000 г. вы приобретаете по сделке купли-продажи
недвижимости квартиру по цене 300 тыс. руб. Данные об этой сделке и о ее цене
регистрационной палатой будут направлены через цепочку в ваш налоговый орган
по месту вашего жительства (регистрации).
Так вот, согласно ст.86.3 НК РФ, в случае если произведенные расходы
превышают доходы, заявленные физическим лицом в его налоговой декларации за
предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией
о доходах физического лица за предыдущий налоговый период (к примеру, ваш
доход за 1999 г. составил не более 50 тыс. руб. в год, и поэтому вы не подали
налоговую декларацию), налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном
несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование
о даче пояснений об источниках и размерах израсходованных на приобретение
имущества денежных средств.

Процессуальные сроки

Отметим два принципиально важных вопроса, касающихся процессуальных сроков.
Во-первых, в течение какого срока, начиная с момента (со дня) обнаружения
несоответствия доходов произведенным расходам, налоговые органы обязаны составить
соответствующий акт? Во-вторых, с какого момента (дня) начинает идти месячный
срок, предоставленный налоговым органам для направления физическому лицу требования?
Ответов на эти вопросы нет в ст.86.3 НК РФ. И этот факт делает статью функционирующий
далеко не в пользу налогоплательщика и порождает самовольные действия со стороны
налоговых органов.
Учитывая, что сроки в большинстве своем в НК РФ пресекательные, то по
истечении срока в один месяц налоговый орган не имеет права направлять физическому
лицу требование, и у налогового органа больше нет ни одного инструмента налогового
контроля за расходами лица. Но для правильного отсчета указанного месячного
срока необходимо знать, с какого дня он начинает течь.
На наш взгляд, статья 86.3 НК РФ может быть сформулирована следующим
образом: (...) налоговые органы в течение 10 дней со дня обнаружения факта
несоответствия доходов физического лица произведенным им расходам обязаны
составить соответствующий акт и в течение 10 дней с даты составления акта
направить физическому лицу заказным письмом требование о предоставлении в
налоговый орган специальной декларации об источниках и размерах израсходованных
денежных средств.
Необходимо отметить, что, согласно НК РФ, налоговые органы будут принимать
во внимание ваш доход только за прошлый год и сравнивать его с ценой покупки.
Даже если очевидно, что по сумме доходов за прошлые годы, взятых из ваших
налоговых деклараций, у вас реально могли накопиться деньги на покупку квартиры,
то все равно налоговый орган не имеет права не потребовать объяснений путем
направления вам требования о представлении специальной декларации об источниках
и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, форма которых
была утверждена приказом по МНС РФ только 2 декабря 1999 г. Таково требование
закона: к специальной декларации необходимо приложить копии подтверждающих
ваши доходы документов.
В нашем примере совокупный доход за прошлый год (1999 г.) составил 120
тыс. руб. Цена квартиры, приобретенной в 2000 г., - 300 тыс. руб. Из этого
следует, что налоговый орган по закону обязан направить письменное требование
о даче пояснений об источниках доходов.

Декларации налоговая и специальная

Следует иметь в виду, что такие документы, как налоговая декларация и
специальная декларация - это не одно и то же. Различать их необходимо еще
и потому, что предусмотрена разная мера ответственности за их непредставление
в установленный законом срок, и данная мера ответственности регулируется разными
статьями НК РФ.
В налоговой декларации налогоплательщик указывает размер налоговой базы
по налогу (в данном случае по подоходному налогу с физических лиц), ее исчисление,
право на налоговые льготы, вычисляет сам оклад (сумму) налога и на основе
полученных данных уплачивает налог в определенный законом срок.
Специальная декларация - это исключительно инструмент налогового контроля
за расходами физических лиц - налоговых резидентов РФ. В данной декларации
подконтрольное лицо обязано указать сведения о приобретенном имуществе: наименование
и местонахождение (местонахождение только для недвижимого имущества) приобретенного
имущества, дату и стоимость его приобретения, а также сведения об источниках
средств, израсходованных на приобретение имущества: наименование и местонахождение
источника, период получения средств, вид средств (заработная плата, наследство,
продажа имущества, вознаграждение, выигрыш в лотерею, клад и т.п.) и сумму
полученных денежных средств.
Согласно ст.86.1 НК РФ, налоговый контроль производится за расходами
гражданина, который осуществляет эти расходы именно сам и именно из своих
собственно заработанных (полученных) денег. Если за вас заплатил ваш родственник,
к примеру, при покупке квартиры и налоговый орган потребовал у вас объяснений,
то в специальной декларации укажите, что денежная сумма получена в подарок
от родственника.
Специальная декларация должна быть направлена в налоговый орган по месту
жительства лица, совершающего расходы, в срок не позднее 60 календарных дней
со дня получения требования о представлении специальной декларации. Само требование
считается полученным физическим лицом по истечении шести дней со дня направления
его налоговым органом заказным письмом.
В случае если вы пропускаете срок, отведенный для представления в налоговый
орган специальной декларации, не вследствие уважительных причин, перечисленных
в ст.111 и 112 НК РФ, то, согласно п.1 ст.126 НК РФ, вы подвергаетесь штрафу
в судебном порядке в размере 50 руб. Сумма штрафа по сравнению с теми суммами,
сокрытие которых может быть выявлено в результате налогового контроля, откровенно
говоря, символическая, что отмечается не только автором.
Юридически у налогового органа нет оснований применять к вам какие-либо
меры наказания, так как вы даете объяснение путем заполнения специальной декларации
об источнике денег, т.е. деньги получены не в результате грабежа или еще чего
нелегального, а от родственника. Но не забудьте внести полученную сумму в
налоговую декларацию за отчетный год (2000 г.). В отношении денежных средств,
направленных на приобретение квартир, жилых домов, действует налоговая льгота
в размере 5 тыс. МРОТ (417 450 руб.). На эту сумму налогоплательщик имеет
право уменьшать свой совокупный годовой доход, учитываемый за три года подряд.
Если по истечении трех лет сумма льготы использована не до конца, то дальнейшее
перенесение остатка на следующие годы не разрешается.
С 1 января 2001 г. размер этой налоговой льготы увеличивается до 600
тыс. руб. Если сумма данного налогового вычета не может быть полностью использована
в отчетном году, то остаток имущественного вычета переносится на следующие
налоговые периоды (следующие годы) до полного его погашения.
Операция, когда родственник предоставляет вам заем в денежной форме для
приобретения квартиры с целью каким-то образом смягчить последствия применения
к вам налогового контроля, квалифицируется НК РФ как сделка между взаимозависимыми
лицами и может повлечь некоторые проблемы с налоговыми органами. Кроме того,
эта сделка может быть определена, согласно п.1 ст.170 ГК РФ, как мнимая, что
влечет ее недействительность (сделка ничтожна).
Безусловно, процесс доказательства факта наличия мнимой сделки, а также
проведения этой сделки между взаимозависимыми лицами, а затем применения к
сделке между взаимозависимыми лицами юридических действий (последствий) потребует
большого напряжения налогового органа в профессиональном плане. Что касается
вашего родственника, то он хотя расходы и произвел, но квартиру в собственность
не получил (квартиру получили вы), а это исключает применение к родственнику
налогового контроля за его расходами, т.е. направление ему письменного требования
заполнить специальную декларацию об источниках доходов.
Только в случае выполнения одновременно двух условий, когда физическое
лицо само расходует деньги и само же приобретает в собственность купленное
на эти деньги имущество, налоговый орган вправе применять к вам процедуру
налогового контроля за расходами.
Родственник может быть подвергнут контролю, но только в виде камеральной
проверки его налоговой декларации, которая проводится, согласно абзацу второму
ст.88 НК РФ, в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации
в налоговый орган.
Налоговая декларация по подоходному налогу с физических лиц представляется
в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего
за отчетным. Если ваш родственник подал декларацию 30 апреля, камеральная
проверка может быть проведена по 29 июля данного года включительно. При необнаружении
в ходе проведения проверки налоговых правонарушений проводить последующие
камеральные проверки этой же налоговой декларации налоговый орган права не
имеет, и после 29 июля ваш родственник может смело дарить вам деньги на покупку
квартиры и т.п., не опасаясь последствий.
Что касается самого родственника или любого другого лица, оказавшего
вам финансовое содействие в приобретении имущества, то он хотя расходы-то
и произвел, но квартиру в собственность не получил, а этот факт исключает
применение к нему налогового контроля за его расходами. Только в случае выполнения
одновременно двух условий, когда гражданин сам расходует деньги и сам же приобретает
в собственность купленное на эти деньги имущество, налоговый орган вправе
применять к вам процедуру налогового контроля за вашими расходами.
В случае если вы приобрели квартиру и ваш совокупный годовой доход за
прошлый год меньше цены квартиры (см. вышеприведенный пример), вас должны
вызвать в налоговый орган для дачи объяснений. Если вы уверены в легальности
ваших доходов, возьмите сами и попросите жену взять в бухгалтерии справки
о размерах заработной платы за предыдущие годы, чтобы в сумме выходила цена
квартиры с учетом расходов на потребление.
Если вас вызывает налоговый орган, будьте очень серьезны в этом вопросе.
В специальной декларации укажите все источники доходов и приложите все оправдательные
документы. Если не докажете, что ваших легальных (или задекларированных) доходов
с учетом прошлых лет достаточно для покупки квартиры и т.п., налоговый орган
имеет право, в случае доказательства в суде факта сокрытия (занижения) суммы
налогооблагаемого дохода, доначислить подоходный налог и взыскать с вас по
суду доначисленную сумму налога и пени за просрочку ее уплаты.
Далее налоговый орган либо сам взыщет с вас по суду штраф за сокрытие
(занижение) налоговой базы (20% заниженной (сокрытой) суммы) либо передаст
ваши данные в налоговую полицию для возбуждения уголовного дела. Во всех судебных
делах бремя доказательства вашей вины (это относится к определению состава
налогового правонарушения или преступления) лежит на налоговом органе или
органе налоговой полиции.
Согласно планируемым изменениям к НК РФ, родственнику или другому лицу,
оказывающему вам финансовое содействие при приобретении имущества, не удастся
избежать налогового контроля за их расходами. Под финансовым содействием понимается
любое предоставление денежных средств лицу, приобретающему в собственность
имущество, указанное в ст.86.1 НК РФ. Договор займа, просто дарение денег

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>