стр. 1
(из 44 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>








БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Под общей редакцией д-ра техн. наук, проф. С. В. Белова


Издание второе, исправленное и дополненное


Рекомендовано Министерством общего
и профессионального образования
Российской Федерации в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений











Москва
«Высшая школа»
1999


УДК 614.8.084
ББК 68.9
Б 39

Авторы: С.В. Белов, А.В. Илышцкая, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, Г.П. Павлихнн, И.В. Переездчиков, В.П. Сивков, Д.М. Якубович

Рецензенты: кафедра «Промышленная безопасность и охрана окружающей среды» Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина (зав. кафедрой проф. Б.Е. Прусенко); д-р техн. наук, проф. Л.С. Стрижко (Московский государственный институт стали и сплавов)

Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/С. В. Бе-Б 39 лов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр.идоп. —М.: Высш. шк., 1999. —448 с.: ил.

ISBN 5-06-003605-7

Впервые обобщены в единую область знаний о безопасности жизнедеятельности научные и практические достижения в охране труда, промышленной экологии и гражданской обороне. Дано комплексное представление об источниках и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания, сформулированы защитные меры и общая стратегия обеспечения безопасности жизнедеятельности, существенно расширены познания о реакциях человека на негативные воздействия среды обитания,
Для студентов всех .специальностей и всех направлений подготовки бакалавров.
УДК 614.8.084
ББК 68.9

Учебное издание

Белов Сергей Викторович. Ильницкхя Александра Васильевна. Козьяков Анатолий Федорович. Морозова Людмила Львовна. Павлихнн Геннадий Петрович. Переездчиков Игорь Васильевич. Сивков Валерий Петрович. Якубович Дмитрий Маратович.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Редактор В.Н. Бораненкта. Художник В. Т. Васильев.
Художественный редактор Ю.Э. Иванова.
Технический редактор Л.А. Овчинникова.
Корректоры В.А. Жилкчна, Г.Н. Петрова.
Компьютерная верстка С.Н. Луговая, Г.А. Шестакова
Операторы М.Н. Паскарь, Т.В. Рысева.
ЛР № 010146 от 25.12.96. Изд. № ХЕ-206. Сдано в набор 17.12.98. Подл. в печать 31.05.99. Формат 60х88'/]б. Бумага газетная. Объем 27,44 усл. печ. л. 27,44 усл. кр.-отг. 29,43 уч.-изд. л.
Тираж 10000 экз. Заказ № 406
Издательство «Высшая школа», 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14.
Набрано на персональных компьютерах издательства.
Отпечатано в ОАО «Оригинал», 101898, Москва, Центр, Хохловский пер., д. 7.
ISBN 5-06-003605-7
©Издательство «Высшая школа», 1999
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа» и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без разрешения издательства запрещается.
ПРЕДИСЛОВИЕ

В учебнике впервые обобщены научные и практические достижения в новой области знаний —безопасности жизнедеятельности. Он подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) для всех специальностей и направлений бакалавриата высшего профессионального образования. Основа программ разработана кафедрой «Промышленная экология и безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана еще в 1989 г.
Авторы учебника имеют опыт чтения курса лекций по дисциплине БЖД на факультетах машиностроительного и приборостроительного профиля, а также опыт написания конспекта лекций «Безопасность жизнедеятельности», изданного в двух частях в 1992—1993 гг. Всесоюзной ассоциацией специалистов по охране труда (ВАСОТ) и предназначенного для преподавателей технических вузов [0.1, 0.3].
Основу научных и практических знаний, содержащихся в учебнике БЖД, составляют знания, ранее излагавшиеся в отдельных курсах:
«Охрана труда», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона», имевших выраженную прикладную направленность. Целевое предназначение указанных курсов и их основное содержание сводились к изучению средств и методов защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного происхождения.
Вводимая в настоящее время в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях и средней школе дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.
Объединение курсов позволяет расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.
Учебник создан преподавателями кафедры «Промышленная экология и безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Введение, гл. 2, пп. 6.1, 6.2, 6.5, гл. 7 написаны С.В. Беловым, гл.1 —В.П. Сивковым, гл. 3 —А.В. Ильницкой (главным специалистом МНИИ гигиены им Ф.Ф. Эрисмана) и Л.Л. Морозовой, гл. 4, п. 6.6 —И.В. Переездчиковым, пп. 6.3, 6.4—Г.П. Павлихиным, пп. 5.1, 5.6, гл. 8 —Д.М. Якубовичем, пп. 5.2—5.5, гл. 9 —А.Ф. Козьяковым.
Авторы будут благодарны всем, кто сочтет целесообразным высказать замечания и пожелания по содержанию учебника, которые следует направлять по адресу: 101430, г. Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д.29/14, издательство «Высшая школа».
Авторы










































ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить прежде всего место БЖД в общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке экология* [* Нельзя не поддержать мнение Б.А. Немировского, опубликованное в газете «Московский комсомолец» 18 мая 1998 г., с.7. «У нас плохая экология», —так яли примерно так жалуются на свою судьбу современные обитатели крупных городов России, а между тем экология—это биологическая наука. Она занимается изучением коллективного сосуществовании живых организмов в одной коммунальной квартире под названием «окружающая среда». Наука не может быть ни плохой, ни хорошей: «плохая экология» звучит так же абсурдно, как «плохая физика» или «плохая математика».]
.
Экология — наука о доме. В экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.
В XIX в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
В окружающем нас Мире возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи (рис. 0.1): взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др. Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний — «Экология техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им техносфера.
Область знаний «Экология техносферы» включает, как минимум, основы техносферостроения и регионоведения, социологию и организацию жизнедеятельности в техносфере, сервис, безопасность жизнедеятельности человека в техносфере и защиту природной среды от негативного влияния техносферы. Структура областей показана на схеме:

В новых техносферных условиях все чаще биологическое взаимодействие стало замещаться процессами физического и химического взаимодействия, причем уровни физических и химических факторов воздействия в XX в. непрерывно нарастали, часто оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы («Охрана природы») и человека («Безопасность жизнедеятельности») от негативного влияния техносферы.
Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. В 'настоящее время, чтобы решить возникающие проблемы, человек должен совершенствовать техносферу, снизив ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.


Рис. 0.1. Схема взаимодействия человека, биосфекры и техносферы:
75% населения Земли проживают в техносфере или зоне перехода
от техносферы к биосфере

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействии до допустимых значений. Это и определяет совокупность знании, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний — экологии техносферы.
Безопасность жизнедеятельности— наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере. В жизненном цикле человек и окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему «человек — среда обитания».
Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум две основные задачи:
—обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
— создает и использует защиту от негативных воздействии как со стороны среды обитания, так и. себе подобных.
Негативные воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует Мир. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления в биосфере: изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.
Постоянная борьба за свое существование вынуждала человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К сожалению, появление жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование способов получения пищи - все это не только защищало человека от естественных негативных воздействий, но и влияло на среду обитания.
На протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик и, как следствие, мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в^— начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В АЛ в. на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к частичной, а в ряду случаев и к полной региональной Деградации. Этим изменениям во многом способствовали:
— высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;
— рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;
— интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;
— массовое использование средств транспорта;
— рост затрат на военные цели и ряд других процессов.

Рис. 0.2. Рост численности населения Земли:

I - рост численности до 28—30 млрд. человек к 2070—2100 гг.;
II - стабилизация численности на уровне 10 млрд. человек
Год ...................................................... …1840 1930 1962 1975 1987
Численность населения, млрд. чел……..1 2 3 4 5
Период прироста, лет/1 млрд. чел. . . . 500000 90 32 13 12

Демографический взрыв. Достижения в медицине, повышение комфортности деятельности и быта, интенсификация и рост продуктивности сельского хозяйства во многом способствовали увеличению продолжительности жизни человека и как следствие росту населения Земли. Одновременно с ростом продолжительности жизни в ряде регионов мира рождаемость продолжала оставаться на высоком уровне, и составляла в некоторых из них до 40 человек на 1000 человек в год и более. Высокий уровень прироста населения характерен для стран Африки, Центральной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Индии, Китая. Статистические данные о численности населения Земли и тенденции его изменения показаны на рис. 0.2.
Вероятное изменение численности населения в некоторых регионах мира приведено ниже (млрд. чел./доля, %):


Европа и Северная Америка . . .
Азия ................
Африка .............
Латинская Америка .......
Итого, млрд. чел. ........
1950 г.
0,83/32
1,37/53
0,17/9
0,22/6
2.59
2025 г.
1,3/15,7 4,9/57
1,6/18,3
0,76/9
8.56

Существуют несколько прогнозов дальнейшего изменения численности населения Земли (см. рис. 0.2). По I варианту (неустойчивое развитие) к концу XXI в. возможен рост численности до 28—30 млрд. человек. В этих условиях Земля уже не сможет (при современном состоянии технологий) обеспечивать население достаточным питанием и предметами первой необходимости. С определенного периода начнутся голод, массовые заболевания, деградация среды обитания и как следствие резкое уменьшение численности населения и разрушение человеческого сообщества. Уже в настоящее время в экологически неблагополучных регионах наблюдается связь между ухудшением состояния среды обитания и сокращением продолжительности жизни, ростом детской смертности.
По II варианту (устойчивое развитие) численность населения необходимо стабилизировать на уровне 10 млрд. человек, что при существующем уровне развития технологий жизнеобеспечения будет соответствовать удовлетворению жизненных потребностей человека и нормальному развитию общества.
Урбанизация. Одновременно с демографическим взрывом идет процесс урбанизации населения планеты. Этот процесс имеет во многом объективный характер, ибо способствует повышению производительной деятельности во многих сферах, одновременно решает социальные и культурно-просветительные проблемы общества. По данным ООН, в городах мира проживали или будут проживать:
Год
1880
1950
1970
1984
2000
Городское население, %
1,7
13,1
17
50
80…85

К 1990 г. в США урбанизировано 70% населения, в Российской Федерации к 1995—76%.
Интенсивно растут крупные города: в 1959 г. в СССР было только три города-миллионера, а в 1984 г.—22. В обозримом будущем в мире появятся мегаполисы с численностью населения 25—30 млн. человек. Десятка мировых урбанистических лидеров выглядит сегодня следующим образом:

Город, страна

Токио (Япония) .........................
Нью-Йорк (США) …………......
Сан-Паулу (Бразилия)……….
Мехико (Мексика) ………......
Шанхай (Китай) …………......
Бомбей (Индия) ......................
Лос-Анджелес (США)………
Пекин (Китай) .........................
Калькутта (Индия)……………
Сеул (Южная Корея)………….
Данные на 1994 г., млн.чел.
26,5
16,3
16,1
15,5
14,7
14,5
12,2
12,0
11,5
11,5
Прогноз на 2015 г., млн.чел.
28,7
17,6
20,8
18,8
23,4
27,4
14,3
19,4
17,6
13,1

Москва занимает лишь 21 место среди крупнейших городов мира. Ее население — 9,2 млн. человек.
Урбанизация непрерывно ухудшает условия жизни в регионах, неизбежно уничтожает в них природную среду. Для крупнейших городов и промышленных центров характерен высокий уровень загрязнения компонент среды обитания. Так, атмосферный воздух городов содержит значительно большие концентрации токсичных примесей по сравнению с воздухом сельской местности (ориентировочно оксида углерода в 50 раз, оксидов азота —в 150 раз и летучих углеводородов —в 2000 раз).
Рост энергетики, промышленного производства, численности средств транспорта. Увеличение численности населения Земли и военные нужды стимулируют рост промышленного производства, числа средств транспорта, приводят к росту производства энергетических и потреблению сырьевых ресурсов. Потребление материальных и энергетических ресурсов имеет, более высокие темпы роста, чем прирост населения, так как постоянно увеличивается их среднее потребление на душу населения. О неограниченных способностях к росту потребления свидетельствует использование электроэнергии в США. По статистическим данным, в 1970 г. США имели 7% населения и 1/3 мирового производства электроэнергии.
Огромны затраты на военные цели. После второй мировой войны на вооружение в мире израсходовано около 6 трлн. долларов США.. Динамика ассигнований на оборону в США составляет:

Год . .

1982
1983
1984
1988
Расходы, млрд. долларов .
187,4
214,8
245,3
300

Военная промышленность является одним из активных стимуляторов развития техники и роста энергетического и промышленного производства:

Год ........................................................................................ 1970* [* Произведено 6600 кВт. ч, в том числе в США — 2200, в СССР — 700.]
1980 1990 2000
Производство электроэнергии в мире, % к 1950 г. .......... 173 234 318 413

стр. 1
(из 44 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>