<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности. В соответствующий
механизм вводится судебная власть, точнее, суды общей юрисдикции, которые
подтверждают незаконность принятого органом государственной власти акта и
устанавливают определенный срок для устранения этих нарушений.
В частности, ст.9 Федерального закона предусматривает вынесение главой
государства предупреждения законодательному органу субъекта Федерации, который
в течение трех месяцев должен принять меры, направленные на устранение выявленных
противоречий с Конституцией РФ. В противном случае Президент РФ вносит в Государственную
Думу проект Федерального закона о роспуске законодательного органа субъекта
РФ. Причем, российский парламент должен рассмотреть данный законопроект в
течение двух месяцев.
Статья 29.1 предусматривает ответственность главы субъекта РФ в случае
издания им противоречащего федеральному законодательству нормативного правового
акта или уклонения его от приведения в соответствие с федеральным законодательством
своего нормативного акта после приостановления его действия главой государства
и обращения в суд. В таких случаях при соблюдении определенной процедуры Президент
вправе отстранить высшее должностное лицо субъекта Федерации от должности.
Кроме того, Федеральным законом предусмотрено временное отстранение Президентом
РФ от должности главы субъекта РФ по мотивированному представлению Генерального
прокурора в случае предъявления руководителю субъекта России обвинения в совершении
тяжкого или особо тяжкого преступления (п.4 ст.29).
В целом поддерживая необходимость принятия данного закона, следует подчеркнуть
его наиболее существенные недостатки:
1. Меры государственно-правовой ответственности представительных и исполнительных
органов государственной власти субъекта Федерации с применением властных полномочий
судебных органов могут осуществляться при наличии развитого административного
(публично-правового) судопроизводства.
2. Наделяя Президента РФ рядом полномочий, связанных с выражением предупреждения
главе региона, отстранением его от должности и отправлением в отставку, авторы
закона не учли того, что данные полномочия главы государства не закреплены
в Конституции РФ и не могут быть выведены из смысла ст.80 Основного закона,
поэтому вряд ли могут вытекать из его статуса гаранта Конституции Российской
Федерации и главы государства. Подобные полномочия не вполне согласуются с
конституционными принципами разделения властей и самостоятельности органов
государственной власти.
3. Вопрос о правовых последствиях признания актов (действий) не соответствующими
законодательству (федеральному и региональному) не может являться предметом
регулирования названного закона, поскольку он непосредственно связан с процессуальной
формой осуществления указанных полномочий.
Тем не менее четко прописанная в Федеральном законе от 29 июля 2000 года
процедура отстранения главы субъекта Федерации от должности, вводящая в данный
механизм и судебную власть, позволяет согласиться с необходимостью такой меры,
направленной на усиление вертикали исполнительной власти в России, а следовательно,
и централизации, которая в разумных пределах нужна для укрепления современных
федеративных отношений в Российском государстве.

А.В. Безруков,
адъюнкт Уральского юридического
института МВД России

"Журнал российского права", N 1, январь 2001 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Уже есть такие примеры. См., например, Указ Президента РФ от 27
июля 2000 года "О приостановлении действия Постановления администрации Архангельской
области от 10.02.99 N 45 "Об утверждении Временного положения о лицензировании
деятельности по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств,
осуществляемой на коммерческой основе" // Российская газета. 2000. 1 авг.;
Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года "О приостановлении действия Указа
Президента Республики Ингушетия от 26.04.99 N 102 "О некоторых мерах по урегулированию
процесса миграции в Республике Ингушетия" // Российская газета. 2000. 5 сент.
*(2) См.: Указ Президента РФ от 10 августа 2000 года "О дополнительных
мерах по обеспечению единства правового пространства в Российской Федерации"
// Российская газета. 2000. 15 авг.
*(3) Российская газета. 1999. 19 окт.
*(4) См.: Проблемы науки конституционного права / Отв.ред. Кокотов А.Н.,
Кукушкин М.И. Екатеринбург, С.209.
*(5) Там же.
*(6) Указ Президента Российской Федерации от 9 июля 1997 года // СЗ РФ.
1997. N 28. Ст.3421.
*(7) Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года // Российская
газета. 2000. 16 мая.
*(8) См., напр.: Лысенко В.Н. История повторяется трижды // Российская
газета. 2000. 16 мая.
*(9) См.: Путин В.В. Какую Россию мы строим. Послание Федеральному Собранию
Российской Федерации 8 июля 2000 года // Российская газета. 2000. 11 июля.
*(10) См.: Федеральный закон от 29 июля 2000 года "О внесении изменений
и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" // Российская
газета. 2000. 1 авг.; Федеральный закон от 4 августа 2000 года "О внесении
изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ" // Российская газета. 2000. 8 авг.; Федеральный закон от 5 августа 2000
года "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ" // Российская газета.
2000. 8 авг.
*(11) См.: Путин В.В. Государство - это закон // Российская Федерация
сегодня. 2000. N 10. С.2.
*(12) Указ Президента Российской Федерации от 31 июля 2000 года // Российская
газета. 2000. 3 авг.
*(13) См.: Указ Президента РФ от 10 августа 2000 года "О дополнительных
мерах по обеспечению единства правового пространства в Российской Федерации"
// Российская газета. 2000. 15 авг.
*(14) См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года
"О Государственном Совете Российской Федерации" и Положение о нем // Российская
газета. 2000. 5 сент.
*(15) См.: Российская газета. 2000. 5 сент. По действующему Положению
о Государственном Совете он является совещательным органом, содействующим
реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного
функционирования и взаимодействия органов государственной власти, что является
одной из основных задач данного органа. Среди других задач - обсуждение имеющих
особое государственное значение проблем взаимоотношений Центра и регионов
и государственного строительства; содействие Президенту РФ при использовании
им согласительных процедур.
*(16) Российская газета. 1999. 19 окт.
*(17) Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ" // Российская газета. 1999. 19 окт.
*(18) См.: Российская газета. 2000. 1 авг.


<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ