<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

той или иной мере оказываются ослабленными. Одной стороной такого ослабления как раз и является то, что информация, способная расшатать существующую систему знания и поколебать стереотипы, имеющие в данное время статус бесспорных (которая у большинства людей блокируется), у креативных личностей получает более свободный доступ на уровень сознания. Это, если так можно выразиться, - положительное следствие ослабления механизмов психологической защиты.
Вместе с тем, вряд ли можно предполагать, что такого рода ослабление столь избирательно, что беспрепятственно пропускает на уровень сознания информацию, концептуально значимую, и блокирует травмирующую (ту, которая может причинить боль, страдание субъекту). Поэтому, скорее всего, в результате ослабления механизмов психологической защиты наряду с информацией, обеспечивающей возможность отказа от когнитивных стереотипов (штампов) и, тем самым, увеличивающей вероятность совершения творческого шага, на уровень сознания более широким потоком устремится и вся информация, которая для данной личности имеет травмирующий характер и в обычных случаях блокируется. Такое предположение, на наш взгляд, дает возможность понять и некоторые другие аспекты в проблеме специфики мышления креативной личности. В частности, это касается соотношения чувствительности (сензитивности13) и креативности.
В исследованиях, посвященных рассмотрению параметров мышления лиц с высоким творческим потенциалом, часто отмечаются когнитивная и эмоциональная их открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним14. Эта зависимость является достаточно очевидной: более развитая способность к восприятию и фиксированию оттенков, деталей в поступающей информации, при прочих равных условиях, обеспечит более богатую базу исходных данных самой различной природы. А это, в свою очередь, обусловит возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей будет существенно шире и т.д.
Однако, как нам представляется, можно говорить и о менее тривиальном отношении степени восприимчивости, сензитивности субъекта и креативности его мышления. А именно, о восприимчивости, эмоциональной и когнитивной открытости - как следствии развитой творческой способности (поскольку, как уже
говорилось, последняя может быть обусловлена, в частности, и ослаблением действия механизмов психологической защиты). Поэтому определенная уязвимость, незащищенность, нестандартность поведения людей с высоким творческим потенциалом (широко известные "чудачества") не должны рассматриваться как их каприз или проявление их нежелания вписаться в стандартную систему межличностных отношений. По существу, эти особенности оказываются оборотной стороной одаренности этих людей и не могут быть сняты произвольно.
В этой связи хотелось бы рассмотреть вопрос о психоэмоциональных особенностях креативных личностей несколько подробнее. В современной литературе этой стороне проблемы уделяется значительное внимание. При этом целый ряд характеристик практически всеми исследователями причисляется к неотъемлемым личностным качествам креативных субъектов. В их числе -любознательность, даже до некоторой степени любопытство (однако не в обыденном понимании, а скорее как выражение стремления к получению новой информации, вероятно, по смыслу приближающееся к понятию "пытливость"), способность видеть проблему там, где ее не видят другие. Данное обстоятельство, как попутно справедливо отмечается, способно доставить немало неприятностей и неудобств его обладателю, поскольку усмотрение проблем побуждает говорить о них, а это не всегда приветствуется окружающими, которые - в массе своей - не видят никаких проблем в соответствующем положении вещей.
Упоминается также и такое качество, как гибкость в восприятии и оценке информации (в противовес жесткости, ригидности), присущая в большинстве своем креативным личностям. Последнее находит и экспериментальное подтверждение. Так, интересные исследования особенностей восприятия информации при условии различных способов предшествующего обучения показали, что так называемая "да-тенденция"15, складывается как следствие более разнообразного предшествующего личностного опыта субъекта16 и обусловливает следующую особенность восприятия: скорее модификации, не принадлежащие к данному классу будут ошибочно причислены к нему, чем подлинные варианты прототипа будут необоснованно отвергнуты. И напротив, так называемая "нет-тенденция" (т.е. склонность к негативному ответу на вопрос о принадлежности некоторого данного объекта к соответствующему классу) формируется как следствие более однообразного предшествующего обучения и обусловливает противоположную особенность
восприятия: скорее подлинная модификация некоторого прототипа будет ошибочно отвергнута, чем конфигурация, не являющаяся в действительности вариантом прототипа, будет неверно принята17.
Представляется достаточно очевидным, что подобные особенности восприятия не безразличны к формированию способности нахождения нетривиальных решений в познавательных ситуациях: склонность к усмотрению некоторого известного субъекту прототипа в большем числе встречающихся комбинаций позволит применить имеющиеся знания к большему множеству новых ситуаций, а также обусловит возможность минимизации числа малоотличающихся прототипов (ведь неверная оценка некоторых конфигураций, как не относящихся к данному классу, заставит формировать для них свой, новый прототип. Вероятно, в подобной познавательной ситуации вновь формируемый прототип будет незначительно отличаться от исходного, причем сами отличия вряд ли окажутся существенными, поскольку в основе такого вычленения лежала неверная исходная оценка информации).
И еще одна деталь. Негативный ответ выражается не просто в произнесении соответствующего отрицательного высказывания. Такого рода реакция порождает комплексную перестройку многих систем организма, вследствие которой всё в человеке оказывается настроенным на отвержение, неприятие предлагаемого. В результате возможность продуктивного использования отрицаемой информации оказывается минимальной (а ведь известно, что даже из ложных идей, гипотез, теорий могут быть извлечены весьма нетривиальные и перспективные выводы). Кроме того, "нет-реакция" чаще всего предопределяет проигрышную стратегию поведения, когда несмотря на осознание своей ошибки, субъект будет - даже вопреки очевидному - внутренне сопротивляться изменению ранее высказанной оценки. И напротив, готовность к позитивному восприятию информации позволяет максимально продуктивно использовать ее впоследствии. Стремление субъекта вычленить рациональное зерно, готовность признать и некоторые сильные стороны, справедливые моменты пусть и неверного в целом построения дадут возможность включить выявленные рациональные моменты в собственные концептуальные структуры, что, естественно, обогатит их и позволит в ряде случаев продуктивно изменить угол видения проблемы.
Таким образом, гибкость (так же как и толерантность) мышления может рассматриваться, с одной стороны, как следствие более вариабельного личностного опыта субъекта, с другой - как предпосылка формирования особенностей восприятия и оценки
информации, обеспечивающих возможность ее последующего креативного использования.
Что же касается проблемы соотношения креативности и интеллектуальности, то можно сказать, что до сих пор не существует ее общепринятого решения. Однако исследователи склоняются к мысли об отсутствии однозначной корреляции этих параметров. Вероятно, подобный вывод обусловлен отсутствием в настоящее время методик оценки интеллектуальных и креативных возможностей, достаточно точно ориентированных на выделение тех параметров личности, которые действительно являются характеристическими для этих способностей. Например, тест отдаленных ассоциаций, предложенный Медником, базируется на понимании креативности как ассоциации наиболее удаленных элементов восприятия, а тесты Торранса - на оценке креативности как особой восприимчивости к недостающим элементам информации, дисгармонии, пробелам в знании. Существуют тесты, базирующиеся на оценке предпочтения сложных или простых фигур и др. При определенных условиях (диктуемых иным пониманием креативности) исследователи обнаруживают практически нулевую ее корреляцию с показателями интеллектуальности18. Поэтому выявление соотношения этих двух способностей, вероятно, требует более углубленной теоретической разработки соответствующих проблем. А пока представляется преждевременным делать окончательные выводы о наличии или отсутствии корреляции степени интеллектуальности и креативности.
Интерес представляет также сочетание креативности с такими комплексными психологическими характеристиками как интровертность-экстравертность19. С креативностью обычно связывают интровертированный тип личности. Однако данное обстоятельство, очевидно, следует принять с некоторыми оговорками. И в частности, степень представленности соответствующих характеристик в реальных субъектах является различной, и в "чистом виде" они встречаются не часто. Более характерно определенное сочетание некоторых черт этих типов. Тем не менее выделение параметров, по преимуществу присущих экстравертированным и интровертиро-ванным личностям, по всей видимости, позволяет наметить некоторые глубинные зависимости, существующие между отдельными личностными характеристиками и возможностью формирования творческой потенции. Анализируя эти вопросы, известный исследователь креативности Гилфорд уточняет, что, когда мы говорим о таких качествах, как интровертированность или, например, импульсивность креативных личностей, следует помнить, что речь
идет об оценке сферы мыслительной активности. В этой связи он добавляет: "Приятно думать, что креативная личность отлична от невротика или психотика - как это нередко утверждалось ранее Фактически эти факторы подавляют креативное поведение"20.
Упоминают исследователи и целый ряд других параметров лиц с высоким творческим потенциалом. Среди них - высокая интуитивность, усмотрение более глубоких смыслов и следствий воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внутреннего, так и внешнего мира. Креативные личности высокомотивированы, демонстрируют значительный уровень энергии. Они обладают рефлексивным мышлением, от которого получают удовольствие. Креативы самостоятельны, отличаются значительным стремлением к автономии. Для них характерен низкий уровень социализации и высокий уровень самодостаточности. Они неконформны.
В связи с последней характеристикой вспоминаются очень интересные соображения крупнейшего советского физика П.Л.Капицы о взаимосвязи гениальности и "непослушания"21. Описывая особенности темперамента М.В.Ломоносова, и в частности случай, когда тот "непристойно сложил перста, поводил ими под носом академика Шумахера и сказал - накоси - выкуси...", П.Л.Капица задавался вопросом: "Возможен ли аналогичный случай в наши дни у нас в Академии наук?" Этот вопрос представлялся ему не праздным, поскольку П.Л.Капица полагал, что "в описанном инциденте есть очень много поучительного и для наших дней. Ведь гений обычно проявляется в непослушании... Непослушание есть одна из неизбежных черт, появляющихся в человеке, ищущем и создающем всегда новое в науке, искусстве, литературе, философии"22. По его мнению, одно из условий развития таланта человека - это свобода непослушания.
Закончить эту главу о мышлении креативной личности хотелось бы словами Мак-Киннона, которые, как представляется, психологически точно и лаконично ее характеризуют23: "Главное для творческой личности - это кураж, кураж разума и духа, психологический и духовный. Кураж быть разрушительным для созидания нового, кураж быть открытым восприятию изнутри и извне, кураж следовать интуиции, а не логике, кураж вообразить невозможное и попытаться реализовать его. Кураж думать так, как не думал никто. Кураж стоять в стороне от коллективности и конфликтовать с нею, если это необходимо, кураж становиться и быть самим собой"24.
1 MacKinnon D.W. Creativity: a Multi-faceted Phenomenon//Creativity. A discussion at the Nobel Conference. Amsterda;L.,1970. P.29-32.
2 PosnerM. Cognition: An Introduction. Illinois, 1973. P.80.
3 Следует оговориться, что речь в данном случае идет о сознательной переработке информации в рамках мышления, развившегося и функционирующего в современной технократической цивилизации. Хорошо известно, что существуют типы мышления (например, архаичное или мышление, сформировавшееся в рамках альтернативных культур, - скажем, буддистской), которые совершенно по-иному относятся к противоречиям: или нечувствительны к ним, что особенно характерно для филогенетически ранних форм культуры, или рассматривают знание, представленное в логически-противоречивой форме, как феномен более высокого порядка, чем дискурсивное знание, как средство достижения особых состояний сознания. Например: "Так Приходящий говорил о всех мыслях как о не-мыслях, поэтому их и именуют мыслями" ("Алмазная праджняпарамита-сутра"//Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991. С.118).
4 При этом, однако, не следует забывать, что наличие устойчивых концептуальных структур, кроме упомянутых отрицательных, имеет и бесспорные положительные следствия для развития знания субъекта.
5 Поскольку информация, функционирующая на уровне подсознания, имеет иные параметры, чем та, которой оперирует сознание, такие характеристики, как "противоречивость-непротиворечивость", осмысленные по отношению к символической форме репрезентации, автоматически на область подсознания переноситься не могут. Вероятно, применительно к подсознанию имеет смысл говорить лишь о наличии или отсутствии определенного рода образований (мыслительных конструктов), более или менее адекватное выражение которых с использованием естественного языка приводило бы к формулированию взаимоисключающих суждений.
6 Войшвилло Е.К. Понятие интенсиональной информации и интенсионального следования//Логико-методологические исследования. М.,1980.
7 Разумеется, с оговорками об относительной применимости любых понятий, определенных для вербальных форм репрезентации информации.
8 Бесспорно, такого рода различение является огрублением реального ассоциативного процесса, в котором результаты сознательного и подсознательного восприятия и переработки
информации переплетены и взаимосвязаны. Речь, по существу, может идти лишь о большей или меньшей представленности соответствующих процессов.
9 Субъективное семантическое пространство может рассматриваться как модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация информации путем анализа ее значений.
10 лиз соответствующих результатов см.: Westcott M.R. Toward a Сontemporary Psychology of Intuition. N.Y;,L.,1968. P.90.
11 PosnerM. Cognition: An Introduction. P.75.
12 См., напр.: Arieti S. The Realm of Unconscious in the Cognitive School of Psychoanalyses//Бессознательное. Тбилиси,1978. Т.3.
13 Под чувствительностью в данном контексте понимается способность организма реагировать на изменение раздражителя возникновением или изменением ощущения.
14 См., напр.: Creativity. A discussion at the Nobel Conference. Amster-dam;L.,1970. P.2-9; Westcott M.R. Toward a Сontemporary Psychology of Intuition. P.89; Психология творчества. М.,1990.
15 Т.е. склонность давать позитивный ответ на вопрос о присущности или не присущности вновь предъявляемых конфигураций тому классу объектов (прототипу), который сформировался у испытуемого на основе предшествующего научения.
16 Имеется в виду формирование прототипа на основе предъявления значительно различающихся между собой конфигураций.
17 PosnerM. Cognition: An Introduction. P.53-54.
18 См.: Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества//Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,1981. С.303. См. также: McKinnon D.W. Creativity: a multy-faсeted phenomenon//Creativity. A discussion at the Nobel Conference. P. 18-32.
19 Как известно, эти психологические типы были выделены и описаны К.Юнгом. Для экстраверта характерна обращенность к внешнему миру, в результате чего несколько принижается значимость явлений внутреннего мира. Напротив, интроверт преимущественно ориентирован на явления внутреннего мира, что выражается в склонности к самоанализу, некоторой замкнутости, затруднении социальной адаптации и т.п.
20 Guilford J.P. Creativity: Dispositions and Processes//Creativity Research. International Perspective. New-Delhi,1980. P.227.
21 Фрагмент оО творческом "непослушании"п опубликован впервые в журнале "Наука и жизнь". 1987. № 2.
22 О творческом "непослушании"п//Наука и жизнь. 1987. № 2. С.82.
23 На наш взгляд, в следующем контексте выражение "мужество" явилось бы не вполне адекватным для перевода английского "courage", содержащего некоторый дополнительный оттенок в характеристике состояния духа. Поэтому мы используем термин "кураж".
24 MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon. P.32.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как возможно творческое мышление? На этот вопрос - в меру своего понимания - мы попытались ответить содержанием данной книги.
В заключение, как это обычно делается, можно было бы или сжато изложить основные ее моменты, или наметить некоторые постановки проблем, которые вытекают из предложенного понимания. Но вероятно, в первом случае для того, кто прочел книгу, это было бы скучновато. Что же касается второго варианта, то уже по ходу изложения мы стремились наметить возможные нетривиальные выходы, и значит, читатель книги с ними тоже знаком. Кроме того, когда речь идет о такой проблеме, как творческое мышление, эти выходы настолько многообразны, что любой их перечень лишь ограничит фантазию читателя.
Поэтому мы попытаемся предложить иной вариант заключения, может быть, несколько нетрадиционный для научной монографии.
Дело в том, что всё предыдущее рассмотрение осуществлялось в соответствии с канонами и традициями, принятыми в современном научном сообществе (по крайней мере в тех сферах, где это было возможно, мы к этому стремились): анализ определенных фактических данных, а также теоретических построений, использование результатов которых может помочь в решении задачи; выдвижение гипотезы; попытка обосновать правомерность существования такой гипотезы, а в некоторых случаях, может быть, и ее адекватность реальному положению вещей.
Но творческое мышление - это такая сфера человеческого духа, в которой, как мы видели, далеко не всё укладывается в рамки дискурсивного рассмотрения.
Вместе с тем известно, что существуют и иные формы постижения сообщаемого: через косвенную речь, иносказание, метафору, поэтические символы и т.д.
Поэтому в заключение мы прибегнем именно к такой форме обращения к читателю - через поэтическую притчу, принадлежащую перу Николая Гумилева1. Мы надеемся, что это позволит, с одной стороны, создать у читателя некоторое ощущение итога, а с другой, -чувство незавершенности, ощущение безграничности проблем, связанных с открытием и постижением нового.
Итак, "Звездный ужас".
Ночью племя проснулось оттого, что старец, обезумев, с рыданиями, бросился бежать, не разбирая дороги. Дети, внуки и
правнуки кинулись за ним, умоляя его вернуться и объяснить, что произошло.
"И такое он им молвил слово: - Горе! Горе! Страх, петля и яма Для того, кто на земле родился, Потому что столькими очами На него взирает с неба черный И его высматривает тайны. Этой ночью я заснул, как должно, Обвернувшись шкурой, носом в землю..."
Но затем ему приснился страшный сон, и он проснулся: "Был без шкуры я и носом к небу". И он увидел то, что побудило его повторять:
"Горе! Горе! Страх, петля и яма Для того, кто на земле родился."
Все были потрясены словами старца. Тогда его старший седобородый сын Гар решил, что он должен узнать, что увидел отец. Он лег на спину и долго молчал. А когда над ним склонились братья, то увидели, что лицо его "исковеркано руками смерти".
Отомстить за него решила его жена, Гарайя. Но ее попытка узнать, что увидели первые двое, кончилась тем, что она сошла с ума.
Тогда племя вынесло решение: для того чтобы задобрить "того, кто в небе", нужно принести ему в жертву "непорочную отроковицу", и они выбрали для этой цели восьмилетнюю их дочь - Гарру.
"Положили девочку на камень, Плоский, черный камень, на котором До сих пор пылал огонь священный, Он погас во время суматохи. Положили и склонили лица, Ждали, вот она умрет, и можно Будет всем пойти заснуть до солнца.
Только девочка не умирала, Посмотрела вверх, потом направо, Где стояли братья, после снова Вверх и захотела спрыгнуть с камня. Старый не пустил, спросил: - Что видишь? -
И она ответила с досадой:
- Ничего не вижу. Только небо Вогнутое, черное, пустое
И на небе огоньки повсюду, Как цветы весною на болоте. -Старый призадумался и молвил:
- Посмотри еще! - И снова Гарра Долго, долго на небо смотрела.
- Нет, - сказала, - это не цветочки, Это просто золотые пальцы Нам показывают, что случилось, Что случается и что случится. -
Люди слушали и удивлялись: Так не то что дети, так мужчины Говорить доныне не умели, А у Гарры пламенели щеки, Искрились глаза, алели губы, Руки поднимались к небу, точно Улететь она хотела в небо, И она запела вдруг так звонко, Словно ветер в тростниковой чаще, Ветер с гор Ирана на Евфрате.
Мелле было восемнадцать вёсен, И она не ведала мужчины, Вот она упала рядом с Гаррой, Посмотрела и запела тоже. А за Меллой Аха, и за Ахой Урр, ее жених, и вот все племя Полегло, и пело, пело, пело, Словно жаворонки жарким полднем Или смутным вечером лягушки.
Только старый отошел в сторонку,
Зажимая уши кулаками,
И слеза катилась за слезою
Из его единственного глаза.
Он свое оплакивал паденье
С кручи, шишки на своих коленях,
Гара, и вдову его, и время
Прежнее, когда смотрели люди На равнину, где паслось их стадо, На воду, где пробегал их парус, На траву, где их играли дети, А не в небо черное, где блещут Недоступные, чужие звезды".
Ужас перед неведомым. Страх, горе и ужас. Но то, что страшит тех, кто всю жизнь прожил, руководствуясь нормами и запретами сообщества, и вдруг не по своей воле нарушил их, то же самое пьянит и возбуждает тех, кому удалось переступить порог страха. Одно и то же событие оборачивается для одних драмой, для других - восторгом, счастьем, вызывая такой прилив жизненных сил, такое пробуждение дремавших потенций, что
Люди слушали и удивлялись: Так не то что дети, так мужчины Говорить доныне не умели...
И после того как находится человек, сознательно сделавший шаг в неведомое, сделавший его и не пострадавший при этом, - за ним могут устремиться и другие, избавляясь от своего ужаса перед нарушением запретов, перед опасностью неизвестности, которая гипнотизирует, губит, сводит с ума.
И оказывается, что источник горя, боли и страдания, причиненного первым, нарушающим традиции, взглядом в звездное небо, находится внутри самого человека, а не вовне его. Избавившись от внутреннего страха, люди испытывают восторг от того, что только что внушало ужас. И только человек, первым шагнувший за черту дозволенного, испытавший потрясение и боль, став свидетелем перемены, происшедшей с его сородичами, оплакивает утрату того, что трудно выразить словами.
Озарение, творческий акт - это всегда шаг в неведомое. То, что предстает в результате вольного или невольного совершения этого шага, для одних оборачивается драмой, раскрывая перед ними то, к восприятию чего они внутренне не готовы, для других - приливом жизненной энергии, восторгом, преклонением перед гармонией, совершенством и необъятностью мира, открывающегося им.
И только преодоление внутренних барьеров, отказ от изначальных собственных страхов перед опасностью неведомого позволят избежать боли и страдания и пережить восторг и очищение.
1 Размеры притчи, к сожалению, не позволяют привести ее целиком, поэтому часть содержания дается в переложении. Заранее приносим извинение за пространное цитирование.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Формирование предпосылок творческого мышления
в филогенезе: реликтовые формы мыслительной активности 13
Символ как образ 13
Образ как символ 38
2. Современные формы восприятия и переработки информации 63
3. Система личностных смыслов и творчество 86
Источники формирования 86
Ролевые установки 93
Логико-методологический анализ 119
Сознание, подсознание, бессознательное 153
4. Личность и творчество 165
Заключение 192
Contents
Introduction 3
1. Forming of creative thinking precondition in phylogenesis.
Relic forms of human mental activity: 13
- a symbol as an image, 13
- an image as a symbol 38
2. Modern forms of information perception and processing 63
3. Personal meanings system and creativity: 86
- its sources; 86
- roles people act; 93
- logically-methodologic analysis; 119
- consciousness, subconsciousness, unconscious 153
4. Person and creativity 165
Conclusion 192

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ