<< Предыдущая

стр. 12
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

гиперсвязью и без всякой толчеи и спешки расспросите о чем угодно, не боясь
показаться полным профаном. Тут Вы можете натолкнуться на весьма
интересные экспонаты - как и в подлинных выставочных залах. Конечно,
путешествие по виртуальной галерее не совсем то же, что экскурсия по
настоящей художественной галерее, но очень близко к реальности. Ведь и
балет, и баскетбольный матч - зрелища захватывающие, даже когда их
смотришь по телевизору, а не в театре или на стадионе.
Если в тот же "музей" заглянут и другие посетители, при желании Вы
сможете увидеться с ними и пообщаться. Так что в виртуальной реальности
необязательно быть отшельником. Одни ее участки будут служить именно для
встреч и разговоров, в других - Вы никогда никого не встретите. В каких-то
участках Вы появитесь в своем истинном обличье, в каких-то - нет. А уж каким
Вы предстанете перед другими пользователями, зависит только от Вас и от
правил, принятых в конкретной точке киберпространства.
При использовании пространственной навигации можно бродить и по
тем местам, которые в реальности не существуют, а созданы Вашим
воображением. Вы сможете сами придумывать музеи и не раз возвращаться к
ним. Вам будет позволено раздвигать стены, строить новые галереи,
перевешивать картины. Захочется, и Вы соберете все натюрморты в одном
месте, даже если один из них - фрагмент помпейской фрески, который висел в
зале древнеримского искусства, а другой - кисти Пикассо из зала современной
живописи. Вы исполните роль хранителя музея или коллекционера знаменитых
полотен, собирая их по всему миру и развешивая в собственной "галерее".
Допустим, у Вас сохранились приятные впечатления о картине, на которой лев
охраняет спящего человека, но Вы не помните ни имени художника, ни где Вы
ее видели. Информационная магистраль избавит Вас от долгих поисков этой
картины. Вы опишете ее тему, сформулировав тем самым запрос. Компьютер
или другая аппаратура просеет сокровищницы информации и выдаст Вам то,
что отвечает запросу.
Вы сумеете устроить экскурсию даже своим друзьям - не важно, сидят
они рядом с Вами или находятся на другом конце света. "Вот здесь, между
Рафаэлем и Модильяни, - скажете Вы, - моя любимая акварель, которую я
нарисовал в три года".
Последний и во многих отношениях самый полезный помощник - агент.
Это фильтр, в который заложена некая личность и который как бы способен
проявлять инициативу. Задача агента сводится к одному - помогать. Помогать в
поиске информации при самых разных ситуациях.
Чтобы разобраться в действиях агента, сначала представим, насколько
он улучшит нынешний интерфейс пользователя с персональным компьютером.
Сейчас этот интерфейс графический, как в Apple Macintosh или Microsoft
Windows, что дает возможность отображать на экране и данные, и какие-то
зависимости, не описывая их словами. Кроме того, графические интерфейсы
позволяют выбирать объекты (в том числе картинки) и перемещать их по
экрану.
Но графический пользовательский интерфейс недостаточно прост для
будущих систем. Мы столько всего размещаем на экране, что начинаем
путаться в программах или функциях, применяемых от случая к случаю. Все
эти возможности хороши для людей знающих, а к среднему пользователю
машина должна быть дружелюбнее, иначе ему с ней очень неуютно. Эту
ситуацию и призваны исправить агенты.
Как Вам помочь, агенты "догадываются" отчасти потому, что компьютер
запоминает Ваши прошлые действия. Ради эффективной работы с Вами он
сможет подстроиться именно под Вас. Связанная с магистралью
информационная аппаратура, подчиняясь магии программ, будет "набираться
опыта" от общения с Вами и сама предложит оптимальные способы решения
тех или иных задач. Такие программные средства я называю "softer software"
(приблизительно это можно перевести как "программы с элементами
искусственного интеллекта").
Аппаратными средствами управляют программные, но, как только
программа написана, она навсегда остается неизменной. А программа с
элементами искусственного интеллекта по мере своей работы постепенно
умнеет. Она учится примерно так же, как Ваш помощник, и тоже со временем
становится все полезнее, узнавая Ваши привычки и вникая в Ваши задачи. Вы
вряд ли попросите нового помощника в первый день его работы оформить
документ так, как сами оформили письмо пару недель назад. И не скажете ему
ни с того ни с сего: "Разошлите копии всем, кто должен быть в курсе". Но
пройдут месяцы, может быть, годы, и он, досконально освоив свои обязанности
и Ваш стиль работы, станет более ценным сотрудником, Вашей правой рукой.
Сегодняшний компьютер - как помощник в первый день работы. Его
постоянно надо инструктировать, словно он впервые "пришел" к Вам. И
сколько бы Вы с ним ни работали, он не станет подстраиваться под Вас - ни на
йоту. Поэтому мы бьемся над разработкой программ нового поколения, с
элементами искусственного интеллекта - ведь никто не обязан мириться с
помощником или с программой, которые ничему не учатся.
Если бы уже сейчас существовал программный агент, способный
учиться, я бы с удовольствием переложил на него часть своих обязанностей:
контроль за сроками проектов, их изменениями, выделение среди них
принципиально важных и несущественных. Чтобы делать такие выводы, нужно
руководствоваться несколькими критериями: размер проекта, число связанных
с ним проектов, причина задержки и ее срок. При этом агент должен как-то
различать, когда двухнедельная задержка ни о чем не говорит, а когда
действительно свидетельствует о настоящих осложнениях и требует срочного
вмешательства. На достижение этой цели уйдет немало времени хотя бы
потому, что - как и с любым помощником - не так-то просто найти верный
баланс между инициативой и рутиной. Не хотелось бы перестараться. Если
программный агент начнет лезть не в свое дело и оказывать непрошеные
услуги, это будет раздражать пользователей, привыкших к недвусмысленному
контролю над своими компьютерами.
Через агента Вы сможете "разговаривать" с программой, которая
приобретет, таким образом, некоторую одушевленность. Вполне вероятно, что
программа, помогая Вам в работе, будет имитировать поведение и характер
какой-нибудь знаменитости или героя мультфильма. Так агент, играющий роль
той или иной личности, образует "дружеский пользовательский интерфейс"
(social user interface). Разработкой агентов с элементами дружеского
пользовательского интерфейса занимается сейчас целый ряд компаний, в том
числе и Microsoft. Агенты не заменят графического пользовательского
интерфейса, скорее дополнят его, предлагая в помощь любой персонаж на
выбор. Этот персонаж исчезнет, как только Вы дойдете до хорошо знакомых
Вам компонентов программного продукта. Но едва Вы засомневаетесь или
прибегнете к справочной системе, как агент тут же объявится и предложит свои
услуги. Можете даже считать, что агент - Ваш сотрудник, внедренный в
программный продукт. Он запомнит, в чем Вы преуспели, чем занимались
раньше, и это поможет ему предвидеть проблемы и предлагать способы их
решения. Заметив что-то необычное, он сразу же привлечет к этому Ваше
внимание. Если Вы, несколько минут проработав над чем-то, вдруг от этого
отказываетесь, он, по-видимому, поинтересуется: уверены ли Вы, что
недавнюю работу следует выбросить ? Впрочем, такими качествами уже
обладают некоторые программы. Но если Вы трудились над чем-то битых 2
часа, а потом велели удалить все, что сделали, программа с дружеским
интерфейсом сочтет Вашу команду необычной (не исключая ошибки с Вашей
стороны). В таком случае агент может спросить: "Ты работал над этим целых 2
часа. Ты твердо уверен, что хочешь удалить это ?"
Некоторые люди, слыша о программах с элементами искусственного
интеллекта и дружеским интерфейсом, реагируют очень бурно - их просто в
дрожь бросает от идеи очеловечить компьютер. Но я уверен, что даже они не
прочь поработать с таким компьютером. Люди всегда, с древнейших времен,
олицетворяли природу, наделяли ее человеческими качествами. Пример тому -
мультфильмы. Тот же Lion King (Король-Лев) мало что общего имеет с
реальностью, да и не претендует на это. Все понимают разницу между крошкой
Симбой и настоящим детенышем льва. И тем не менее, когда ломается
автомобиль или зависает компьютер, мы начинаем осыпать его проклятиями,
взывать к его "совести" или горестно спрашиваем, что же он нас так подвел.
Конечно, мы все прекрасно понимаем, однако продолжаем воспринимать
неживые предметы так, будто они разумны и действуют по своей воле. Ученые
в университетах и программистских фирмах стараются сейчас - с учетом нашей
склонности к очеловечиванию вещей - сделать компьютерные интерфейсы
эффективнее. Программы вроде Microsoft Bob уже продемонстрировали, что
люди удивительно тепло принимают программных агентов с заложенными в
них личностями. Обнаружено также, что реакция людей сильно зависит от того,
какой голос у агента: мужской или женский.
Недавно мы работали над проектом, в котором пользователи, в
частности, оценивали свой опыт общения с компьютером. Когда в конце сеанса
компьютер просил пользователей оценить эффективность работы с ним,
отклики почти всегда были положительными. Но когда работу с первым
компьютером просил оценить второй компьютер, пользователи становились
гораздо строже. Иначе говоря, нежелание пользователей критиковать первый
компьютер "в лицо" означает, что им не хотелось задеть его "чувства" - пусть
даже они отлично знали, что это всего лишь машина. Дружеские интерфейсы,
конечно, не панацея, они подходят не везде и не всем, но думаю, что будущее
именно за ними, - как раз потому, что они очеловечивают компьютер.
Какие виды навигации будут использоваться на магистрали, мы
представляем отчетливо. А вот насчет среды, в которой пройдет навигация,
ясности куда меньше. Сделаем однако несколько вполне обоснованных
предположений. Большинство сфер применения информационной магистрали
будет, несомненно, связано с чистыми развлечениями. Ничто не помешает Вам
сыграть в бридж или в шахматы со своим другом, даже если он живет в другом
городе. Спортивные турниры, транслируемые по телевидению, Вы сможете
наблюдать в разных ракурсах. Вы сами будете выбирать момент игры для
замедленного повтора и подберете комментатора на свой вкус. Крупнейший в
мире магазин звукозаписей - информационная магистраль - в любое время
суток предложит любую песню. А может быть, Вы напоете свою мелодию в
микрофон и послушаете, как она звучит в исполнении оркестра или рок-
группы. Или решите посмотреть фильм Gone With the Wind (Унесенные
Beтром), заменив лицо и голос Вивьен Ли (Vivien Leigh) или Кларка Гейбла
(Clark Gable) своими. Или захотите проверить, как Вы смотритесь в последних
творениях парижских модельеров или в чем-то еще, что Вы мечтаете купить.
Обилие информации просто зачарует тех, кто любопытен. Вам
интересно, как устроены механические часы ? "Загляните" внутрь и задайте
любые вопросы. Когда-нибудь - с помощью программы, создающей
виртуальную реальность, - Вы сможете совершить экскурсию по часовому
механизму. Станете на час хирургом, оперирующем на сердце, или ударником
на каком-нибудь рок-концерте. И все это благодаря тому, что информационная
магистраль через компьютер принесет в Ваш дом виртуальную реальность.
Какие-то функции информационной магистрали будут надмножеством
существующих в нынешних программах, но качество графики и анимации
значительно улучшится.
Другие сферы ее применения окажутся сугубо практическими.
Например, когда Вы уедете в отпуск, программа-"экономка" отключит
отопление, уведомит почту не приносить пока корреспонденцию на дом, будет
периодически зажигать свет в разных комнатах, чтобы казалось, будто Вы
дома, и сама оплачивать мелкие счета.
Ну а какие-то области должны быть абсолютно серьезны. Как-то раз в
выходные мой отец сломал палец и стал искать ближайший травмпункт. Он
оказался в детской больнице Сиэтла. Там отцу отказали в медицинской
помощи, потому что он - ну никак ! - не выглядел ребенком. Будь в то время
информационная магистраль, сколько бы нервов он сэкономил !
Соответствующая программа сразу бы подсказала, куда следует обратиться.
Если через несколько лет мой отец опять сломает палец, он сможет
воспользоваться услугами информационной магистрали не только для того,
чтобы найти подходящий госпиталь, но и чтобы оформить нужные бумаги
прямо в пути. Госпитальный компьютер сообщит о переломе дежурному
травматологу, а тот - опять же через информационную магистраль заранее
возьмет с сервера историю болезни своего пациента. Если врач сделает
рентгеновский снимок, его сохранят в цифровом виде на сервере, и любой
специалист с соответствующими правами доступа сможет исследовать его в
любой момент в любой точке мира. Описание рентгеновского снимка будет
связано с историей болезни.
Вернувшись домой, пациент при желании сам посмотрит на этот снимок
и послушает комментарии специалиста. Или соберет всех членов семьи и
скажет: "Только взгляните, какой перелом ! Послушаем, что о нем сказал врач".
Многое из того, о чем здесь говорилось, уже реализуется в приложениях
для персональных компьютеров. Интерактивная информация стремительно
входит в нашу жизнь и скоро станет обыденностью. Однако, прежде чем это
произойдет, придется сложить еще немало кусочков головоломки -
компонентов информационной магистрали.
Глава № 5
Путь к информационной магистрали
Чтобы наслаждаться плодами информационной магистрали, о которых
шла речь в предыдущей главе, прежде ее еще надо создать ! Возможно, кто-то
сильно разочаруется - ведь столько всего было сказано о междугородных
телефонных сетях и Internet, который зачастую и называют "информационной
супермагистралью". Увы, истина в том, что полноценная магистраль вряд ли
придет в наши дома раньше чем через десятилетие.
Персональные компьютеры, мультимедийное программное обеспечение
на компакт-дисках, сети кабельного телевидения с высокой пропускной
способностью, телефонные линии и Internet - все это важные компоненты, на
которых будет строиться информационная магистраль. Каждый из них - символ
будущего. Но на роль информационной магистрали не может претендовать ни
один.
Создание магистрали - дело непростое. Оно
потребует не только подготовки физической
инфраструктуры (прокладки волоконно-оптических
кабелей, установки высокоскоростных коммутаторов и
серверов), но и разработки программных платформ. В
третьей главе я рассказывал об эволюции аппаратных и
программных платформ, которая привела к появлению
персонального компьютера. А завтра в результате развития
персональных компьютеров и Internet появится платформа,
на которой будут построены и приложения для информационной магистрали - о
них мы говорили в четвертой главе. В создании программных компонентов
этой платформы уже наблюдается та же конкуренция, что и в компьютерной
индустрии восьмидесятых.
Действующие на магистрали программы должны обладать
качественным интерфейсом, высокой степенью защиты, средствами поддержки
систем электронной почты и электронных досок сообщений, совместимостью с
конкурирующими программными компонентами и другими возможностями.
Поставщики программных компонентов магистрали подготовят
соответствующие инструментальные средства и стандарты пользовательских
интерфейсов, которые помогут разработчикам в создании разнообразных
приложений и систем управления базами данных - банками информации,
доступной на магистрали. Чтобы приложения взаимодействовали с другими
программами, платформе необходим стандарт на так называемые профили
пользователей (user profiles); в этом случае информацию о предпочтениях
людей, работающих за данным компьютером, можно передать из одного
приложения в другое. "Обобществление" подобной информации позволит
программам подстраиваться под запросы конкретных пользователей.
Ряд компаний (в том числе и Microsoft), уверенных в выгодности
поставок программного обеспечения для магистрали, уже конкурируют в
разработке отдельных ее компонентов - фундамента будущих приложений для
информационной магистрали. Несомненно, что на рынке таких компонентов
преуспеет не одна фирма, и поэтому они (компоненты) должны и обязательно
будут бесконфликтно работать друг с другом.
Программная платформа магистрали должна также поддерживать
множество разных типов компьютеров, включая серверы и всю
информационную аппаратуру. Заказчиками большей части этого программного
обеспечения явятся, конечно, не частные лица, а организации, управляющие
кабельными системами, телефонные компании и другие поставщики доступа к
сетям (сетевые провайдеры), но их успех всецело зависит от конечных
потребителей. Сетевые провайдеры всегда тяготеют к той программной
платформе, которая предлагает потребителям наилучшие по своим
характеристикам приложения и самый широкий доступ к информации. Поэтому
на первом этапе компании, занятые созданием компонентов программной
платформы, будут биться за сердца и умы разработчиков приложений и
провайдеров - ведь именно они определят ценность той или иной платформы.
Появление приложений продемонстрирует потенциальным инвесторам
значимость информационной магистрали; этот этап весьма критичен, учитывая,
каких средств потребует строительство магистрали. По нынешним оценкам,
подключение к магистрали только одного информационного устройства
(телевизора или ПК) в США обойдется примерно в 1200 долларов (плюс-минус
пару сотен в зависимости от конкретного устройства и его архитектуры). Сюда
входит стоимость прокладки волоконно-оптических кабелей к каждому дому,
установки серверов, коммутаторов и соответствующей электроники. По грубой
прикидке, в США около 100 миллионов домов, а значит, суммарные
инвестиции только в этой стране выльются в кругленькую сумму порядка 120
миллиардов долларов.
Никто не станет тратить такие деньги, пока ему не докажут, что
технология действительно работает и что потребители готовы оплачивать
новые приложения. Абонентная плата за услуги телевидения, включая "видео-
по-заказу", не окупит гигантских расходов на строительство магистрали. А
инвесторы согласятся его финансировать только при абсолютной уверенности в

<< Предыдущая

стр. 12
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>